Рецензия на книгу
Голубятня на жёлтой поляне
Владислав Крапивин
Аноним20 февраля 2025 г.Книга, которую я оцениваю с возрастом, иначе
Это была любимая моя подростковая книга, я читала ее еще в подшивке журнала «Уральский следопыт» с прекрасными иллюстрациями Евгении Стерлиговой. И я ее перечитывала неоднократно, но в этом году решила сравнить свои впечатления с теми, детскими. И они теперь совершенно другие. Появился негатив к героям и автору, которого раньше не было. И я хочу разобраться, почему.
Итак, три повести в «Голубятня не желтой поляне» с названиями «Голубятня в Орехово», «Праздник лета в Старогорске» и «Мальчик и ящерка» тесно между собой связаны и представляют единое целое, хотя это понятно не сразу. Все события происходят в параллельных мирах: мир далекого будущего и мир невозможного настоящего (в двух временных отрезках). Сюжет первой книги укладывается в пару предложений: дети, живущие в параллельном мире, сильно похожем на конец 80-х придумали себе героя-звездолетчика , и один из мальчиков (Тик) привел Ярослава Родина в этот мир. Ярослав Родин не пожелал вернуться на свой эскадеэр и стал жить в этом странном мире, который держится на лжи и страхе. Им управляют «Те, кто велят». Это пришельцы, которые задумали создать мыслящую галактику, а для этого они не пощадят ту галактику, в которой они находятся. Войны, эпидемии, конфликты – это все, чем любят заниматься «Те, кто велят». Весь первый том Ярослав разбирается с обстановкой. То теряет, то находит своих обретенных детей – Тика, Альку, Дану и Читу, переживает много трагедий и чуть было не возвращается на свой эскадээр. Самая большая потеря для него – Тик, мальчик со сверхспособностями. Но в конце книги мы видим – есть надежда на то, что мальчик в плену.
Вторая книга – это история друзей – Гельки, его друга Юрки и скрипача Янки (на самом деле пришельца из мира, где правят «Те, кто велят»). Здесь тоже есть взрослый, который возится с детьми – журналист Глеб, попавший в мир из своего параллельного похожего мира. В «Празднике лета…» более теплая и душевная атмосфера. Дружба, ревность мальчишек, их всякие совместные дела и забавы. Но и тут появляются смутные враги в виде клоунов и гипсовых статуй. Те, кто велят, пытаются пробраться в спокойный мир. Особенно они активизируются, когда мальчишкам удается создать модель вселенной, Искорку.
Третья книга объединяет все сюжетные линии. Становится понятно, что Юрка попал во временную петлю и погиб в Восстании лицея, Янка стал ветерком и послан в параллельный мир, чтобы привести Юрку к отцу Ярославу Родину, но не справился с миссией. Глеб вернулся не в свой мир, а попал в Орехов. Ярослав Родин объединяет детей на борьбу с «Теми, кто велят», а Гелька совершает подвиг и размыкает пространственно-временное кольцо.
Запутанный сюжет складывается воедино и в итоге все живы, ветерки стали людьми, никто не гибнет.
Перед нами целый отряд юных героев, спасающих мир. Мальчишки как на подбор – от тихонь до хулиганов, от ботаников до двоечников. И с ними чужие взрослые.
И что вот теперь мне не нравится в книге?
Рискуют только дети. Не взрослые спасают мир, а мальчишки, ценой своей жизни. Нет родителей и учителей. Они как мебель только упоминаются. Дети действуют в одиночку. Два взрослых персонажа ничего особенного в сюжете не делают, только рефлексируют и ведут переговоры с врагами. Женщин в трехтомнике нет. Либо они упоминаются как мамы и тети (чаще всего отрицательные персонажи) либо дети вообще сироты. Целый мир сирот. С добрыми дядями…
Любимый персонаж – робот Ерема, веселый самодур, погибший в борьбе за правое дело.
Нелюбимый персонаж Тик. Он бесил всю книгу. Такой мальчик с суперспособностями, но доверчивый и весьма трусливый, все беды происходят на самом деле из-за него.
Вызывали раздражение образы барабанщиков. Это был и символ борьбы, и символ мальчишеской дружбы, и символ символа. Честно говоря, уже перебор. Но в детстве я не замечала этого.
Очень не понравился Юрка. Жестокий манипулятор, если вдуматься. Не по годам расчетливый.
Не понравилась единственная девочка во всей книге – Данка. Она просто как мебель присутствует в книге. Выкинь ее из сюжета – ничего не изменится.
Вообще, много наивного и дерзкого в книге, и она относится для меня к высокому уровню прозы. Но сейчас вот, спустя многие годы, вызывает на дискуссию и даже конфликт с почитателями творчества Командора.Содержит спойлеры54364