
Ваша оценкаРецензии
Аноним25 сентября 2013 г.Читать далееВпервые я пишу отзыв на Крапивина. А ведь это один из любимейших писателей с детства, на книгах которого я выросла и которые до сих пор читаю и перечитываю.
И вот - вчера вечером, после долгого обсуждения в комментариях любимых крапивинских книжек, почувствовала дикий приступ ностальгии, открыла "Голубятню", чтобы прочитать пару страничек, заглянуть на минуточку в Орехов и Старогорск, хотя бы мельком увидеть Яра, Юрку, Глеба, Гельку, Янку. Конечно же, какая там минуточка - читала всю ночь до утра, не в силах оторваться. До конца, до слов "Это ты, что ли...", от которых всегда слезы на глазах. В который раз.
Поэтому хочу на законных основаниях наконец-то признаться в любви к писателю, всем его книгам и самой любимой из них - "Голубятне".За что я люблю Владислава Петровича. Это человек, посвятивший свою жизнь детям. Он не только написал множество замечательных книг, на которых выросло не одно поколение хороших людей ( а уверена, что дети, читавшие и любившие Крапивина, не могут вырасти подлыми и злыми людьми). Он воплощал все, о чем пишет, наяву, в своем отряде "Каравелла", руководил им больше 30 лет и все это время был бок о бок с мальчишками, о которых пишет, занимался с ними делами, о которых пишет. Для меня это пример честности в своей профессии и преданности идеалам не на словах, а на деле.
За что я люблю книги Крапивина. Они со мной всю сознательную жизнь, с детства. Я росла с этими героями, переживала с ними радости и горести, впутывалась в захватывающие приключения и принимала мучительные решения. Для меня навсегда понятия "совесть", "честность", "дружба", "преданность", "смелость" сплелись в сознании с крапивинскими книгами. И пусть сейчас эти понятия не в цене, пусть многие говорят снисходительно в рецензиях, мол, идеализм, максимализм, неискренность... Пусть. Да, это чертова романтика. Романтика Дружбы, Честности, Тайны, Дороги. Но почему же эти книжки мне кажутся более настоящими и реальными, чем сотни "взрослых" и "жизненных" книг? Я хочу верить, что это до сих пор не пустые слова, я не позволяю им для себя стать пустыми. И за это спасибо в том числе и книжкам.
Да, сейчас я выросла и уже вряд ли буду перечитывать, к примеру "Оруженосца Кашку". Но ко всем героям, даже к тем, с кем я давно уже не встречалась, у меня осталось чувство бесконечной нежности и благодарности за то, что они были, есть и будут.За что я люблю "Голубятню". Для меня это квинтэссенция всего дорогого и любимого, что есть в его произведениях. Именно ее я чаще всего снимаю с полки, именно этих героев больше всего люблю.
Она при каждом прочтении неизменно меня восхищает своим хитросплетенным замыслом, сюжетом, слогом, атмосферой, героями, идеями.Первая часть, "Голубятня в Орехове", с дурашливой ребячей беготней в начале, быстро приковывает мрачной загадочностью и фантастической составляющей, но вскоре превращается в удушливый, вязкий кошмар. Там все по законам страшного сна - странные, но не удивляющие перемещения во времени и пространстве, давящая, удушливая атмосфера, предчувствие неотвратимого несчастья, попытки спасения и, наконец, понимание правил игры и желание бороться.
Вторая часть, "Праздник лета в Старогорске" - моя любимая)) Она вся похожа на ясный летний день, с друзьями, мелкие обиды на которых вскоре забываются, манящими загадками и тайнами. И именно здесь мои любимые Гелька, Юрка, Глеб, Ерема и Янка. Эта часть - маленькое чудо! И - Дорога, неизвестность, выбор.
Третья часть, "Мальчик и ящерка" - самая остросюжетная и напряженная, в ней судьбы героев сплетаются в тугой клубок. Она заставляет замирать, затаив дыхание, ломать голову, чертить схемы, и возвращаться к началу. И после того как закрыта последняя страница и на глазах еще не высохли слезы, в душе снова чувство бесконечной любви и восхищения.
Эта книга для меня - нечто бесконечно дорогое, сокровенное, личное. Мне хочется ее укрыть, защитить от чужих взглядов не тех людей, слишком взрослых, и циничных, тех, кто пожмет плечами, скажет что-то равнодушное. И вместе с тем хочется поделиться ею со своими людьми, как дорогим сокровищем. Она - как тайный знак, общий код, признак родства душ.
Неизгладимое. Родное. Любимое.
И напоследок - несколько моих любимых иллюстраций Евгении Стерлиговой к "Голубятне"
1064,3K
Аноним5 июня 2018 г.Потеряться во множестве галактик
Читать далееВ кои то веки у меня пропал дар письменной речи, и я не знаю, что сказать про книгу внятно.
Я попробую, но, не обессудьте, если не смогу.
Если в рецензии не будет про сюжет, потому что сюжет для меня тут на уровне ощущений. Нет, там есть какая-то канва, но для меня она слегка потерялась. Потерялась во множестве галактик, во множестве звезд, во множестве искорок, в дуновении ветерков, в бесконечности, наконец. В кольце железной дороги на Станции Мост. Во всех громких и пафосных словах, во всех тихих, произнесенных шепотом заклинаний. В числе пять. В круге, в Уроборосе. Ну как тут сказать, о чем эта книга?Я могу сказать например вот так. Она добрая и солнечная, она как блики солнца на ряби воды. Она как расходящиеся круги по воде от брошенного камешка. Она со стихами и песнями, она звучная как утренний горн на побудку в лагере. Она о любви родителя к ребенку, неважно своему или чужому. Она о любви ко всем детям на всех планетах во всех измерениях, особенно к потерянным детям. Она об одиночестве, о жажде любви, о голоде по теплому дому. О любви к миру будь то опять же свой мир или какой-то неведомый другой. Книга - окно в другие измерения. О защите своего дома от пришлых и ушлых. Частично о войне. О храбрости, об отваге, об отчаянии, когда уже нечего терять.
Или я могу сказать вот так. Она тревожная и страшная. Она пробуждает какой-то древний рефлекс медведицы, когда хочется схватить своего медвежонка и никуда не отпускать, и порвать за него любого сунувшегося. Эмоционально тягостная, потому что невозможно читать спокойно, как умирают дети, это удушает и притупляет сочувствие, невозможно оставаться на привычном уровне эмпатии и сопереживать главным героям в дальнейшем, слишком уж действует на больные точки книга уже в самом начале, от эффекта шока после обрушения крепости что-то потерялось.
И обе "вот так" будут верными. И я не могу выбрать, какая эмоция превалирует. Как-то "Голубятня" оказалась по обе стороны эмоционального спектра. Но зацепила безусловно.
944,8K
Аноним7 апреля 2019 г.Читать далееСолнце плечи им трогает,
Ветер спутал вихры.
И, быть может, тревога их —
Что-то вроде игры.В 1961 году Владиславом Крапивиным по собственной инициативе был создан детский отряд "Каравелла" с определённым профилем: журналистика, морское дело, фехтование. Прочитав с десяток книг писателя, начинаешь ощущать себя одним из участников того коллектива - настолько близко автор позволяет читателю сойтись с мальчишками, выросшими в отряде. Конечно же, многих своих героев он списал с собственных подопечных, мы их узнаём, привязываемся, любим и называем "крапивинскими мальчиками". Не хочу обижать девочек, но не они главные герои книг писателя, если и присутствуют в компании, то на вторых ролях.
Трилогия "Голубятня на желтой поляне" обладает особенностями, характерными для творчества писателя, в ней присутствуют основные опознавательные знаки - авторские фишки:
- Добро, честь, справедливость, отвага - главные человеческие принципы, воспеваемые Крапивиным.
- Средний возраст героев колеблется от 10 до 13 лет (хотя в компании с ними могут быть и малыши, и взрослые).
- Клубная атрибутика. Вспоминая профиль "Каравеллы", в перечень обычно входят яхты, рапиры, горны, барабаны.
- Имена. У крапивинских мальчишек всегда звучные имена, необычные сокращённые варианты. В этой книге есть Яр или Яська (Ярослав), Тик (Игнатик), Денёк (Даниил) и др.
- Многие герои воспитываются в неполных семьях или находятся под присмотром дальних родственников (тёток/бабушек).
Можно продолжить сбор общих характеристик, присущих творческому наследию писателя (уверена, кто-нибудь это сделает, приписав пункты о песнях, играх, животных...), но хочется обратить внимание не на внешние схожести героев и атрибутики, а на общую идею сохранения выдуманного или настоящего мира. Беречь, защищать свой дом, свой город, творить добро, не быть равнодушными к чужой боли учит автор ребят всей планеты на примере своих маленьких героев. Иногда одна барабанная палочка может сделать большое дело.
"Голубятня на желтой поляне" вместила в себя разные плоскости одной галактики. Они соприкасаются, сходятся рельсами, обмениваются ветерками. Между ними существуют различия, но общего намного больше. Любые катаклизмы, ядерные взрывы, нашествия, касающиеся одного из миров, обязательно затронут и другие. Произойдёт ли сдвиг, зацикливание, как в фантастическом сюжете этой книги, или загрязнение планеты и реальные войны, которые видим мы, - итог может быть плачевным в любом случае.
"Клоуны", "манекены", "люди, которые велят" не настолько невообразимые и нереальные, как кажется на первый взгляд. Породить, создать их человечеству доступно, как доступно заселить кухню тараканами, если не содержать её в порядке и чистоте. Крапивин (устами Глеба) озвучивает размышления о том, как победить тех, кто устраивает войны, стравливая народы.
Вот представьте, что у вас на кухне завелись тараканы. Их можно давить, морить разными порошками. Можно их на какое-то время вывести. А потом они опять… Надо не тараканов морить, а чтобы на кухне была чистота. А если там грязь и плесень, они разведутся снова… Разве не простая мысль?Владислав Крапивин из тех взрослых, кто создаёт действующие отряды в жизни и в книгах - армию из мальчишек. Армию для борьбы со злом, несправедливостью, равнодушием. "Взрослых можно убедить, можно напугать, а дети… это же категория, не поддающаяся логическим схемам" - уверяет он читателей. И маленькие читатели верят и берут пример с "крапивинских мальчиков".
Отличная книга для всех подрастающих поколений.722,1K
Аноним8 января 2019 г.Читать далееВо многом необычная для меня детская фантастика, всегда приятно, когда книга может тебя удивить. Сюжет напоминал мне канатоходца, где по правой стороне фантастика, а по левой детская литература; я все надеялась, что он будет заваливаться направо, а он упорно заваливался налево, что, в принципе, логично. Боюсь, книга оказалась не в моем вкусе: во-первых, по выше указанной причине детскости посреди любопытной фантастики; во-вторых, книга мальчишеская; в-третьих, она ближе к шестидесятникам, или просто людям с советским детством, которого у меня быть не могло. Сначала о мальчишестве - все герои мальчики, либо взрослые мужчины, мне было неуютно, все их обнимашки отдавали гейством, хотя я мозгом понимаю, что это даже в мыслях не было, но ничего с собой поделать не могу, я не разбираюсь в мужской дружбе, у меня все по другому устроено. Поэтому их залихватские приключения мне были не интересны (наверное, потому что не понятны, ибо у меня не с чем соотнести из жизненного опыта).
Так же не с чем из жизненного опыта было и соотнести советское детство, которое сквозить из всех щелей, и я знаю что оно советское, потому что похожее мне рассказывали мои родители. Вся эта послевоенная тяга к оружию, родители пропадающие работе, партийные задания - я такое только в книгах и вижу, и оно мне не родное от слова совсем.
Вот и остается только крейсер, иные пространства и странные пришельцы - но это лишь процентов пятнадцать от сюжета, остальное во мне не задерживалось. И то, очень по детски с этими пришельцами расправились, что логично исходя из целевой аудитории и грустно для меня лично. А еще мне понравились роботы и не понравились красочно расписанные смерти. Да и мистики под конец многовато, это тоже впечатление подпортило.721,7K
Аноним15 мая 2017 г.Теория струн от советского фантаста
– Люди живут для счастья, – сказал Яр. – Вы, Магистр, этого не поймете. Несмотря на семьсот двадцать девять…Читать далее
– Действительно, не пойму. У вас у каждого свое счастье. Один счастлив, когда женится на любимой девушке, другой – когда на вдовушке с хорошим счетом в банке. Третьему достаточно купить мотоцикл, четвертый счастлив благодаря солидной зарплате и красивой даче…
– Есть кое-что и помасштабнее…
– Не спорю. Один считает целью жизни выиграть как можно больше сражений, другой посвятил себя тому, чтобы сражений никогда не было. Третий мечтает открыть неизвестную планету…
«Не в планетах дело, – подумал Яр. – Когда-то мне казалось так же, а теперь знаю – не в них дело. Счастье – когда счастливы те, кого любишь. И когда они есть – те, кого ты любишь… Вот этого ты, глиняная дубина, не поймешь никогда».Вот с такими книгами как эта не рецензии получаются, а сплошное расстройство мыслей и чувств. Потому что просто хочется написать: «Это было потрясающе! Сотрите мне память, я хочу повторить!». Книга попадает в категорию «боюсь советовать, потому что, если кому-то не понравится, мне будет мучительно обидно» итд итп. В общем, я думаю, вы меня поняли. Книга в любимом, ворох восторгов, другие книги автора добавлены во все списки на прочтение) Но вот и оставлять книгу без рецензии тоже неохота, мой внутренний графоман требует написать хоть что-то. Так что приступим.
Во-первых, автор писатель детский, так что если есть предубеждение, имейте в виду, а я вот очень люблю детские книги из категории, что говорится «на любой возраст», герои которых еще дети, а не подростки и во главе сюжета стоят дружба и приключения, а не любови и отношения. Во-вторых, если не любите фантастику ни под каким соусом, тоже лишний раз подумайте, прежде чем браться. Но под фантастической оболочкой здесь скрывается столько всего жизненного и актуального: взаимоотношения детей и родителей, ответственность человечества перед Землей, борьба за то, что тебе дорого… перечислять можно долго.
В первой книге (это, кстати, трилогия) мы знакомимся с космическим разведчиком, скадерменом Ярославом Родиным. Находясь на вахте в субпространстве он неожиданно видит мальчика, который, взяв его за руку, выводит Яра на поверхность Планеты, очень похожей на Землю, но в тоже самое время и сильно от нее отличающейся. Здесь число пять под запретом, даже собираться впятером чревато последствиями. Здесь река разделила людей на две группировки. Здесь происходят страшные нашествия, от которых гибнут люди. Здесь есть таинственный пустующий Город, в котором по непонятным причинам вроде как никто не живет. Здесь нет как таковых власти и правительства, зато есть "те, которые велят", страшные существа, поставившие перед собой научную цель и идущую к ней, не считая количества разрушенных и отнятых жизней.
Вторая книга возвращает нас на Землю Яра в городок Старогорск, где трое мальчишек, необычный робот и журналист с параллельной (нашей?) Земли столкнутся со множеством тайн и приключений и снова появляются в кадре зловещие манипуляторы. А еще будет железная дорога, которая соединяет между собой миры. Искорка, рожденная из каплей человеческой крови, которая может дать вечную энергию. Будет музыка, сыгранная на дорожках лунного света. Будет дружба и будет расставание...
Третья часть соединила все воедино, свела миры вместе на закольцованном отрезке времени. Последнее столкновение, последняя битва за Планету... Иногда одного отважного поступка одного отважного, хотя еще и маленького человека, достаточно, чтобы разрушить планы целой армии бездушных захватчиков. Но вот цена, цена все равно оказалась для меня чересчур высокой, я бы хотела немного, самую капельку другую концовку...
Про героев, пожалуй, отдельно говорить не буду, иначе не смогу остановиться. Скажу только, что вот такие дети мне очень по душе, поэтому переживала за них всем сердцем. Очень жаль, что нет еще историй с этими же мальчишками.
Подводя итоги, могу сказать, что очень рада, что пускай уже во взрослом возрасте, но я все же познакомилась с автором. Уверена, что общение наше с ним теперь будет долгим и продуктивным, ведь, читая его, я не раз вспоминала любимую фразу из книги другого моего любимца "Есть и другие миры, кроме этого".
Вообще, с огромным удовольствием рассматривала после прочтения иллюстрации различных художников, насохраняла целую папку))
602,2K
Аноним27 февраля 2019 г.Читать далееИстория чудесная! В ней соседствуют реальность и волшебство, фантастика будущего и ностальгия по советскому прошлому. А еще здесь есть замечательные мальчишки - Тик, Гелька, Янка, Алька и другие. А уж ветерки - это нечто неописуемое, печально-прекрасное. И как в других книгах Крапивина будут непростые решения, сложный выбор, смелость и отчаянье. И надежда, без этого никуда.
Первая часть самая запутанная, вместе со скадерменом Ярославом Родином мы попали на знакомо-незнакомую планету и надо разобраться что здесь не так как на Земле и почему. Но мальчишки (и девчонка) здесь не менее замечательные, чем на родине, к ним сразу прикипаешь сердцем и уже не можешь не переживать за них, как за родных. А здесь действуют незнакомые правила и вот уже "те, кто велят" начинают свою непонятную игру.
Во второй части действие происходит на земле и тут встретилась самая страшная глава про столкновение Гельки с пришельцами неизвестно откуда. К счастью и на Земле есть своя магия, а барабанный бой может спасти в страшную минуту. И вот уже "искорка" поможет попасть в параллельную Землю, а еще всплывают тайны прошлого и обнаруживаются новые связи.
Третья повесть описывает события на Земле и на Планете, которые связаны в кольцо. И ветерки спешат на помощь, хотя сами нуждаются в спасении. Ох, как всё... Я бы задержалась еще в этой истории, но последнее слово отзвучало...Теперь об исполнении. Я выбрала аудиовариант книги, который читает Вадим Максимов. И вроде хорошо читает, но вот голос мне его оказался неприятен, какой-то скрипучий. Так что в первой части я постоянно отвлекалась на него от книги. Потом стала слушать на скорости 1,5 и стало немного лучше, но всё же, мне не понравился.
581,6K
Аноним20 февраля 2025 г.Книга, которую я оцениваю с возрастом, иначе
Читать далееЭто была любимая моя подростковая книга, я читала ее еще в подшивке журнала «Уральский следопыт» с прекрасными иллюстрациями Евгении Стерлиговой. И я ее перечитывала неоднократно, но в этом году решила сравнить свои впечатления с теми, детскими. И они теперь совершенно другие. Появился негатив к героям и автору, которого раньше не было. И я хочу разобраться, почему.
Итак, три повести в «Голубятня не желтой поляне» с названиями «Голубятня в Орехово», «Праздник лета в Старогорске» и «Мальчик и ящерка» тесно между собой связаны и представляют единое целое, хотя это понятно не сразу. Все события происходят в параллельных мирах: мир далекого будущего и мир невозможного настоящего (в двух временных отрезках). Сюжет первой книги укладывается в пару предложений: дети, живущие в параллельном мире, сильно похожем на конец 80-х придумали себе героя-звездолетчика , и один из мальчиков (Тик) привел Ярослава Родина в этот мир. Ярослав Родин не пожелал вернуться на свой эскадеэр и стал жить в этом странном мире, который держится на лжи и страхе. Им управляют «Те, кто велят». Это пришельцы, которые задумали создать мыслящую галактику, а для этого они не пощадят ту галактику, в которой они находятся. Войны, эпидемии, конфликты – это все, чем любят заниматься «Те, кто велят». Весь первый том Ярослав разбирается с обстановкой. То теряет, то находит своих обретенных детей – Тика, Альку, Дану и Читу, переживает много трагедий и чуть было не возвращается на свой эскадээр. Самая большая потеря для него – Тик, мальчик со сверхспособностями. Но в конце книги мы видим – есть надежда на то, что мальчик в плену.
Вторая книга – это история друзей – Гельки, его друга Юрки и скрипача Янки (на самом деле пришельца из мира, где правят «Те, кто велят»). Здесь тоже есть взрослый, который возится с детьми – журналист Глеб, попавший в мир из своего параллельного похожего мира. В «Празднике лета…» более теплая и душевная атмосфера. Дружба, ревность мальчишек, их всякие совместные дела и забавы. Но и тут появляются смутные враги в виде клоунов и гипсовых статуй. Те, кто велят, пытаются пробраться в спокойный мир. Особенно они активизируются, когда мальчишкам удается создать модель вселенной, Искорку.
Третья книга объединяет все сюжетные линии. Становится понятно, что Юрка попал во временную петлю и погиб в Восстании лицея, Янка стал ветерком и послан в параллельный мир, чтобы привести Юрку к отцу Ярославу Родину, но не справился с миссией. Глеб вернулся не в свой мир, а попал в Орехов. Ярослав Родин объединяет детей на борьбу с «Теми, кто велят», а Гелька совершает подвиг и размыкает пространственно-временное кольцо.
Запутанный сюжет складывается воедино и в итоге все живы, ветерки стали людьми, никто не гибнет.
Перед нами целый отряд юных героев, спасающих мир. Мальчишки как на подбор – от тихонь до хулиганов, от ботаников до двоечников. И с ними чужие взрослые.
И что вот теперь мне не нравится в книге?
Рискуют только дети. Не взрослые спасают мир, а мальчишки, ценой своей жизни. Нет родителей и учителей. Они как мебель только упоминаются. Дети действуют в одиночку. Два взрослых персонажа ничего особенного в сюжете не делают, только рефлексируют и ведут переговоры с врагами. Женщин в трехтомнике нет. Либо они упоминаются как мамы и тети (чаще всего отрицательные персонажи) либо дети вообще сироты. Целый мир сирот. С добрыми дядями…
Любимый персонаж – робот Ерема, веселый самодур, погибший в борьбе за правое дело.
Нелюбимый персонаж Тик. Он бесил всю книгу. Такой мальчик с суперспособностями, но доверчивый и весьма трусливый, все беды происходят на самом деле из-за него.
Вызывали раздражение образы барабанщиков. Это был и символ борьбы, и символ мальчишеской дружбы, и символ символа. Честно говоря, уже перебор. Но в детстве я не замечала этого.
Очень не понравился Юрка. Жестокий манипулятор, если вдуматься. Не по годам расчетливый.
Не понравилась единственная девочка во всей книге – Данка. Она просто как мебель присутствует в книге. Выкинь ее из сюжета – ничего не изменится.
Вообще, много наивного и дерзкого в книге, и она относится для меня к высокому уровню прозы. Но сейчас вот, спустя многие годы, вызывает на дискуссию и даже конфликт с почитателями творчества Командора.Содержит спойлеры54364
Аноним6 июня 2017 г.Негаснущая искорка
"И если были слёзы в этот день,Читать далее
Придёт другой – теплей и веселее.
Ты сказку за руку возьми —
назло беде.
И улыбнись.
Она тебя согреет…"Это было словно возвратиться из дальней поездки домой.
Как?! Как я могла их забыть?! Игнатика, Данку, Читу, Альку; Юрку, Гельку, Янку, Ерёму?
"А бормотунчика? - едко подсказывает внутренняя дотошность, - а Яра, Глеба?"
Конечно же никто не был забыт, просто до поры-до времени они спрятались в потайные уголки памяти. И как только начала читать - случился взрыв моей личной галактики. Завертелось, закружилсь. Вспомнить всё!
Я вспомнила. И всё-таки с упоением, словно первый раз, читала эту умопомрачительную, всплеско-эмоциональную, невозможно красивую книгу.Крапивинские мальчишки! Маленькие защитники добра и справедливости. Они всё так же вызывают умиление, трепет и волнение, как и много лет назад.
Спасибо за это, не знаю даже кому.
Спасибо, что они всё такие же отчаянные, всё такие же серьёзные и в то же время трогательные до невозможного. Спасибо за искорку, которая не погасла, и не угаснет теперь уж точно.Будьте осторожны! Голубятня на жёлтой поляне - это особое путешествие в книгу. А эта книга - целая вселенная. Она завлекает, поглощает, забирает сон, аппетит. И всё это по доброй воле. Приготовьтесь, что окружающие будут видеть вашу, казалось бы нелепую улыбку, странное, почти до дрожи, волнение, мокрые от слёз ресницы. Вы станете одним из этих (не путать с Теми из романа), которые подпали под чары автора и его персонажей.
Трилогия построена на принципе одного очень запутанного сюжета и с разными героями в двух частях, но в третьей история стаёт цельной, все ручейки стекаются в одно русло и всё становится очень понятным.
Но как же умеет Крапивин интриговать и удивлять. И довести до точки каления. Сколько раз замирало моё сердце, а слова #которыенеследуетговоритьпорядочнымдамам# чудом не слетали с губ.
Просто, понимаете, они как живые, эти мальчики. И даже роботы.Разве станешь плакать над смертью робота? Ведь это машина, набор железяк. Оказывается, станешь, если это Ерёма, и он и твой друг тоже.И пусть это фантастика, но об этом забываешь, потому что проблемы и беды, с которыми борются дети, настоящие, не придуманные.
Добро и зло, подчинение более сильным, боязнь неведомого, мужство перебороть себя и свои страхи, умение дружить, а главное - иметь в душе свою, негаснущую искорку совести, чести и добра. Может это и звучит немного пафосно, но, согласитесь, это правда. Человек без богатого внутреннего мира, без цели, без той самой искорки, превращается даже не в робота, - пустую оболочку, просто прожигающую жизнь.Невозможно не любить эту книгу, невозможно оставаться равнодушной, читая о приключениях отважных "пограничников" миров, невозможно не проникнуться её ярким, солнечно-жёлтым настроением, и невозможно не чувствовать боль и переживания этих отважных малышей.
Советовать её надо только самым близким, проверенным, которые, точно знаешь, оценят. Потому что не перенесу, если её будут ругать. Да и за что ругать то?
Близкая по духу, родная. Теперь куплю бумажную - и на полку, на видное место. Скорей бы."Счастье – когда счастливы те, кого любишь. И когда они есть – те, кого ты любишь… " Разве можно описать это лучше? Золотые слова. Пусть так будет всегда.
501,3K
Аноним12 июля 2011 г.Читать далееМного позже пришло осознание, что я не только был современником выхода романа и земляком автора, но и в буквальном смысле вступал в мир взрослых по мере выхода этих номеров «Уральского следопыта» с иллюстрациями Евгении Стерлиговой. Как же вовремя это случилось!
Тогда же Владислав Крапивин делился с читателями журнала, как идёт работа над повестями. Первоначально никакой трилогии не было. Была повесть «Голубятня на жёлтой поляне». Вторую повесть «Праздник лета в Старогорске» напечатали через год, а появилась она в больнице, когда туда угодил автор, и у него образовалось много свободного времени. Но видно тема «Голубятни…» не отпускала. Она незримым пунктиром обозначилась и во второй повести. И когда автор поделился, что связь этих повестей между собой будет раскрыта в третьей – «Мальчик и ящерка» - это произвело большое впечатление! Ещё через год последняя увидела свет.
Уже когда прочитал всё, помню, поразила мысль, а что если бы автор не дожил до третьей части (в больницу с пустяками не попадают)? Сколько искорок погасло бы, сколько вселенных не состоялось бы? Тогда же возникла мечта экранизировать трилогию, непременно в кино! И названия никакого, кроме как «Голубятня на жёлтой поляне», не виделось. Как было приятно увидеть потом на книжном издании именно это название, относящееся уже ко всем трём повестям (первая часть стала называться просто «Голубятня в Орехове»)!
Это надо очень польстить жанру фэнтези, чтобы механически отнести к нему книгу. Здесь больше связи с уральскими сказами - по той мембране, что отделяет повседневность от сказки; по той лёгкости, с которой можно шагнуть из голубятни в космический корабль.
Средняя часть трилогии вышла в 1984 (знаменитом оруэлловском). Вместе с обрамляющими её повестями получилось примечательное совпадение. Ну, это так, в историческом плане.
Нет, всё-таки, тут столкновение массивнее и фундаментальнее, чем просто нестыковка и наложение параллельных реальностей. Мир детства и мир взрослых. Крапивину часто ставят в вину, что смерть слишком уж реально присутствует в его произведениях о детях. Но разве те взрослые, что не помнят своего детства, не убивают в себе того ребёнка, каковым они были? Или такова жертва, чтобы пройти во взрослый мир? Или взрослый мир – это вообще загробный мир ребёнка? Ну нет, у Крапивина всё сложнее, как и в жизни. Почему-то эти дети почувствовали в Яре своего, а взрослые зевнули такую опасность для своей реальности стоимостью в четыре копейки? А он в свою очередь видит странное тождество с собой в Игнатике. Странный Ерёма не успокаивается, пока не собирает себе сынишку. Ведь тут главное не переборщить. Не все дети «одинаково полезны». Просто неинтересные дети не являются героями этих повестей. Или показаны скучные взрослые как последняя точка в развитии таковых. Вот тут неуловимая атмосфера зыбкости и неустойчивости настоящего приходит в соприкосновение с чувствами потери и невозвратности. Возможно, взрослые получаются двумя способами: одни, как деревья, наращивают себя кольцами и в любой момент могут всегда обратиться к нужному слою; а другие, словно бабочки, полжизни живут гусеницами и потом ничего общего не имеют с собой в прошлом.
Трилогия должна была стать нашими «Звёздными войнами», а сложилось так, что «Звёздные войны», вернее, реальные войны стали нашей жизнью. В момент выхода книга могла нас предупредить, а теперь она всё объясняет. Вот он ваш вселенский заговор манекенов по производству горестей и печалей! Вот эти манекеноподобные рыжелицие, считающие, что они могут хоть что-то контролировать, и мнящие себя «Теми, которые велят»! Бормотунчик, милый, где же проходы между вселенными? Пусть эти остаются в своей четырёхкопеечной действительности!46505
Аноним14 марта 2019 г.Чтобы жить, человек должен любить. Кого-то или что-то.
Читать далееЗамечательная детская литература! Очень грамотная, захватывающая, геройская, фантастическая, любвеобильная и такая мальчуковая! Т.е. я не хочу сказать, что она только для мальчиков (я, правда, пацанка та еще :))) но, думаю, для девочек история тоже будет интересна.
Отличное сочетание фантастики, реальности, сказки и душевности! Где-то, правда, я немного запуталась в мальчишках, но потом всё встало на свои места.
Книга о дружбе, семейственности, поддержке в трудную минуту и взаимопомощи.
А еще книга прямо-таки пропитана детством! Безумные приключения, опасные ситуации, разбитые носы и поцарапанные коленки...
В общем, мне нравится!
P.S. Слушала книгу в исполнении Вадима Максимова! Отличный декламатор! Рекомендую.
Яр опять подумал: как много дел может делать Чита, не отрываясь от книги. Да и читает ли он? Может, просто прячет за книжкой то, что думает и чувствует?451,5K