
Ваша оценкаРецензии
evfenen21 марта 2024 г.Кража в Борах! Международная банда! Звучит слишком уж фантастично. Но как знать, как знать..
Читать далееЗнакома с произведениями Джо Алекса, вернее говоря, польского писателя Мацея Сломчинского (Джо Алекс - творческий псевдоним), не так давно прочла Лабиринты смерти . В этом сборнике рассказывалось о расследованиях сыщика-любителя, писателя детективов Джо Алекса. Мацей Сломчинский использовал следующий литературный прием: книга якобы написана от лица вымышленного персонажа, в данном случае Джо Алекса, который повествует на страницах произведения о своих детективных приключениях (как Эллери Квин).
Но в "Третьем короле" Джо Алекса не будет, потому что, как объяснили мне сетевые источники, повесть в Польше (на Родине писателя) издавалась под псевдонимом Казимеж Квасьневский, а под этим литературным именем автор писал совсем другие истории...
В середине 17 века испанский художник Хосе де Рибера создал триптих - портреты трех королей, поклоняющихся младенцу Христу.
Это не фрагменты... Это три отдельные картины, но написаны они были для одного человека и предназначались для одного интерьера. Рибера создал их по заказу неаполитанского вице-короля. Картины висели в домашней часовне правителя...Через триста лет южноамериканский миллионер приобрел две из них для своей частной коллекции, уж каким образом - неизвестно. Дело осталось за малым, получить третий шедевр. Вот здесь и произошла загвоздка. "Третий король" находится в старинном замке в Борах (Польская Народная Республика) ныне переоборудованном в музей, и как любое народное достояние не продается.
У картины существует поверье: "если зазвенят золотые колокольчики, нарисованные на королевской мантии, то хозяин замка умрет"...
Повесть была издана в 1966 и представляет собой стилизацию под классический английский детектив только в социалистических (в данном случае польских) декорациях. Воровской международный синдикат, а точнее его глава некто Грубер, который специализируется на кражах известных произведений искусства. Интерпол, который не дремлет. Польская полиция, которая предупреждена Интерполом о готовящейся краже. Двое сотрудников польской полиции, которые отправляются в Боры, чтобы спасти "Третьего короля". Копии картины, которые подготовили и воры, и полиция, и не только, чтобы подменить оригинал. (дам маленький спойлер: копий не две, а больше). Колокольчики, которые зазвонили. Убийство, которое произошло...
История невероятная, но не невозможная. Легко, иронично, с долей абсурда. Колоритные персонажи. К детективной составляющей претензий нет- все сходится. Понравилось.
89799
varvarra24 марта 2024 г.Когда с "королями" явный перебор.
Читать далееНачинается повествование прилетом из Южной Америки в Штутгарт известного торговца картинами Энрике Гомеса. Он излагает причину прилета (украсть картину Хосе де Риберы) некоему Груберу, предупреждая, что дело не терпит отлагательства. Потом нас знакомят с офицером французской полиции Галероном (в этот момент я подумала, что фамилии всех персонажей будут на букву "Г"). Галерон специализируется на живописи и помогает Интерполу в делах, связанных с искусством. Международная криминальная полиция заинтересовалась Гомесом еще до того, как он прилетел в Германию, заприметив среди досматриваемых вещей фотографии "Трех королей" Риберы. Встреча заокеанского гостя с Грубером, укрепила предположение, что дело касается одной из картин триптиха (две из них были приобретены неким южноамериканским миллионером, а третья находилась в польском музее).
Перечисленные события относятся к августу. Продолжается повествование зимним декабрем (до Рождества осталось совсем немного) в кабинете начальника оперативного отдела польской полиции. Полковник вызывает к себе капитана Стефана Вечорека и поручика Катажану Рогальскую и под видом супругов откомандировывает в музей-усадьбу. Их задание состоит в том, чтобы опередить преступника, заменив копией подлинник, висящий в дворцовой библиотеке. Подлинник следовало передать в надежные полицейские руки и какое-то время понаблюдать за развитием дальнейших событий в замке. В этот момент я возмутилась: зачем было ждать четыре месяца, чтобы спешить? Куда надежнее было бы отправить "засланного казачка" (двух казачков) заранее, дать время осмотреться, ознакомиться с обстановкой. Почему полиция решила все сделать в самый последний момент?
По причине спешкивсе смешалось в доме Облонскихзавертелась жуткая кутерьма. Подозреваю, что в этом и состоял юмор пана Мацея Сломчиньского - заморочить читателей резкой сменой эпизодов и картин. Для усиления суматохи автор избирает единственную ночь не только для преступления и защитных мероприятий полиции, но и для розыгрыша. При таком раскладе вычислять вора и убийцу было сложно - не запутаться бы в событиях и "королях". Второй авторской фишкой стали предупреждающие намеки, подозреваю, что писатель таким образом нагнетал обстановку. И ему это удавалось. Когда читаешь фразы:"Близкое будущее готовило им картины из тех страшных снов, что посещают иногда людей и заставляют их просыпаться с криком, обливаясь холодным потом" или "Она и не предполагала, каким зловещим смыслом наполнятся ее слова спустя всего несколько часов", то поневоле ожидаешь неприятностей.
Несколько слов о методе капитана Вечорека по вычислению преступника. Список подозреваемых был сравнительно коротким, так как в замке на выходной оставались только работники музея и реставраторы.пан Вильчкевич - доцент, специалист по арбалетам;
пани Ванда Щесняк - секретарь музея, а также главный и единственный архивариус в Борах;
пан профессор Гавроньский;
реставраторы:
пани Магдалена Садецкая;
пан Марчак;
пан Жентара.Пану Вечореку только и оставалось, что вычеркивать тех, кто не мог совершить преступление...
Детектив понравился загадочной атмосферой старинного замка с башнями, подвалами, потайными комнатами и лестницами. Таинственные перемещения "Третьего короля" (оригинала, карикатуры, копий), заставляли загибать в подсчетах пальцы, мешая вычислять преступника, но мои подозрения были верными, при этом недоверие вызвали иные, чем у капитана полиции, причины.
64241
Uchilka20 марта 2024 г.Всё могут короли
Читать далееЭтому небольшому детективу более чем подходит эпитет занятный. Он во всех смыслах именно такой. Несмотря на наличие в романе польской милиции советского образца, то есть когда вполне резонно ожидаешь чёткого, несколько резкого, очень логичного и лишённого всякой лирики детектива, перед глазами вдруг разворачивается совершенно другое действие. Нет, с чёткостью и логикой тут порядок, можно даже не сомневаться, но всё остальное с ног на голову. И вот это прекрасно. Сочетание лаконичности, без украшательств второстепенными деталями, строгой последовательности изложения и нескольких оригинальных ходов в сочетании с мелькающим тут и там юмором делает этот роман весьма занятным.
В основе интриги - коварный план международной шайки высококлассных преступников, прозванной "Синдикатом". Интерпол узнаёт, что некто заказал этим профессионалам выкрасть из польского музея картину "Третий король". Поэтому в музей, расположенный в бывшем замке, инкогнито отправляются два сотрудника польской милиции - статный мужчина и красавица женщина. Они изображают из себя супружескую пару, занятую изучением старинного оружия. На деле же они должны воплотить в жизнь план Интерпола по спасению картины и способствовать поимке как непосредственно воров, так и главаря "Синдиката" и даже заказчика кражи. В замке-музее сейчас нет посетителей, там идёт реставрация. Внутри постоянно живут всего несколько человек, самых приближённых к искусству. Кто-то из них является сообщником преступников. Кто же?
События развивались быстро и увлекательно - не оторваться. Но самая прекрасное началось, когда выяснилось, что в деле замешаны не две картины, как предполагали сотрудники милиции, а три. Нет, четыре. Ой, нет, пять! Да-да, картины множились как на ксероксе. И это было бы даже смешно, не вмешайся в дело убийство, вернувшее происходящему трагический вид. И всё смешалось в замке. В итоге весьма неплохой детектив. Из минусов, по крайней мере из того, что не нравится мне, отмечу суперкороткое расследование. Глазом не успеваешь моргнуть, а убийца уже вычислен. Ну и сам преступник вызывает вопросы. Не в том смысле, что не верится в его виновность, а в том, что хотелось бы чего-то более утончённого. Но в целом впечатления самые приятные.
Не менее интригующим оказалось читать информацию об авторе. Изначально имя, а точнее псевдоним, Джо Алекс мне ни о чём не говорило. Точно также ничего не сказало и настоящее имя автора - Мацея Сломчинского. Однако под ним скрывалась очень даже значимая для детективной литературы личность польского писателя с непростой, вызывающей уважения судьбой. Как читателя и любителя детективов меня, конечно, порадовало всё, что связано с этой частью жизни Сломчинского. Во-первых, оказалось, что он очень известен и известен заслужено, ибо писал классические детективы да ещё хорошим литературным языком. Его книги расходились миллионными тиражами. То есть впереди непочатый край увлекательного чтения.
Во-вторых, меня очень заинтересовала серия книг, в которой главным героем является Джо (или Юзеф) Алекс, который помогает своему другу инспектору Скотланд-Ярда Бену Паркеру в расследованиях. Как завлекательно пишет автор статьи о Сломчинском, каждой из восьми книг цикла предпослан стихотворный эпиграф из Шекспира, Эсхила, Киплинга, Ионеско и т. д., который дает намек на развитие сюжета и служит подсказкой для раскрытия детективной загадки. Как правило, в оригинале строка из эпиграфа является и заглавием книги. Красотища же! Но тут же нас опускают с небес на землю, говоря, что во многих русских переводах данная литературная игра не сохранилась. Придётся рыскать по польским изданиям. Такая вот жизнь у нас, у любителей расследований.
51246
tatianadik5 февраля 2024 г.У семи нянек...
Читать далееПольский детектив середины прошлого века. Псевдоним автора был предназначен для работ, в которых действие происходит на империалистическом Западе, для родных же польских осин псевдоним был другим, польским, но наши издатели, как всегда, решили по-своему, и по суровым маркетинговым законам перед читателем польский детектив, написанный Джо Алексом.
Хотя, начало у него вполне себе западное. В Штутгарт из Бразилии прилетает некий арт-дилер, который обращается к главе организации, которая занимается разными темными делами, в том числе кражами и перепродажей предметов искусства. Один из колумбийских баронов, пардон, южноамериканских коллекционеров, разбогатевших сами понимаете на чём, вдруг ощутил на себе волшебную силу искусства и, приобретя два полотна триптиха Риберы с волхвами (или королями, кому как нравится), принесшими когда-то дары божественному младенцу, срочно желает заполучить третьего короля для полноты картины.
Но это полотно находится в социалистической Польше в государственном хранении, и никто ее, конечно же, продавать не собирается. Хранится оно в старинной княжеской усадьбе, в которой учрежден музей, который хорошо охраняется. Немного поторговавшись, два мошенника прекрасно поладили, и бразилец улетел обратно в нетерпеливом ожидании.
Но их черные замыслы стали известны Интерполу и его сотрудники обратились к польским коллегам, чтобы они не только усилили охрану музея, но и поспособствовали взять, наконец, эту банду за … хм … с поличным.Вот, собственно, дальше и начинается детектив. В старинный замок в местечке Боры под видом гостей приезжают два сотрудника польской полиции. Они должны подменить шедевр точной копией и тем самым обезопасить бесценную картину.
В замке идет реставрация, обычных посетителей нет, только хранитель музея, один постоянный сотрудник, трое реставраторов и профессор с секретаршей, который привез гостей. Гости с удовольствием осматривают картину и музей, а вечером у камина смотритель рассказывает им местные легенды и, в том числе, читает из старинной летописи рассказ одного из прежних хозяев, как о смерти владельца замка обязательно оповещает звон золотых колокольцев, изображенных на мантии Короля-волхва со знаменитой картины.
Ночью полицейские крадучись, как воры, пробираются в библиотеку и меняют полотна, а позже видят в окно сквозь метель чью-то машину, подъехавшую к воротам усадьбы и хранителя музея, пробирающегося в библиотеку тем же маршрутом. А под утро вдруг слышат из библиотеки перезвон золотых колокольцев и жуткий женский вопль. Сбежав вниз, они обнаруживают бездыханное тело хранителя музея с арбалетной стрелой в груди, а на стене картину, но не ту копию, которую они недавно туда повесили, а другую, не менее талантливо выполненную. Чуть позже выясняется, что и бравых милиционеров кто-то опередил, а в их руки попала грубо намалеванная карикатура, которую они, не разглядев впотьмах, приняли за оригинал картины. Копии множатся, а оригинал теперь неизвестно где.
Сразу ясно, что извне никто в замок проникнуть не мог, за окном бушует метель, на окнах крепкие решетки, на дверях запоры, сигнализация в полном порядке, а в парке сторож с собакой. Значит, под подозрением оказываются все, кроме полицейских.
Средневековый антураж замка, история с колокольчиками, внезапно размножившаяся картина, всё это создает определенную готическую атмосферу, весьма украшающую роман. И сотрудник польской полиции, проявивший недюжинную смекалку и вычисливший злоумышленника еще до приезда полиции из города, тоже молодец. Но вот по способу, как это все эти подмены были выполнены, у меня остались вопросы, как-то не все нарисовалось безупречно. Но это как раз можно будет обсудить на собрании нашего детективного клуба)).
47220
Ptica_Alkonost28 февраля 2024 г.Который из них настоящий король?
Читать далееЗа неприметным и почти безликим псевдонимом Джо Алекс (он же Юзеф Алекс) скрывается, как оказалось, известный польский писатель Мацей Сломчинский. Я, изучив его библиографию, выяснила, что уже знакома с его творчеством, но книга выходила под другим псевдонимом, автор представлялся Казимежем Квасневским; и это была «Девушка из банка», не особенно мне приглянувшаяся в сравнении с прочитанными тогда же историями Эдигея. Но вернемся к нашим, хм, королям.
Детективная повесть «Третий король», в оригинале «Gdzie jest trzeci król?» вышла в свет 1966 году, и, как я поняла, в этом же году была экранизирована. И по прочтению, хочу сказать, что с удовольствием поищу и просмотрю эту картину. О чем же книга? О известной страстишке (все детективы, они про страстишки, верно ведь), о зуде коллекционирования. В данном случае речь пойдет о картинах некоего Риберы, художественных произведениях старины, музейных экспонатах. Вернее об одной картине, которая ну край как нужна одному капризному коллекционеру для завершения триптиха, ведь две оставшиеся у него уже есть. И, хотя основная часть детектива придется на польскую территорию, завязка истории будет в европейских странах, где злоумышленников «пасет» небезызвестный всем Интерпол. И ряду героев (как положительных, так и отрицательных) придется нехило так попутешествовать, прежде чем закрутится водоворот в Польше. «Польская часть» истории заманчива несколькими загадками и обещанием комедии положений с той самой картиной. Прежде всего читателю предлагают угадать, под чьей маской музейного профессионала прячется злоумышленник, ведь все вокруг такие милые и общительные люди, не вызывающие ни малейшего подозрения. Эдакие невинные и увлеченные исследователи старины и ее памятников, которые собрались в музейных стенах.
А все-таки прикольная идея – жить в музее, я бы не отказалась, тем более, что музей в замке старинном, очень исторично и атмосферно. Я так думаю, вышло бы классное приключение, отпуск, пыльные фолианты, старинные экспонаты, средневековое оружие, все как я обожаю. Но в музей с проживанием попала не я, а двое сотрудников местной полиции, которым были поставлены парочка важных тайных задач. Но тут во все грандиозные и казалось бы железобетонные планы вмешивается убийство, и, как можно уже понять, необычным способом. Стены, так сказать навеяли. Арбалет, кто бы мог подумать, а? К тому же все эти мистические колокольчики и таинственные рассказы о воздействии картины на жизнь и смерть только придают дополнительного таинственного настроения, хотя автор не нагнетает нарочито, а скорее ненавязчиво показывает, какой хаос может твориться вокруг интереса к одному произведению искусства. Кстати по поводу комедии положений, тут практический каждый предусмотрительно имел «план Б» по отношению к картине Риберы, да еще и такой, что можно было облагодетельствовать не менее пяти маньячных коллекционеров. Это реально позабавило и наверняка прекрасно обыграно не только в книге, но и в фильме. Герои автором выбраны разнообразные, характеры он им предусмотрел тоже запоминающиеся, в целом -симпатичные. Преступника я угадала, но, как оказалось, частично (так получилось).
В этом произведении мне понравилась манера автора вести повествование ровно, дозируя тайны и сцены глазами персонажей, давая «послушать» их обсуждения и увидеть их глазами происходящее. И к концовке было даже жалко перелистывать страницы, видя все убыстряющийся темп. Жалко, что это всего лишь повесть, а не полноценный роман, получилось очень достойно хорошей твердой детективной классики периода шестидесятых.43194
Penelopa219 июля 2020 г.Читать далееИ еще один роман польского автора, прекрасно укладывающийся в рамки классического детектива. В нем есть все, что полагается - единство места - старинный замок, времени - все события происходят в течении ночи и действия - преступление, расследование, разгадка.
Преамбула проста - шайка международных контрабандистов охотится за одним из немногих культурных достояний Польской Республики - портретом некоего средневекового короля кисти некоего средневекового художника. Сразу признаюсь, мне имя художника Сибейры ни о чем не говорит, не исключительно, что он придуман, так же, как и утверждение, что Польше больше нечем гордиться в культурном плане. Отнесем это к фантазии автора. Дабы не рисковать национальным достоянием, народная полиция принимает решение подменить картину копией, пусть далее крадут копию, и тут-то преступников возьмут с поличным. У читателя возникает закономерный вопрос - а в чем преступление в торговле копиями? Как власти собираются юридически обосновать незаконность кражи копии? Преступник скажет - не имея возможности приобрести оригинал, я хочу приобрести копию, и что дальше? Но не будем заморачиваться деталями, главное - картина будет спасена.
Проблема в том, что не одна полиция такая умная и у нас три или даже четыре подмены, вот так сошлись звезды. Логично, красиво, непредсказуемо. Мне понравилось!
Ну и снова фильм неплохой!
34529
thali27 августа 2020 г.У кого же "Третий король"?
Читать далееДжо Алекс «Третий король»
Отличный классический детектив в стиле леди Агаты, в котором действие происходит в старинном польском замке Боры, в течении одной ночи. Международный преступный синдикат планирует выкрасть картину «Черный король» Риберы находящуюся в уже упомянутом мной замке, но и польская полиция не лыком шита, поручик Кася Рогальская и капитан Стефан Вечорек под видом семейной пары прибывают в замок для того чтобы заменить оригинал полотна на копию и тем самым предотвратить преступление. И хотя под конец я чуть не запуталась в изрядном количестве подмен, в остальном все оказалось на высоте, интересные персонажи с ворохом возможностей и мотивов для кражи бесценной реликвии, изысканные интерьеры старинного замка, моментально напомнившие мне о другом, не менее замечательном детективе Анны Бауэровой - Смерть и семь немых свидетелей , мастерски нагнетаемая обстановка и закономерный, но все-же такой неожиданный финал. Восторгу добавил и фильм «Где третий король» снятый в Польше по этому детективу еще в 1966 году, ничуть не уступающий оригиналу, просматривая который можно насладится прекрасной игрой актеров, оценить детективную интригу или просто поностальгировать по временам, когда трава была зеленее, а небо голубее...30483
ChydoSandra7 марта 2024 г.Читать далееВ польской деревне Боры расположена старая дворянская усадьба. В здании этой усадьбы (в замке) базируется Государственный музей, который демонстрирует образ жизни польской шляхты. Деревня достаточно отдалённая, немногочисленный персонал музея проживает там же - в комнатах замка. И хранится в этом музее настоящее сокровище - картина "Третий король". По легенде, когда умирает владелец замка, изображенные на картине колокольчики звонят. Но не только легенда и древность делают картину особенной. "Третий король" часть триптиха. И конечно же владелец остальных двух частей жаждет воссоединения картин в своей частной коллекции, а не в каком-то там музее. С целью похищения произведения искусства богатый коллекционер нанимает преступный синдикат. Их работу осложняет то, что музей временно закрыт для посещения из-за реставрационных работ. К тому же за этим синдикатом наблюдает Интерпол, который и узнаёт о следующей цели преступников.
По стечению всех обстоятельств в одни злополучные выходные в музее собирается разношерстная компания - два полицейских под прикрытием, которые должны заменить картину на качественную, но помеченную подделку, сотрудники музея, реставраторы и преступник или даже преступники, которые могут быть кем угодно. А ещё помимо многочисленных (запланированных и неожиданных) махинаций с произведением искусства колокольчики на картине всё же зазвонят...
Отличный детектив. Смело советую любителям почитать:- детективы авторов социалистических стран;
- о преступлениях в замках, замок старинный и описан достаточно подробно;
- о преступлениях в сфере искусства;
- классические герметичные детективы.
28123
vetka33312 января 2022 г.Рецензия на книгу – «флешмоб 2021» Замок королей
Читать далееМне нравятся детективы писателей бывших социалистических стран. На это есть несколько причин. Во-первых, это немножечко ностальгия за старыми временами и детективами, которые ты читал, будучи ребенком. Во-вторых, тогда из зарубежных детективов у нас в основном были детективы социалистических стран. Это были книжки, которые олицетворяли, как советские детективы, так и западные. Были здесь и бравые социалистически грамотные оперативники и следователи, как в советских детективах, но была и своя абсолютно другая атмосфера, совсем из другого мира.
«Три короля» польского детективного писателя Сломчинского также имеют эту же особенность. Тут есть и доблестные работники полиции и работники международного Интерпола, есть замок, есть преступление, связанное с похищением картин и естественно убийство. Круг подозреваемых ограничен теми, кто работает в замке.
Поручик Катажина Рогальская и капитан Стефан Вечорек приезжают в замок Боры. Здесь потрясающая коллекция картин и даже есть шедевр живописи, на который охотится международная мафия, связанная с похищением картин. Пока одни герои книги пытались картину похитить, а вторые этому помешать, путем подмены оригинала на копию, происходит убийство.
Мне детектив понравился. Несмотря на то, что количество копий оригинальной картины, которую пытались подменить, зашкаливало и разобраться, кто и когда эти копии принес, было сложно. Но все в конце состыковалось и оказалось максимально логичным. Моя оценка 10 из 10.
23275
corsar19 февраля 2024 г.Читать далееНесмотря на невнятное витиеватое начало про мифический международный воровской синдикат с штаб-квартирами по всему миру, детективная часть оказалась прекрасной. Классический (полу)герметичный детектив в антураже старинного замка! Ограниченное количество подозреваемых, кража, убийство, покушение на убийство и мистический флер), прекрасно! Полиции советской Польши становится известно о готовящейся краже одного из полотен, выставленных в старинном замке. Для предотвращения преступления и поимки преступников на месте преступления в спец задание отправляются милиционеры под видом семейной пары: поэт и его муза. Идиллический вечер с отличным ужином и посиделками у старинного камина переходит в весьма суматошную ночь. Картина оказывается украденной несколько раз, а за количеством копий трудно уследить, но вот убийство… Что же пошло не так? Почему вор решился на убийство?
16111