
Ваша оценкаРецензии
AyaIrini3 августа 2020 г.Читать далееЯ боялась браться за эту книгу, не из-за объема, где-то в глубине души сидело сомнение - а не переросла ли я романы Дюма? Боялась разочароваться в любимом писателе моей юности. Однако, с самых же первых строк автор сумел увлечь закрученной интригой, к которой позднее добавилось ещё несколько. Приятно было осознавать, что всё ещё люблю эту манеру письма когда одна глава содержит ровно столько информации, сколько требуется для поддержания читательского интереса, когда автор, раскручивая сюжет, передает эстафетную палочку то одному, то другому персонажу. К языку тоже совершенно нет претензий: в романе достаточно диалогов, размышлений и речей, которые писатель вложил в уста своих героев и которые очень гармонично встраиваются в общее повествование от лица автора.
Начинается книга секретным собранием некоего сообщества (по-всей видимости, масонского ордена), где мы знакомимся с таинственной личностью, предъявившей доказательства своего всемогущества. Этот человек и есть герой этого романа - Жозеф Бальзамо, из речи которого становится ясно, что его цель - свержение монархии во Франции. Но до достижения этой цели должно пройти долгих двадцать лет. А пока... Пока правит король Людовик XV, а будущая королева Мария-Антуанетта - всего лишь невеста французского дофина и её кортеж несется по дорогам Франции на пути в Париж.
Действующих лиц много, именно они живут и действуют на страницах романа. Жозеф Бальзамо же, как и подобает личности таинственной, появляется редко и, по-большей части, в разных мистических сценах. Не могу сказать, что кто-то из персонажей книги стал моим фаворитом, поскольку в этом романе чуть ли не каждый второй - настоящий антигерой, за судьбы таких не переживают, а те герои, которым больше всего досталось от судьбы (в лице автора) показались мне недостаточно полно представленными читателю чтобы душой прикипеть к ним.
Книга входит в цикл. Думаю, что возьмусь за продолжение когда-нибудь.
Прочитано в рамках Игры в классики и KillWish.342,4K
Alevtina_Varava2 апреля 2016 г.Читать далееВеликое множество сильных эмоций на самом деле вызывает эта книга в своем финале. Но начнем сначала. Во-первых, это громадное произведение читается легко – в этом ему не откажешь. Но я считаю его затянутым. Очень много повторений, не принципиальных для сюжета, которых можно было бы избежать. Ну да ладно.
Изначально я недоумевала. И все еще немного.
Мистика? У Дюма? Колдун, который колдун? Серьезно? Сколько мне помнится, граф Калиостро – авантюрист, но никак не маг. Однако в этой книге он явно волшебник. И это здесь лишнее. Потому что книга ведь про период. Про тот страшный период, когда Франция была беременна Французской революцией. Бедная, обесчещенная плебеями Франция. Над которой надругались такие мрази, как Жильбер. Пожалуй, он отлично иллюстрирует ту тупую чернь, которая разрушила монархию. Вполне отражает. Тупой малолетний ублюдок с великим самомнением, обиженный несправедливостью неравного общества, мнящий себя благородным до тошноты, готовый на великие свершения, которые никому не нужны (отказываться от еды-благотворительности, умирая от голода, бегать за каретами, лазить по крышам со сломанными ребрами, предавая благодарность к своему благодетелю – т.д.) – а на деле мразь, каких поискать.
Вот забавно, на самом деле. Я уверена, что персонажи этой книги у каждого человека вызывают свои эмоции. Так приверженцы революций, наверное, возмущены поведением Людовика и считают Жильбера героем, жертвой эпохи. Возмущаются бароном де Товерне. Царедворцами.
Я – нет. Меня коробит от черни. От отрыжки цивилизации вроде Жильбера – такого типа молодец, читать умеет, наглотался философских трактатов, решил, что есть справедливо – и мало того что ему вообще в голову пришло трахуть одурманенную благородную даму, которую он так искренне любит с детства, так он еще и настолько кретин (врачом он собирался стать!), что умудряется за раз сделать ей ребенка. Но и это не все! Он имеет наглость на нее обидеться за то, что она его видеть не хочет, и считает, что он в праве ребенка похитить и отдать непойми кому на воспитание, а самому – смыться.
И великий Жозеф Бальзамо говорит, что он – мужчина. Ну разве что в худшем смысле этого слова.
Отвратительно. Страшно. Таких Жильберов всюду – пруд пруди.
А сам главный герой, давший имя произведению? Ладно, колдун. Примем, как данность. Но он, вначале подаваемый всеведающим мудрецом, – всего лишь ничтожный гордец, настолько банальный в своем тщеславии, что уже на третей иллюстрации становится противно. И он ничерта не понимает в жизни, хотя прожил так много и зрит во грядущее. Он только неблагодарный к своему учителю, он только ненавидит всех вокруг и лижет яйца своему тщеславию, щеголяя собственной осведомленностью, но не используя ее во благо ничему – даже какой-либо идее.
Он так ненавидит монархию. Это могло бы быть так мудро – если бы речь не шла о том, кто видит будущее. И о мудреце, который должен понимать, что такое любая революция и к чему она приводит через реки крови самых невинны людей.
Но нет же.
А еще в книге есть Руссо, который тут – еще не потерян для общества. Которого тут жаль. Который тут часто вызывает уважение. И особенно сильное – когда осознает, к чему и его в частности философия привела тех, кто ее недопонял или перепонял сверх меры.
И есть Марат – на мой взгляд, из всех раскрученных исторических личностей, чудовище похлещи и пострашнее какого-нибудь Адольфа Гитлера. Во всяком случае, таким, каким подает его история. Марата, я имею в виду. И история вообще, и эта книга тоже. Пусть его тут и мало.Итак, книга вызвала много эмоций – значит, она хорошая. Хотя эмоции и отрицательные – но они ведь против персонажей, а не сюжета. А он и правда неплохо отражает срамную и страшную беременность обесчещенной плебеями Франции.
И мне очень жаль ту Марию Антуанэтту, которая вышла у Дюма. Хотя она мало чем похожа на ту, которую пишут все те же учебники и энциклопедии, кои тоже, не отрицаю, мало что могут передать достоверно.Флэшмоб 2016: 39/66.
192,2K
Pine139 ноября 2022 г.После нас хоть потоп (маркиза де Помпадур)
Читать далееЖозеф Бальзамо в основе французского революционного движения сначала показался очень странным решением, хотя бесспорно оригинальным и неожиданным. Перед тем, как приступить к чтению романа, познакомилась с некоторыми заметками относительно жизненного пути графа. Плут и мошенник – это понятно, но было ли что-то помимо этого еще? Ведь был же В. Мессинг. Дюма даже в финале книги не дает никакой трактовки относительно личности таинственного мага, небольшие намеки и только. А нам остается только гадать и строить предположение, в прочем это ещё интересней, чем готовое решение.
В центре же истории даже не первые предпосылки и причины революции, а закат королевской власти. Поэтому так много времени и уделяется дворцовым интригам и дележке портфелей. Начало этого долгого падения уже пройдено и монархия вместе со всей своей свитой несется вниз, но они об этом ещё даже не подозревают. Каждый в стремлении откусить от пирога кусок побольше совсем не заботится о том, что будет завтра и откуда что возьмется. В целом, Жан одной фразой описал всю ситуацию и проблему:
Мы чертовски дорого обходимся Франции…За что люблю книги Дюма за то, что в них даже у самых отъявленных негодяев есть хотя бы минимальное представление о долге и чести. Все герои романа кажутся, в лучшем случае, не положительными, большинство так вообще отрицательные. Но при этом именно эта серость и делает их обычными представителями рода человеческого.
В целом после книги остается достаточно много вопросов, финал вообще вызвал некоторое недоумение(поступок Филиппа – я бы поняла, если бы он применил пытки, а так редкостная глупость).Но впереди еще три романа - дадут ли они ответы?
131,3K
YulyaZolotova1 июня 2018 г.Читать далееЖозеф Бальзамо (он же таинственный граф Калиостро), искусный врач, чародей, великий магистр масонского ордена, в сети интриг которого попадают многие влиятельные персоны высшего света европейских государств.
Базьзамо мог повелевать судьбами других людей, был магом и волшебником, стоял во главе таинственного общества, управляющего миром - Массонов. Ему подвластно все, время, люди, события, кроме одного - его любимой женщины, красавицы Лоренцы.
Роман охватывает трагические события последних лет царствования Людовика XV, когда монархия во весь опор неслась к своему закату. Великая Французская Революция. Великое бедствие, великая кровь и боль.
Наблюдаем заговоры направленные против французской монархии и мы видим как зарождалось волнение народа, его недовольство.
Книга просто гипнотизирует, просто попадаешь в этот роман, в то время.
Объем этой книги многих отталкивает, но как и со многими книгами великого Дюма, это очень ошибочно, ведь как известно ему платили построчно, а это позволяло увеличить количество строк. Наверное больше 70% книги это диалоги. Хоть роман и исторический, слог Дюма делает его настолько притягательным, что им зачитываешься и кажется что он закончился уж больно быстро. Благо есть еще 3 книги в этой серий, о великом магистре Калиостро.103,1K
ann19744 августа 2025 г.Читать далееПосле известных романов Дюма о мушкетёрах, графе Монте-Кристо, королеве Марго пришёл черёд познакомиться с менее известным циклом «Записки врача», который открывается романом «Жозеф Бальзамо». И здесь Дюма остаётся верен себе: на фоне известных исторических событий (в данном случае – на пороге Великой Французской революции) автор разворачивает увлекательную интригу, в которой участвуют как реальные исторические личности, так и выдуманные герои. Здесь мы встретим людей из самых разных слоёв общества и разного рода занятий: короля и его придворных, дворян, учёных, философов, масонов, простолюдинов - и каждый из них будет нужным винтиком в развитии сюжета. Кроме исторических и политических игр эпохи Людовика XV , найдётся в книге место и любовным интригам, и мистике, и даже вампиризму.
С главным героем, давшим своим именем заглавие роману, мы знакомимся на первых же страницах, во время собрания масонов, на которое они прибывает, чтобы объявить свою цель – свергнуть монархию. В связи с этим в книге тут и там будут появляться рассуждения о необходимости совершенствования общества, о равенстве людей и т.п. Так, постепенно, автор знакомит нас с настроением общества того времени. Но Жозеф Бальзамо, будучи магистром масонского ордена, был ещё известен под именем графа Калиостро – великого врача и чародея. Его научные знания и умение гипнотизировать в то время воспринимались на грани колдовства. Путешествуя, Бальзамо общается с людьми разных сословий, втягивает их в свои интриги, манипулируя ими, как пешками на шахматной доске. Благодаря этому, завязываются разные сюжетные ниточки, которые то переплетаются, то расходятся, чтобы в конце концов сплестись в причудливый узор, состоящий из судеб многих людей, а читателю дать возможность насладиться длинной увлекательной историей, полной приключений и интриг.9274
PowandaGlomerated24 сентября 2025 г.Симпатии таинственных представителей европейской мысли.
Нет охраны лучше величия.Читать далееНа Гром-гору, что находится в самом дремучем лесу где-то в Европе, приходит на собрание масонов какой-то хрен, выдающий себя за Бога, с погонялом Великий Кофт. Напыщенно и топорно глаголет о том, что Франция – это светоч, и монархию на благо всего мира и счастья народов нужно порушить, ибо он так видит. Таков пролог. Прямо-таки конспирологическая ересь образца 19 века, будто Ладлема читаешь, который на машине времени скакнул на сто лет обратно. Невозможно серьезно воспринимать весь этот пафос. Лилии нужно уничтожить, высылай мне деньги, брат. Фейспалм и выстрел себе в голову из двух кремниевых пистолетов одновременно.
Всякое общее потрясение начинается с чьих-либо личных амбиций, точно так, как большое сражение армий начинается с пустячной перестрелки.Все эти теневые правительства – порождение империализма, поэтому у Дюма масоны в 1770 году смахивают на кружок будущих капиталистов. Только идея тотальной наживы заменяется пророком от балды. Пришел, назвал себя богом, толкнул речь, все согласились, давай миропорядок перестраивать. Зачем? Почему? Кто? Откуда? А потому, что я – теософ и ясновидящий, и знаю, как вас всех зовут, и чем вы тут занимаетесь (очевидно, как всегда, политическим онанизмом – кому кого сосватать). Огонь аргументы.
- Я всегда верю прокурору, который обещает сделать зло.
Далее, во время грозы Бальзамо застревает в нищем поместье барона де Таверне, где предрекает появление в нем Марии-Антуанетты, которая едет в Париж, чтобы стать женой внука Людовика XV. Затем вся толпа персонажей, кроме великого магистра, укатывается в Версаль и прочие жирные от грязи помпезные лягушачьи клоаки, чтобы мутить воду в бадье размером в 1200 страниц, благодаря чему многие (но не все) персоны наделены своими историями. Например, жена Бальзамо, которую он умыкнул из монастыря прямо с пострига, то есть, можно сказать, украл божью невесту у Бога, хах. А когда она удрала от него, он преследовал ее, как герпес. Очень дерзкий маг-магистр, манипулятор, масон, революционер, алхимик, гипнотик и шантажист. Я хотел почитать именно про Калиостро, но о нем тут ничего нет, кроме того, что он сукин сын с манией величия, но злодеем-то его не особо назовешь. Он даже свою Лоренцу телесно не желал, просто хотел обладать ее душой, скромняга, и пользовал ее как ясновидицу. И любовью это называл, душнила. Он вообще всех пользовал, как инструменты.
- Напрасно ты назвал меня подлою.
Казалось бы, что Бальзамо никакой не сатрап, жертв он избегал, даже душу на время вынул из тела постороннему чуваку, когда хирург тому ногу пилил, чтоб не больно было. Гребаный Марат пилил, а пациент пел. Да еще инвалиду кучу денег дал. Но, как говорится, есть нюанс: он не только весь мир хотел перестроить, но и жену свою, садюга, адово душегубил. И тут он дает сто очков вперед самому распоследнему тирану. Правда, Альтотас его все равно уделал, но и сам, правда, погорел.
- Пламя освещает, исходит ли оно от солнца или от ауто-да-фе.
А дальше идет вагон интриг с полнокровными персонажами. Комизм, философствование, христианская мораль и людская аморальность, страсть, разнузданный блеск высшего света, чутка мистики, маниакальность, заговоры, живые описания натуры – все, что нужно для погружения в классическое мозговое СПА (а по факту - это какой-то бабский мозготрах). Местами происходящее можно даже принять за триллер - и Бальзамо, и Жильбер вели себя как маньяки.
- Послушайте, однако же, герцогиня, нынче так искусно вправляют ноги.
Должно сказать, что никакая психология тут еще не ночевала. Материализм и духовность сталкиваются лбами, но архетипы еще неведомы писателю. Современный Калиостро не дал бы денег на свадьбу Жильберу, потому что маньяк – он и после свадьбы маньяк. Но с другой стороны, тут один маньяк проспонсировал другого маньяка, так что налицо патологический юмор – мол, давай, брат, мочи дальше. Но это, если сейчас этот огород копать, по тем временам походу никто с неадекватами не запаривался.
- Ты моя жертва, Андреа! Я наблюдаю за тобою, я бодрствую!
Чрезмерно много церемонности, есть и по-сериальному растянутые моменты для вытягивания жил читателя. Неудивительно, если учесть, что романы печатались в журналах частями. Могу поспорить, тогдашняя публика нервно писалась и сходила с ума от ожидания развития событий. Не обошлось и без жести, к примеру, когда королевский фейерверк превратился в побоище, а то и откровенного хоррора (кровожадная выходка наставника Ашарата). Зачастую Дюма начинает доить мертвого козла, прям достает, когда, к примеру, Лоренца кидалась на нож, и прочие пролонгированные не в коня темы. Перебор с эмоционированием не особо благоприятно влияет на восприятие основной канвы. Все такие чувствительные, чуть что - сразу валятся в обморок. Иной раз так напыщенно, многословно и раздуто, что ни в какие ворота. Вместо того, чтобы объясниться в полстраницы, байда тянется на четыре главы. Тут уж терпение у кого угодно лопнет. То брат с сестрой так родственно любятся, что мочи нет, то брат кричит: умри, тварь, ты обесчестила нас! А потом, тут же – твой любовник будет мне братом! Убегают чуть что, плачут, обнимаются, ведут себя словно *банутые. Господи, ну и маразм… Им всем место в дурке. Не зря я Ладлема вначале помянул, у него такая же истеричная ахинея.
- Пока вы не замужем, честь ваша принадлежит не вам, но всем, имя которых вы носите.
Основное историческое блюдо здесь Людовик XV и его официальная фаворитка Дюбарри, которую все бойкотируют. Та самая, в недавнем фильме про которую Депп играл этого самого Людовика. Четверть книги занимает представление Жанны Дюбарри ко двору и связанные с этим хитрым делом разнообразнейшие инсинуации. Полкниги сжирает любовное страдание Жильбера. Ну, еще бы, самый ходовой товар – амор простолюдина, зацикленного на дворянке. Все это восторженное любовное трехомудие знатно затирает эпические амбиции протагониста, но сюжетно оправданно. Дюма подкидывает атмосферы, юмора и драмы, так что скучно не будет. Роман тонет в интригах, их там непролазное болото. Парламент бьется с королем, король давит парламент, народ не успевает восторгаться дворовой движухой, скоростные заговоры расходятся, как молнии на небе, сжигая монархические калории, восполняющие бульварным зрелищем убогое мировоззрение смертных.
- Государство теперь в будуаре.
Все это выглядит довольно комично и сатирично в плане нравов двора и политики. Например, когда заговорщики не смогли интригами свалить министра Шуазеля, они решили привлечь к делу колдуна. Неприметное изнасилование садовником Андреи, пока она находилась в магнетическом поле, тоже выглядит как пародия на готические ужасы.
- Девственница – ты прозреваешь в будущем, женщина – ты обратишься в бренную массу плоти.
Калиостро же является здесь тайной пружиной всех событий. Прикидываясь главой масонской ложи, он пытается свалить монархию. Он тут что-то вроде трикстера – фантастический персонаж, про которого мы ничего так и не узнаем. Самые забавные герои: Людовик, граф Жан Дюбарри, и герцог Ришелье – мастер сидеть на всех стульях сразу. Последнего запросто можно цитировать: «Твоя дочь – ханжа!» или «Где-то я эту рожу видел». Похождения совершенно больного на голову Жильбера состоят из одних роялей – то он попадает под колеса кареты сестры Дюбарри, то встречает в лесу философа Жан-Жака Руссо, то его зазноба поселяется напротив его окон, он всегда оказывается в центре событий. Его фиксация на Андреа объяснена автором, но с такой манией он должен был быть стопроцентным маньяком, ибо сталкерил по-черному. Он вообще как затычка в каждой дырке, даже в дырке девицы Таверне. Куда не пойдешь, Жильбера найдешь. Он под каждым кустом в любое время дня и ночи. Он всех достал, и меня тоже.
- Избегайте высокомерия, этой заразы философии, и переписывайте ноты в ожидании чего-нибудь лучшего.
Все это занимательно и здорово, но, честно говоря, весь этот дворянский шик, маяние дурью и безграничное лизоблюдство вызывает пролетарскую ненависть. Так что неудивительно, что все это закончилось Французской революцией. Правда, Калиостро уже заранее Марию-Антуанетту закошмарил ее безрадостным концом, хех.
- Его высокопреосвященство слишком поторопился раскрыть страсбургский паштет; конечно, мы его есть не будем.
Если коротко: все умы Франции занимает королевский двор, а все беды ее от философов. Но коротко Дюма не мог. Весь роман он подводит читателя к мысли, что монархии наступает кабзда. Политика, амор, личные драмы и маниакальность – ключевые понятия этого труда, который достался нам от того времени, когда мало кто писал кратко. Почитав Дюма, и глянув «Дракулу» Бессона, я имею сказать, что любовь уж как лет сто является анахронизмом. А все, что мы видим, и все в чем живем – все это навязанная чушь. Да и в романе все прикрывали любовью свою меркантильность, а у Жильбера и вовсе была одержимость, а не пристрастие.
- Прежде я любил ее до безумия, а теперь люблю до бешенства.
Весь конспирологический потенциал истории сходит на нет под напором вала любовной истерии. Вместо того, чтобы заниматься масонскими делами, Бальзамо вынужден объяснять Филиппу куда делась девственность его сестры. Ранним утром в Версале все с фонарями искали погибшую невинность девицы Таверне. Ведь это куда важнее, чем установление нового миропорядка. Я разочарован.
…когда девственность тела погибла.«Фаворитка – естественный враг трудящихся классов» - это сильно, хах. Использовать девственность Марии-Антуанетты, как аргумент омертвения монархии, блин, смешно. Сидят масоны в подвале и обсуждают целомудрие дофины, я угораю, вот это заговорщики! Все кричат: народные массы в бой! А Калиостро глаголет: подождем, подождем, твою мать.
<- Моя сестра теперь мать!
Внушительный роман с размахом крыльев грузового самолета, который в итоге свелся к унылой банальщине. Размах был на червонец, а в конце фиговина. Все в традиции сериалов – нагромождение невероятных совпадений, насосанной трагедии и страданий. Не успели родить ребенка, как его уже сперли, и т.д. и т.п. Как в детской песенке: «Безответная любовь – это беда, особенно когда любовь – это еда». И припев: «Реки слез! О, реки слез!»
- Я наперед знала, что ты неблагодарный.
Но какие формулировки, закачаешься: «с намерением немножко попользоваться былою благосклонностью мадмуазель Ланже», по-современному – присунуть. А чернильная пиявица? Класс. Или это: «Она из тех фигур, которые живописец ставит на заднем плане». Или, хах, Бастилия – дом размышлений. С переводом дюже повезло (копипаста с издания 1913 года), в интернете для чтения шляпа какая-то лежит. Примечаний практически нет, поэтому вышедшие из употребления слова придется гуглить: шлафрок, мызник, куртаги, нотабли, жирандоли, эминенция, брандскугель, берейтор, автомедон.
Любителям погреться в венценосном тепле стоит зажечь свои канделябры, и, промокая спиртом жабры, приобщиться к классике. Включаем «Куклу колдуна» Короля и Шута, и начинаем читать...
Как сказал Людовик XV: «Я без церемонии пришел к вам на ужин». Чтоб я так жил.
Века – это дни на- Скажите, мосье Руссо, сделайте милость, правда ли что вы иногда наряжаетесь армянином?
- В Бастилии еще скучнее, чем в монастыре.
- Так, значит, вы пали бы без видимых причин?
- Плашмя, маршал.
- Не говорите ей комплиментов, она только что из монастыря и готова всему верить.
- Я – брат какого-нибудь негра!..
- Решительно, я у вас за собаку.
- Итак, я, которая хотела остаться честной девушкой…
- Извини, но теперь уже это несколько поздно.
- Грудь моя расстроена.
- Я простая крестьянка и поступаю, как велит природа.
- У меня нет ума. Ум пристал только знатным дамам.
- Вы не слишком хорошо трактуете бедного Жильбера.
- Жир поглощает желчь, это вещь известная.
- Ваши подозрения, графиня, для меня священны!
- Можно подумать, что бедная Луиза избрала дорогу к раю для того, чтобы не встретится со своей родней.
- Не знакомы ли вы немножко с принцессами?
- Не ехать же Жанне в Версаль в каком-нибудь рыдване!
- Ну, что вы намерены делать здесь, если не хотите нравиться?
- Не случай привел меня сюда, а собственная воля!
- Как собственная воля, мерзавец! Неужели ты можешь иметь собственную волю?
- Вы знаете, что я близорук. Меня поражает объем предмета, но на черта мне его подробности! У супруги дофина я видел одни кости.
Мосье Таверне был небольшой патриот, народ ему не слишком нравился.- К
- Кроме своего воображения тебе решительно нечего бояться.
- Мне нельзя с ним тягаться, он сильнее меня, потому что я начальник полиции короля, а он начальник полиции дьявола.
- Мы живем в ужасном веке, и я полагаю, что скоро потребуются врачи для нации, точно так, как они существуют теперь для отдельных личностей.
8113- Я всегда верю прокурору, который обещает сделать зло.
Introvertka21 марта 2018 г.Авантюрист или волшебник?
Читать далее«Джузеппе Бальзамо» Александра Дюма - первая книга из серии, посвященной Французской революции. Но несмотря на это, я умудрилась прочитать вначале вторую часть под названием «Ожерелье королевы», поэтому мне было вдвойне интереснее узнать начало истории.
Центральная фигура всего повествования – таинственный Джузеппе (в некоторых переводах Жозеф) Бальзамо, он же граф Феникс, он же граф Калиостро, он же Ашарат. И думаю, что это далеко не исчерпывающий список его имен. Бальзамо является одним из верховных членов тайного сообщества, главная цель существования которого – свержение монархии во Франции.
Однако деятельности ордена посвящено не так много страниц, как дворцовым интригам и любовным взаимоотношениям других героев истории. Здесь и слабоволие и трусость Людовика XV, и козни последней фаворитки короля – графини дю Барри, ее попытки быть представленной ко двору, и двуличие старого герцога Ришелье, и ничтожество барона де Таверне в совокупности с благородством и чистотой его детей – Филиппа и Андре, и дофин с принцессой, которым суждено стать последним отголоском монархии.
Самая неодназначная фигура в романе – Жильбер, слуга семьи Таверне. Сколько в нем низости и малодушия, но сколько разума и благородства в иные моменты! Весьма любопытно наблюдать за его душевными метаниями.
Отдельного внимания заслуживает любовная линия Бальзамо и Лоренцы – их необычные отношения тронули меня больше всего. Бальзамо, такой уверенный в себе, такой непобедимый и преданный делу всей своей жизни, оказался беззащитным перед чарами прекрасной итальянки. Его нежное и трепетное, полное уважения, обращение с любимой женой просто покорило меня. Чувства самой Лоренцы полны противоречий – находясь в гипнотическом трансе, любит его больше всего в жизни, пробуждаясь от гипноза, ненавидит настолько же сильно, как и боится. Эти резкие перепады выступают символом предрассудков, царящих в обществе того времени – всё новое и неизведанное приравнивается к колдовству и ереси. Именно эти убеждения, привитые с детства, мешают Лоренце отдаться своим чувствам наяву.
В целом, роман очень напоминает эдакую Санта-Барбару на французский манер – очень много событий, интриг, скандалов тайн и трагедий. Захватывающие сюжетные повороты не дадут читателю заскучать на протяжении многих и многих страниц (а книга действительно очень объемная! Как 2 романа Диккенса). Сходство с мыльной оперой усиливается также растягиванием событий и разговоров на несколько глав, что должно бы нагнетать атмосферу и усиливать интригу, а на деле вызывает небольшое раздражение. Но поскольку роман принадлежит перу великого Дюма, чей слог отличается изящной простотой, то просто невозможно не отдать этому произведению должное!
82,7K
Atenais29 декабря 2022 г.Читать далееДюма всегда верен себе: он умеет строить сюжет и интригу - в «Жозефе Бальмазамо» как обычно не будет нестреляющих ружей, а все сюжетные ходы сольются воедино самым причудливым образом. Платят Дюма по-прежнему построчно - диалоги будут искусственно растянуты, тоже как обычно. Главное отличие этого романа от лучших произведений Дюма - невероятная скука. Читаешь, читаешь и не можешь дождаться, когда книжка кончится. Причина - мерзкие герои и насилие над историей, потому что сколь прекрасен Дюма. когда он пишет про средневековье, столь же омерзительно он врет, когда пишет о Великой французской революции.
С одной стороны, картина французского общества на закате правления Людовика 15 нарисована весьма симпатично: авантюристы, философы, тайные общества, наука, граничащая с магией - все эти приметы опознаваемы и заставляют улыбаться. Последние придворные празднества - вот картины в духе Фрагонара Дюма всегда удавались на ура. Нравы придворного общества нарисованы тоже достоверно. И вот тут начинается беда. Дюма всегда славился изящным изображением человеческих слабостей - их интриг, эгоизма. трусости - и всегда это получалось с юмором. И всегда это уравновешивали герои отважные и красивые. Здесь же - парад уродов, что, впрочем, ожидаемо: вырождающаяся аристократия уродлива по сути, а красивые герои той эпохи Дюма не привлекают. В результате раздражают не только Ришелье или Людовик. Кстати, Дюма их готов даже как-то извинить, посмотреть сквозь пальцы на их грешки - ой, ну подумаешь, престарелый озабоченный мужик, пользуясь своим статусом и опасаясь венерических болячек, насилует девушек из бедных семей - зачем об этом вообще упоминать? Раздражают и типа благородные Филипп и Андреа. Филипп у нас тут благородный, а тут рыбу заворачивал: вообще-то в те годы уже потихоньку зрела в общественном сознании мысль о недопустимости дискриминации внебрачных детей - откуда такая истерика по поводу бесчестья сестры? И почему у него такая заносчивая сестра? ни в коем случае не оправдываю Жильбера, но изначально-то она на него не смотрит только потому что она аристократка, а он плебей - Руссо вот как-то аристократки замечали и за мужчину считали. Но это полбеды6 Андреа и Филипп персонажи выдуманные, какими хочешь, такими и нарисуешь. Вот с Марией Антуанеттой сложнее. Даже ее мать Мария Терезия считала свою дочь дурой - а тут такая умная, благородная девица. Все вокруг в обморок падают и в штабеля укладываются, потому что дофина красивенькая - она нравится автору и будет нравиться всем остальным! Эгоистичная, глупая, легкомысленная баба...
Главные персонажи - порождения болезненной любви автора к волевым персонажам, для которых их прихоть становится законом. Все чудно, но почему я должна им сочувствовать? Это если не зацикливаться на Жильберовских метаниях тут гордый до тупости, тут опять рыбу завернули... Ладно, это технические детали построения сюжета. Хуже, что оба эти господина почему-то считают, что их чувства и желания важнее чувств и желаний других людей. Я хочу = я имею право - мне не дают желаемого - я страдаю. Бальзамо- маньяк, ничуть не лучше своего учителя, удерживающий насильно типа любимую женщину и даже в конце страдающий только по поводу как он будет без нее, а не из-за того, что он сломал ей жизнь. Про Жильбера молчу. Романтическая экзальтация 19 века? Но у современника Дюма чувству Клода противопоставлена любовь Квазимодо...
Среди этого парада уродов есть два порядочных человека - Руссо и Марат. И если Руссо изображен комически, но в целом с симпатией, то от изображения Марата за Дюма просто стыдно. Начать с того, что Дюма плохо знает матчасть, следует в своем описании за расхожими мифами черной термидорианской легенды и в результате попросту врет. Начиная с фактических мелочей - естествоиспытатель Марат не отрицал наличия души и спорил с материалистами! Что за бредовая дискуссия между Маратом и Калиостро в больнице? Марат, если б прочел Дюма: «Я не мог сказать такое, потому что я думал и писал иначе!!!» Кроме того, Марат в молодости - известный врач, пользовавший весьма состоятельных пациентов, поэтому, хотя требование будущего Друга народа по версии Дюма после фейерверка лечить сначала бедняков, а не богачей этически адекватно, Марат образца 1770 года вряд ли мог его высказать. Правильно, зачем думать, как мог мягкий и гуманный человек дойти до требования жестких мер, зачем анализировать, насколько эти жесткие меры были, во-первых, н самом деле жесткими, а во-вторых, разумными? Гораздо легче изобразить его маньяком от природы.
И дело здесь не в конкретных образах Марии Антуанетты или Марата. дело в том, что если писатель начинает насиловать реальность в угоду своим субъективным хотелкам, то книжка в итоге рассыпается и превращается в скучную тягомотину - как это случилось с «Жозефом Бальзамо».51,2K
NastyNightmare3 января 2020 г.Читать далееЭто увлекательный роман, отправляющий нас во время правления Людовика XV. С самого начала мы с вами попадаем в интересный мир таинственного Жозефа Бальзамо. Начинается он с невероятного происшествия и побега, с первого взгляда, сумасшедшей девицы. Это приводит к знакомству с непримечательной семьей Таверне, в чей дом отправляется Бальзамо.
Есть ли здесь политика? Да, но не скучная. Есть ли здесь светская жизнь? Да, а по мере этого разворачивается страшные события. Мы видим здесь, как люди меняются. Захватывающая книга? Однозначно, да! Прочитав её, вы попадаете в удивительный мир. Если выделять героев, я бы выделила Жильбера. Отвратительный тип, просто омерзительный. Все персонажи уникальны. Для ближайшего рассмотрения, советую всем прочесть эту великолепную книгу.
42,5K
DimaNill30 июля 2023 г.Очень мощно
Читать далееПрочитать роман мне посоветовал Chat GPT4 поставив его на первое место в рейтинге который я запросил по произведениям Дюма.
Первую половину романа писал как будто какой то другой менее талантливый автор, начало довольно глупое, эзотерический бред про какого-то великого кофту), он одновременно все знающий колдун со множеством имен, самый главный масон, заговорщик, алхимик, искатель вечной жизни и превращения свинца в золото, то есть все в одном, а еще у него есть дружок такой же мутный как и Бальзамо, который живет то ли сто, то ли четыреста лет постоянно о чем то ноющий и требующий чтобы для него принесли в жертву младенца или девственницу. Я думаю если бы Дюма сделал краткое резюме чего он понаписал про этого Бальзамо, он бы все это быстро удалил, а роман переименовал. К счастью другие более правдоподобные герои спасают весь роман и делают его очередным шедевром от Дюма.
Начиная со второй половины и я бы даже сказал где то после прочтения семидесяти процентов книги (судя по цифрам в электронной книге), оторваться очень сложно, происходит столько событий, размышлений, терзаний, как будто за дело взялся автор более высокого уровня.
Читая описания страданий Жильбера мне кажется что автор сам испытывал безответную любовь, ну не возможно такое придумать и описать, так все правдоподобно.
И даже после всей кучи способностей и умений которые Дюма придумал для Бальзамо, я бы не сказал что это главный герой, это какой то не понятный фон на котором происходят большинство событий, но без которого вполне можно обойтись, в финале Дюма так и сделал, просто забыв о нем.
А Концовка просто шедевр, наверно самая сильная концовка которую я когда либо читал, очень мощно.
31,3K