
Ваша оценкаРейтинг LiveLib
- 545%
- 443%
- 310%
- 20%
- 12%
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 января 2019 г.Метафизика Качества как теория всего
Читать далееНаписать рецензию на Пёрсига — одна из сложнейших задач из тех, что я перед собой ставила. Я боюсь пуститься в фразы-клише и отпугнуть потенциального читателя словами о том, что автор рассуждает о смысле жизни, например, или о том, какое место занимает этика в эпоху развития и возобладания науки. Ведь этот потенциальный читатель почти наверняка подумает, что такое мы уже видели, знаем и не раз проходили.
Уважаемый потенциальный читатель, если ты когда-нибудь задумывался о том, что не можешь определиться со своими взглядами на определённые вещи по той причине, что замечаешь в общепринятых позициях какие-то недостающие детали, то попробуй, рискни ознакомиться с творчеством Роберта Пёрсига.
Начинать лучше с романа «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом», где автор рассуждает о явлении Качества, первичной структуре в привычной для западного человека субъектно-объектной категоризации, и построенной вокруг этого явления собственной философии. В «Лайле», частично опровергая самого себя, Пёрсиг раскрывает Метафизику Качества.
Главный плюс романа заключается в том, что автор хотя и весьма уверенно рассказывает о своей философии, но делает это ступенчато, постепенно, разговаривая с читателем как со старым другом, иные взгляды которого он понимает, а если быть совсем точной — понимает их первопричину, и оттого нисколько не злится, как не злится и на Лайлу — архетип, традиционно вызывающий осуждение в большинстве культур мира.
В этот раз повествование ведётся от лица Федра — альтерличность, с которой мы знакомились в «Дзэне…». Федр, в отличие от рассказчика первой книги, с читателем более прямолинеен, и это подкупает. Он предстаёт не человеком, заставляющим себя быть «нормальным», а добровольным социальным отщепенцем, занятым поиском ответов касаемо Метафизики Качества.
Сама идея Качества, в процессе того, как происходят аналитико-мыслительные попытки дать ей определение, тоже получает своё развитие. Теперь это не что-то посередине между субъектом и объектом, теперь это и первопричина эволюции, или биологической, или социальной, или интеллектуальной (Динамическая форма Качества), и своего рода «скрепляющая» структура результатов этой эволюции (статическая форма Качества).
Когда читаешь «Лайлу», возникает очень странное ощущение: как будто все вещи, о которых пишет Пёрсиг, это как раз то, о чём ты подсознательно задумываешься, изучая что бы то ни было, но поскольку дать «этому» какое-то определение не можешь, ты просто заталкиваешь «это» куда-то очень далеко и забываешь.
Когда я была помоложе, мне было очень легко отмахнуться от таких вещей, как мораль и нравственность, сбросив эти и смежные с ними категории в пуритано-христианскую историческую урну. Я думала, что интеллект, наука и здравый смысл — это единственные мерила, которыми должен руководствоваться современный человек. А тревожный звоночек, который звенит в голове, называешь совестью или издержками воспитания и отправляешь их туда же, куда и мораль. Став старше, я чаще стала думать, что что-то не сходится. Словно детали не достаёт. Смотришь на консервативную версию выхода из сложившийся проблемы — в дрожь бросает от отсутствия пресловутого здравого смысла, смотришь на либеральную — от обилия этого самого здравого смысла становится страшно.
Но затем… появился Роберт Пёрсиг. И он не просто высокомерно заявляет, что вот, смотрите, только так и никак иначе, он — предлагает (в интервью заявил: «А вы попробуйте опровергнуть»), приводит ретроспективные доказательства (взгляд на историю XX века — интересный ответ на все вопросы), подвергает анализу, не зацикливается на какой-то одной сфере и медленно приводит к балансу. К дзэну, если хотите.
Я не уверена, что когда-нибудь прочитаю что-то лучше. Обе книги Пёрсига настолько многослойны, что они как будто обо всём.
193,6K
Аноним23 августа 2010 г.Читать далееВторая книга Роберта Пирсига, любимого писателя писателя Пелевина, хоть и написана 20 лет назад, в России так и не издана. Но перевод ее в интернете есть. Если вас не пугают Сигизмунд Фрейд и Клод Леви-Штросс, то читать уже можно.
Это тоже роман про разум и безумие, ну а разработанная в прошлой книге метафизика Качества применяется для познания вполне конкретных вещей - современного общества, политики, морали, национального вопроса. (Список затрагиваемых вопросов зависит от читателя, - текст многослоен донельзя). Здесь понять Пирсига, а уж тем более, - осудить, оспорить или осмеять его, - намного проще, чем в "Уходе". Но самое удивительное - то, насколько прочно фигура читателя вместе со всеми его идиотскими мнениями и рецензиями вплетена в текст.
Возможно вследствие душевных расстройств Пирсиг умеет подойти к собственному тексту предельно отрешенно. Автор отчетливо произносит: "я пишу книгу, чтобы выразить свои мысли, чтобы прославиться и заработать денег, и я не могу не писать про себя". При этом он настолько убедительно разворачивает жанровые схемы (детектив, триллер, romance, мемуары), что не поверить ему невозможно. Слухи о смерти большой литературы сильно преувеличены.
91K
Аноним31 марта 2023 г.Метафизика качества или моя тёмная сторона
Читать далее"Лайла. Исследование морали" - это продолжение приключений и изысканий главного героя первой книги Роберта Пирсига "Дзен и искусство ухода за мотоциклом".
Книга написана спустя значительное количество времени после выхода первого произведения, ставшего своего рода культовым.
Прошедшее время и события жизни не могли не сказаться как на самом Пирсиге, так и на его герое, однако общий смысл поисков героя остался прежним. Герой все так же погружён в изучение метафизики качества, но, выйдя с течением времени на новый виток, несколько иначе начинает воспринимать это самое качество.
Метафизика – это ресторан, где вам вручают меню на тридцать тысяч страниц, но еды не приносят.По сюжету главный герой встречает женщину, Лайлу, которая, зацепив его внимание несколько лет назад, вновь привлекает его внимание и позднее становится объектом его исследования, своего рода "вещью в себе:
Ты представляешь собой другую культуру по определению. Культуру, состоящую из одной-единственной личности. А культура есть развитая форма статических качественных моделей, способных к Динамическим изменениям. Вот чем ты для меня являешься. Это – лучшее из всех определений, которые тебе когда-либо давали.Герой максимально глубоко погружён в попытки проникнуть в самую суть глобальных вопросов, в попытке найти ответ на вопросы: что есть "качество", "ценность", "объективность"...
Когда-то я думала, как это будет, если я сойду с ума. Собственно, я себе это даже представила. В книге я увидела весьма схожий лабиринт, только лампочка у автора горит и путь виден :).
Как итог: книга полностью погружает читателя во внутренний мир автора, заставляя прочувствовать каждую иголку сомнения, разрываться от бесконечно огромного выбора, задумываться даже о том, как стоит задумываться. И вопросы, которые задаёт себе Федр, главный герой книги, вполне находят отклик и желание найти на них, наконец-то, ответ.
Потрясающие лабиринты разума и по-настоящему важные вещи.
Автор, несколько лет лечившийся от параноидальной шизофрении, сделал свои произведения автобиографичными. И если чёткого диагноза у главного героя не обозначено, то ОКР, навязчивые идеи и повышенная тревожность прослеживаются четко.Содержит спойлеры8625
Цитаты
Аноним26 мая 2011 г.Одни не любят эту страну за все те безобразия, что происходят здесь, а другие обожают её за все то дерьмо, что они тут находят
7704
Аноним18 февраля 2018 г.Если убрать страдание из нашего мира, исчезнет и сама жизнь. Не будет эволюции. Эволюционируют только те виды, которые страдают.
4424
Аноним18 февраля 2018 г.Идолы - объективация самых глубинных ценностей культуры, которые являются её реальностью.
1174
Подборки с этой книгой

Умная книга
Antigo
- 69 книг
Тотальный Флешмоб 2018 - 2068
Ivan2K17
- 2 470 книг

Пулитцеровская премия за художественную литературу
adrasteya
- 65 книг

Лучшее и любимое
Raija
- 260 книг

Пулитцеровская премия за художественную литературу (Победители и Номинанты)
AlpertOlga
- 186 книг
Другие издания
























