
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 февраля 2024 г.Читать далееВот так рассказ! Вообще не понятно как к нему относиться, но читать было очень-очень интересно. Автор специально оставляет читателя в подвешенном состоянии финалом истории, так что остаётся то ли оставаться в растерянности, то ли выбирать кому верить, а можно ли верить хоть кому-то? Можно гадать и стоить теории, где же правда, а кто врёт, а можно принять историю как цельнолитый объект, впитав в себя вместе с ощущением, что правды так и не получится узнать. Сколько реальных расследований оставляют сыщиков именно в таком состоянии, в то время как в литературе и кинематографе потребитель получает всегда результат и с ним ощущение катарсиса.
В любом случае стоит сказать, что рассказ как отшлифованный алмаз, каждая грань которого несет свой свет, ни одного слова мимо, всё отточено, и одновременно лаконично и поэтично. Очень красивый текст, в котором даже дровосек описывает место преступления возвышенно прекрасно, при том не отступая от истины ни на шаг. Начала тут читать книгу судебного медэксперта, так тот студентам советует подходить к описанию трупа творчески, вот примерно так же происходит и в этой новелле.
Рассказ по содержанию детективный: произошло убийство в бамбуково-криптометриевой чаще, тело найдено и идёт расследование. В начале вполне досконально описан допрос свидетелей, по которому заметен ход расследования. А потом начинаются признательные показания и вот они-то и мутят воду.
Описанное в новелле убийство происходит в Японии, поэтому как я вообще могла пройти мимо рассказа, конечно, никак, только время оставалось выбрать для чтения. Герои вполне знакомые: монах, самурай, разбойник. Действие, происходит явно ранее года написания 1922, ведь люди (в лице самурая) пользуются мечами и луком со стрелами.
Эта новелла стала вторым произведением автора и понравилась мне сильнее первого, хотя именно после первого я решила, что продолжу читать написанное Акутагавой, выбрав для продолжения знакомства, очень удачно на мой взгляд, такое неоднозначное произведение. Хотя мой путь в познании его творчества только начат, возможно, весь авторский вклад в мировую литературу настолько же неоднозначен - буду узнавать дальше.1173,5K
Аноним3 марта 2020 г.Несколько версий одной смерти
Читать далееВ этом коротком рассказе с детективным сюжетом Акутагава показывает, что любое наблюдаемое или переживаемое нами событие обретает физическую форму в виде слов только после того, как оно проходит по извилистым коридорам нашего сознания. Лишь преломившись через особенности мировоззрения и пропитавшись нашими предпочтениями и предубеждениями, оно выходит во внешний мир.
Следовательно, каждое дошедшее до нас из прошлого описание очевидцев в первую очередь представляет собой результат их субъективного восприятия. К тому же автор, записывая свои впечатления, вольно или невольно делает выбор - что ему доверить бумаге, а о чём лучше умолчать. В подобных текстах нам открывается лишь одна из граней, а далеко не целостная фигура, другие грани которой остаются в тени. Но перейдём непосредственно к сюжету...
Итак, что же произошло в роще, где «растёт бамбук вперемежку с молоденькими криптомериями»? В связи с обнаружением в лесу мёртвого тела судейский чиновник выслушивает ряд показаний.
С самого начала понятно, что показания свидетелей противоречат друг другу и никак не складываются в стройную картину. К примеру, дровосек сообщает, что на убитом мужчине был головной убор, какие носят в столице (видимо, речь идёт о Киото), но тёща убитого утверждает, что её покойный зять не из столицы («он самурай из Кокуфу и Вакаса»). Однако подобные несоответствия меркнут перед показаниями разбойника Тадземару, исповедью жены покойного и рассказом его собственного духа. Каждый из них добровольно признаётся в совершённом, объясняя мотивы, которые им двигали. И разбойнику, и молодой женщине, и духу покойного, указавшему на самоубийство, казалось, можно верить. Они ведь не пытаются себя оправдать, напротив, дают «признательные показания». Их слова звучат убедительно, но очевидно, что три разные версии одного и того же события не могут быть одновременно истинными… если только речь не идёт о трёх параллельных реальностях. Мы видим, как каждое новое свидетельство только запутывает всё ещё больше, вместо того чтобы прояснить произошедший трагический случай. Даже рассказу самого убитого нельзя доверять. При этом в противоречивых показаниях можно отыскать и точки соприкосновения. Так, муж в некоторой степени подтверждает слова супруги о том, что она увидела в его глазах.«В чаще» ненавязчиво напоминает об относительности любой истины. «Что я знаю?», задавался вопросом Монтень… Мне, как правило, кажется подозрительной излишняя самоуверенность, с которой иногда вещают некоторые современные так называемые эксперты, часто вставляя такие слова, как «естественно», «само собой», «без сомнения». Уместнее было бы их заменить на «возможно», «по моему мнению», «не исключено», «можно предположить» и т.д.
Как писал Платон в «Государстве», «мнение – это нечто среднее между знанием и незнанием... нечто, расположенное между существующим и несуществующим, между реальным и мнимым» (цитата недословная).1027K
Аноним1 марта 2020 г.Квест от мастера Рю
Ну если у вас есть 10-15 минуток для чтения этого небольшого произведения, обязательно прочтите! Я уже второй день ломаю голову над разгадкой)) куча подсказок и вариантов... Это философский детектив, весьма необычный. Произошло два преступления... Есть показания участников и свидетелей... Есть даже показания убитого, дух которого вызван прорицательницей... Но вот найти ответ, предстоит именно вам)) я пока не нашёл... Буду перечитывать!
1026,3K
Аноним7 августа 2022 г.Три убийцы на один труп
Читать далееНебольшой рассказ в основе которого некоторое подобие расследования преступления.
Один труп и три человека, признавшихся в содеянном.
Но рана на трупе всего одна и убийца тоже может быть только один.
Вопрос в том, кто врёт и зачем.
Позиция двоих, из тройки признавшихся, мне понятна, а вот относительно третьего большой вопрос.Некоторые фразы в рассказе показались нереалистичными и написанными как бы для усиления эмоционального фона.
Но на деле вызвали у меня лишь недоумение.
Например:
Когда он ушел, всюду кругом стало тихо. Нет, не всюду – рядом еще слышались чьи-то рыдания. Снимая с себя веревку, я внимательно прислушался. И что же? Я понял, что это рыдаю я сам.1005K
Аноним11 сентября 2022 г.И после этого я навеки погрузился во тьму небытия.
Читать далееНа этот небольшой рассказ "наткнулась" совершенно случайно в поисках произведений для очередного "челленджа". Прочитав аннотацию, заинтересовалась.
Прошло минут десять. Прочла рассказ. Недоумение. Пробежала ещё раз. Полезла в Википедию...
Почитала отзывы. Многие поступили как и я, читали неоднократно. Обогащенная всеми этими знаниями, прочитала третий раз. Подумала...
Решила поделиться.
Мой аналитический склад ума требовал решения загадки. То есть, кто же все-таки убийца. Соблазн идти по пути "один из них лжет" или не один, так сказать, метод ненадежного рассказчика. Но здесь он не работает. Все трое говорят правду. Разбойник? Смысл ему врать, одним убийством больше, одним меньше, все равно казнят. Женщина на исповеди? Исповедь! Зачем? Ничего ведь не измениться. Ну а призраку - тем более. Он же мертв. Его людские законы вообще никак уже не касаются. Таким образом сделала вывод - все они говорят правду.
Передо мной возникла картинка.
То есть, получается что истина есть. Но каждый мыслит "двумерно" и со своей "колокольни". Но как только мы переходим в трехмерное пространство, расширяем горизонты сознания, истина открывается? Как там говорится про теорию струн? Если мы не можем представить двадцати шестимерное пространство, это не значит, что его нет.
Вроде все понятно. Истина есть, но достичь её невозможно, в силу нашей ограниченности. То есть наша зашоренность не позволяет вычислить убийцу? Или?
Ещё одна картинка.
На первый взгляд смысл то же самый. Все зависит от угла зрения. Только в этом случае переход в трехмерное пространство нам ничего не даст. Нужно ввести дополнительное условие. Как в карточках с цифрами - поставить точку.Тогда становиться понятно, что это девятка. То есть получается, чтобы определится с истиной мы должны задать ещё условие. То есть истина зависит только от того, где мы захотим "поставить точку"? Получается, что истины никакой нет?
Возвращаясь к рассказу. Акутагава должен был "поставить точку", чтобы читатель смог ответить на вопрос: "Кто убийца?". Но видимо в этом и заключается гениальность произведения, что автор этого делать не стал.
945,1K
Аноним6 августа 2020 г.А был ли мальчик ?
Читать далееКогда-то давно я прочитала выражение, которое мне очень понравилось и соответственно запомнилось: Правда, как люстра. Все её видят, но каждый смотрит на неё из своего угла. К сожалению, не помню, кто сказал, но часто вспоминаю его, настолько оно красноречиво и ёмко.
Вот и при чтении данного рассказа прославленного японского писателя оно всё чаще приходило на ум по мере продвижения вглубь чащи и текста.
Ни для кого не секрет, что любое событие, будь то важное или не очень, даже двое свидетелей расскажут с разными акцентами, исходя из собственных предпочтений, опыта, интереса и прочее, и прочее...Пропуская через себя, человек вроде обычные и явные вещи воспринимает через призму собственного сознания и правда оборачивается той самой люстрой, на которую каждый смотрит под собственным углом.В своем небольшом рассказе Р. Акутагава предлагает каждому читающему поразмышлять не только над тем, что же действительно произошло в чаще, где из действующих лиц оказались двое мужчин и одна женщина, но и убедительно демонстрирует насколько одни и те-же обстоятельства порой по разному воспринимаются людьми, когда поиск правды становится трудным делом распутывания множества предубеждений и ложной веры в истинность рассказываемого.
815,6K
Аноним5 апреля 2019 г.Читать далееЧто-то не везет мне в последнее время с малой японской прозой...
Интересная задумка новеллы (повествование об одном событии - жутком преступлении - с точки зрения разных лиц, причем это порой совершенно противоположные мнения), но все как-то, на мой взгляд, ужасно запутано и, что самое главное, я вообще не поняла смысл этого произведения. Для чего оно написано? По моему скромному мнению, литература должна делать человека лучше, должна быть какая-то мораль в конце. Здесь же все перечисление ужасов и человеческих страданий обрывается последним рассказчиком, поэтому у меня еще осталось ощущение какой-то недосказанности (что хотел сказать этим произведением автор? Какую мысль донести до своих читателей? Описать страдания ради самих страданий? Вот это мне, к сожалению, осталось непонятным), а может, просто, японская малая проза - не мой жанр, грустное, жуткое, тяжелое произведение, явно на любителя... 3/5
764,5K
Аноним25 сентября 2021 г.Все очень сложно...или нет...
Читать далееВ бамбуковой роще найден труп самурая. Это все, что нам известно достоверно. Нам предлагается выслушать 7 историй, рассказанных разными людьми, причем, трое из них - непосредственные участники событий: сам убиенный самурай (его часть рассказа мы услышим через прорицательницу), его жена и напавший на них разбойник.
А вот дальше...все 7 историй во многом противоречат друг другу...включая, главное...кто же все-таки убил самурая.
И тут уж читателю предоставляется возможность воспринимать этот небольшой рассказ так, как ему захочется..
- можно попытаться "сложить пазл" и выяснить, кто убийца;
- можно поразмышлять о том, насколько по-разному люди видят и рассказывают одну и ту же историю;
- можно пофилософствовать "а существует ли объективная истина в принципе";
- можно углубиться в психологию (и здесь мысль может идти во множестве направлений: от "все лгут" до "иногда проще солгать, чем признаться в недостойном поведении...даже самому себе");
- а можно просто наслаждаться стилем и языком...
Вот такой загадочный Акутагава-сан и непонятная нам страна его, Япония.
743,3K
Аноним2 июня 2025 г.Не верь
Поистине, человеческая жизнь исчезает вмиг, что росинка, что молния. Ох, ох, словами не сказать, как все это прискорбно.Читать далееИ хоть в этом детективе действительно есть нотки мистики, в первую очередь это история о том, что значит ненадежный рассказчик. А это очень крутая тема, которую здесь раскрыли сильно.
Вообще по задумке это очень похоже на Хронику объявленной смерти Габриэль Гарсиа Маркес: весь рассказ формируется из разных историй, повествующих об одной смерти. И показания даны очень противоречивые — и кто-то врёт, но только в каждой лжи есть и доля истины. Соль в том, чтобы понять, где то, что может разгадать загадку, ответа на которую не существует.
Почему нет ответа? А тут открытая концовка. Всё не так страшно, как в том же Ритуале Дяченко, где с финалом вообще ничего не ясно (там и определиться с тем, кто выжил и насколько долго останется на этом свете, нереально), но поломать голову придётся все равно. Проблема ли это? Да не особо, потому что, опять же, в первую очередь это история о ненадежных рассказчиках.
А вот среди повествователей и случайные свидетели, и опасный криминальный элемент, и женщина убитого, и сам убитый как некий дух (отсюда и мистика). Получается вроде и сжато, но очень насыщенно и полно. И каждая история чем-то отличается от остальных — люди врут, даже когда не планируют и не хотят этого, поэтому каждый становится в той или иной мере ненадежным рассказчиком, как и здесь. Поэтому это превращается в пазлы с лишними деталями и без картинки, на которой изображён собранный пазл — так что эффект получается ещё круче.
В общем, если хотите поломать голову, то это идеальный вариант. Да и вообще советую
721,1K
Аноним29 марта 2020 г.Читать далееПочему решил прочитать: одно из самых известных японских литературных произведений. Читал про него у Быкова. Знаю про экранизацию рассказа Куросавой.
В итоге: Прочитал я культовый, знаковый, гениальный, непонятный, странный (нужное подчеркнуть) рассказ Акутагавы-сан.
Эммм... субъективный детектив.
Из тех вещей, что требуют развёрнутого объяснения того, в чём же их культовость. Примерно, как "Чёрный квадрат" Малевича.
Если оценивать рассказ вне контекста творчества Акутагавы и японской культуры в целом - самая обычная зарисовка, использующая приём "ненадёжного рассказчика".
Прямо скажем, не Чехов.
6(НЕПЛОХО)
665K