
Ваша оценкаРецензии
Аноним27 декабря 2024 г.Читать далееВторое большое произведение, которое читаю у автора. Если первое большое его произведение Берег Бибхи было написано на материале мифов и легенд, то в этом романе он изображает современную ему Калькутту. Значение произведения в творчестве Тагора определяется, прежде всего, тем, что этот роман заложил основу традиции психологически-бытового романа, получившей широкое развитие в дальнейших произведениях писателя.
Бенгалия. Начало XX века. Двое друзей-студентов медицинского колледжа Мохендро и Бихари отказываются жениться на красивой и образованной, но небогатой Бинодини. Она выходит замуж за другого, но через год, овдовев, устраивается на работу в дом Мохендро. Молодая жена Мохендро, наивная простушка Аша, души не чает в Бинодини, сам же Мохендро неожиданно влюбляется в давнюю знакомую. В этой истории жалко всех. Ашу - потому что молода и наивна, предана мужу, но не стала для него центром мира. Бинодини - потому что молода, красива и умна, но вдова (к вдовам особое отношение, чего только стоит ритуал сати!). Бихари - потому что любит Бинодини, но по религиозным соображениям не может на ней жениться. Мохендро - потому что живет с одной, но любит другую (хотя по началу хотелось его прибить). Этот любовный четырехугольник никому не приносит счастья. Финал в какой-то мере предсказуем, но заранее трагичен.
В этом романе автор понимает важный (и очень острый) вопрос о женщине. Почему она должна быть только приложением к мужчине, а не самостоятельной личностью?53482
Аноним12 августа 2016 г."Ты был тщеславен, считал себя безупречным и слишком доверял себе. Но вихрь греха сломил твою гордость, вот и всё, что произошло."Читать далееБабы, девы, девчата в большинстве своём обожают индийское кино. А читали ли вы индийскую литературу ?
Почему Тагор - интересный писатель ? Творчество Тагора сыграло решающую роль в становлении современного бенгальского языка, он обогатил бенгальскую поэзию новыми формами и стихотворными размерами, заложил основы жанра рассказа и развил романный жанр. Он оказал влияние на всю литературу Индии. Тагору принадлежит несколько тысяч песен в народном стиле; его стихотворение «Душа народа» стало национальным гимном Индии, а песня «Моя золотая Бенгалия» - национальный гимн Республики Бангладеш. В частности, "Песчинка" - одно из произведений, открывшее бенгальцам всю прелесть психологических бытовых романов.
Хочется сразу сказать, что "не зная броду, не суйся в воду". Если вы ничего не знаете об индийской культуре, не морочьте себе голову и проходите мимо. Если вы всё же решили почитать нечто подобное, то ознакомьтесь с основами общества того времени, о котором читаете.
Тагор горько сожалел о том, что ему пришлось беспощадно корректировать это произведение. Подозреваю, что в первоначальном варианте было больше жёсткой критики всех сторон жизни современников автора, да и сцены, намекающие на политическую ситуацию в стране, которые есть в очень изменённой экранизации, определённо присутствовали. Но даже из того любовного романчика, который из себя сейчас представляет "Песчинка", можно многое понять.
Главная героиня романа - вдова Бинодини. Учитывая, что она засиделась в девках, смею предположить, что мы читаем об умудрённой жизнью 16-17 летней роковой женщине. Ведь если вы интересовались, то знаете: в книгах законов, приписывавшихся Ману, сказано, что самый лучший брак, когда невесте 8 лет, а жениху 24 года (замечу, что восьмилетняя невеста не вступала в сексуальную связь со своим мужем и не жила с ним под одной крышей до тех пор, пока не достигала половой зрелости в возрасте около 12 лет. И даже тогда ее должны были знакомить с сексуальной стороной жизни очень осторожно. Предписывалось, что муж и жена не могут сразу же вступать в сексуальную связь. В течение 10 дней после того, как невеста приходила в дом мужа, они должны жить целомудренно. Только по истечении этого срока муж мог поцеловать свою супругу. И затем три дня должен был поэтапно готовить ее к любовным играм.) Бинодини недолго радовалась семье, через год после свадьбы она стала вдовой. Что такое вдова в Индии ? Если хотите понять все прелести подобного, посмотрите фильм "Вода". Повторный брак для женщин был запрещен. Материальные и бытовые удобства тоже исключались из жизни вдовы. Вдова должна была спать на земле, питаться один раз в день самой простой пищей, она не могла носить цветные и узорчатые одежды, использовать благовония. Ее чурались и избегали, поскольку появление вдовы считалось дурным знаком. Все свое время женщине следовало посвящать молитвам и исполнению религиозных обрядов, чтобы обеспечить себе повторный брак со своим мужем в следующей реинкарнации. Социальное давление было настолько сильно, что некоторые вдовы предпочитали всходить на погребальные костры своих почивших мужей. Впрочем, в Индии этот обычай, называемый сати, всегда был добровольным, хотя и одобряемым обществом (особенно в период средневековья). Считалось, что, взойдя на погребальный костер своего мужа, женщина освобождала тем самым себя и его от всех грехов и в загробной жизни, на небесах, могла наслаждаться тридцатью пятью миллионами лет совместного счастья. Запрещение сати, законодательно установленное благодаря усилиям Рам Мохан Рая и других просветителей было важным шагом на пути изменения социально статуса индийской женщины. Однако закон 1829 года не решал проблему вдов: они все равно оказывались в безвыходном положении — не имели, по существу, никаких экономических прав и полностью зависели от родственников мужа. Отношение последних часто было не слишком добрым. В сознании людей твердо укоренилась воспитанная столетиями вера, что вдовство есть наказание за грехи в прошлом рождении, что вдова одним своим присутствием приносит несчастье, поэтому ей нельзя присутствовать ни на каких торжественных церемониях, даже на свадьбе собственных детей. В 1856 году вдовам законом было разрешено вторичное замужество . Однако осуществлению этого препятствовала сила традиций. Те, кто решался второй раз вступить в брак, подвергались общественному осуждению, а иногда и физическому уничтожению. Даже в наши дни в ортодоксальной и идуистской среде сохраняется представление о недопустимости замужества вдов, хотя, по данным исследования, проведенного в 1948 году, средний возраст их — 20 лет, а 16% потеряли мужей, не достигнув половой зрелости. Очень часто вдов прогоняли, с ними не хотели иметь никаких дел, их прикосновение "оскверняло" человека. Вот потому красивая, образованная, хозяйственная, соблазнительная девочка-подросток обозлилась и решила погубить семью парня, который самым позорным образом отверг её, в последний момент отказался от свадьбы, а теперь жил припеваючи. Понимая, что она теперь всю жизнь должна провести аскетично, не есть многих продуктов, не носить украшений и т.д., и т.п. она задалась вопросом:"Как Мохим мог меня отвергнуть ? За что мне это ? Я не желаю так жить ! Я хочу иметь то, что по праву было моё, я хочу на место, которое отняла у меня другая !" Помня, сколько лет Бинодини, мы понимаем, почему она непостоянна в своих решениях.
Так мы подошли к прелести патриархального уклада жизни. Раджлокхи избаловала своего сына, он был её персональным божком. Что-то пошло не так ? В этом виновата подруга, невестка, другая женщина, но не её горячо любимый, великолепнейший Мохендро, который и есть главный виновник. Хотя, конечно, то, как жила и что позволяла себе Раджлокхи, что в этом доме бывали и вдова Аннапурна, и Бинодини, указывает на образованность, цивилизованность молодого человека. Да-да, мы видим драму, развернувшуюся в одной из современнейших семей Индии.
Теперь поговорим о жене Мохима, Ашалоте. Может показаться, что она очень наивна и глупа, но давайте не будем забывать, что Аше 13-14 лет. Из-за слишком юного возраста избранниц, индийские мужья нередко обращались с ними почти как с детьми (во всем, что не касалось секса). В результате, вместо того, чтобы заставить юных невест повзрослеть в чисто социальном плане, они развивали в них инфантилизм. Юная супруга зависела от своего зрелого мужа и в интеллектуальном, и в эмоциональном, и в физическом плане. Она относилась к нему как к высшему существу, которому нужно беспрекословно подчиняться, поскольку он мудрее, умнее и опытнее. Только достигнув 18-20-летнего возраста, женщина начинала раскрываться как личность. Это мы и видим в романе. Аша, оставшись наконец наедине с собой, повзрослела, занялась тем, чего хотела, нашла время для себя, для важных на её взгляд навыков и стала действительно достойной особой. Описывая Ашу, автор показывает, что ранние браки по договорённости вредят девушкам. В то же время автор показывает, что не все традиции и обычаи родного края вредны и не всегда, сломя голову, нужно бежать за стандартами Запада. Ашу можно научить большему, если ей дать возможность развиваться, она станет ещё лучше, хотя и так она была Лакшми (богиней процветания, уюта, красоты, грации). А вот Бинодини, которая обучена на западный манер, не хранящая и не ищущая вечных ценностей, стала песчинкой, соринкой в глазу, заметной, но вредящей.
"- И скандал, устроенный вами в доме Мохендро, и всё то, что вы говорили мне сейчас,- результат влияния драм и романов, которых вы начитались.- Драм и романов ?!- воскликнула Бинодини.
- Да, драм и романов. И к тому же дешёвых. Вам кажется, что вы сами всё придумали, но это не так. Всё это влияние книг. Будь вы простой, невежественной девушкой, вы бы не были лишены любви в этом мире. Героиня драмы получает признание на сцене. Но никто не захочет держать её у себя в доме."
Так что драма Бинодини в том, что она хотела европейских свобод в традиционном обществе и не радовалась тому прогрессивному отношению, которое получала в семье Мохима. Она утратила великолепие классической индийской девушки, гоняясь за тем, что не может быть доступно и образумилась, принеся горе.
Бинодини - земная женщина, хозяйственная, деятельная, искромётная, соблазняющая. Аша же была Лакшми - нежной, ранимой, возвышенной, скромной. Обычно счастье остаётся жить в той семье, в которой жена сочетает в себе обе стороны женской натуры.
А Бихари ? Хороший, самоотверженный, сообразительный парень, но, как и все такие парни, мечтатель, романтик, малодушный, когда дело касается его собственной жизни и его собственной чести.
Почему же оценка за столь глубокое произведение не самая высокая ? Стиль автора несколько суховат, почти нет описаний природы, внешности героев, прилагательных. В основном используются существительные и глаголы.
Какие можно сделать выводы ? Не рассказывай никому о самом сокровенном, о своём счастье. Не позволяй незамужней подруге/неженатому другу постоянно быть в твоём доме - дружба дружбой... Не будь рабом прошлого и рабом зависти, будь искренен и благодарен. Не будь самоуверен и не думай, что твои принципы непоколебимы и ты устоишь перед подобными нелепыми искушениями. Все матери, которые боготворят своих малышей и растят из них маменьких холёных сынков - дуры.271,3K
Аноним31 июля 2024 г.Читать далееИстория однозначно вызывает разные эмоции и чувства. Были периоды когда было не совсем интересно, но и были периоды когда хватаешься за голову от происходящего. Все герои вызывали в определенные моменты разные чувства. Иногда эмоции захватывали, т.к. то что происходило вызывали бурю эмоций и не понимания. Вообще иногда от таких людей как Бинодини нужно держаться подальше, все же я до последнего думаю что она играла и это её раскаяние неискренно. Так же по книги есть кино, и когда увидела кто играет одну из героинь, появилось желание его посмотреть, что я и сделаю в ближайшее время.
20468
Аноним23 августа 2016 г.Читать далее- Я – Раджлокхи, мать самого чудесного, самого замечательного, самого прекрасного мужчины на земле. Мой сын Мохендро прекрасен так, что затмевает Солнце! Правда, он не хочет жениться, но это только потому, что безмерно любит меня! Пойду, поглажу сынку шнурки! уходит, танцуя
- Я – Мохендро, самый очешуенный парень всей Калькутты! Моя мать сватает за меня Бинодини, я обещал жениться на этой девушке, но я же хозяин своего слова! Захотел – дал, захотел – забрал! Так что девица едет замуж в глухую деревню, а я пойду пожую бетель. танцуя, уходит
- Я – Аннапурна, тетя Мохендро. Я очень хочу выдать замуж за друга Мохендро – Бихари, свою племянницу Ашу. Он согласен! И Мохендро идет с ним смотреть невесту! О, боги! Мохендро хочет сам жениться на Аше! танцует, танцует, но наконец уходит
Аннапурна и Бихари,- Как прекрасна Аша! С чистым сердцем отдаем мы ее Мохендро! радостно танцуют
Раджлокхи: сын нашел невесту через Аннапурну, а не с моей помощью?! Пойду повыношу мозг Аннапурне! уходит, не танцуяВозвращается О, пока я гнобила эту интриганку, Мохендро уперся рогом: или Аша, или вообще не женюсь! Пойду умолять Аннапурну, чтобы разрешила Аше выйти за моего сыночка. уходит, опять не танцуя
Свадьба, танцуют все
Раджлокхи и Аннапурна (вразнобой): в доме бардак, Аша ничего не делает по хозяйству. Твоя племянница – овца! Нет, это твоя невестка – овца! красочно плачут, злятся и страдают
Аша: я не умею вести дом, не умею участвовать в беседе, коряво пишу и ваще я тупая овца, зато я красивая и очень люблю своего мужа. Танцует
Мохендро: о, как я счастлив! Танцует
Мохендро и Аша: о, как мы счастливы! Танцуют (повторять, пока не надоест)
Раджлокхи: это невыносимо! Уезжаю в деревню! Уезжает
Бихари и Аннапурна (хором): в доме разгром, слуги отбились от рук! Надо срочно вернуть Раджлокхи. не танцуют, уезжают
Бихари: матушка, вернитесь!
Аннапурна: сестра, вернись, а я уйду в монастырь.
Раджлокхи: ну, я вернулась, а заодно привезла вам в дом красивую вдовушку – Бинодини! Она прекрасно ведет хозяйство, остроумна, учтива, прекрасна собой. Танцует
Аша и Бинодини: мы будем подругами! Ура-ура! танцуют
Бинодини: я недаром решила взять себе дружеское имя Песчинка, я вам всем устрою, я буду песчинкой в глазу! Я иссохла без любви! К моим ногам кто-нибудь должен упасть! Соблазню-ка Мохендро, хоть он и слизняк! И вообще я люблю Бихари, но Мохендро соблазнять соблазнительнее, потому что под боком эта дура Аша, которая прям напрашивается. замышляет
Мохендро: о, как я счастлив! Вокруг меня прекрасные женщины! танцует(Немного погодя): о, как я несчастлив! Я уже не люблю Ашу, я люблю Бинодини! Но моя любовь будет платонической. А ее я в себя влюблю, чтобы она оставалась при доме, ведь при ней стало так уютно и есть с кем поговорить танцует
Аша: о, как прекрасна моя подруга Песчинка! О, она занимается хозяйством, ухаживает за моим мужем, беседует с ним и читает! Она даже пишет за меня письма! И все меня любят! Как мне здорово живется! танцует
Мохендро: все! Я ухожу жить с Бинодини! уезжают
Аша: ???????? лежит на полу и плачет
Раджлокхи: все, ложусь умирать! ложится
Бихари: о, Бинодини! Низкая женщина!(Бихари находит Мохендро и Бинодини): негодные!!! Мохендро, твоя мать умирает!
Бинодини: ах, Бихари, я не отдавалась Мохендро! Я люблю только тебя! обнимает его ноги
Бихари: я тебе верю! Давай поженимся!
Бинодини: ах, нет, я не достойна!Все трое возвращаются в дом Мохендро
Раджлокхи: я умираю, но прощаю Бинодини! Иди, дочка, разрешаю ухаживать за мной! Аша, а ты надень красивое сари и радуйся мужу! умирает
Аша: о, муж мой! танцует
Мохендро: о, Аша! танцует
Аннапурна (заехавшая из монастыря): о, дети! Через страдания вы стали лучше! А Аша вдруг резко поумнела и научилась следить за хозяйством. Бинодини, я прощаю тебя, поехали со мной в монастырь! уезжают
Бихари: а я буду замаливать свой грех, помогая бедным!Бихари, Аша, Мохендро, Аннапурна, Биндони (не спрашивайте как они тут появились из монастыря) и призрак Раджлокхи танцуют, радуясь счастливому концу.
(Это был краткий и весьма вольный пересказ «Песчинки»).
***
А вообще, черте что товарищи! Поэтично, красиво, чувственно – ну в общем, сплошной Болливуд только буковками. А на деле страшно: Аннапурна стала вдовой в 11 лет и оставшуюся жизнь прожила на птичьих правах в чужом доме. Бихари не женится на Бинодини, потому что она вдова и все осудят такой брак. Мужики в доме не фига не делают. Квохтанье матери над великовозрастным говнюком доводит до тошноты. Тупая овца Аша раздражает. Единственный человек с нормальными эмоциями и чувствами – Бинодини (сколько ей лет, интересно? Судя по высказываниям лет 25-26, по реалиям того времени должно быть лет на 8 хотя бы меньше) и конечно же она главная злодейка. В общем, хорошо, что я живу не в обществе с таким укладом. Вы против феминизма? Так читайте – и думайте.18763
Аноним27 сентября 2023 г.Путешествие в Болливуд
Читать далееРабиндранат Тагор – величайший поэт, писатель и общественный деятель Индии, Нобелевский лауреат 1913-го года. Творчество Тагора сыграло огромную роль не только в развитии бенгальской и индийской литературы, но даже и индийской музыки – он автор около 2000 песен. Это было мое первое знакомство с индийским классиком, и я о нём ничуть не жалею.
Я даже не буду пытаться пересказывать сюжет, потому что это просто невозможно сделать без спойлеров. Скажу одно - в книге всё будет в лучших традициях индийского кино, все эти "Брат, я нашел тебя! Припадаю к твоим стопам, прости меня!"; "О, моя Лакшми, ты похожа на цветок лотоса!"; "Я ненавижу тебя! Никогда больше не смей переступать порог моего дома!"
Но если вы думаете, что это всё очень скучно и предсказуемо, то как же вы ошибаетесь. Я еле успевала следить за сюжетом, кто кого любит, кто с кем хочет быть, кто кого возненавидел - судьба четырех главных героев была не понятна буквально до самого последнего предложения. Я как будто четырехчасовой болливудский фильм посмотрела - чистое наслаждение!
11502
Аноним8 декабря 2025 г.Читать далееИстория сконцентрирована внутри одной индийской семьи: мамин сыночка - корзиночка в попу целованный хотел выучиться на медика и "усердно готовился к экзаменам". Однажды друг ему показал красавицу - сиротку и сказал "Если тебе она не интересна, то я женюсь на ней". Сыночка - корзиночка никогда не уступал своему товарищу и конечно привел в дом эту девушку. Матушка старалась всему ее обучить, чтобы по хозяйству помогала, мужа почитала и т.д., ведь никто ей не занимался ранее. На это сыночка обижался и запирался с невестой в комнате для учёбы, мол грамоте он ее лучше обучит, зачем ей быть прислугой. Бедная мама в свои-то годы взвалила всё на свои плечи. Спустя пару месяцев она решает уехать в гости и проучить молодых, чтобы хоть что-то сами делали по дому, потому что они реально бездари ленивые. Не сильно это помогло. Но всё же матушка возвращается и вместе с ней приезжает ещё одна невестка, ставшая вдовой. Она завязывает дружбу с Ашей (женой сыночки) и тут появляется прозвище "Песчинка" - так они друг друга называли.
Дальше начинается выпуск "Мужское - Женское ". Какие страсти там кипели! Хотелось материться на всех героев, особенно на сына с мамкой. Это 8 звезд, еще и написано поэтично. Всем фанатам семейных саг и любителям "погореть" с персонажей рекомендую! У книги недавно появилась хорошая аудио-версия, что тоже плюс. Прочитаете или прослушаете за пару вечеров - роман небольшой.
1022
Аноним31 августа 2016 г.Мужчинам живется намного легче, чем женщинам:Читать далее
во-первых, они позже женятся,
во-вторых, раньше умирают
"Хорошо жить в современном мире и быть хозяйкой самой себе", думала я, закрывая книгу. Хочешь - варишь борщ, хочешь - одни зефирки ешь. Но не все так просто. Давление общества никуда не делось, пусть жесткости норм старой Индии мы не видим, но ведь все равно лет с тринадцати-пятнадцати к девушке начинают приставать с вопросами: "А мальчик-то у тебя есть? Ну ведь тебе нравится кто-нибудь в школе, да? Ну давай, не стесняйся, расскажи". И этим людям глубоко наплевать на то, что девчонка-то ходит в музыкалку, художку и еще на карате, некогда ей за мальчишками бегать, да и неинтересно. А со временем вопросы и ожидания только растут. Начинают спрашивать про жениха, а когда ребеночка родите, а когда второго, а когда восьмого уже ждать? И если девушка живет одна, да еще и с домашним животным, и счастлива при этом, то ей не миновать презрительного "Останешься старой девой и будешь жить одна с сорока кошками". А парням можно. Парню 27, он сидит на шее у родителей - ой, ну не нагулялся мальчик, рано ему еще жениться, успеется. Девушке 27, она зарабатывает, живет отдельно, путешествует - какой ужас, часики-то тикают, небось и родить уже не сможет.В каком-то смысле, Индия Тагора - мой личный ночной кошмар. Жена должна сидеть дома, никому не показываться, вести хозяйство, обслуживать мужа, не иметь никаких личных интересов. И вдовам жить не легче. Зато мужиком быть хорошо. Никаких тебе забот, хлопот, даже о жене заботиться особо не надо. Все, поженились уже, а разводов не предусмотрено. А хуже всего то, что всех все устраивает.
Из всех персонажей более всех похода на живую и настоящую Бинодини. Но у нее есть один серьезный недостаток, в свое время точно описанный Фраем:
У каждой девочки непременно есть свой бездонный колодец, во тьме которого таится какой-нибудь очередной «он», который не звонит, не приходит, не понимает или еще что-нибудь «не», мучает девочку, болван. Если в колодце никого нет, значит, был совсем недавно и скоро, вот буквально на днях, заведется новый, это, я так понимаю, закон природы: всякая замечательная девочка должна целыми днями пялиться в этот проклятый колодец и мучительно размышлять о поведении его обитателя, забыв, что вокруг, вообще-то, огромный удивительный мир, все чудеса которого, теоретически, к ее услугам. Вернее, были бы к ее услугам, если бы она не воротила нос, бормоча: «Спасибо, не надо», лишь бы отпустили поскорее обратно к колодцу, смотреть в темноту.В колодце Бинодини появляется то Мохендро, то Бихари, но Бинод и помыслить не может о том, что в жизни может быть что-либо помимо семьи. Индия привлекает своей строгостью, верностью традициям, но они же являются камнем преткновения для многих. Тагор много путешествовал, учился в Англии, он был известным гуманистом, поэтому я не могу видеть в "Песчинке" стандартный "болливудский" сюжет с песнями, плясками и разлученными близнецами, которые находят друг друга по родинкам в форме полумесяца на пятой точке. Я вижу глубокую озабоченность несправедливостью, царящей в обществе, попытку донести это до людей в понятной и близкой форме. Ведь не зря же наиболее яркие персонажи - Бихари и Бинодини - ближе к европейскому укладу, чем к традиционному. И именно им читатель сопереживает, потому что отклик в душе вызывают сильные личности, а не слабаки и рохли.
Рабиндранат Тагор - лауреат Нобелевской премии. Не то чтобы я читала произведения многих лауреатов, но уже прочитанные убедили меня в том, что нобелевку просто так, за красивые глаза не присуждают, поэтому не стоит начинать с очевидных ярлыков "Индия = Болливуд"
(вообще, ярлыки это всегда плохо, не только в отношении нобелевских лауреатов, но тут я и сама грешна), нужно попробовать раскрыть сердце навстречу спокойной, неторопливой прозе Тагора и, может быть, Индия откроется с другой стороны.10556
Аноним14 октября 2025 г."Возьми преданное тебе сердце и возложи ноги свои на незапятнанный лотос моей истинной и вечной любви" (Рабиндранат Тагор)
Читать далееРоман "Песчинка" - ранний роман Рабиндраната Тагора, написанный в 1903 году в западном жанре. Двадцатидвухлетний Мохим не хотел жениться, мать уговаривала, а в душе гордилась, что сын её любит больше всех, не хочет расставаться. Увидев юную Ашу, Мохим решил жениться, увлёкся молодой женой, обо всём, кроме неё, забыл. Трогательная любовь, только свекровь была недовольна тем, что Аша поти не появлялась на кухне, и тётя капризничала - им хотелось, чтобы им уделялось столько же внимания, сколько до свадьбы. Старые - что малые, обижаются, капризничают... Читать Р. Тагора - удовольствие - чистый, словно омытый тёплым дождём слог, сюжет неспешный, держит интерес читателя. Можно читать не отрываясь, не наскучит. Интересные характеры, живые, узнаваемые. Такие можно встретить и в России, даже забываешь, что это Калькутта начала 20 века... Героиня романа Бинодини - молодая вдова, завистница, Песчинка - так звала её Аша - делала всё, чтобы разлучить Мохима и Ашу, а юная жена не понимала ухищрений Песчинки, была наивна и доверчива. Бинодини шла к своей цели - шаг за шагом, она была "разозлённой осой". Хороший, настоящий друг у Мохима - Бихари,- он и разумно посоветует и не предаст. Р. Тагор много места в романе уделяет Бихари, человеку цельному, честному, верному другу. Покоряет трепетная любовь Аши к мужу Мохиму, но всё может наскучить предмету поклонения, он захочет чего-то нового, неизведанного. Р. Тагор - поэт и в прозе, завораживает его умение заглянуть в души своих героев, в потаённые уголки и находить самые подходящие слова. Мохендро -"баловень материнской любви" побороть своё эго не в силах. А Бинодини пришлось расплачиваться за свои козни, вернувшись в родную деревню. Бинодини - роковая женщина, сильная, страстная, умная, но она - вдова и это её вечный крест. Рабиндранат Тагор подвёл своих героев к концу романа, вложив в их сердца раскаивания,- в жизни тоже так бывает, особенно, если люди не забывают божьи заповеди.
878
Аноним31 августа 2016 г."Дружный женс-с-ский коллектив"
Читать далееБабы! И этим всё сказано. Где баба, там рынок; где две там базар. А тут четыре. Четыре(!!!!) индийских женщины под одной крышей. И двое мужчин. Здрасте, приехали. На всех не угодишь. А приправьте блюдо карри из условностей, нюансов, правил, традиций, иерархии, статусов, положений, недозволенностей, границ, рамок, символов, жестов, двусмысленностей, витиеватостей, благосостояния, ума, глупости, предвзятости, стереотипов, лжи, умыслов, страсти… Ба-бах!!! И шесть людей несчастны и искалечены.
Трагедия жизни облеченная в слова, слова-ручьи, слова-реки, что текут, омывая осколки надежд, любви, жизней, среди развалин. Считывают сколы и выбоины и уносят с собой, рассказывая другим их историю. Они выносят их на мель, демонстрируют несуразность поступков, глупость, проблемы отношений и строя общества. Осуждают? Нет. Поощряют? Нет. Они созерцают. Отмывают грязь и проявляют рельеф и структуру. Кто подымет их и составит себе труд всмотреться, сможет сам вынести истины и мораль. Но что это будет за смысл, зависит от смотрящего.
Центральным шестом (ибо все там так и пляшут вокруг да около) этого произведения, которое можно назвать метисом болливудского фильма и Санта-Барбары, есть женская всенародная забава «Сама придумала, сама обиделась», «Хочу то, не знаю что» и, конечно, же «Дружный женс-с-с-ский коллектив» (нет ничего на свете ядовитей). А ведь все могло сложиться куда лучше, если б некоторые из них не были такими дурами…
7526
Аноним8 августа 2025 г.Читать далееВзаимоотношения главных персонажей не были для меня интересны от слова совсем. Все герои НЕ из низшей касты, имеют достаток и живут препиваючи. Выдумывают любовные отношения друг с другом от скуки. Мама и тетя просят выбрать и подыскивают жену. Я понимаю, в то время и в такой культуре все еще нормально жить с человеком, любить или нет того, кого выбрали, заставлять бракосочетаться. Я не прочувствовала здесь трагедии, как и в жизни овдовевшей Бинодини. Неприятно было читать все, что касалось Мохендра, его несамостоятельность (культурная особенность - за мужчинами в Индии всю жизнь ухаживают женщины, слуги), не способность делать выбор и придерживаться его (то женюсь - то не женюсь, то люблю - то разлюбил), избегание своей жены и позже желание сбежать с другой женщиной и многое другое. По поводу Бинодини: хорошая женщина, страстная и не понятная. Возможно и трудно было, став вдовой, пытаться строить отношения, но на это оказалось совсем не интересно смотреть.
4216