Логотип LiveLibbetaК основной версии
Обложка
User AvatarВаша оценка
4,4
(371)

Жозеф Бальзамо

8
113
  • Аватар пользователя
    Introvertka21 марта 2018 г.

    Авантюрист или волшебник?

    «Джузеппе Бальзамо» Александра Дюма - первая книга из серии, посвященной Французской революции. Но несмотря на это, я умудрилась прочитать вначале вторую часть под названием «Ожерелье королевы», поэтому мне было вдвойне интереснее узнать начало истории.

    Центральная фигура всего повествования – таинственный Джузеппе (в некоторых переводах Жозеф) Бальзамо, он же граф Феникс, он же граф Калиостро, он же Ашарат. И думаю, что это далеко не исчерпывающий список его имен. Бальзамо является одним из верховных членов тайного сообщества, главная цель существования которого – свержение монархии во Франции.

    Однако деятельности ордена посвящено не так много страниц, как дворцовым интригам и любовным взаимоотношениям других героев истории. Здесь и слабоволие и трусость Людовика XV, и козни последней фаворитки короля – графини дю Барри, ее попытки быть представленной ко двору, и двуличие старого герцога Ришелье, и ничтожество барона де Таверне в совокупности с благородством и чистотой его детей – Филиппа и Андре, и дофин с принцессой, которым суждено стать последним отголоском монархии.

    Самая неодназначная фигура в романе – Жильбер, слуга семьи Таверне. Сколько в нем низости и малодушия, но сколько разума и благородства в иные моменты! Весьма любопытно наблюдать за его душевными метаниями.

    Отдельного внимания заслуживает любовная линия Бальзамо и Лоренцы – их необычные отношения тронули меня больше всего. Бальзамо, такой уверенный в себе, такой непобедимый и преданный делу всей своей жизни, оказался беззащитным перед чарами прекрасной итальянки. Его нежное и трепетное, полное уважения, обращение с любимой женой просто покорило меня. Чувства самой Лоренцы полны противоречий – находясь в гипнотическом трансе, любит его больше всего в жизни, пробуждаясь от гипноза, ненавидит настолько же сильно, как и боится. Эти резкие перепады выступают символом предрассудков, царящих в обществе того времени – всё новое и неизведанное приравнивается к колдовству и ереси. Именно эти убеждения, привитые с детства, мешают Лоренце отдаться своим чувствам наяву.

    В целом, роман очень напоминает эдакую Санта-Барбару на французский манер – очень много событий, интриг, скандалов тайн и трагедий. Захватывающие сюжетные повороты не дадут читателю заскучать на протяжении многих и многих страниц (а книга действительно очень объемная! Как 2 романа Диккенса). Сходство с мыльной оперой усиливается также растягиванием событий и разговоров на несколько глав, что должно бы нагнетать атмосферу и усиливать интригу, а на деле вызывает небольшое раздражение. Но поскольку роман принадлежит перу великого Дюма, чей слог отличается изящной простотой, то просто невозможно не отдать этому произведению должное!

    Читать далее
    8
    2,7K
  • Аватар пользователя
    Atenais29 декабря 2022 г.

    Дюма всегда верен себе: он умеет строить сюжет и интригу - в «Жозефе Бальмазамо» как обычно не будет нестреляющих ружей, а все сюжетные ходы сольются воедино самым причудливым образом. Платят Дюма по-прежнему построчно - диалоги будут искусственно растянуты, тоже как обычно. Главное отличие этого романа от лучших произведений Дюма - невероятная скука. Читаешь, читаешь и не можешь дождаться, когда книжка кончится. Причина - мерзкие герои и насилие над историей, потому что сколь прекрасен Дюма. когда он пишет про средневековье, столь же омерзительно он врет, когда пишет о Великой французской революции.
    С одной стороны, картина французского общества на закате правления Людовика 15 нарисована весьма симпатично: авантюристы, философы, тайные общества, наука, граничащая с магией - все эти приметы опознаваемы и заставляют улыбаться. Последние придворные празднества - вот картины в духе Фрагонара Дюма всегда удавались на ура. Нравы придворного общества нарисованы тоже достоверно. И вот тут начинается беда. Дюма всегда славился изящным изображением человеческих слабостей - их интриг, эгоизма. трусости - и всегда это получалось с юмором. И всегда это уравновешивали герои отважные и красивые. Здесь же - парад уродов, что, впрочем, ожидаемо: вырождающаяся аристократия уродлива по сути, а красивые герои той эпохи Дюма не привлекают. В результате раздражают не только Ришелье или Людовик. Кстати, Дюма их готов даже как-то извинить, посмотреть сквозь пальцы на их грешки - ой, ну подумаешь, престарелый озабоченный мужик, пользуясь своим статусом и опасаясь венерических болячек, насилует девушек из бедных семей - зачем об этом вообще упоминать? Раздражают и типа благородные Филипп и Андреа. Филипп у нас тут благородный, а тут рыбу заворачивал: вообще-то в те годы уже потихоньку зрела в общественном сознании мысль о недопустимости дискриминации внебрачных детей - откуда такая истерика по поводу бесчестья сестры? И почему у него такая заносчивая сестра? ни в коем случае не оправдываю Жильбера, но изначально-то она на него не смотрит только потому что она аристократка, а он плебей - Руссо вот как-то аристократки замечали и за мужчину считали. Но это полбеды6 Андреа и Филипп персонажи выдуманные, какими хочешь, такими и нарисуешь. Вот с Марией Антуанеттой сложнее. Даже ее мать Мария Терезия считала свою дочь дурой - а тут такая умная, благородная девица. Все вокруг в обморок падают и в штабеля укладываются, потому что дофина красивенькая - она нравится автору и будет нравиться всем остальным! Эгоистичная, глупая, легкомысленная баба...
    Главные персонажи - порождения болезненной любви автора к волевым персонажам, для которых их прихоть становится законом. Все чудно, но почему я должна им сочувствовать? Это если не зацикливаться на Жильберовских метаниях тут гордый до тупости, тут опять рыбу завернули... Ладно, это технические детали построения сюжета. Хуже, что оба эти господина почему-то считают, что их чувства и желания важнее чувств и желаний других людей. Я хочу = я имею право - мне не дают желаемого - я страдаю. Бальзамо- маньяк, ничуть не лучше своего учителя, удерживающий насильно типа любимую женщину и даже в конце страдающий только по поводу как он будет без нее, а не из-за того, что он сломал ей жизнь. Про Жильбера молчу. Романтическая экзальтация 19 века? Но у современника Дюма чувству Клода противопоставлена любовь Квазимодо...
    Среди этого парада уродов есть два порядочных человека - Руссо и Марат. И если Руссо изображен комически, но в целом с симпатией, то от изображения Марата за Дюма просто стыдно. Начать с того, что Дюма плохо знает матчасть, следует в своем описании за расхожими мифами черной термидорианской легенды и в результате попросту врет. Начиная с фактических мелочей - естествоиспытатель Марат не отрицал наличия души и спорил с материалистами! Что за бредовая дискуссия между Маратом и Калиостро в больнице? Марат, если б прочел Дюма: «Я не мог сказать такое, потому что я думал и писал иначе!!!» Кроме того, Марат в молодости - известный врач, пользовавший весьма состоятельных пациентов, поэтому, хотя требование будущего Друга народа по версии Дюма после фейерверка лечить сначала бедняков, а не богачей этически адекватно, Марат образца 1770 года вряд ли мог его высказать. Правильно, зачем думать, как мог мягкий и гуманный человек дойти до требования жестких мер, зачем анализировать, насколько эти жесткие меры были, во-первых, н самом деле жесткими, а во-вторых, разумными? Гораздо легче изобразить его маньяком от природы.
    И дело здесь не в конкретных образах Марии Антуанетты или Марата. дело в том, что если писатель начинает насиловать реальность в угоду своим субъективным хотелкам, то книжка в итоге рассыпается и превращается в скучную тягомотину - как это случилось с «Жозефом Бальзамо».

    Читать далее
    5
    1,2K
  • Аватар пользователя
    NastyNightmare3 января 2020 г.

    Это увлекательный роман, отправляющий нас во время правления Людовика XV. С самого начала мы с вами попадаем в интересный мир таинственного Жозефа Бальзамо. Начинается он с невероятного происшествия и побега, с первого взгляда, сумасшедшей девицы. Это приводит к знакомству с непримечательной семьей Таверне, в чей дом отправляется Бальзамо.

    Есть ли здесь политика? Да, но не скучная. Есть ли здесь светская жизнь? Да, а по мере этого разворачивается страшные события. Мы видим здесь, как люди меняются. Захватывающая книга? Однозначно, да! Прочитав её, вы попадаете в удивительный мир. Если выделять героев, я бы выделила Жильбера. Отвратительный тип, просто омерзительный. Все персонажи уникальны. Для ближайшего рассмотрения, советую всем прочесть эту великолепную книгу.

    Читать далее
    4
    2,5K
  • Аватар пользователя
    DimaNill30 июля 2023 г.

    Очень мощно

    Прочитать роман мне посоветовал Chat GPT4 поставив его на первое место в рейтинге который я запросил по произведениям Дюма.

    Первую половину романа писал как будто какой то другой менее талантливый автор, начало довольно глупое, эзотерический бред про какого-то великого кофту), он одновременно все знающий колдун со множеством имен, самый главный масон, заговорщик, алхимик, искатель вечной жизни и превращения свинца в золото, то есть все в одном, а еще у него есть дружок такой же мутный как и Бальзамо, который живет то ли сто, то ли четыреста лет постоянно о чем то ноющий и требующий чтобы для него принесли в жертву младенца или девственницу. Я думаю если бы Дюма сделал краткое резюме чего он понаписал про этого Бальзамо, он бы все это быстро удалил, а роман переименовал. К счастью другие более правдоподобные герои спасают весь роман и делают его очередным шедевром от Дюма.

    Начиная со второй половины и я бы даже сказал где то после прочтения семидесяти процентов книги (судя по цифрам в электронной книге), оторваться очень сложно, происходит столько событий, размышлений, терзаний, как будто за дело взялся автор более высокого уровня.

    Читая описания страданий Жильбера мне кажется что автор сам испытывал безответную любовь, ну не возможно такое придумать и описать, так все правдоподобно.

    И даже после всей кучи способностей и умений которые Дюма придумал для Бальзамо, я бы не сказал что это главный герой, это какой то не понятный фон на котором происходят большинство событий, но без которого вполне можно обойтись, в финале Дюма так и сделал, просто забыв о нем.

    А Концовка просто шедевр, наверно самая сильная концовка которую я когда либо читал, очень мощно.

    Читать далее
    3
    1,3K