
Читаем пьесы
Julia_cherry
- 1 661 книга

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Вы считаете, что ничего не дали мне, ничего для меня не сделали. Вы уверены, что все свелось к тому, что я выучила кучу цитат и «пустых фраз». Что ж, я их действительно выучила. Но в том не было вашей вины – виной была жажда познания, которую я испытывала тогда. Я так хотела утолить ее, что не была способна ни о чем задумываться, ни в чем сомневаться.
Мы сами всегда выбираем, какими нам быть: великодушными, порядочными, искренними, добрыми и проч. Вот с вопросом "кем быть" всегда чуточку сложнее, ведь для выбора профессии одного желания мало. Но вот что касается качеств, нам крупно повезло, и с образованностью (определенным запасом знаний в различных областях) это никоим образом не коррелирует.
К чему я все это сейчас рассказываю: по сюжету настоящей пьесы от современного английского драматурга Уилли Рассела университетский преподаватель Фрэнк, которому за пятьдесят и который любит выпить, берется за интересную задачу - подготовить свою 26-летнюю студентку, Риту, к экзаменам. Рита работает парикмахером, за словом в карман не полезет, любит ввернуть в разговор и крепкое словцо, особой деликатностью и чувствительностью не отличается, как и вкусом в искусстве, говорит всегда прямо и то, что думает. С первых же страниц чуть напоминает читателям другую известную пьесу, уже от классического драматурга - Бернард Шоу - Пигмалион . Сходство, правда, поверхностно-сюжетное. Рассела, похоже, не особо волнуют внешние метаморфозы героини, он пристально вглядывается во внутренний мир и приглашает читателя последовать за ним. И удивительным образом комедия начинает напоминать Генрик Ибсен - Кукольный дом и чем-то даже Дэниел Киз - Цветы для Элджернона - возросший интеллект и уверенность в себе и своих силах спрятать проблематично, что неизменно влечет за собой проблемы с ближайшим окружением. Трудно, оказывается, вырваться из тисков тех представлений о тебе, которые формировались долгое время и еще сложнее доказать другим, что ты внутренне все тот же...Автор убедительно показывает, что подобный личностный конфликт может быть не менее драматичным, чем борьба с жизненными неурядицами (несчастной любовью, нищетой, болезнью и т.п.). И самое интересное, что и читается эта пьеса не менее напряженно, хотя героев только двое, место действия одно, а разговоры в пьесы и вовсе могут показаться кому-то скучными донельзя: Фрэнк и Рита разговаривают исключительно о литературе.
В какой-то момент Фрэнк с неудовольствием замечает, что Рита действительно становится чуточку другой - более образованной, интеллигентной женщиной. Вот только радости у него это отчего-то не вызывает, ведь он убежден, что вместе с обретением глубокий познаний она потеряла свою индивидуальность, стала такой же, как все его студенты: безличной, холодной, высокомерной, сдержанной. А мне, напротив. показалось, что особый ритин шарм приобрел новую огранку, она стала более изысканной, изящной, как и ее речь, манеры, разговоры, хотя там, в глубине души, она все та же наивная девушка, жадная до знаний и новых впечатлений, которых была лишена до 20-ти с лишним лет. Вместе со знаниями закономерно пришла и уверенность в себе. На такую женщину приятно любоваться, с ней интересно беседовать об искусстве, литературе, театральных постановках, у нее появился вкус...И я совершенно не понимаю Фрэнка, но вполне понимаю возражения Риты. Вот что это за зависть к ее успехам, ревность к ее новым друзьям и знакомым...(линия любви здесь автором, похоже, не предусмотрена, а может, и к лучшему: до обретения любви человек прежде должен познать себя и открыть свои способности)
РИТА. Хотите, я скажу, что вас так раздражает, мистер Поэт-неудачник, оплакивающий собственную судьбу? Вы не можете примириться с тем, что я стала другой, что я выросла. Неужели, Фрэнк, все дело в том, что вы больше не можете изображать из себя доброго дядюшку, который нянчится с несмышленышем, в то время как, тот, развесив уши, ловит каждое его слово? Да, я изменилась, я знаю все то, что знаете вы, и именно это вас не устраивает, – вы бы предпочли, чтобы я так и оставалась той дурочкой, какой была когда-то; вы ничем не отличаетесь от остальных – тех, кто хотел бы, чтобы мы всю жизнь прожили в невежестве – потому, что тогда мы кажемся всем такими смешными и забавными, не так ли? Вы больше не нужны мне, Фрэнк.
(Встает, собирает свои вещи и направляется к двери).
Моя комната битком забита книгами. И я знаю, во что одеться, какое купить вино, что смотреть в театре, какие читать книги и газеты. Я вполне могу без вас обойтись.
ФРЭНК. И больше вам ничего не надо? Неужели только ради этой малости вы проделали такой длинный путь?
РИТА. Вам это представляется малостью? Ну да, для вас это действительно малость – потому, что вы все принимаете как должное и, упустив все шансы, которые дала вам жизнь, научились лишь надо всем издеваться и все презирать.
Заканчивается тем не менее пьеса на вполне оптимистичной ноте, хотя и открытым финалом. Одна из лучших пьес, что я прочла в этом году: легкая, стремительная, добрая, поучительная - нет ничего невозможного для человека, который не отступает от своей цели. А учиться никогда не поздно, ограничения для себя создаем мы сами, шанс изменить свою жизнь к лучшему есть у всех нас.

Стать другим - нелёгкая задача
В мире, где все распределено...
Палачи не понимают плача...
Трезвенники брезгуют вином...
Импотенты не желают секса...
Скрягам наплевать на скидок день...
Сложность изменения процесса
Собственного "я" - тоска и лень...
Так тоскливо становиться новым
Человеком, если имидж тот,
Что в тебе живёт, таким кайфовым
Был всегда, но новый поворот
В жизни перемен готовит списки...
Сам решил и сам готов на всё!!!
Стать другим - какие это риски,
Чтобы вдруг мустангом стал осёл...
Но характер чтобы стал бетоном,
Нужно не жалея бить в набат...
И молиться только тем иконам,
Что изгонят из тебя раба...
Тут менять на море нужно лужи
И замшелый разрушать покой!!!
Стать другим возможно, только нужно
Знать: "Зачем ты сам себе другой???"
Неудовлетворение собственной жизнью и собственной судьбой, низкая самооценка своих возможностей, дискомфорт нахождения не там, где хотелось бы быть - это гильотина для разума, души и тела любого человека, если он находится в стадии поиска самого себя... Вот чувствуется, что ты не на своем месте, не в своей тарелке, не в своей кровати... Да просто, твою мать, не на той планете, если брать в глобальном масштабе эту тоску и депрессию!!! Вот хочу всё по-другому и баста!!! Крах всем иллюзиям и на хрен всех, кто в этих иллюзиях поддерживает этот хрупкий, лживый покой!!! На хрен - это ещё очень мягкий вариант того, куда на самом деле хочется отправить всех и вся!!! Притом сразу, в один присест, оптом!!!
Что делать, если готовность меняться стала навязчивой, ежеминутной идеей фикс и её уже невозможно игнорировать??? А самому не получается, не выходит!!! Вернее, вроде выходит, но так хреново, что уж лучше назад, в привычное прошлое, чем в такое корявое будущее!!! Тогда выход один - нужен наставник, учитель, гуру, мучитель и спаситель в одном лице... Человек, который направит на правильную дорогу, поможет преодолеть рытвины и овраги, вытащит из трясины и отгонит комаров... Его будешь любить и ненавидеть, обожествлять и презирать, завидовать и восторгаться... Но когда внезапно ты поймёшь, что вышел на тот же уровень, что и твой учитель или вообще превзошел его, то очень трудно тогда не поддаться гордыне... Очень...
И тогда история повторяется - для кого-то это триумф, для кого-то разочарование... Кем быть и как выжить в этом бытие??? - точных ответов нет и не будет... Всё где-то рядом, вот тут, на расстоянии удара, только цель в тумане и твои глаза заклеены скотчем...
Ироничная пьеса читается на одном дыхании, не даёт скучать и весьма умело втягивает нас в водоворот событий, которых как таковых там нет, но диалоги героев предлагают нам эти события в плане яркой, словесной перепалки... Да такой, что уши горят и глаза блестят от восторга!!!
Сперва я хотел посмотреть фильм, просматривая фильмографию Майкла Кейна, но в аннотации прочитал, что есть оригинальная пьеса... При минимальном размере текста (40 минут на чтение) было бы глупо сперва не ознакомиться с ней перед киносеансом... Фильм я так ещё и не посмотрел, но знание о его существовании очень украсило мое ознакомление с этой пьесой... Я представлял главного героя в образе Майкла Кейна и это было двойное удовольствие, ибо именно таким я представлял этого персонажа... В яблочко!!!
5 из 5- жизненно, как мокрый снег; звонко, как внезапная пощёчина; смешно и грустно, словно первая зарплата; мелодично, как дуэль двух кузнечиков... Советую прочесть...

Потрясающая пьеса. Не зря в послесловии Рассела сравнивают с Чеховым - оба они так тонко и ярко показывают самую суть абсурдности жизни. причем делают это так, что актуальность со временем не теряется, а наоборот только нарастает.
Казалось бы простая тема, пришла девушка и желает учиться. Ну что проще. И даже то, что ей 26 лет для Америки вполне нормально. Но суть пьесы не в обучении. Это волшебно и прекрасно, когда человек чувствует неудовлетворенность и готов учиться, узнавать новое чтобы удовлетворить ее.
Самая большая печаль пьесы открылась мне практически в само начале. Изначально Рита особенная девушка, которая даже не имея нормального образования понимает суть жизни вокруг, смысл связей и вещей, просто не нашла себя в этом мире. И вот она обратилась к образованию. Но образованию не нужны индивидуальные мнения, образованию не нужны умные или уникальные люди. Образованию нужны стандарты, нормы.
Особенно остро это ощущается сейчас. Детей в садах, школах не учат думать самим. Их учат ответам. Так как на вопросы образования может быть только один правильный ответ, признанный в РАНО. И от этого очень грустно и страшно. Да здравствует ЕГЭ и серая масса...

Что насчёт мата... Ну да, образованные люди знают, что это только такие слова, и больше ничего. Только простые люди этого не понимают, поэтому мне и нравится иногда сказать что-нибудь этакое, позабористей. А вот образованные — они даже внимания не обратят, верно ведь? Потому что знают, что это только слова и ничего больше. А эти самодовольные болваны, с которыми мне приходится иметь дело, корчат из себя особ королевской крови, потому, видите ли, что они не ругаются. Я ничего против не имею, только это ведь именно аристократы ругаются больше всех, как нам кажется? Целый день знай себе — посылают то на «х», то на «б». Что то вроде: «Будь так любезен, передай мне, пожалуйста, блюдо с этой ё… куропаткой», что, не так? Им ведь не объяснишь, как это звучит на самом деле — они же не виноваты, что говорят такое, — просто ничего не могут с собой поделать.

Ты хочешь знать, твёрдо ли я решил пойти в паб? Для того чтобы отправиться в паб, мне нет необходимости принимать никаких «твёрдых решений»…

Когда я под градусом, то мне начинает казаться, что за болтовнёй, которой я занимаюсь, действительно, скрывается что-то стоящее.














Другие издания
