
Ваша оценкаРецензии
Аноним29 ноября 2023 г.Читать далееОчень простая история.
Рассказ начинающего учителя о первых шагах в профессии. О первых неудачах и первых победах.
Но эта история отличается от других.Сам учитель – уроженец Британской Гвианы, ныне Гайана. Родился в вполне интеллигентной образованной семье. Искренне воспринял Британское господство и всю жизнь считал себя истинным британцем. Так же искренне считал, что цвет кожи не имеет значения. Когда Англия вступила во Вторую Мировую, так же не задумываясь пошел защищать ту страну, которую считал своей родиной. И честно сражался, был летчиком. А когда война закончилась, уехал в Англию, получил степень в Оксфорде, и стал искать работу. И с разочарованием понял, что его знания, опыт, квалификация нужны работодателю вплоть до очного собеседования. А дальше деликатно или не очень ему давали понять, что «вы для этой работы не подходите». Вежливые говорили – вы слишком хороши, те, кто попроще – ваше появление внесет раздор в наш крепкий коллектив. Так что в школе он оказался случайно. Да и школа в Ист-Энде, отнюдь не престижном районе. И соответствующие детки, разболтанные, плохо воспитанные, из достаточно маргинальных семей. И тут еще чернокожий учитель.
Кстати, меня удивила описанная в романе система. Детки уже не малыши, через год-другой они заканчивают школу и вперед, на поиски работы. И один учитель на класс – он ведет и математику, и литературу, и «практическую физиологию». И даже физкультуру.Не день и не два шла притирка. Он прошел все этапы – от равнодушия до откровенной грубости и хамства, детки словно испытывали его на прочность. Слова «черномазая сволочь» он тоже слышал за спиной. Как часто бывает, поворотом стал взрыв человеческих эмоций в ответ на достаточно свинское поведение девиц. И закрепил успех эпизод в физкультурном зале. Конечно же, учитель никогда не читал Макаренко, но повторил его поступок с тем же успехом. На уроке местный здоровяк предложил довольно щуплому учителю помериться силой в поединке. И удачный удар «под дых» имел непредсказуемый эффект ( Пытаюсь представить себе последствия в нашей современной школе. Этак мамочки линчевали бы учителя … Этожеребенок!)
Вообще, все это сильно напоминало Бел Кауфман - Вверх по лестнице, ведущей вниз . Но скорее всего все книги о завоевании уважения и любви учеников будут построены по одному шаблону. Здесь интереснее то, как учитель незаметно для себя перебарывал впитанное с молоком матери отношение к цветным, не враждебное, как в Америке, а скорее настороженно-негативное
Для наших учителей все люди с темным цветом кожи, включая живущих в Англии, были «туземцы». У них выработался свой стереотип негра, главным образом на основании карикатуры, которая ходит от книги к книге, от фильма к фильму: бесхитростный и добродушный человек, он живет в примитивной глиняной хижине или влачит жалкое существование в городской лачуге и все жизненные невзгоды встречает белозубой улыбкой, ритуальным танцем и песней под барабан.Естественно, выпускнику Оксфорда все это казалось дикостью, но с толпой трудно спорить. Показательна история, когда при попытке снять жилье поближе к школе он наткнулся на грубый отказ, но хозяйка оказалась матерью его ученицы. И девочка так рьяно вступилась за учителя, что женщина пришла униженно просить, чтобы учитель согласился переехать. Потому что иначе от дочки житья не стало.
И еще неожиданный поворот. Девочка влюбилась в учителя. Неудивительно – он молод, красив, умен, всегда элегантно одет, в блестящих начищенных ботинках… На фоне довольно непривлекательного мужского окружения кажется принцем. Даже немногочисленные учителя-мужчины приходили на занятия в неделями не стиранных рубашках и мятых штанах. И как поступить? Напомню, это конец 1940 - начало 1950-х. До эпохи раскованности и легкости отношений еще много лет.
Роман очень неглупый и, я бы сказала, интеллигентный.
40224
Аноним23 марта 2012 г.Читать далееЯ каждый божий день смотрю на тупые физиономии и вспоминаю о смерти. Никакого следа не остаётся в головах у этих ребят.
Дж. Апдайк «Кентавр»Обратите внимание: учитель кругом всем должен. Должен заинтересовывать и мотивировать учеников. Должен находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Должен оправдывать свои требования и оценки перед родителями. Обеспечивать известное количество олимпиадников и медалистов. Выворачиваться из неуклонно сжимающихся тисков сетки учебных часов, стараясь сохранить последнее уважение к своему предмету…
При этом самому учителю опереться практически не на что. Родители встанут на сторону ребёнка – и будут правы. Директор школы так же озабочен общим благом своего детища. Коллеги нередко бывают вымотаны и раздражены. А многочисленные и многообещающие книжки по психологии преподавания содержат в лучшем случае одноразовые рецепты. Да и можно ли ожидать другого: класс – это ведь не пылесос и даже не заводской станок, для работы с которым (даже для каждой модели отдельно!) раз и навсегда составлена отлаженная инструкция.
Если учитель что и должен – то пробовать снова и снова. Признавая свои чувства – раздражение, гнев, бессилие. Заботясь о себе не менее, чем о детях. Называя вещи своими именами и, однако, не навешивая ярлыков. Женщина, которая придавила вас к окну в автобусе так, что вы едва можете вздохнуть, – не «корова», а просто «боже, какая огромная». Школьник, при виде взрослого спешно прячущий непотушенный окурок в карман, так что оттуда продолжает виться дымок, вызывает с трудом сдерживаемый смех, а не возмущение. А замечание хозяина табачной лавчонки, что «такое жильё не годится для учителя», оставляет в изумлении «неожиданностью человеческой доброты».– How do you take it so calmly, Rick, don't you mind about it?
– Mind? Oh yes, I do mind, but I'm learning how to mind and still live.
Знаете, я вообще люблю читать книги и смотреть фильмы о школе, люблю даже школьную атрибутику и атмосферу канцелярских магазинов. Роман Джона Апдайка, из которого я взяла эпиграф, конечно, совсем не о трудностях учительских будней, хотя мой интерес к нему с первых страниц был связан именно с этой тематикой. Он многоуровневый, философичный, нетрадиционный и спорный. А «Учителю с любовью» – книга автобиографическая, написанная человеком, который никогда и помышлял о такой профессии, который поначалу был настроен просто хорошо выполнить работу, доставшуюся ему через столько унижений, и который был вознаграждён за то, что поступал как подобает настоящему человеку – продолжал идти вперёд. На этот раз именно в жизни всё кончилось хорошо. :)22386
Аноним11 мая 2023 г."Я понял, что я британец, но не англичанин и эта разница имеет большое значение"
Читать далееДумаю многие читали или же слышали о книге Дженнифер Уорф "Вызовите акушерку", ставшую бестселлером. В основу ее легли воспоминания автора о работе в 1950-е годы акушеркой в одном из самых неблагоприятных районов Лондона Ист-Энде. Но мало кто знаком с творчеством Эдварда Брейтуэйта, который написал автобиографический роман о работе учителем в этом же районе и примерно в тоже самое время. Книга "Учителю-с любовью" была удостоена книжной премии Анисфильд-Вольф и по ее мотивам снят фильм. Хотелось бы хоть немного исправить ситуацию и привлечь внимание читателей к этому произведению. Книга неплохая и легко читается, здесь не будет шокирующих сцен из жизни лондонских трущоб. Автор не обходит вниманием эту тему, но выглядит все как-то сглажено, завуалированно, прилизанно. Для меня это стало единственным минусом. Основное внимание уделено вопросам расовой дискриминации и выстраиванию отношений между преподавателем и учениками.
После войны, где Брейтуэйт служил пилотом в Королевских военно-воздушных силах, он устраивается на работу в одну из школ Ист-Энда. Опытный специалист в области электроники, переехав на постоянное место жительства в Лондон, так нигде и не смог найти работу. Цвет кожи стал основным препятствием. Писатель рассуждает на тему ложной демократии, порядках, которые царили в то время. По закону и на бумаге цветные граждане в "свободной от предрассудков" Англии имели одинаковые права с белыми, на деле все было иначе. Брейтуэйт признается, что вовсе не был педагогом по призванию и даже никогда не помышлял об этой профессии, но обстоятельства сложились иначе.
А для всякой другой работы я был слишком черен.Школа, в которой ему предстояло работать, была непростая, большинство детей - это трудные подростки, выходцы из (как сейчас говорят) неблагополучных семей. Условия проживания и уровень достатка родителей был таков, что дети, порой не только не могли наесться вдоволь, но и помыться было большой проблемой. Установить контакт с таким классом в сорок человек дело непростое. В своей методике воспитания преподаватели наотрез отказались от насилия (делаю вывод, что в других школах эта практика применялась), применяя исключительно уважение и терпение к ученикам. Все предметы кроме физкультуры вел один педагог, а ведь это старшеклассники. Казалось бы насколько обширен должен был быть круг познаний учителя, но стоит учесть, что дети в последнем классе не занимались вычислением логарифмов и интегралов, многие из них читали и писали с трудом. Главное чему уделялось особое внимание, подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению рассуждать, анализировать, думать и отстаивать свою точку зрения.
Думаю Эдвард Брейтуэйт многое не договаривает, нивелирует проблемы с которыми пришлось столкнуться. Слишком легко и быстро молодому учителю удалось разрулить ситуацию с трудными подростками, но как бы там ни было ему удалось установить контакт с учениками, а произошло это только после того, когда он понял, что полюбил своих непослушных детей.
20197
Аноним15 февраля 2019 г.Читать далееНебольшая, но интересная книжка, кусочек автобиографии. В ней две основные темы: угнетение негров и новый подход к обучению детей в школах. Да, вот так оригинально, две несхожие темы встретились в одном месте. Наш герой родом, условно говоря, из Южной Америки, из британских колоний. Сын рабыни, когда его привезли на землю Великобритании, стал свободным. Получил техническое образование, служил в армии. И никакого неравенства там не ощущал (все-таки, это не Америка). Как и остальные, ходил рядом со смертью, чувствовал военное братство. Но все проблемы начались после демобилизации, когда он стал искать работу по специальности. Странно, но все вакансии оказывались случайно занятыми, причем после личного собеседования. С ним прекрасно и уважительно общались, казалось бы, никаких претензий, но, увы, у него очень большой объем знаний, взять его простым монтажником никак нельзя, а вот тот пост, да, совсем недавно ..., уже не актуально, простите. Отчаявшись найти себе работу в компаниях с корпоративной этикой, он обратил свое внимание на социальную сферу, на профессию учителя. Разумеется, не в престижной гимназии, его отправили на работу в полутрущобный район. Но, с другой стороны, ему повезло. И не только потому, что там работу он все же получил, и директор не кривился при виде цвета его кожи, но и потому, что попал он в неординарную школу. А в школу, пытающуюся насаждать новые методы работы с детьми, не применять рукоприкладства, давать детям больше свободы. Позволение этих экспериментов объяснялось в том числе и тем, что как минимум часть подростков в школе относилась к понятию "трудные". Так что министерство образования (или что там у них) хоть и не одобряло методов директора, но и школу не закрывало, а кто еще захочет возиться с этой беднотой? Кстати, этот кусочек, эта политика директора несколько пересекается и со следующей книгой, которую я читаю, с А. Ниллом, который возглавлял школу Самерхилл и расписывал примерно такие же принципы уже более подробно.
Ну, а учитель подошел к делу нестандартно. Постарался не просто вдалбливать в голову детям академические знания, да многим они и не пригодятся, а сделать их жизнь более интересной, наполненной содержанием, дать им чувство уверенности в себе, помочь адаптироваться к окружающей жизни. Он не имел для этого специального образования, но инстинктивно нащупал правильное направление, и его отношения с классом сложились прекрасно.14476
Аноним26 апреля 2024 г.Покорение Ист-Энда
Читать далееНачало этой книги напомнило рассказ Джованни Моска "Покорение пятого Б" из "Воспоминаний о школе", а также фильм "Большая перемена". Вот этот момент, когда молодой учитель впервые входит в класс, а директор напряженно прислушивается под дверью: не связали ли его ученики и не готовят ли уже костер? А еще в памяти всплывают "Вверх по лестнице, ведущей вниз" Бел Кауфман, "Белая лошадь - горе не мое" Натальи Соломко, "Семиклассницы" Марии Прилежаевой... и наверняка есть еще множество книг, которых я не читала. Все истории о первых шагах в школе молодого учителя, о его неудачах и попытках завоевать авторитет строятся по одному сценарию, разве что антураж немного отличается - и все это мне знакомо и читать об этом в очередной раз скучно.
Но у рецензируемой книги есть одна особенность: ее главный герой. от имени которого ведется повествование, негр. Эдвард Рикардо Брейтуэйт родом из Гайаны (Британская Гвиана), единственной английской колонии в Вест-Индии. В период действия повести страна еще не обрела независимости, Рик Брейтуэйт с детства воспринял британский образ жизни, считал себя британцем, а Лондон - оплотом демократии. Он получил прекрасное образование, служил в вооруженных силах и после демобилизации начал искать себе работу, тут-то ему и пришлось столкнуться с дискриминацией. Вот это - важная для меня тема, об этом читать было интересно.
Конечно, все познается в сравнении, и Рику повезло больше, чем, например, Кэнайне Биверскин из недавно прочитанного "Чужака с острова Барра" Фреда Бодсворта. Он получил высшее образование и нашел работу, хоть и не по специальности, а Кэнайне в этом было отказано - то есть, лондонский Ист-Энд все же более демократичен, чем канадская глубинка. А вот в Южной Африке он не имел бы права преподавать белым детям и его могли бы избить, если бы встретили с белой девушкой, и страшно представить, что бы сделали с ним в те же самые годы на юге Америки, если бы он взял за плечи белую девочку, чтобы она не сбила его с ног.
Собственно, меня удивило, что Рика с легкостью взяли на работу в школу - то есть, для того, чтобы работать техником, он был "слишком хорош", а для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение, вполне подходил? Впрочем, школа, в которой Брейтуйэт начал свою трудовую деятельность, "очень средняя" - в ней учатся дети из простых рабочих семей, они не рассчитывают на продолжение образования и по окончании школы, в пятнадцать-шестнадцать лет, уже устраиваются на работу. Поэтому большинство предметов преподает один учитель, зачастую не имеющий педагогического образования, поэтому получаемые этими детьми знания носят скорее прикладной характер, чем направлены на расширение кругозора. Как мне показалось, директор школы ставил задачу дать своим питомцам не столько образование, сколько воспитание.
Рику Брейтуэйту удалось завоевать сердца своих учеников. Гораздо более сложной оказалась задача рассеять расовые предрассудки в среде их родителей и других взрослых.
Как и обыватели в поездах и автобусах, они видели только цвет кожи, а не человека под этой кожей.К сожалению, из книги неясно, как сложилась дальнейшая жизнь героя, поженились ли они с Джиллиан, а другие произведения Брейтуэта на русский язык не переведены.
13117
Аноним29 декабря 2019 г.Читать далееЕще одна книга о школе и учителях.
Только школа в Англии, а учитель чернокожий.
В принципе очень много проблем схожих. И как пробиться в сердце к детям, как добиться их любви, того, чтобы они уважали тебя, чтобы слушались, чтобы ты мог их научить тому, что знаешь и умеешь сам.
Только в этой книге еще добавляется то, что чтобы там ни говорили и не призывали власти, что все равны, вне зависимости от цвета кожи, по крайней мере во время написания книги, на деле так не было. И учителю приходится преодолевать еще и это.
Книга автобиографическая, очень добрая и светлая, автор не ожесточился, пройдя через испытания, доставшиеся на его долю.
Читала с огромным удовольствием!13383
Аноним8 февраля 2015 г.Читать далееАвтобиографическая книга чернокожего жителя Британии, ставшего учителем поневоле.
Всегда с удовольствием берусь за книги по воспитанию детей, будь то нон-фикшн или художественная литература, современная или вековой давности, наша или зарубежная. Всегда так приятно узнать что-то новое в своей области, рассмотреть необычайную ситуацию и погордиться коллегой, сумевшего победить в битвес детьмиза детей.Не всегда за эту тяжелую работу берутся педагоги по призванию, иногда среди детей оказываются далекие от преподавания люди, как например, Эдвард Брейтуэйт, бывший долгое время солдатом Великобритании, и оказавшийся вдруг ненужным в годы мира. Голод приводит его в одну из школ рабочего квартала Лондона, где не боятся черной кожи.
Должна признаться, что учительские завоевания Брейтуэйта дались ему достаточно легко, судя по книге. Рада, что это случилось так - новичкам везет)) Хотя и ему, как и Макаренко, пришлось таки переступить через современные запреты телесных наказаний. И я считаю, что это правильно)
12315
Аноним12 апреля 2018 г.Читать далееОчень люблю тему школы в художественной литературе, но впервые была прочитана книга подобной тематики, написанная английским автором и про английскую школу.
Итак, знакомьтесь - Это Рик. Он живет в послевоенном Лондоне. У него отличное техническое образование и он никогда не планировал стать учителем. Но он негр. И его не принимают на работу по специальности из-за его цвета кожи. Как то раз он получил совет попробовать устроится учителем в школу в рабочем квартале Лондона. Он прислушался к совету и не зря - работу он получил. А вот чтобы узнать, как складывались его взаимоотношения с учениками, как в повседневной жизни жилось чернокожему в Лондоне в конце 40-х годов прошлого века да и просто как жилось жителям the East End того времени и стоит прочитать эту замечательную книгу.4670
Аноним7 декабря 2014 г.Читать далееМне нравятся книги об учителях советского образца, с их ностальгической атмосферой, наивными поучениями и легкой пропагандой. Несмотря на то, что автор этой повести - чернокожий британец, написана она в теплом, добром тоне, свойственном середине прошлого века.
Волею судьбы герой становится преподавателем неблагополучной школы Лондона. За несколько месяцев он проходит путь от наивного простака, способного заявить:
Я был поражен. Когда я думал о школе, в воображении моём возникали ровные ряды столов и аккуратные, воспитанные, послушные детидо любимого учителя старшеклассников.
Сюжет новизной не отличается, т.к.- книга написана в середине 20 века,
- проблемы у учителей разных стран одинаковые.
Герой проходит через ошибки и разочарования, завоёвывает авторитет своих учеников, находит любовь и признание. Книга интересна еще и тем, что является автобиографией.3261