Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жозеф Бальзамо

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Introvertka21 марта 2018 г.

    Авантюрист или волшебник?

    «Джузеппе Бальзамо» Александра Дюма - первая книга из серии, посвященной Французской революции. Но несмотря на это, я умудрилась прочитать вначале вторую часть под названием «Ожерелье королевы», поэтому мне было вдвойне интереснее узнать начало истории.

    Центральная фигура всего повествования – таинственный Джузеппе (в некоторых переводах Жозеф) Бальзамо, он же граф Феникс, он же граф Калиостро, он же Ашарат. И думаю, что это далеко не исчерпывающий список его имен. Бальзамо является одним из верховных членов тайного сообщества, главная цель существования которого – свержение монархии во Франции.

    Однако деятельности ордена посвящено не так много страниц, как дворцовым интригам и любовным взаимоотношениям других героев истории. Здесь и слабоволие и трусость Людовика XV, и козни последней фаворитки короля – графини дю Барри, ее попытки быть представленной ко двору, и двуличие старого герцога Ришелье, и ничтожество барона де Таверне в совокупности с благородством и чистотой его детей – Филиппа и Андре, и дофин с принцессой, которым суждено стать последним отголоском монархии.

    Самая неодназначная фигура в романе – Жильбер, слуга семьи Таверне. Сколько в нем низости и малодушия, но сколько разума и благородства в иные моменты! Весьма любопытно наблюдать за его душевными метаниями.

    Отдельного внимания заслуживает любовная линия Бальзамо и Лоренцы – их необычные отношения тронули меня больше всего. Бальзамо, такой уверенный в себе, такой непобедимый и преданный делу всей своей жизни, оказался беззащитным перед чарами прекрасной итальянки. Его нежное и трепетное, полное уважения, обращение с любимой женой просто покорило меня. Чувства самой Лоренцы полны противоречий – находясь в гипнотическом трансе, любит его больше всего в жизни, пробуждаясь от гипноза, ненавидит настолько же сильно, как и боится. Эти резкие перепады выступают символом предрассудков, царящих в обществе того времени – всё новое и неизведанное приравнивается к колдовству и ереси. Именно эти убеждения, привитые с детства, мешают Лоренце отдаться своим чувствам наяву.

    В целом, роман очень напоминает эдакую Санта-Барбару на французский манер – очень много событий, интриг, скандалов тайн и трагедий. Захватывающие сюжетные повороты не дадут читателю заскучать на протяжении многих и многих страниц (а книга действительно очень объемная! Как 2 романа Диккенса). Сходство с мыльной оперой усиливается также растягиванием событий и разговоров на несколько глав, что должно бы нагнетать атмосферу и усиливать интригу, а на деле вызывает небольшое раздражение. Но поскольку роман принадлежит перу великого Дюма, чей слог отличается изящной простотой, то просто невозможно не отдать этому произведению должное!

    8
    2,7K