Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Educating Rita

Willy Russel

  • Аватар пользователя
    Аноним2 июля 2021 г.

    "Вы слишком дорого стоите такая, какая вы есть"

    Вы считаете, что ничего не дали мне, ничего для меня не сделали. Вы уверены, что все свелось к тому, что я выучила кучу цитат и «пустых фраз». Что ж, я их действительно выучила. Но в том не было вашей вины – виной была жажда познания, которую я испытывала тогда. Я так хотела утолить ее, что не была способна ни о чем задумываться, ни в чем сомневаться.

    Мы сами всегда выбираем, какими нам быть: великодушными, порядочными, искренними, добрыми и проч. Вот с вопросом "кем быть" всегда чуточку сложнее, ведь для выбора профессии одного желания мало. Но вот что касается качеств, нам крупно повезло, и с образованностью (определенным запасом знаний в различных областях) это никоим образом не коррелирует.

    К чему я все это сейчас рассказываю: по сюжету настоящей пьесы от современного английского драматурга Уилли Рассела университетский преподаватель Фрэнк, которому за пятьдесят и который любит выпить, берется за интересную задачу - подготовить свою 26-летнюю студентку, Риту, к экзаменам. Рита работает парикмахером, за словом в карман не полезет, любит ввернуть в разговор и крепкое словцо, особой деликатностью и чувствительностью не отличается, как и вкусом в искусстве, говорит всегда прямо и то, что думает. С первых же страниц чуть напоминает читателям другую известную пьесу, уже от классического драматурга - Бернард Шоу - Пигмалион . Сходство, правда, поверхностно-сюжетное. Рассела, похоже, не особо волнуют внешние метаморфозы героини, он пристально вглядывается во внутренний мир и приглашает читателя последовать за ним. И удивительным образом комедия начинает напоминать Генрик Ибсен - Кукольный дом и чем-то даже Дэниел Киз - Цветы для Элджернона - возросший интеллект и уверенность в себе и своих силах спрятать проблематично, что неизменно влечет за собой проблемы с ближайшим окружением. Трудно, оказывается, вырваться из тисков тех представлений о тебе, которые формировались долгое время и еще сложнее доказать другим, что ты внутренне все тот же...Автор убедительно показывает, что подобный личностный конфликт может быть не менее драматичным, чем борьба с жизненными неурядицами (несчастной любовью, нищетой, болезнью и т.п.). И самое интересное, что и читается эта пьеса не менее напряженно, хотя героев только двое, место действия одно, а разговоры в пьесы и вовсе могут показаться кому-то скучными донельзя: Фрэнк и Рита разговаривают исключительно о литературе.

    В какой-то момент Фрэнк с неудовольствием замечает, что Рита действительно становится чуточку другой - более образованной, интеллигентной женщиной. Вот только радости у него это отчего-то не вызывает, ведь он убежден, что вместе с обретением глубокий познаний она потеряла свою индивидуальность, стала такой же, как все его студенты: безличной, холодной, высокомерной, сдержанной. А мне, напротив. показалось, что особый ритин шарм приобрел новую огранку, она стала более изысканной, изящной, как и ее речь, манеры, разговоры, хотя там, в глубине души, она все та же наивная девушка, жадная до знаний и новых впечатлений, которых была лишена до 20-ти с лишним лет. Вместе со знаниями закономерно пришла и уверенность в себе. На такую женщину приятно любоваться, с ней интересно беседовать об искусстве, литературе, театральных постановках, у нее появился вкус...И я совершенно не понимаю Фрэнка, но вполне понимаю возражения Риты. Вот что это за зависть к ее успехам, ревность к ее новым друзьям и знакомым...(линия любви здесь автором, похоже, не предусмотрена, а может, и к лучшему: до обретения любви человек прежде должен познать себя и открыть свои способности)

    РИТА. Хотите, я скажу, что вас так раздражает, мистер Поэт-неудачник, оплакивающий собственную судьбу? Вы не можете примириться с тем, что я стала другой, что я выросла. Неужели, Фрэнк, все дело в том, что вы больше не можете изображать из себя доброго дядюшку, который нянчится с несмышленышем, в то время как, тот, развесив уши, ловит каждое его слово? Да, я изменилась, я знаю все то, что знаете вы, и именно это вас не устраивает, – вы бы предпочли, чтобы я так и оставалась той дурочкой, какой была когда-то; вы ничем не отличаетесь от остальных – тех, кто хотел бы, чтобы мы всю жизнь прожили в невежестве – потому, что тогда мы кажемся всем такими смешными и забавными, не так ли? Вы больше не нужны мне, Фрэнк.
    (Встает, собирает свои вещи и направляется к двери).
    Моя комната битком забита книгами. И я знаю, во что одеться, какое купить вино, что смотреть в театре, какие читать книги и газеты. Я вполне могу без вас обойтись.
    ФРЭНК. И больше вам ничего не надо? Неужели только ради этой малости вы проделали такой длинный путь?
    РИТА. Вам это представляется малостью? Ну да, для вас это действительно малость – потому, что вы все принимаете как должное и, упустив все шансы, которые дала вам жизнь, научились лишь надо всем издеваться и все презирать.

    Заканчивается тем не менее пьеса на вполне оптимистичной ноте, хотя и открытым финалом. Одна из лучших пьес, что я прочла в этом году: легкая, стремительная, добрая, поучительная - нет ничего невозможного для человека, который не отступает от своей цели. А учиться никогда не поздно, ограничения для себя создаем мы сами, шанс изменить свою жизнь к лучшему есть у всех нас.

    203
    737