
Ваша оценкаРецензии
Аноним18 мая 2020 г.Мудрый человек может соревноваться только с самим собой
Читать далееСовершенно очаровательная новелла со смыслом. И что особенно импонирует, здесь нет поучительных "что хорошо" и "что плохо", а смысл является индивидуальным. Каждый сам для себя решит, какое общечеловеческое духовное напутствие пытался вложить Цвейг в своё произведение. Но каким бы этот смысл ни был, автор не пытается навязать прописную мораль или своё единоличное писательское мнение — всё остаётся на читательское усмотрение.
Речь в новелле пойдёт о двух сестрах-близнецах, Елене и Софии. Девочки росли настоящими красавицами и умницами, вот только слишком честолюбивыми. С детства существовало между ними непреодолимое противостояние: если одна из сестёр делала что-то хорошо, другая должна была её превзойти. И благодаря этому неустанному соревнованию, вскоре никто во всей Аквитании не мог сравниться с сёстрами в красоте, гибкости ума и воспитании. В конечном итоге, что было предсказуемо несгибаемой жаждой первенства, их пути разошлись. Елена стала самой богатой и самой прославленной из гетер, выставляя напоказ своё горделивое тщеславие и вызывая в жителях города самые противоречивые чувства — от безусловного поклонения до безудержной ненависти. София же пылала добродетельным гневом, наблюдая за распутным поведением сестры. И страстно сожалея об упущенной возможности жить в такой же роскоши и иметь власть над людьми, София решила удовлетворить своё тщеславие, поотивопоставив выставленному напоказ прелюбодействию Елены свою благочестивость и смиренную бедность. Мечтая о всеобщем поклонении, славе и зависти сестры, София стала самой примерной послушницей местного ордена, оказывающего помощь страждущим и немощным. В бешенстве, что сестра отняла от неё пальму первенства, Елена решает всеми правдами и неправдами совратить Софию с пути праведного. Что ей в конечном итоге удаётся: София перенимает образ жизни сестры и поселяется с ней во дворце.
Новелла об извечном противостоянии противоположностей. Тут нет конкретных понятий "добро" и "зло". Как, к примеру, нельзя назвать безусловным "добром" благочестивость девственной Софии, так как она изначально неискренна. Так же нельзя сказать, что вульгарный образ жизни Елены - априори "зло". В конце концов, она хороша собой, умна, богата, без привязанностей и детей. Когда как не в молодости творить всякие безобразия? Однако пройдут времена и молодости, и безобразий; увянет кожа, появятся морщинки. Молодые любовники покинут дворец, уйдут к более юным и красивым. Закончатся праздники, погаснет огонь в очаге, и столы больше не будут ломиться от яств. Так что же остаётся двум поникшим душам? Отречься от презренного металла и тщеславных удовольствий и обрести душевный покой в монастыре чужой страны, где их лица и судьба будут преданы забвению.
...ибо мудрость охотно посещает женщин, когда от них бежит красота.1463,6K
Аноним29 мая 2023 г....Мудрость охотно посещает женщин,когда от них бежит красота
Читать далееИнтересная история сестёр-близнецов, которые родились в богатой и знатной семье, но волею судьбы влачат нищенское существование вместе с матерью-лавочницей.
Когда-то красивая и молодая торговка коврижками сумела заиметь в мужья знатного господина, теперь вынуждена опять зарабатывать на жизнь торговлей. Всё что осталось от богатства, две девочки, Елена и София, прекрасные, как сама весна, похожие друг на друга так, что даже мать их не отличает, но злобные и неприятные, жаждущие власти, признания и богатства, как и их отец.
И вот однажды Елене надоест нищенское прозябание, и она сбежит с родного дома. Отныне она куртизанка, гетера, окружённая слугами и богатыми поклонниками, ни в чём не нуждающаяся, и сама вершащая судьбы. Слава о прекрасной и любвеобильной Елене покатилась далеко за пределы родного города.
Конечно же зависти Софии не было предела. И она решила перещеголять сестру, пойдя абсолютно противоположным путём - путём добродетели.
Вот только добродетель оказалась напускной, всего лишь маска, чтобы обойти сестру, поэтому искушение молодым ловеласом показало истинную, развратную суть «благочестивой» Софии.Извечное противостояние добра и зла, порока и добродетели, грешная людская сущность, - всё это прекрасно прописано. Как и то, что всё в этом мире преходяще, и за всё будет расплата.
Красивая легенда, хорошая новелла.46766
Аноним7 сентября 2015 г.Читать далееМне очень понравилось, но как же это не похоже на Цвейга! Впрочем, легенды-то я у него ранее не читала. Это первая.
Очень яркая, цветисто и витиевато написанная, почему-то мне постоянно чудился колорит Востока.
Это история о двух сестрах-близнецах, похожих как две капли воды. Кто-то увидел в них противоположности: Добро и Зло, Порок и Добродетель. А как по мне, так они, действительно, похожи. Обе честолюбивы, самовлюбленны, тверды в своих решениях и идут к своей цели напролом. Просто дороги они выбрали разные. Но опять же, только изначально!
Всё равно они придут к единому знаменателю. А вот к какому — это уж вы сами прочитаете!
Цвейг, хоть и такой вот необычный, меня просто завораживает!
Очень хорошо!441,4K
Аноним20 марта 2014 г.Читать далееЛегенда об извечном - о борьбе Добра и Зла.
Две сестры - половинки одного яблока, внешне одна - отражение другой. И амбиции у них схожие - обе горделивые, высокомерные, непримиримые, завистливые натуры, стремящиеся превзойти, перепрыгнуть, быть всегда и во всем на шаг впереди. Жадные до того, чтобы весь мир говорил только о них. Возомнившие себя Солнцем, вокруг которого вертится Земля. Две сестры - соперницы, старающиеся вырвать венец Признания из рук другой. Падкие на поклоны, обожание, вознесение, дифирамбы, восторги толпы, их окружающей, и не брезгующие ничем на пути к мнимой "славе". И неважно, какие пути ведут к Вершине, для обеих главнее достигнуть и стать единоправной владычицей престола Первенства.
Начинается самая изощренная игра между двумя родными сестрами.
Суть легенды - доказать, кто же в конце концов, восторжествует: Зло или все-таки Добро?Цвейг, как всегда, на высоте. На нескольких страницах развернуто прекрасное полотно, с колоритным орнаментом, прорисованным настолько искусно и невычурно, что не хочется отрывать от него глаз.
37963
Аноним11 июня 2023 г.Читать далееЦвейг такой Цвейг, умеет он в своих небольших историях-новеллах описать не самые приятные человеческие качества и поступки так тонко и изящно, что читается легко и в удовольствие. Его произведения, здесь на ЛЛ, частенько выбирали в совместных чтениях, так как действительно всегда есть чего обсудить и о чем поспорить. Мне же у автора не все заходит на отлично, но я всегда беру книги с предвкушением, заранее зная, что сейчас как он начнет людишек препарировать на страницах, цинично -да, но эмоционально так, с душой, любя.
Конкретно здесь речь пойдет о сестрах-близнецах Елене и Софии, рассказано на манер легенды-предания, что были вот когда-то на нашей земле такие вот удивительные женщины, отличавшиеся своими характерами и яркими жизнями. Совершенно похожие внешне и внутренне, они избрали две противоположные дороги, соревнуясь друг с другом с детства. Одна стала на сторону Зла, другая - Добра, одна олицетворение Порока, другая - Добродетели. Но время все покажет кто есть кто, слишком много здесь пифоса и напускного, на деле же обе сестрички излишне тщеславны, самовлюблены и твердолобы. Как итог, в результате все концы с концами сведутся. Яблоки от яблони, как говорится...Хотели отличаться дуг от друга, выделиться кто же ярче и лучше, а на деле одного поле ягоды. Заканчивается эта история стандартно, каждому конечно свое, Елена и София сами избрали свой путь. Но все гулянки и танцевалки рано или поздно заканчиваются, звезды блестяще светили, но сгорели, падая вниз. Красивая, изысканная оформленная история, немного поучительная, как и все сказания передающиеся из уст в уста. Из всего прочитанного у Цвейга на данный момент, это новелла впечатлила меньше всего, как-то отстранённо ее восприняла, ну как легенду, а не как рассказ о живых людях. Тут много образного и символьного, приукрашенного, а не реального - здесь и сейчас. Рассматривая с объективной точки зрения - очень даже хорошо, произведение цепляет своей яркостью и эстетичностью, несмотря на противоречивую тему. Просто, кто привык к немного иному Цвейгу, "Легенда" может удивить и встать особняком.33433
Аноним20 марта 2014 г.Читать далее"Если тронуть хотя бы волос в бороде дьявола, он непременно вцепится тебе в загривок".
"Как бы резво ни скакал черт, рано или поздно он сломит ногу ."
Вся легенда переплетена с темой двойничества, двойственной природы всего сущего . Добро и зло. Но и добро здесь какое- то подпорченное, искусственно созданное из гордости, вопреки, назло. Две сестры - близнецы, всю жизнь с самого раннего детства соперничали между собой, кто лучше , красивее, умнее и прочее прочее . Елена выбрала свою стезю, хоть и Зла, но мне кажется она была честнее перед самой собой, а вот София стала добродетельной , но не от доброты души , не от искренности, а из- за гордости и соперничества. Из всего этого вышел настоящий Содом.
И только финал этой двойной зеркальной истории примирил сестер друг с другом , с самими собой, с миром окружающим . Не о чем было больше спорить. Надо повернуться к добру и миру лицом , жаль , что все это возникло только перед ликом Старости.
Все в мире двойственно, темное и светлое, доброе и злое , сильное и слабое, чуткое и равнодушное. Но в мире еще так много переливов этих красок , когда это все соединено . Не должна быть добродетель пустой , она не пуста, только если искренна и преодолевает многое . Так и душа человеческая- она сплав этих двух сторон, светлого и темного, она переливается всеми цветами, и так хочется , чтобы она Светилась. А для этого так нужна Искренность , благое надо делать искренне .
Легенда прекрасная, умная , мудрая, красивая, оторваться невозможно до последнего слова от красоты слога, языка, самой истории. Это легенда о нас самих, о нашем мире. Что еще может быть ближе человеку? Загляни себе в душу . Что в ней? Чего в ней больше? Чем хочется искренне ее наполнять ? Это так талантливо , здесь целая жизнь человечества на протяжении веков в этой метафоре .
Читайте Цвейга! Миритесь с собой и с этим миром.27666
Аноним2 мая 2018 г.Читать далее"Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей", так, словами Достоевского можно сказать о легенде Цвейга.
Вполне удачное произведение, с уклоном в агиографическую литературу. Хотя святым тут никто не стал, но четко показан путь греха и плотского наслаждения в юности сестер-близняшек, желание покаяния, прощения грехов прошлой жизни к их старости.
Как обычно, Цвейг талантливо вырисовывает не только образы героев, но и их души, сердца и, говоря его словами, "смятение чувств".Наше сердце и есть путь близнецов, в котором постоянно идёт борьба, но лишь мы ответственны за сделанный выбор в пользу греха или добродетели.
253K
Аноним18 августа 2014 г.Читать далееКак всегда, превосходная новелла Цвейга, но отзывы в интернете откровенно привели меня в замешательство. Попытаюсь объяснить, возможно посылаясь на другие рецензии, но без этого никак.
Первое. Мнение о том, что это легенда о борьбе Порока и Добродетели, Добра и Зла. Где здесь, простите, добро? Каждый поступок обеих сестёр был лишь порождением эгоизма и зависти. И даже помощь бедным и уход в монастырь - не проявление добрых побуждений, а не более, чем проявление собственного тщеславия и попытка что-то кому-то доказать и всех превзойти. Что же на самом деле хуже - честная греховность или напускная добродетель? Вопрос не так-то прост, как кажется на первый взгляд. Так что я бы никогда не сказала, что речь идёт о борьбе "хорошего" и "плохого".
Второе. Мнение о том, что к старости сёстры поняли свои ошибки, стали лучше и вместе пришли к Богу. Чушь. Как по мне, сёстры просто трусливо попятились, поджав хвосты. Они лишь боялись того, что ближется час расплаты за свои грехи, что и заставило их к концу новеллы поступить благочестиво. Но и здесь я не вижу искренности, лишь страх и ненужность руководили ими. Это была всего-навсего попытка оправдать, очистить себя. И снова лишь проявление тщеславия.
Конечно, каждый понимает по-своему, но мне непонятно то, что нигде я не встретила мнения, хотя бы близкого к моему пониманию этого произведения. А мне показалось это очевидным.
24533
Аноним19 марта 2018 г.Добро всегда побеждает зло?
Своеобразная сказка с восточным оттенком, если б не фамилия автора. Да, и имена ГГ-нь говорят нам, что это не Восток.
История о двух сёстрах, о двух противоположностях, стремящихся к постоянному соперничеству. Зависть, обман, пороки... Размышлять можно по-разному, сравнивать сестёр, например, как добро и зло в человеческом обличии.
Легенда совсем небольшая, читается легко, но совершенно не похожа на Цвейга.
222K
Аноним27 декабря 2014 г.Читать далееНе понаслышке знаю, какими бывают близнецы. Они соперничают друг с другом, обижаются, если одному подарили конфетку, а другому - нет. Все время в детстве они проводят вместе, они "не разлей вода". Они похожи друг на друга не только внешне, но и внутренне. И как точно описал все это Стефан Цвейг! Но порой простое соперничество перерастает в борьбу, борьбу за место под солнцем, за любовь и внимание окружающих. Всеми силами, любой ценой стремятся сестры-близнецы к славе и богатству. Но выбирают для этого совершенно разные пути.
Я не увидела здесь борьбы добра и зла. Обе девушки корыстны, властолюбивы, завистливы. Единственное их отличие в том, что Елена добивалась всего пусть не путем праведным, но открыто. А вот София шла к тому же, но прикрываясь монашескими одеждами, прикрываясь добрыми поступками и самопожертвованием. А это еще страшнее. Так как все, что она делала, было не от чистого сердца, а из желания стать объектом всеобщего поклонения.
И финал этой истории не изменил практически ничего. Они не исправились, нет. Девушки просто остались одни, никому не нужные, утратившие былую красоту и молодость. И снова сестры решили вернуть себе внимание окружающих. И ведь им это удалось. Эти башни - вечное напоминание людям о двух сестрах-близнецах, таких похожих, но грешных.
Снова Стефан Цвейг меня удивил, он поистине мастер малой прозы! Чудесные новеллы, сильные, серьезные и проблемные.21463