Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Волшебные чары луны

Эдогава Рампо

  • Аватар пользователя
    Аноним9 мая 2025 г.

    “Страшный, но полный очарования мир…”

    Японская литература - это совершенно иной мир, и каждое знакомство с очередным новым для меня автором становится настоящим сюрпризом. Японские писатели создают нечто настолько самобытное и уникальное, что только диву даешься, насколько простирается сила их воображения и высокий уровень искусства рассказывать истории так, чтобы читатель остался в откровенном изумлении и восхищении.

    Таро Хираи (настоящее имя автора “Волшебных чар луны”) взял свой творческий псевдоним в честь “великого и ужасного” Эдгара Аллана По, настоящего виртуоза по части мистической и детективной прозы с жутковатой тревожной атмосферой и легким налетом безумия. Что ж, этот выбор я совершенно точно одобряю, поскольку обожаю творчество По. К тому же, Эдогава Рампо - псевдоним, который звучит весьма импозантно, изящно перекликаясь с именем и фамилией американского писателя.

    Итак, что же нас ожидает в этом сборнике новелл и повестей от известного японского мастера детективной прозы? Исходя из названия книги я предполагала что здесь будет очень много мистической составляющей: призраков, проклятий, злых чар, оборотней и чертей и прочего, но, оказалось, что есть кое-что гораздо более мрачное, темное, ужасающее и страшное. И это - человеческая душа.

    Так что приготовьтесь к погружению в бездны человеческой души, заключающие в себе всю мерзость, подлость, низость, порочность, злобу и жестокость. Предупреждаю: в некоторых моментах может буквально мутить от тошнотворных описаний сцен преступлений или от самих героев, которые буквально погрязли в моральном упадке и пороке.

    Повести, представленные в этом сборнике, по своему логическому построению и интриге весьма напоминают детективы Агаты Кристи. Эдогава Рампо не скупится на активное использование ее излюбленного приема, когда автор будто играет с читателем в кошки-мышки.

    Суть приема сводится к тому, чтобы автор показывал события и людей только с одной стороны, не показывая других деталей, намеренно умалчивая о некоторых фактах и подробностях. И лишь к концу произведения читателю предоставляется возможность увидеть недостающие части головоломки - именно они предваряют раскрытие основной тайны. Отсюда и неугасающий интерес читателя в процессе чтения, и яркое и эффектное раскрытие центральной интриги в финале.

    Но что отличает прозу Рампо, так это изысканный выверенный авторский стиль повествования, с тонкой игрой слов, с необычными яркими эпитетами и безукоризненной интеллигентностью, сквозящими в каждой строке.

    Из повестей сборника выделю следующие три.

    “Игры оборотней”. Хоть автор на первых страницах книги и признается, что причисляет себя к той категории писателей детективного жанра, которые больше уделяют внимание самому ходу расследования и цепочке логических выводов из имеющихся фактов и улик, а не психологии преступника, у Эдогавы Рампо в этой повести получилось проникнуть в темные недры души психопата с явными садистскими наклонностями. Отличный психологический детектив!

    “Плод граната”. Здесь должна быть пометка шок-контент. Потому что первое, что поразило меня в этой повести - это ее название, суть которого раскрывается с первых же страниц. Вас ждут невероятно тошнотворные и омерзительные описания преступления, выходящего за рамки человеческой адекватности. Как теперь есть гранат и не вспоминать об этом?

    Вторая вещь, которой меня сумел удивить автор - это то, как ловко он развернул традиционную для детективного жанра игру в кошки-мышки между следователем и преступником - получилось весьма поучительно, иронично и хитроумно.

    “Чудовище во мраке”. Однозначно лучшая повесть сборника для меня. Эдогава Рампо сумел создал невероятно угнетающую тревожную атмосферу, когда не знаешь, с какой стороны ожидать вражеского удара и кажется, будто смертельная опасность притаилась совсем близко, буквально за следующим поворотом. И нет никакого шанса, чтобы спастись - остается лишь молча в ужасе наблюдать приближение неизбежной кары…

    Финал истории гениален без лишних слов. Этот хитрый и чрезвычайно эффектный прием позволил автору сохранить зловещую и пугающую атмосферу до самой последней строчки.

    Вторая часть сборника “Волшебные чары луны” состоит из рассказов. И если повести во многом достаточно похожи друг на друга, то разнообразие в новеллах будет весьма ярким и ощутимым. Остановлюсь на самых интересных с моей точки зрения рассказах.

    “Волшебные чары луны”. Новелла с нотками мистики, которая мне напомнила рассказ Стивена Кинга о комнате 1408 (есть еще потрясающий фильм по его мотивам) завязкой сюжета. Но разгадка будет совсем далека от сверхъестественного - и наведет еще больше жути своей необъяснимой жестокостью и изощренным коварством.

    “Красная комната”. Рассказ-перевертыш, представляющий собой своеобразную исповедь убийцы. Эта исповедь больше всего пугает своей реалистичностью - очень легко представить себе подобное в настоящей жизни. Такие преступления не оставляют после ни следов, ни улик, ни малейшей возможности привлечь убийцу по юридическим законам. Развязка очень эффектная и красочная с неким налетом кинематографичности - под стать всему рассказу.

    “Человек-кресло”. Абсолютно жуткие и тошнотворные впечатления после прочтения этой новеллы, раскрывающей перед нами всю низость и мерзость изощренного в своем коварстве больного разума. Ощущение гадливости вам гарантированно, а возможно к нему добавится и паранойя. Лучший рассказ сборника для меня.

    Подводя итог, хочу сказать, темная и мрачная проза Рампо, напитанная всевозможными человеческими пороками и низостью, абсолютно точно заслуживает читательского внимания благодаря своей свежести, оригинальности и изящному слогу. Так что если вы устали от детективов, и вам кажется, что вы читали уже всё, предлагаю вам обратиться к этому японскому писателю - вам будет чему удивиться!

    75
    357