
Ваша оценкаЖанры
Рейтинг LiveLib
- 521%
- 448%
- 323%
- 25%
- 13%
Ваша оценкаРецензии
Аноним27 декабря 2024 г.Читать далееВторое большое произведение, которое читаю у автора. Если первое большое его произведение Берег Бибхи было написано на материале мифов и легенд, то в этом романе он изображает современную ему Калькутту. Значение произведения в творчестве Тагора определяется, прежде всего, тем, что этот роман заложил основу традиции психологически-бытового романа, получившей широкое развитие в дальнейших произведениях писателя.
Бенгалия. Начало XX века. Двое друзей-студентов медицинского колледжа Мохендро и Бихари отказываются жениться на красивой и образованной, но небогатой Бинодини. Она выходит замуж за другого, но через год, овдовев, устраивается на работу в дом Мохендро. Молодая жена Мохендро, наивная простушка Аша, души не чает в Бинодини, сам же Мохендро неожиданно влюбляется в давнюю знакомую. В этой истории жалко всех. Ашу - потому что молода и наивна, предана мужу, но не стала для него центром мира. Бинодини - потому что молода, красива и умна, но вдова (к вдовам особое отношение, чего только стоит ритуал сати!). Бихари - потому что любит Бинодини, но по религиозным соображениям не может на ней жениться. Мохендро - потому что живет с одной, но любит другую (хотя по началу хотелось его прибить). Этот любовный четырехугольник никому не приносит счастья. Финал в какой-то мере предсказуем, но заранее трагичен.
В этом романе автор понимает важный (и очень острый) вопрос о женщине. Почему она должна быть только приложением к мужчине, а не самостоятельной личностью?53482
Аноним12 августа 2016 г."Ты был тщеславен, считал себя безупречным и слишком доверял себе. Но вихрь греха сломил твою гордость, вот и всё, что произошло."Читать далееБабы, девы, девчата в большинстве своём обожают индийское кино. А читали ли вы индийскую литературу ?
Почему Тагор - интересный писатель ? Творчество Тагора сыграло решающую роль в становлении современного бенгальского языка, он обогатил бенгальскую поэзию новыми формами и стихотворными размерами, заложил основы жанра рассказа и развил романный жанр. Он оказал влияние на всю литературу Индии. Тагору принадлежит несколько тысяч песен в народном стиле; его стихотворение «Душа народа» стало национальным гимном Индии, а песня «Моя золотая Бенгалия» - национальный гимн Республики Бангладеш. В частности, "Песчинка" - одно из произведений, открывшее бенгальцам всю прелесть психологических бытовых романов.
Хочется сразу сказать, что "не зная броду, не суйся в воду". Если вы ничего не знаете об индийской культуре, не морочьте себе голову и проходите мимо. Если вы всё же решили почитать нечто подобное, то ознакомьтесь с основами общества того времени, о котором читаете.
Тагор горько сожалел о том, что ему пришлось беспощадно корректировать это произведение. Подозреваю, что в первоначальном варианте было больше жёсткой критики всех сторон жизни современников автора, да и сцены, намекающие на политическую ситуацию в стране, которые есть в очень изменённой экранизации, определённо присутствовали. Но даже из того любовного романчика, который из себя сейчас представляет "Песчинка", можно многое понять.
Главная героиня романа - вдова Бинодини. Учитывая, что она засиделась в девках, смею предположить, что мы читаем об умудрённой жизнью 16-17 летней роковой женщине. Ведь если вы интересовались, то знаете: в книгах законов, приписывавшихся Ману, сказано, что самый лучший брак, когда невесте 8 лет, а жениху 24 года (замечу, что восьмилетняя невеста не вступала в сексуальную связь со своим мужем и не жила с ним под одной крышей до тех пор, пока не достигала половой зрелости в возрасте около 12 лет. И даже тогда ее должны были знакомить с сексуальной стороной жизни очень осторожно. Предписывалось, что муж и жена не могут сразу же вступать в сексуальную связь. В течение 10 дней после того, как невеста приходила в дом мужа, они должны жить целомудренно. Только по истечении этого срока муж мог поцеловать свою супругу. И затем три дня должен был поэтапно готовить ее к любовным играм.) Бинодини недолго радовалась семье, через год после свадьбы она стала вдовой. Что такое вдова в Индии ? Если хотите понять все прелести подобного, посмотрите фильм "Вода". Повторный брак для женщин был запрещен. Материальные и бытовые удобства тоже исключались из жизни вдовы. Вдова должна была спать на земле, питаться один раз в день самой простой пищей, она не могла носить цветные и узорчатые одежды, использовать благовония. Ее чурались и избегали, поскольку появление вдовы считалось дурным знаком. Все свое время женщине следовало посвящать молитвам и исполнению религиозных обрядов, чтобы обеспечить себе повторный брак со своим мужем в следующей реинкарнации. Социальное давление было настолько сильно, что некоторые вдовы предпочитали всходить на погребальные костры своих почивших мужей. Впрочем, в Индии этот обычай, называемый сати, всегда был добровольным, хотя и одобряемым обществом (особенно в период средневековья). Считалось, что, взойдя на погребальный костер своего мужа, женщина освобождала тем самым себя и его от всех грехов и в загробной жизни, на небесах, могла наслаждаться тридцатью пятью миллионами лет совместного счастья. Запрещение сати, законодательно установленное благодаря усилиям Рам Мохан Рая и других просветителей было важным шагом на пути изменения социально статуса индийской женщины. Однако закон 1829 года не решал проблему вдов: они все равно оказывались в безвыходном положении — не имели, по существу, никаких экономических прав и полностью зависели от родственников мужа. Отношение последних часто было не слишком добрым. В сознании людей твердо укоренилась воспитанная столетиями вера, что вдовство есть наказание за грехи в прошлом рождении, что вдова одним своим присутствием приносит несчастье, поэтому ей нельзя присутствовать ни на каких торжественных церемониях, даже на свадьбе собственных детей. В 1856 году вдовам законом было разрешено вторичное замужество . Однако осуществлению этого препятствовала сила традиций. Те, кто решался второй раз вступить в брак, подвергались общественному осуждению, а иногда и физическому уничтожению. Даже в наши дни в ортодоксальной и идуистской среде сохраняется представление о недопустимости замужества вдов, хотя, по данным исследования, проведенного в 1948 году, средний возраст их — 20 лет, а 16% потеряли мужей, не достигнув половой зрелости. Очень часто вдов прогоняли, с ними не хотели иметь никаких дел, их прикосновение "оскверняло" человека. Вот потому красивая, образованная, хозяйственная, соблазнительная девочка-подросток обозлилась и решила погубить семью парня, который самым позорным образом отверг её, в последний момент отказался от свадьбы, а теперь жил припеваючи. Понимая, что она теперь всю жизнь должна провести аскетично, не есть многих продуктов, не носить украшений и т.д., и т.п. она задалась вопросом:"Как Мохим мог меня отвергнуть ? За что мне это ? Я не желаю так жить ! Я хочу иметь то, что по праву было моё, я хочу на место, которое отняла у меня другая !" Помня, сколько лет Бинодини, мы понимаем, почему она непостоянна в своих решениях.
Так мы подошли к прелести патриархального уклада жизни. Раджлокхи избаловала своего сына, он был её персональным божком. Что-то пошло не так ? В этом виновата подруга, невестка, другая женщина, но не её горячо любимый, великолепнейший Мохендро, который и есть главный виновник. Хотя, конечно, то, как жила и что позволяла себе Раджлокхи, что в этом доме бывали и вдова Аннапурна, и Бинодини, указывает на образованность, цивилизованность молодого человека. Да-да, мы видим драму, развернувшуюся в одной из современнейших семей Индии.
Теперь поговорим о жене Мохима, Ашалоте. Может показаться, что она очень наивна и глупа, но давайте не будем забывать, что Аше 13-14 лет. Из-за слишком юного возраста избранниц, индийские мужья нередко обращались с ними почти как с детьми (во всем, что не касалось секса). В результате, вместо того, чтобы заставить юных невест повзрослеть в чисто социальном плане, они развивали в них инфантилизм. Юная супруга зависела от своего зрелого мужа и в интеллектуальном, и в эмоциональном, и в физическом плане. Она относилась к нему как к высшему существу, которому нужно беспрекословно подчиняться, поскольку он мудрее, умнее и опытнее. Только достигнув 18-20-летнего возраста, женщина начинала раскрываться как личность. Это мы и видим в романе. Аша, оставшись наконец наедине с собой, повзрослела, занялась тем, чего хотела, нашла время для себя, для важных на её взгляд навыков и стала действительно достойной особой. Описывая Ашу, автор показывает, что ранние браки по договорённости вредят девушкам. В то же время автор показывает, что не все традиции и обычаи родного края вредны и не всегда, сломя голову, нужно бежать за стандартами Запада. Ашу можно научить большему, если ей дать возможность развиваться, она станет ещё лучше, хотя и так она была Лакшми (богиней процветания, уюта, красоты, грации). А вот Бинодини, которая обучена на западный манер, не хранящая и не ищущая вечных ценностей, стала песчинкой, соринкой в глазу, заметной, но вредящей.
"- И скандал, устроенный вами в доме Мохендро, и всё то, что вы говорили мне сейчас,- результат влияния драм и романов, которых вы начитались.- Драм и романов ?!- воскликнула Бинодини.
- Да, драм и романов. И к тому же дешёвых. Вам кажется, что вы сами всё придумали, но это не так. Всё это влияние книг. Будь вы простой, невежественной девушкой, вы бы не были лишены любви в этом мире. Героиня драмы получает признание на сцене. Но никто не захочет держать её у себя в доме."
Так что драма Бинодини в том, что она хотела европейских свобод в традиционном обществе и не радовалась тому прогрессивному отношению, которое получала в семье Мохима. Она утратила великолепие классической индийской девушки, гоняясь за тем, что не может быть доступно и образумилась, принеся горе.
Бинодини - земная женщина, хозяйственная, деятельная, искромётная, соблазняющая. Аша же была Лакшми - нежной, ранимой, возвышенной, скромной. Обычно счастье остаётся жить в той семье, в которой жена сочетает в себе обе стороны женской натуры.
А Бихари ? Хороший, самоотверженный, сообразительный парень, но, как и все такие парни, мечтатель, романтик, малодушный, когда дело касается его собственной жизни и его собственной чести.
Почему же оценка за столь глубокое произведение не самая высокая ? Стиль автора несколько суховат, почти нет описаний природы, внешности героев, прилагательных. В основном используются существительные и глаголы.
Какие можно сделать выводы ? Не рассказывай никому о самом сокровенном, о своём счастье. Не позволяй незамужней подруге/неженатому другу постоянно быть в твоём доме - дружба дружбой... Не будь рабом прошлого и рабом зависти, будь искренен и благодарен. Не будь самоуверен и не думай, что твои принципы непоколебимы и ты устоишь перед подобными нелепыми искушениями. Все матери, которые боготворят своих малышей и растят из них маменьких холёных сынков - дуры.271,3K
Аноним31 июля 2024 г.Читать далееИстория однозначно вызывает разные эмоции и чувства. Были периоды когда было не совсем интересно, но и были периоды когда хватаешься за голову от происходящего. Все герои вызывали в определенные моменты разные чувства. Иногда эмоции захватывали, т.к. то что происходило вызывали бурю эмоций и не понимания. Вообще иногда от таких людей как Бинодини нужно держаться подальше, все же я до последнего думаю что она играла и это её раскаяние неискренно. Так же по книги есть кино, и когда увидела кто играет одну из героинь, появилось желание его посмотреть, что я и сделаю в ближайшее время.
20468
Цитаты
Аноним31 июля 2024 г.Мохендро вспомнил, как он отнимал у Бинодини "Отравленное дерево". После захода солнца она приходила сюда читать вслух "Копалакундулу", и поздно, когда в доме все уже спали, в застывшей тишине пустынной комнаты продолжать её голос, исполненный сдержанной нежности.
4192
Аноним31 июля 2024 г.Прежде часто завтрак не бывал готов вовремя, и, пользуясь этим, Мохендро с радостью пропускал занятия. Теперь же Бинодини заранее заботилась обо всем, и, когда кончался завтрак, экипаж уже стоял у дверей. Прежде будничное платье Мохендро далеко не всегда было приведено в порядок. То оказалось, что его не принесли от прачки, то оно пропадало где-то в неведомых уголках шкафа, и без длительных розысков его невозможно было обнаружить.
4104
Аноним31 июля 2024 г.Ты пишешь, что любишь меня. Во время игры это еще звучало, - но если быть откровенной, я не верю тебе. Было время, я думала, что ты любишь Ашу, но я ошибалась. Потом мне показалось, что ты любишь меня, - но и это оказалось неправдой. Ты любишь только себя.
478
Подборки с этой книгой
Коллажи-загадки
FuschettoStoriettes
- 3 208 книг

Чарующая Индия
ViolettMiss
- 135 книг

Индия
sireniti
- 327 книг
Что хотелось бы прочитать в этом году
AnastasiyaSycheva
- 3 147 книг
KillWish
BelJust
- 536 книг
Другие издания































