
Ваша оценкаРецензии
Аноним23 января 2024 г.Истории, которые нужно читать ночью. И под одеялом.
Читать далееК Рампо я подобралась не сразу, сначала сборник вылежался на моей читалке пару месяцев. А все потому, что когда я открыла книгу первый раз, я не смогла втянуться и язык показался излишне замысловатым для настроения в тот конкретный момент. Но вот недавней ночью, когда одна книга закончилась, а остальные запланированные показались слишком большими, чтобы начинать их под утро, я вспомнила про Рампо.
Как почувствовать мороз по коже, даже когда на улице плюс, а ты под одеялом? Читать Рампо в темноте, в тишине и с покачивающимся на стене отсветом уличного фонаря, конечно же!
Первая же повесть, «Чудовище во мраке», заставила меня чувствовать себя очень неуютно. С автором детективных романов знакомится красивая, но замужняя женщина. Они обмениваются парой дружеских писем, но тут дама оказывается в беде — ее бывший возлюбленный начал присылать ей угрозы. А самое ужасное в том, что ей кажется, что он следит за ней в ее собственном доме...
В этой повести Рампо предлагает сразу несколько версий происходящего, и каждая из них — это безумная игра извращенного разума. Кто здесь жертва, а кто — жестокий мучитель и убийца? Выбор за вами. Но, должна сказать, что я рада, что сейчас живу в доме без чердака.
Но все же, если прочитал даже одну повесть, начинаешь понимать, куда клонит Рампо в остальных историях, какие ходы готов использовать. Поэтому меня не удивила развязка в «Игре оборотней», а в «Демоне» я и вовсе догадалась о финале, лишь только были названы условия. Повлияло ли это на мои впечатления от чтения? Едва ли.
И вот, когда я перебралась через несколько повестей, выстроенных по классической формуле «Прославленный детектив/писатель добираются до истины», я открыла рассказ «Человек-кресло». И нет, название не метафора. Отнюдь.
Успешная писательница приходит в свой кабинет и поудобнее устраивается за столом, перебирая почту. Ей пишут множество поклонников, но один из конвертов слишком толстый для обычных восторгов. Внутри она находит рассказ анонимного мастера по мебели, который делится с ней тайной. Тайной, которая повергает ее в шок и ужас.
Как и читателя, впрочем.
Это особое мастерство Рампо — не прятать интригу так уж сильно, но все равно сыграть на всех внутренних страхах. Он уже сделал это в «Чудовище во мраке», и страх только закрепился после этого рассказа. Ведь с одной стороны, не произошло ничего, женщина просто читала письмо. С другой же стороны, у меня возникло столько самых разных эмоций, от брезгливости до жалости, от отвращения до ужаса, и все это за 30 страниц!
Я прочитала весь сборник прежде, чем наступил рассвет. Казалось, меня поглотила эта жуткая магия, эти «Волшебные чары луны» Рампо, который щедро намешал в своих историях мистику и детектив, добавив эротизма и психологии. При этом он весьма лаконичен, каждое слово выверено и необходимо, и если уж покажет какую-то деталь читателю, то она обязательно сыграет свою роль.
1838,8K
Аноним9 мая 2025 г.“Страшный, но полный очарования мир…”
Читать далееЯпонская литература - это совершенно иной мир, и каждое знакомство с очередным новым для меня автором становится настоящим сюрпризом. Японские писатели создают нечто настолько самобытное и уникальное, что только диву даешься, насколько простирается сила их воображения и высокий уровень искусства рассказывать истории так, чтобы читатель остался в откровенном изумлении и восхищении.
Таро Хираи (настоящее имя автора “Волшебных чар луны”) взял свой творческий псевдоним в честь “великого и ужасного” Эдгара Аллана По, настоящего виртуоза по части мистической и детективной прозы с жутковатой тревожной атмосферой и легким налетом безумия. Что ж, этот выбор я совершенно точно одобряю, поскольку обожаю творчество По. К тому же, Эдогава Рампо - псевдоним, который звучит весьма импозантно, изящно перекликаясь с именем и фамилией американского писателя.
Итак, что же нас ожидает в этом сборнике новелл и повестей от известного японского мастера детективной прозы? Исходя из названия книги я предполагала что здесь будет очень много мистической составляющей: призраков, проклятий, злых чар, оборотней и чертей и прочего, но, оказалось, что есть кое-что гораздо более мрачное, темное, ужасающее и страшное. И это - человеческая душа.
Так что приготовьтесь к погружению в бездны человеческой души, заключающие в себе всю мерзость, подлость, низость, порочность, злобу и жестокость. Предупреждаю: в некоторых моментах может буквально мутить от тошнотворных описаний сцен преступлений или от самих героев, которые буквально погрязли в моральном упадке и пороке.
Повести, представленные в этом сборнике, по своему логическому построению и интриге весьма напоминают детективы Агаты Кристи. Эдогава Рампо не скупится на активное использование ее излюбленного приема, когда автор будто играет с читателем в кошки-мышки.
Суть приема сводится к тому, чтобы автор показывал события и людей только с одной стороны, не показывая других деталей, намеренно умалчивая о некоторых фактах и подробностях. И лишь к концу произведения читателю предоставляется возможность увидеть недостающие части головоломки - именно они предваряют раскрытие основной тайны. Отсюда и неугасающий интерес читателя в процессе чтения, и яркое и эффектное раскрытие центральной интриги в финале.
Но что отличает прозу Рампо, так это изысканный выверенный авторский стиль повествования, с тонкой игрой слов, с необычными яркими эпитетами и безукоризненной интеллигентностью, сквозящими в каждой строке.
Из повестей сборника выделю следующие три.
“Игры оборотней”. Хоть автор на первых страницах книги и признается, что причисляет себя к той категории писателей детективного жанра, которые больше уделяют внимание самому ходу расследования и цепочке логических выводов из имеющихся фактов и улик, а не психологии преступника, у Эдогавы Рампо в этой повести получилось проникнуть в темные недры души психопата с явными садистскими наклонностями. Отличный психологический детектив!
“Плод граната”. Здесь должна быть пометка шок-контент. Потому что первое, что поразило меня в этой повести - это ее название, суть которого раскрывается с первых же страниц. Вас ждут невероятно тошнотворные и омерзительные описания преступления, выходящего за рамки человеческой адекватности. Как теперь есть гранат и не вспоминать об этом?
Вторая вещь, которой меня сумел удивить автор - это то, как ловко он развернул традиционную для детективного жанра игру в кошки-мышки между следователем и преступником - получилось весьма поучительно, иронично и хитроумно.
“Чудовище во мраке”. Однозначно лучшая повесть сборника для меня. Эдогава Рампо сумел создал невероятно угнетающую тревожную атмосферу, когда не знаешь, с какой стороны ожидать вражеского удара и кажется, будто смертельная опасность притаилась совсем близко, буквально за следующим поворотом. И нет никакого шанса, чтобы спастись - остается лишь молча в ужасе наблюдать приближение неизбежной кары…
Финал истории гениален без лишних слов. Этот хитрый и чрезвычайно эффектный прием позволил автору сохранить зловещую и пугающую атмосферу до самой последней строчки.
Вторая часть сборника “Волшебные чары луны” состоит из рассказов. И если повести во многом достаточно похожи друг на друга, то разнообразие в новеллах будет весьма ярким и ощутимым. Остановлюсь на самых интересных с моей точки зрения рассказах.
“Волшебные чары луны”. Новелла с нотками мистики, которая мне напомнила рассказ Стивена Кинга о комнате 1408 (есть еще потрясающий фильм по его мотивам) завязкой сюжета. Но разгадка будет совсем далека от сверхъестественного - и наведет еще больше жути своей необъяснимой жестокостью и изощренным коварством.
“Красная комната”. Рассказ-перевертыш, представляющий собой своеобразную исповедь убийцы. Эта исповедь больше всего пугает своей реалистичностью - очень легко представить себе подобное в настоящей жизни. Такие преступления не оставляют после ни следов, ни улик, ни малейшей возможности привлечь убийцу по юридическим законам. Развязка очень эффектная и красочная с неким налетом кинематографичности - под стать всему рассказу.
“Человек-кресло”. Абсолютно жуткие и тошнотворные впечатления после прочтения этой новеллы, раскрывающей перед нами всю низость и мерзость изощренного в своем коварстве больного разума. Ощущение гадливости вам гарантированно, а возможно к нему добавится и паранойя. Лучший рассказ сборника для меня.
Подводя итог, хочу сказать, темная и мрачная проза Рампо, напитанная всевозможными человеческими пороками и низостью, абсолютно точно заслуживает читательского внимания благодаря своей свежести, оригинальности и изящному слогу. Так что если вы устали от детективов, и вам кажется, что вы читали уже всё, предлагаю вам обратиться к этому японскому писателю - вам будет чему удивиться!
75359
Аноним18 ноября 2025 г.Слишком много любителей детективов и криминалистики
Если основательно вникнуть в существо дела, в нем окажется слишком много улик. Они буквально поджидали меня на каждом углу, так и просились в руки. А ведь не кто иной, как Сюндэй, писал, что именно в том случае, когда имеешь дело с избытком улик, следует насторожиться.Читать далееНе представляла для себя возможным пройти мимо основателя японского детективного жанра, да еще и поклонника Эдгара По. И пусть я долго шла к нашему всестороннему знакомству, все же оно состоялось и может считаться удачным.
Сборник можно поделить на 2 части. Первая - это детективные повести с довольно линейным развитием, то есть расследованием. Вторая - рассказы, которые уже так однозначно не охарактеризуешь.
Начну с простого - с повестей.
Их ровным счетом пять, и пусть каждая из них описывает какую-то интересную и уникальную картину самого преступления, однако же будет большой ошибкой сделать так, как сделала я - читать их все подряд. Увы, автор хоть и хорош, но не безгрешен. Он будет вольно /или невольно, как знать/ повторять какие-то отдельные фишки и элементы. А издатель неумышленно /или умышленно, как знать/ самые похожие из работ напечатал друг за другом. Первый раз это вызвало у меня небольшое недоумение, второй раз - дикое раздражение. Но транслировать настроение на автора мне не хотелось, поэтому сей факт никак не сказался на оценке книги.
Из повестей больше других понравилась и запомнилась самая первая - "Чудовище во мраке". Даже не самим убийством или его расследованием, а скорее главным героем (рассказчиком) и финалом истории. Автору удалось создать убедительный образ сомневающегося в своих выводах героя, которому он был верен до самого конца! И пусть финал можно назвать открытым /а открытые финалы в детективах чаще всего приносят одно неудовлетворение/, эта загадка в конце кажется самой правильной.
Следующая за этой повесть "Дьявол" слишком повторяла в мелких деталях первую. Маскировка преступников была практически идентичной, поэтому уровень моего интереса был на нуле.
Очень интересной повестью оказалась "Игры оборотней". Тут я даже села в лужу, потому что с самого начала была твердо уверена в виновности другого человека. Но тогда я еще не уловила любимую тенденцию автора
делать убийцей женщину
иначе бы смекнула, что к чему.
Две следующие повести "Плод граната" и "Простая арифметика" хороши каждая по отдельности, но /опять же/ слишком схожи ключевым поведением преступников и, к моей беде, идут в сборнике друг за другом.
Если бы я читала все эти повести по одной за раз, с приличным перерывом в несколько месяцев, я бы возможно была в восторге. Но увы. Мне из раза в раз бросалось в глаза, что во ВСЕХ повестях обязательно есть любитель детективных романов и криминалистики или, если на щеке женщины есть пластырь от зубной боли, то это отнюдь неспроста. Маскировка героя под другого человека - это и вовсе любимейшая фишка автора, которую он будет использовать чуть ли не в каждой повести.
С рассказами дело обстоит намного лучше.
Я бы даже сказала, что они реабилитировали сборник в моих глаза.Мой фаворит - "Человек-кресло", который я читаю уже второй раз. Для меня истории про сталкинг - одни из самых жутких будничных кошмаров. Тревожное осознание того, что за тобой кто-то следит, дышит в затылок... Б-р-р! Эта тема имела место еще и в повести "Чудовище во мраке", но немного в другом ключе. Вероятно, автору эта тема очень интересна. Пожалуй, в этом рассказе я бы изменила только финал, потому что последним абзацем автор будто толкает тебя в плечо, когда ты вот-вот смачно чихнешь!
Особняком в этом сборнике стоит рассказ "Путешественник с картиной". Вдруг среди детективных историй расцветает мистика! Без какого-либо детективного налета, история о человеке, невероятным способом попавшем в картину. Повеяло мистическим Эдгаром По и старой сказкой "Волшебная картина", но с печальной ноткой.
Еще один рассказ с капелькой мистики - "Волшебные чары луны". Как правило, имя сборнику дает самый яркий, сильный рассказ или рассказ, который задает тему сборника. Почему выбран именно этот, мне осталось не ясно. "Чудовище во мраке" подошло бы сборнику лучше всего, так как во многих рассказах и повестях безжалостно орудуют настоящие чудища, которые прячутся во мраке.
Любопытным был и рассказ "Красная комната" об одном тайном обществе, в кругу которого рассказываются леденящие душу истории. Правда в финале автор снова решил меня толкнуть в плечо, совсем как в рассказе "Человек-кресло".
В итогах только совет - читайте дозировано!
50250
Аноним28 мая 2023 г.Читать далееРассказ начинается просто, но как только появляется Луна, все становится совсем иным, очарованным ее серебряным светом.
Понравился немыслимый анекдот про самурая и обезьяну
Образ двора, как ущелья, превосходный для описания городской застройки. И это ещё Рампо описывает старинную малоэтажную (всего 5 этажей) застройку, а сейчас свечками выросли небоскрёбы
Образ отражения и зеркала пронизывает все повествование, в каждой значимой детали есть его отголоски, редко бывает настолько полное погружение.
Ну и сам сюжет, не отпускает, хотя кажется предсказуемым, но обманывает снова.371,1K
Аноним12 марта 2024 г."Людьми иной раз движет такое, что и вообразить невозможно..."
Читать далееВ сборник входит четыре повести и семь рассказов. В каждом из этих произведений есть своё очарование и своя особая притягательная сила. Наверное, оттого, что это не просто классические детективные истории в чистом виде — в ряде случаев это некий симбиоз детективной интриги (с разбросанными тут и там подсказками) и психологического триллера с нотками ужаса. К слову, несколько рассказов из этого сборника входят в цикл о частном детективе по имени Когоро Акэти.
Сборник достаточно ровный, все истории читаются с интересом. Должна сказать, что Эдогава Рампо — очень дотошный и последовательный товарищ: он много внимания он уделяет самому ходу расследования, всевозможным деталям и разным, порой не относящимся к делу мелочам. Было трудновато с запоминанием непривычных уху японских имён и фамилий (Хитоси Муракоси, Такэхико Сёдзи, Ёсиаки Огавара и так далее), но это пустяки — просто ввиду редких встреч с японскими авторами у меня ещё не выработался соответствующий навык запоминания.
Некоторые истории чем-то напомнили мне испанский фильм "Невидимый гость" (2016): наличие двойного, а то и тройного дна, игры в переодевание, перестановка преступника и жертвы местами...
Повести:
1. Эдогава Рампо - Чудовище во мраке
Оценка: 4/5Очаровательная молодая женщина со следами побоев на теле, влюблённый в неё автор детективных романов (подверженный влиянию порока), загадочное убийство и расследование преступления, разные необъяснимые явления вроде громкого тиканья часов на пустом чердаке, лицо в окне, тёмные тайны прошлого, дурные наклонности персонажей, а также садо-мазо вперемешку с вуайеризмом...Вот такой набор. Ох уж эти японцы! Вот кто знает толк в извращениях!
Повесть похожа на лабиринт: кажется, что идёшь в верном направлении, но на самом деле это глухой тупик. Разворачиваешься, возвращаешься в исходную точку, и всё повторяется снова. И так несколько раз. История становится всё запутаннее, и ты уже не знаешь, что здесь правда, а что — мистификация. А где-то во мраке затаилось опасное чудовище. Напряжение нарастает... И вот наконец-то всё вроде бы проясняется, но это не точно. Вопросы остаются.
Призадумалась над фразой:
Сидзуко больше всего на свете боится, как бы её мужу не стала известна тайна её прошлого, а именно, что она лишилась девственности ещё до замужества.2. Эдогава Рампо - Дьявол
Оценка: 4/5Здесь опять, как и в повести "Чудовище во мраке", одним из непосредственных участников истории является сочинитель детективных романов. Любопытный нюанс.
Убита девушка, труп её растерзан собаками, и всё это описывается с жуткими натуралистическими подробностями. Бр-р-ррр! Про намеренно откусанный у самого себя язык (это будет уже ближе к концу повести) я вообще молчу. Виновный в убийстве найден. Но вдруг это просто подстава, а найденные улики — подброшены? И какое отношение к убийству имеет соломенная кукла ростом с человека? И кто же здесь дьявол? Ответы на все вопросы будут получены.
Наблюдение: автор повторяется: здесь, как и в предыдущей повести, снова упоминается пластырь, с помощью которого преступник пытается изменить свою внешность.3. Эдогава Рампо - Игры оборотней
Оценка: 4/5
Во время совокупления самка богомола поворачивает голову назад и загрызает самца.В один из осенних дней некий молодой человек переступает порог роскошного особняка, чтобы стать не только личным секретарем влиятельного Ёсиаки Огавары, но практически членом его семьи. Дом Огавары посещают самые разные люди: его партнёры по бизнесу, политики, религиозные деятели, владельцы художественных галерей, мастера чайной церемонии, известные музыканты и бизнесмены. И вот однажды один из гостей рассказывает новому секретарю о странном письме, которое пришло ему по почте: внутри конверта без обратного адреса не было ничего, кроме белого гусиного пера вроде тех, какими писали в старину. Через какое-то время этот человек кончает жизнь самоубийством. Но самоубийство ли это? Если да, то что побудило этого человека покончить с собой? Вскоре появляется первый подозреваемый, который... тоже кончает счёты с жизнью.
Было интересно следить за ходом расследования. Встретилось любопытное замечание одного из героев повести (написанной в 1954 году):
— Впечатление такое, будто и в Европе, и в Японии писатели-детективщики выдохлись, ничего нового придумать не могут.Забавно, правда?
4. Эдогава Рампо - Простая арифметика
Оценка: 5/5Здесь нет атмосферы ужаса, это скорее классический детектив-головоломка. Имеется даже нарисованная полицейским инспектором схема дома, на которой отражены все важные детали. Очень интересно! Конан Дойл был бы доволен.
И пробегусь по рассказам...
1. Эдогава Рампо - Плод граната
Оценка: 4/5
Название звучит вполне себе мирно и даже романтично, но не стоит обольщаться! Не знаю, смогу ли я после этого рассказа спокойно смотреть на плод граната... Жуть!2. Эдогава Рампо - Психологический тест
Оценка: 5/5
Сильно сокращённая версия "Преступления и наказания" Достоевского (шутка). Гениальный рассказ!3. Эдогава Рампо - Человек-кресло
Оценка: 5/5
Шикарный рассказ, я в восторге. Это не детектив, но интрига имеется, да ещё какая! Рассказ был написан в 1925 году. Не исключаю, что это произведение вдохновило другого японского писателя-классика на написание романа Человек-ящик (как раз прочитала его недавно).4. Эдогава Рампо - Красная комната
Оценка: 5/5
...существует множество способов убивать совершенно безнаказанно.Жуть жутчайшая! Не детектив. Атмосферно и интересно. Концовка — просто блеск!
5. Эдогава Рампо - Путешественник с картиной
Оценка: 4.5/5
Кошмарная история, Эдгару По наверняка бы понравилось! Речь пойдёт о картине, выполненной в технике осиэ, разглядывать которую лучше... в бинокль. Главное, никогда не смотреть в бинокль с другого конца! Не детектив.6. Эдогава Рампо - Волшебные чары луны
Оценка: 4/5
Рассказ о колдовских чарах лунного света, о некой связи между луной и зеркалом. В рассказе упоминается повесть Долина ужаса Конан Дойля. Страшная история, такую хорошо читать или рассказывать где-нибудь в ночи. Желательно, чтобы в окно светила луна. Ой, скоро же полнолуние... мамочки, я боюсь!7. Эдогава Рампо - Ад зеркал
Оценка: 4/5
Эдогава Рампо вообще любил зеркала и оптические приборы, и часто к ним обращался в своих произведениях. Ужас! Волосы шевелятся на голове. Мне что, теперь ещё и зеркал бояться?! Впрочем, с некоторых пор я и так их уже побаиваюсь.***Горячо рекомендую этот сборник всем любителям острых ощущений! А любителям классических детективов — особенно!
28209
Аноним1 февраля 2024 г.Читать далееСборник включает в себя пять повестей и шесть рассказов.
Повести некоторыми моментами повторяются, прочитав одну, понимаешь чего ожидать от остальных. То ли сборник так неудачно составили, что подряд идут повести со схожим сюжетом... То ли, действительно, Рампо часто повторялся в своих историях. Но вот про рассказы такого не скажешь – оригинальные и необычные.
Из повестей мне понравилась первая – «Чудовище во мраке» (ну, потому что она первая и ты ещё не раскусил излюбленные приёмы Рампо; и потому что открытая концовка удачно смотрится) и «Игры оборотней» (кровожадно-эротическая). Ну и «Плод граната» – она немного отступает от привычного авторского хода.
А рассказы сплошь ироничные, забавные, несколько изощрённые и тревожные. Хороши: «Человек-кресло»; «Красная комната»; «Психологический тест» ("Преступление и наказание" по-японски), а другая половина («Волшебные чары луны», «Ад зеркал», «Путешественник с картиной») на любителя – повествование строится на мистике и потере рассудка.
Восточный колорит придаёт особое очарование историям, а недосказанность и двусмысленность некоторых произведений добавляет перчинки). Аплодирую Рампо: такие короткие повести, рассказы, а ощущение, как от многостраничного детектива. Автор умело создает атмосферу напряжения и страха.
Читать лучше дозировано, не залпом, чтобы не успевало приесться.
А, и ещё – Рампо часто сам появляется в своих произведениях)
Глоток свежего воздуха, рекомендую.28167
Аноним7 апреля 2023 г.Читать далееКнига мне понравилась. Я долго раздумывала над оценкой, сперва меня раздражало что автор демонизирует женщин, особенно в первых повестях, но за один лишь рассказ "Человек-кресло"книга заслуживает высокой оценки. Сперва передам общие впечатления : главными героями повестей, в основном, являются авторы детективов, либо люди, увлекающиеся криминалистикой, автор и сам часто появляется в сюжете, также часто мелькает гениальный детектив Когоро Акэти; Рампо акцентирует внимание на различных оптических иллюзиях, фокусах с зеркалами, есть также вакуумное убийство, где нужно понять как убийца выбрался из закрытой комнаты; каждый раз убийца предстоит неким чудовищем, лишённым морали и человечности. Повторюсь, больше всего мне в душу запал рассказ "Человек-кресло", так виртуозно он написан, что до последнего не знаешь чем закончится сюжет, а поступок главного персонажа кажется отвратительным и мерзким, а концовка просто потрясающая!
Некоторые рассказы мне показалось немного скучными, например, " Ад зеркал" или "Путешественник с картиной", а выделить ещё хочу рассказ " Психологический тест", где показано, что психологические тесты субъективны и на них нельзя положиться в раскрытии преступлений, а также, что одна маленькая деталь может изобличить убийцу, если делом занимается опытный и талантливый детектив. Из повестей, больше всего мне понравилась "Чудовище во мраке" из-за открытого финала. Здесь можно долго размышлять кто же, всё таки, чудовище, и не допустил ли роковую ошибку главный герой, придя к неверным умозаключениям, ведь факты ещё не всё, их можно интерпретировать по разному.
Общее впечатление от книги очень хорошее, я с удовольствием прочитала весь сборник и открыла для себя замечательного автора.23525
Аноним23 ноября 2020 г.Умный преступник непременно придумает что-нибудь оригинальное.
Читать далееЭдогава Рампо - писатель и основатель современного японского детектива. Автор многих рассказов и повестей в детективном жанре с налетом загадки и мистики.
Для меня оказался интересным тот факт, что имя этого писателя - не настоящее. Будучи поклонником Эдгара Аллана По, молодой студент по имени Таро Хираи, подобрал по созвучию схожее с именем любимого автора имя. Так и появился Эдогава Рампо.
Выбранный мной сборник Волшебные чары луны. для чтения состоит из двух частей и содержит в себе произведения начального периода творчества писателя - несколько повестей и рассказов.Каждый из рассказов - отдельные истории. Каждая из них - по своему выстроена, некоторые из повестей ведутся от первого лица, иногда автор пишет даже про самого себя, как об одном из персонажей встречающихся на пути рассказчика.
По началу кажущиеся друг с другом не связанные истории все-таки объединены одной сквозной "деталью". И хоть по началу было трудно ориентироваться в японских именах, и постоянно возвращаться к какому-то из предыдущих рассказов с мыслью "а не о нем ли была речь?", потом уже привыкаешь.
Во многих из рассказов фигурирует детектив Когоро Акэти, раскрывающий преступления используя уловки, психологические ловушки, а иногда и вовсе с помощью малейших деталей, выводит преступников на чистую воду, ловя их на собственных показаниях.
Практически во всех рассказах собранных в книге происходящее показывается со стороны самих преступников, объясняется их мотивация и побуждения, те способы как они пытались скрыть преступление.В сборнике есть и пугающие короткие истории. До мурашек удалось меня пробрать небольшому рассказу "Человек-кресло", после него я с опаской поглядываю на удобные мягкие и большие кресла.
Как человеку не особо зачитывающемуся детективными историями, не обладающему дедукцией и логикой Шерлока Холмса, некоторые повороты в сюжетах повестей были в новинку, вызывали удивление, а иногда полное непонимание в том, как пришли к такому выводу, или вообще что произошло.
Но вот в рассказе "Дьявол" представленным в книге, убийца мной был раскрыт где-то на середине происходящего, и это подогрело мой азарт читать труды Рампо дальше. Возможно попозже я познакомлюсь с другими, более основательными его работами.
Несмотря на то, что некоторые рассказы не цепляли вообще, а иногда и отторгали чувством скуки, книга оставила после себя приятное впечатление и желание познакомиться с автором поближе.17276
Аноним30 октября 2019 г.Читать далееИдея отличная, но не свежая. Ситуация, описанная в «Волшебных чарах», так же не нова, но то, что удалось сделать с ней японскому детективщику, до этого рассказа не удавалось никому. Ну мне так кажется, а прочитала я немало прозы в жанре детектива. У Рампо большинство произведений очень высокого качества, за исключением нескольких примитивных рассказов, но писатель – человек и ему тоже свойственно совершать ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Детективы делятся на научные и интуитивные. Рампо пытается объединить то и другое, финалы его произведений всегда обескураживают читателей. Я не знаю человека, которому бы не нравился Эдогава Рампо как автор детективных историй. Думаю, и человек он был прекрасный, с необыкновенным складом ума, я бы с ним поболтала за чашечкой чая или чего покрепче.17955
Аноним25 октября 2024 г.Читать далее[«Волшебные чары луны», сборник]
Я люблю Серебряный век японской литературы, в частности — творчество Эдогавы Рампо, основоположника современного детективного жанра в Японии и автора множества небольших повестей и рассказов, построенных вокруг какой-то загадки (недаром псевдоним писатель взял в честь Эдгара По). Но идеальным сборником его произведений «Волшебные чары луны» (ранее он выходил в серии «Азбука-классика») я бы не назвала. Так что оценила не столько конкретное издание, сколько творчество любимого писателя в целом.
Естественно, далеко не все произведения автора написаны на одном уровне и заслуживают одинаково высокой оценки, но в данном издании особенно бросается в глаза непродуманное расположение повестей и рассказов в составе сборника.
Это особенно заметно при сравнении с выходившим когда-то давным-давно сборником меньшего объёма под общим названием «Красная комната», посвященным в основном раннему творчеству писателя. Во-первых, несмотря на разную жанровую направленность, представленные в «Красной комнате» произведения были написаны по принципу обрамлённой повести, или «рассказа в рассказе», когда главный герой не являлся непосредственным свидетелем основных событий и только пересказывал историю со слов других действующих лиц.
Этот традиционный для восточной литературы приём особенно хорошо работал в отношении загадочных историй с ноткой мистики, которые, собственно, и открывали сборник («Петешественник с картиной», «Волшебные чары луны»), — автор будто снимал с себя ответственность за достоверность рассказа, а читатель с лёгкостью настраивался на мистически-романтический лад. Далее шли вполне реалистичные, и тем не менее будоражащие воображение и шокирующие «Человек-кресло», «Красная комната», а вместе с ними — откровенно слабый по меркам восприятия современного читателя рассказ «Ад зеркал». Последнюю же часть сборника украшали лучшие детективные произведения автора, написанные во вполне рациональном, классическом детективном ключе: «Психологический тест», «Плод граната» и «Простая арифметика», оставляющие после себя очень сильные впечатления (в особенности первый и третий)— в том числе и о творчестве автора в целом.
Сборник «Волшебные чары луны» как будто нарочно построен по прямо противоположному принципу. Вместо того чтобы скрыть не самые удачные произведения в середине, а лучшее поместить в начало и конец, именно в середине составители по какой-то причине спрятали «Психологический тест», считающийся вершиной творчества автора, следом за ним расположили «Человека-кресло» и «Красную комнату», дальше — мистику («Путешественник с картиной» и «Волшебные чары луны»), а последним разместили «Ад зеркал». То есть мало того, что интерес к произведениям в таком порядке явно идёт по ниспадающей, так самое слабое произведение вообще оставили на конец — видимо, чтобы, перелистнув последнюю страницу книги, читатель окончательно и бесповоротно разочаровался в творчестве автора.
Но что же новые произведения, открывающие сборник — «Чудовище во мраке», «Дьявол» и «Игры оборотней»? Забавно, но именно «Чудовище во мраке» стало бы идеальным завершением книги, ведь это та самая идеальная история с загадкой, что даже после развязки заставляет читателя мучиться сомнениями в правильности выводов, сделанных главным героем, и вновь и вновь обдумывать произошедшее.
Возможно, составители посчитали, что сборник автора детективных сюжетов стоит начать… именно с детективных сюжетов (вот только в таком случае с какой целью выносить в название именно «Вошебные чары луны»?), но и тут есть нюанс — новый перевод!..
Дело в том, что произведения «Красной комнаты» (ранее выходившие и в других сборниках) печатались в блестящем переводе Галины Дуткиной (1989 года), а в «Волшебных чарах луны» я столкнулась с переводом Татьяны Редько-Добровольской (2003) и Виктора Скальника (1990, 1992). Не скажу, конечно, что это «кровь из глаз» в духе нежно «обожаемой» мной INSPIRIA, и тем не менее нельзя не заметить, как сильно изменился авторский слог, превратившись в липкую массу тяжеловесных конструкций и бесконечных путаных объяснений. Подозреваю, если б моё знакомство с автором и в самом деле началось с этих повестей, на них бы оно и закончилось. Всё-таки в восприятии зарубежной литературы, в особенности классики, перевод играет первостепенную роль.
Особенно «отличился» перевод «Игр оборотней». То вдруг в послевоенной Японии появляются какие-то «маркизы», вместо того чтобы «отправиться» или «отбыть» — «улетающие» в Осаку (на личном самолете???), то про таблицу с числами читаем следующее: «Вряд ли цифры в последней колонке означают денежные суммы. Обратите внимание: часть из них […]» — притом что «часть из них» — это буквально одно-единственное число из 18! И таких примеров в тексте масса, порой вообще создавалось впечатление, что каждое предложение переводилось вне контекста, отдельно от остальных.
В общем, не знаю, стоит ли рекомендовать именно это издание для первого знакомства с автором. Для меня же лично возвращение к творчеству писателя стало настоящей отдушиной октября.
14257