
"... вот-вот замечено сами-знаете-где"
russischergeist
- 39 918 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Очень простая история.
Рассказ начинающего учителя о первых шагах в профессии. О первых неудачах и первых победах.
Но эта история отличается от других.
Сам учитель – уроженец Британской Гвианы, ныне Гайана. Родился в вполне интеллигентной образованной семье. Искренне воспринял Британское господство и всю жизнь считал себя истинным британцем. Так же искренне считал, что цвет кожи не имеет значения. Когда Англия вступила во Вторую Мировую, так же не задумываясь пошел защищать ту страну, которую считал своей родиной. И честно сражался, был летчиком. А когда война закончилась, уехал в Англию, получил степень в Оксфорде, и стал искать работу. И с разочарованием понял, что его знания, опыт, квалификация нужны работодателю вплоть до очного собеседования. А дальше деликатно или не очень ему давали понять, что «вы для этой работы не подходите». Вежливые говорили – вы слишком хороши, те, кто попроще – ваше появление внесет раздор в наш крепкий коллектив. Так что в школе он оказался случайно. Да и школа в Ист-Энде, отнюдь не престижном районе. И соответствующие детки, разболтанные, плохо воспитанные, из достаточно маргинальных семей. И тут еще чернокожий учитель.
Кстати, меня удивила описанная в романе система. Детки уже не малыши, через год-другой они заканчивают школу и вперед, на поиски работы. И один учитель на класс – он ведет и математику, и литературу, и «практическую физиологию». И даже физкультуру.
Не день и не два шла притирка. Он прошел все этапы – от равнодушия до откровенной грубости и хамства, детки словно испытывали его на прочность. Слова «черномазая сволочь» он тоже слышал за спиной. Как часто бывает, поворотом стал взрыв человеческих эмоций в ответ на достаточно свинское поведение девиц. И закрепил успех эпизод в физкультурном зале. Конечно же, учитель никогда не читал Макаренко, но повторил его поступок с тем же успехом. На уроке местный здоровяк предложил довольно щуплому учителю помериться силой в поединке. И удачный удар «под дых» имел непредсказуемый эффект ( Пытаюсь представить себе последствия в нашей современной школе. Этак мамочки линчевали бы учителя … Этожеребенок!)
Вообще, все это сильно напоминало Бел Кауфман - Вверх по лестнице, ведущей вниз . Но скорее всего все книги о завоевании уважения и любви учеников будут построены по одному шаблону. Здесь интереснее то, как учитель незаметно для себя перебарывал впитанное с молоком матери отношение к цветным, не враждебное, как в Америке, а скорее настороженно-негативное
Естественно, выпускнику Оксфорда все это казалось дикостью, но с толпой трудно спорить. Показательна история, когда при попытке снять жилье поближе к школе он наткнулся на грубый отказ, но хозяйка оказалась матерью его ученицы. И девочка так рьяно вступилась за учителя, что женщина пришла униженно просить, чтобы учитель согласился переехать. Потому что иначе от дочки житья не стало.
И еще неожиданный поворот. Девочка влюбилась в учителя. Неудивительно – он молод, красив, умен, всегда элегантно одет, в блестящих начищенных ботинках… На фоне довольно непривлекательного мужского окружения кажется принцем. Даже немногочисленные учителя-мужчины приходили на занятия в неделями не стиранных рубашках и мятых штанах. И как поступить? Напомню, это конец 1940 - начало 1950-х. До эпохи раскованности и легкости отношений еще много лет.
Роман очень неглупый и, я бы сказала, интеллигентный.

Я каждый божий день смотрю на тупые физиономии и вспоминаю о смерти. Никакого следа не остаётся в головах у этих ребят.
Дж. Апдайк «Кентавр»
Обратите внимание: учитель кругом всем должен. Должен заинтересовывать и мотивировать учеников. Должен находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Должен оправдывать свои требования и оценки перед родителями. Обеспечивать известное количество олимпиадников и медалистов. Выворачиваться из неуклонно сжимающихся тисков сетки учебных часов, стараясь сохранить последнее уважение к своему предмету…
При этом самому учителю опереться практически не на что. Родители встанут на сторону ребёнка – и будут правы. Директор школы так же озабочен общим благом своего детища. Коллеги нередко бывают вымотаны и раздражены. А многочисленные и многообещающие книжки по психологии преподавания содержат в лучшем случае одноразовые рецепты. Да и можно ли ожидать другого: класс – это ведь не пылесос и даже не заводской станок, для работы с которым (даже для каждой модели отдельно!) раз и навсегда составлена отлаженная инструкция.
Если учитель что и должен – то пробовать снова и снова. Признавая свои чувства – раздражение, гнев, бессилие. Заботясь о себе не менее, чем о детях. Называя вещи своими именами и, однако, не навешивая ярлыков. Женщина, которая придавила вас к окну в автобусе так, что вы едва можете вздохнуть, – не «корова», а просто «боже, какая огромная». Школьник, при виде взрослого спешно прячущий непотушенный окурок в карман, так что оттуда продолжает виться дымок, вызывает с трудом сдерживаемый смех, а не возмущение. А замечание хозяина табачной лавчонки, что «такое жильё не годится для учителя», оставляет в изумлении «неожиданностью человеческой доброты».
– How do you take it so calmly, Rick, don't you mind about it?
– Mind? Oh yes, I do mind, but I'm learning how to mind and still live.
Знаете, я вообще люблю читать книги и смотреть фильмы о школе, люблю даже школьную атрибутику и атмосферу канцелярских магазинов. Роман Джона Апдайка, из которого я взяла эпиграф, конечно, совсем не о трудностях учительских будней, хотя мой интерес к нему с первых страниц был связан именно с этой тематикой. Он многоуровневый, философичный, нетрадиционный и спорный. А «Учителю с любовью» – книга автобиографическая, написанная человеком, который никогда и помышлял о такой профессии, который поначалу был настроен просто хорошо выполнить работу, доставшуюся ему через столько унижений, и который был вознаграждён за то, что поступал как подобает настоящему человеку – продолжал идти вперёд. На этот раз именно в жизни всё кончилось хорошо. :)

Думаю многие читали или же слышали о книге Дженнифер Уорф "Вызовите акушерку", ставшую бестселлером. В основу ее легли воспоминания автора о работе в 1950-е годы акушеркой в одном из самых неблагоприятных районов Лондона Ист-Энде. Но мало кто знаком с творчеством Эдварда Брейтуэйта, который написал автобиографический роман о работе учителем в этом же районе и примерно в тоже самое время. Книга "Учителю-с любовью" была удостоена книжной премии Анисфильд-Вольф и по ее мотивам снят фильм. Хотелось бы хоть немного исправить ситуацию и привлечь внимание читателей к этому произведению. Книга неплохая и легко читается, здесь не будет шокирующих сцен из жизни лондонских трущоб. Автор не обходит вниманием эту тему, но выглядит все как-то сглажено, завуалированно, прилизанно. Для меня это стало единственным минусом. Основное внимание уделено вопросам расовой дискриминации и выстраиванию отношений между преподавателем и учениками.
После войны, где Брейтуэйт служил пилотом в Королевских военно-воздушных силах, он устраивается на работу в одну из школ Ист-Энда. Опытный специалист в области электроники, переехав на постоянное место жительства в Лондон, так нигде и не смог найти работу. Цвет кожи стал основным препятствием. Писатель рассуждает на тему ложной демократии, порядках, которые царили в то время. По закону и на бумаге цветные граждане в "свободной от предрассудков" Англии имели одинаковые права с белыми, на деле все было иначе. Брейтуэйт признается, что вовсе не был педагогом по призванию и даже никогда не помышлял об этой профессии, но обстоятельства сложились иначе.
Школа, в которой ему предстояло работать, была непростая, большинство детей - это трудные подростки, выходцы из (как сейчас говорят) неблагополучных семей. Условия проживания и уровень достатка родителей был таков, что дети, порой не только не могли наесться вдоволь, но и помыться было большой проблемой. Установить контакт с таким классом в сорок человек дело непростое. В своей методике воспитания преподаватели наотрез отказались от насилия (делаю вывод, что в других школах эта практика применялась), применяя исключительно уважение и терпение к ученикам. Все предметы кроме физкультуры вел один педагог, а ведь это старшеклассники. Казалось бы насколько обширен должен был быть круг познаний учителя, но стоит учесть, что дети в последнем классе не занимались вычислением логарифмов и интегралов, многие из них читали и писали с трудом. Главное чему уделялось особое внимание, подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению рассуждать, анализировать, думать и отстаивать свою точку зрения.
Думаю Эдвард Брейтуэйт многое не договаривает, нивелирует проблемы с которыми пришлось столкнуться. Слишком легко и быстро молодому учителю удалось разрулить ситуацию с трудными подростками, но как бы там ни было ему удалось установить контакт с учениками, а произошло это только после того, когда он понял, что полюбил своих непослушных детей.

Как и обыватели в поездах и автобусах, они видели только цвет кожи, а не человека под этой кожей.

Don't fall into the habit of bringing work home. It indicates a lack of planning, and you would eventually find yourself stuck indoors every night. Teaching is like having a bank account. You can happily draw on it while it is well supplied with new funds; otherwise you're in difficulties. Every teacher should have a fund of ready information on which to draw; he should keep that fund supplied regularly by new experiences, new thoughts and discoveries, by reading and moving around among people from whom he can acquire such things.












Другие издания


