
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 марта 2016 г.Читать далееКрапивина очень люблю с детства. Читала много его произведений, но далеко не все, как выяснилось. Вот, например, цикл «В глубине Великого Кристалла», я как-то пропустила. Только «Застава на Якорном поле» отчасти знакома – примерно треть повести мне повезло прочесть в каком-то детском журнале доперестроечных годов. Тем интереснее сейчас вспомнить и проникнуться присущей автору атмосферой равноправия детей и взрослых, честности и справедливости.
Первая часть цикла – «Выстрел с монитора» - только введение в странный мир параллельных вселенных, Командоров-защитников обиженных детей и собственно, детей, несколько опережающих свое время и вследствие этого обладающих специфическими способностями, все-таки довольно детская. А вот вторая, с более чем детским названием «Гуси-гуси, га-га-га», оказалась неожиданно очень взрослой. Более того, это заслуживающая внимания и крайне неожиданная антиутопия.
Представьте себе мир всеобщего благополучия и благоденствия. Все жители этого мира работают по мере своих сил и способностей, могут позволить себе множество приятных вещей, а основными процессами управления ведают машины. Новорожденным вскоре после рождения вводится специальная сыворотка, в результате воздействия которой каждый индивидуум приобретает личный номер – индекс. Индекс – это и платежная система, и способ опознания личности, и многое другое. Немногочисленные личности, не имеющие индекса – парии, термин «безында» - оскорбление. И все хорошо и ровно в этом мире, стабильность радует обывателей. Но преступления и правонарушения все же случаются. Наказание за нарушение всеобщего порядка только одно – смерть, но специфика все же есть. Смерть здесь – лотерея. Чем опаснее для общества проступок, тем меньше шансов на спасение. Сто к одному, скажем, за предумышленное убийство. Два к одному – за государственную измену власть предержащего. И миллион к одному – за переход улицы в неположенном месте. Ну, посудите сами, насколько это мизерный шанс. Да нереальный просто. И, тем не менее, главному герою выпадает именно такой жребий. Полгода тому назад он, Корнелиус Глас, торопясь на вечеринку к приятелю, перебежал проезжую часть в неположенном месте. И опасности-то никакой не было – дорога была пуста, но все же правонарушение было зафиксировано. И вдруг оказывается, что это правонарушение для его совершившего – смертельный лотерейный билет. И надлежит добропорядочному Корнелиусу, сорокадвухлетнему успешному рекламщику, явиться на убой самостоятельно по истечении суток с момента уведомления. И идет ведь – порядок такой. Хоть и несогласен, хоть и жить хочется, приводит себя в порядок и является в обозначенный в повестке пункт. Но там его почему-то не ждали…
И изменилась жизнь стандартного обывателя Корнелиуса, появились и воля к жизни, и чувство ответственности за себя и других, более слабых и незащищенных, и жажда справедливости.
А как же дети, спросите вы? У Крапивина в сюжете всегда есть дети. А дети есть, скажу я вам. И справедливость восторжествует.
942,4K
Аноним12 января 2020 г.Читать далееПочти год назад я начала знакомство с мирами Великого Кристалла с, неожиданно, 10 части цикла (по крайней мере здесь, в цикловой подборке, та книга указана десятой), но книги объединены лишь межмировой мифологией, да мимолетными упоминаниями некоторых героев, так что знакомство прошло на высшем уровне. Но далее я решила читать по порядку (по возможности, а там, кто знает, куда кривая выведет)), а когда дойду по очереди до "Голубятни", то перечитаю её. Прошлым летом я прочитала первую книгу вселенной и вот, наконец, добралась до второй.
Здесь снова другой мир, снова не без проблем, хотя здесь нет войны или пришельцев, здесь люди сами загнали себя в существующий порядок и теперь их жизнь подчинена управлению машиной. Каждый житель страны обладает индексом, к которому привязаны доходы-расходы, штрафы-пропуска и многое другое (кажется и мы в нашей реальности к подобному идем, что-то уже слышно про удобство поголовного чипирования). Правда и в том мире встречаются безынды, люди лишенные индексов и всех связанных с ними удобств (и неудобств), в основном это дети малообеспеченных людей. И вроде жить-то в этом мире не так уж плохо, да вот по несчастливому сложению обстоятельств главный герой по миллионному шансу приговаривается к смертной казни за переход дороги в неположенном месте. А дальше такое начинается... Но прежде всего такая встряска заставляет сорокалетнего Корнелия задуматься о собственной жизни, вспомнить детство и многое переосмыслить. И вот уже судьба нескольких ребятишек оказывается ему дороже собственной жизни.
Слушала книгу в исполнении Арсеньева (к сожалению, не знаю имени, не указано), которое мне понравилось. Голос приятный, читает с эмоциями и без заметных ошибок, только в одном месте была небольшая заминка.921,7K
Аноним24 августа 2018 г.Читать далееОчень долго я охотилась за этой книгой - не было подходящего издания по адекватной цене, в электронном виде читать не хотелось, надеялась, что книгу издадут в более бюджетной серии. А почитать очень хотелось. Сейчас я понимаю, как же здорово, что я не купила книгу (но теперь я это обязательно сделаю!), ведь так получилось, что я эту книгу прослушала в аудио формате (да ещё и в чудесном исполнении Князева), да ещё и всей семьей. Предстояла долгая поездка на автомобиле, и помимо музыки, которую я мучилась подбирала в дорогу, я закинула парочку аудиокниг (из принципа, что первое под руку попалось в интернете), и среди них оказались "Гуси". Музыка в дороге действительно быстро надоела, и тогда настала очередь книг. Сначала прослушали "Федота-стрельца" Филатова, а потом (была-не была) включили "гусей". Идеальный вариант для прослушивания всей семьёй. Не смотря на начало книги (дети даже спросили: "мама, ты уверена, что детям можно это слушать?"), произведение действительно универсальное и подходит в равной степени и детям и взрослым. Но, надо сказать, не смотря на то, что я очень долго крутилась вокруг этой книги, я знала о ее содержании очень мало и практически не представляла, о чем там речь (есть у меня такая фишка, люблю не знать о книге ничего, если очень хочу ее прочитать). Я знала только, что это антиутопия, а главный герой получил смертный приговор. Мне кажется, если бы я знала при чем тут гуси, я бы прочитала книгу гораздо раньше.
Итак, обыватель Корнелий живёт своей пустой жизнью, которая его вполне устраивает. Но однажды он получает письмо со смертным приговором и завтра должен явиться на казнь - Корнелий "выиграл" один шанс из миллиона мелких правонарушений. В этом обществе, в котором живёт Корнелий, все решает машина, больше нет тюрем (за исключением содержания людей перед исполнением приговора) и штрафов. Все просто - каждый получает лотерею на казнь в зависимости от тяжести проступка. Конечно же Корнелию не хочется умирать, но бежать бесполезно, так как по излучению "индекса" в крови могут отследить любого человека и Корнелий обречённо пошел на казнь. Из-за разных проволочек казнь все время откладывается, и тут Корнелий знакомится с безындексными детьми, которые содержаться в этой же тюрьме до совершеннолетия. Эти дети - маленькие гусята - меняют жизнь Корнелия и его представления о добре и зле.
Конечно же, как и в практически любой антиутопии не обойдется без борьбы против системы, но основная нагрузка в книге всё-таки на ценности детства, иначе это был бы какой-нибудь Хаксли, а не Крапивин. Я читала уже третью книгу автора и не перестаю удивляться способности писателя будучи взрослым человеком, тонко чувствовать детство и оставаться вечным мальчишкой в душе. Очень трогательная книга. Единственное, что меня не совсем устроило - это финал (хотя другого тут и не придумаешь). Мне казалось, что по нарастанию напряжения должна быть яркая (не обязательно эпичная) кульминация, но ее не было совсем. Как будто пропустили несколько глав. Конечно было понятно, что произошло, но ощущение, что все самое интересное прошло мимо тебя не покидало. Не смотря на это ставлю книге высший балл. Очень рекомендую книгу всем любителям антиутопий, всем кто любит книги о детстве, и тем более тем, у кого есть дети.
902,6K
Аноним8 января 2020 г.К Храму Девяти Щитов - 20 лет спустя...
Читать далееЭто одна из самых любимых моих книг, в любимом цикле любимого автора. В первый раз я прочитала этот роман в 13 лет, потом в 15 нашла и прочитала всю серию, и лет до 18-19 перечитывала эти книги раз за разом, помногу раз в год, по кругу, невольно вызубривая их буквально наизусть.
А вот сейчас перечитала 20+ лет спустя. С некоторой тревогой - а окажется ли книга вновь настолько значимой, звонкой, попадающей в меня? Страшно было разочароваться.
Но - оказалась. Всё ещё самая лучшая, абсолютно моя с первых строк.
Более того, в сорок лет и в 2020-м году в книге можно найти новые смысловые пласты, которые были ещё неявными для меня в 90-е годы, в мои 13-15 лет.Дальше могут быть спойлеры.
Вот, например, я только сейчас перечитав книгу, обнаружила акцент на вектор развития общества, в мире, о котором рассказывает эта история: прогресс и развитие были заменены на благополучие и стабильность. Радостное сытое существование - как смысл жизни каждого человека. И, в общем, хорошая же идея, только вот... что станет с человеком, с обществом в целом, если все исследования неизведанного прекратятся, если во главу угла будет поставлена идея о комфортной жизни и - больше ничего?.. И... в свете культа успешности в нашем родном мире, где индустрия развлечений цветёт, и все гаджеты для быстрого получения дофоминового прихода совершенствуются с каждым годом, но всё реже мы слышим о полётах в космос, например - как не провести невольную аналогию? И я-то со своего холма отлично вижу и рост духовности, и появляюшиеся возможности учиться и работать, каких небыло ещё 30 лет назад, и признание проблем, о которых ещё пару десятилетий назад пискнуть боялись, так что нам, всё же, повезло больше чем Юр-Тогосу. Да и сколько мы с друзьями вспоминали "Гуси-гуси, га-га-га!", когда расцветала Ювенталка, и вводили ИНН, но до индексов мы пока не дошли, и, может, всё же чаша сия нас минует? И всё равно, если в начале 90-х книга была полной утопией, то почти 30 лет спустя внезапный холодок всё-таки заползает за ворот, когда читаешь.
Подростком я читала историю про ЗОНГ как часть приключения, как историю надломоенной дружбы, историю трусости маленького Корнелия. А сейчас я ещё и представляла себе мир, как оспинами покрытый ЗОНГАМИ - не случившимися точками роста государства, общества, научного прогресса. Страшно.Перечитывая книгу, с весёлым удивлением поняла, как близок мне стал отец Пётр, и как похожи, в общем-то, наши с ним стремления. Когда читала подростком, был он для меня просто симпатичным героем, другом Корнелия, на которого я смотрела более внимательно и заинтересованно. А тут вдруг он, со всей его философией, лёгкостью, верностью своему делу и своим идеалам, с веснушками и вздёрнутым носом, ощутился глубоко родственной, близкой душой.
Потому читать окончание его истории было, конечно, больно...
Но да, "Оставьте скорбь, он исполнил свою меру...".
Мне кажется, в нашем мире очень не хватает Храма Девяти Щитов... Хотя... стоп. Кажется, в той или иной форме мне доводилось встречать его аналоги, и даже создавать что-то похожее самой.
То есть не спроста мне в юности попалась эта книга - и весь цикл В глубине Великого кристалла - и не прошли эти истории бесследно.
Двадцать с небольшим лет спустя я могу сказать, что они идеально вписались в мою жизнь и, пожалуй, во многом её определили. И пожалеть об этом мне ещё ни разу не довелось.Буду перечитывать цикл дальше! Начала со второй книги, потому что первую вдруг прямо сейчас не захотелось, ещё успею к ней вернуться. Но дальше, наверное, попробую пойти по-порядку.
Стольких старых друзей ещё нужно встретить.872,6K
Аноним4 августа 2023 г."Эти мальчишки отправят меня на тот свет значительно раньше, чем я закончу предисловие к нашему сборнику статей о предпосылках общей теории Перехода…"
Читать далееЯ бы очень сильно поспорила, что эту книгу можно отнести к детской фантастике... Для подростков - это более убедительно. А вот для взрослых, которые хоть изредка задумываются о годах, оставшихся за спиной и своих поступках в эти годы, - в самый раз...
Простите за длинную цитату, но она важна именно целиком:
«Г-ну Корнелию Гласу из Руты… № 43-тр… С прискорбием извещаем Вас, что в связи с нарушением общественного порядка (неправильный переход улицы 12 марта с. г.) Вы были внесены в штрафной список по графе 1/1 000 000 и 8 августа с. г. Машина юридической службы „ЮМ-3“ при розыгрыше номеров данного списка указала Ваш индекс УМФ-Х 111344…»
Господи, что за чушь!
Такого не бывает…
Но ведь написано!
Слабея, он прислонился к бетонному столбу калитки.
Да нет, ерунда… Здесь что-то не то. Путаница чья-то…
Листок трепыхался в пальцах, как от ветра. В казенных бумагах не бывает ошибок… Но почему это именно с ним?! С какой стати?!
«…На основании данного выбора Машины, Вы являетесь виновным в совершенном нарушении и подлежите смертной казни, производимой в административном порядке…»Итак, Корнелиус, неудачливый семьянин, но процветающий рекламщик, неплохой человек без завышенных моральных требований, оказывается приговорённым к смертной казни за ... переход улицы в неположенном месте. (Тут у меня сразу выплыла реальность из книги Дмитрий Данилов - Саша, привет! : строгость наказания за незначительые проступки зашкаливают в обеих реальностях.) Дело в том, что правосудие этого мира, который сам - вне времени и пространства - определяется машинной логикой: составляется список преступников, и единственное наказание - смертную казнь - как лотерейный номерок разыгрывает компьютер. Разница лишь в том, какой шанс вероятности: от 50/50 до одного из миллиона, в зависимости от тяжести преступления. А приговор всегда одинаковый...
Перебрав, словно блёклые поддельные жемчужины, события своей жизни, Корнелиус законопослушно топает в тюрьму, где, собственно, его и должны казнить. Но - оказывается у исполнителя бывает выходной, да и у доктора, который должен подписать заключение, а сегодня как раз суббота, а приятный в общении офицер уланов по имени Альбин, не видевший ещё на своей службе никого, кто получил бы приговор по шансу из миллиона, старательно аннулирует его индекс ( а без этого индекса никуда - это и паспорт и банковская карта,
и чёрта в ступе одновременно). И оказывается заключённый Корнелиус до понедельника неучтённым по всем статьям, без "порта приписки", надежды и хоть какого-то занятия, кроме мыслей о близкой смерти. Тот же сердобольный Альбин предлагает ему с ним посидеть, выпить, да так хорошо у них это выходит (хоть и бубнит каждый о своём, не слушая второго), что утром он предлагает невезучему заключённому побыть воспитателем 12 детишек, которые живут тут же при тюрьме - навроде такого приюта для детей без индекса, по-простому безынд. Здесь и начинается приключение, воспоминания о своём детстве, магия и многочисленные удары, непохожие на обычную слезодавилку, прямо по сердцу читателя...Я совсем не буду касаться развития сюжета, просто поверьте, что он там есть...Где-то на краю сознания (но очень даже допускаю, что только у меня) проскальзывало, что есть некоторая схожесть с Юрий Олеша - Три толстяка . Но ещё есть вся необходимая атрибутика научной фантастики: уланы на моноколёсах, считывающие устройства, теория параллельных миров:
Это… есть ученые, которые считают, будто вся Вселенная — громадный кристалл. Очень сложный. В нем бесконечное число граней…И из-за глупого стечения обстоятельств оставшись без намеченной смерти, Корнелиус вдруг понимает, что у него появилась цель в жизни, сколько бы её ни осталось: увести детей из этого мира, где всё решает машинное правосудие, увести туда, где они смогут увидеть луга, о которых мечтали, по вечерам слушая сказку:
Гуси-гуси, га-га-га,
Унесите на Луга,
Там мальчишку ждут давно,
В доме светится окно…Всё будет: риск, столкновения, удачи и провалы... В аудиокниге в исполнении Игоря Князева - изумительное музыкальное сопровождение, которое делает прозрачный и хрустальный мир неуверенного равновесия сюжета ещё более тонким и хрупким. Если не ошибаюсь, там присутствует даже компиляция лёгкой, почти детской мелодии с "Ameno" группы "Era", и лично на мне это подействовало так, что что вот после этого простого разговора человека с дружелюбным компьютером Капусом, я пошла усердно рыдать...
— Дружище Корнелий, не выключай меня, — вдруг тихо, с хрипотцой попросил Капус.
— Что?
— Не выключай, — повторил Капус. — Почему-то страшно. Раньше было ничего, а теперь боюсь: вдруг больше не включат. Это, наверно, как у человека, которого заставляют умереть.
— Ну… да что ты такое мелешь! — Корнелий неожиданно и тяжело смутился. — Это уж скорее будто спать ложишься.
— Человек спать ложится сам. И просыпается сам. А от меня ничего не зависит.
— Ладно. Я не выключу.Если предположить, что это всё-таки детская фантастика, всё должно кончиться хорошо, наши победили, ура-ура... Но не совсем...
«Так он встретил свой последний день жизни», — с неожиданной язвительностью подумал Корнелий.
А ведь я почти счастлив, — подумал Корнелий. — Потому что, ежели разобраться, что такое счастье? Это — жизнь без страха…83891
Аноним3 октября 2019 г.На редкость очень взрослый Крапивин.
Читать далееВ глубине Великого Кристалла - 2
Уверена, именно это произведение В.П. Крапивина у большинства вызывает легкий шок. Оно настолько нетипично. Очень взрослая антиутопия.
Жители города Реттерберг с рождения получают для излучения код, который улавливается и считывается специальным прибором. Наверное, история с излучением номера в годы написания книги и значительное время после издания, воспринималась читателями как чистая фантастика. Для сегодняшнего читателя это уже обозримое будущее. Не удивительно, если по прошествии лет книга будет выглядит, как вариация в жанре социального реализма.
Наличие нумерации хоть и играет значительную роль в этой истории, но начинается все с еще большего зла - особенностей пенитенциарной системы.
Она упрощена до предела, а на деле просто жесть.
Совершив любое уголовное нарушение, код человека становится участником лотереи. Вероятность выигрыша увеличивается от степени тяжести совершенного уголовного преступления или нарушения установленного порядка. А выигрыш... Тадам!!! - смертная казнь. Причем весьма гуманная., если исключить человеческий фактор. Но он не исключен. Отлично показан автором, как гуманный метод лишить человека жизни превращается в жуткую трагикомедию.
В один из обычных дней Корнелий Глас, очень непримечательный, среднестатистический офисный работник, получает приглашение на казнь. Просто потому что неправильно перешел улицу. Шанс один на миллион. Вот это счастливчик...
Система выверена идеально, но исполнителями являются все те же безалаберные люди.
Глас оказывается в ситуации - "казнить нельзя помиловать".
Мне вспомнился фильм "Терминал", где герой Тома Хэнкса вынужден жить в аэропорту. Корнелий же вынужден остаться в тюрьме, в режиме ожидания.
Здесь происходит встреча с Цезарем Лотом, мальчиком, у которого бесследно пропал индекс.В дальнейшем происходит полное внутреннее переформатирование главного героя. Из законопослушного гражданина, он превращается в активного революционера, стремиться к активному сопротивлению и уничтожению системы.
На мой взгляд задумка и реализация идеи шикарная. Во только очень уж мало место для разгона. Как то смазано показалось мне моментами, поспешно..
Я и привыкнуть не успела к Цезарю, оставшись равнодушной к его судьбе. И об остальных ребятах почти ничего не узнала.
Но финал оказался неожиданным.
Особенно шутка. Некоторых шутником действительно неплохо бы пару раз подряд казнить.8211,7K
Аноним25 ноября 2025 г.Прекрасная ностальгия
Читать далееОх, потянуло меня что-то на советскую культуру. Стругацкие в глаз попали. А в таком случае читать надо что-то из проверенного. Например Крапивина. И на удивление эта книга буквально пышет вайбами Стругацких! Мне кажется, я что-то такое то ли у них, то ли у Булычева читала. И оно прекрасное! Утопия, искусственный интеллект, люди потерявшие человечность против тех, кто ее не потерял. Что-то на идеальном, фантастическом.
Эта тот случай, когда детская, казалось бы книга, захватывает взрослого с ног до головы, не оставляет выбора, потрясает основы. Я не могла оторваться. Прервав чтение необходимостью жить жизнь, я только и ждала, предвкушала возвращение к нему. Это супер интересно, круто по всем фронтам. Сегодня так уже не пишут - старая школа.
Раньше я сожалела, что Крапивин в детстве прошел мимо меня, а сегодня порадовалась, что ещё есть литература, способная доставить такое удовольствие. Тем более, что это продолжение сюрреалистического цикла про мир Кристалла. Но совсем другая. Если первые части скорее про магический реализм и эстетику, то это - философические приключения.
Короче, я очень довольна. И только убедилась в том, что это авто-читаемый автор.81182
Аноним24 июня 2023 г.Он предал свое детство, но сумел снова стать Человеком
Читать далееПожалуй из всего прочитанного Крапивина эта вещь - самая потрясающая. А вначале она вообще у меня не шла, хотел бросить. Слишком было тяжело и страшно читать про человека, который вдруг получил по почте смертельный приговор. Я словно ощущал на своей шкуре всю безнадежность Корнелия, его обреченность. Страшнее всего, когда некуда бежать. А Корнелию бежать некуда и бессмысленно, ведь всемогущая Машина по индексу его хоть на Марсе обнаружит.
Книга написана в 1988, задолго до моего рождения. Но поразительно что уже тогда Крапивин знал, что скоро все мы будем зафиксированы, иметь свой номер, и никуда не рыпнемся. Впрочем это еще автор Апокалипсиса знал, если что...
Удивительно гармоничная вещь. Обычно я люблю когда герой начинает копаться в своем прошлом. А вот Корнелий, дожидаясь казни, вспоминает себя ребенком, затравленным, навсегда испуганным. И как был рад, когда на его место пришел новый страдалец. И как его потрясало и уязвляло, что этот новенький все терпит - а не ломается. И о возникшей дружбе. И о новом предательстве...
А потом события завертятся так, чо у него, взрослого обреченного мужика, вдруг появится шанс. Он станет защитником детей, маленьких безындов или бичей. Встретит друга детства и наконец окажется с ним на одной баррикаде.
Я пока не выяснил есть ли продолжение этой истории. Конечно очень хочется знать, жив ли Карнелий, как сложились судьбы героев. И что там, в Лугах. Ладно, пошел искать...77890
Аноним3 марта 2012 г.Читать далееНасколько сильно мне не понравилась первая часть «В глубине Великого Кристалла», настолько же сильно я была поражена повестью с таким детским названием «Гуси, гуси, га-га-га…» Первую половину книги я вообще не могла соотнести эту жёсткую социальную фантастику с Владиславом Крапивиным, который написал таких знакомых и уютных «Оруженосца Кашку» или «Мальчика со шпагой». И только потом, когда появляются уже ставшие традиционными образы воспитателя-наставника-поводыря и мальчика-не-такого-как-все, я всё-таки примирилась, что это Владислав Петрович, а не какой-то талантливый светоч, маскирующийся под его именем.
Что же у нас есть в той части, от которой я заходилась в восторге? Если кто-то не в курсе про вселенную Великого Кристалла, то кратенько: существует огромное количество похожих друг на друга миров, отличающихся незначительными деталями, которые расположены на гранях кристалла и частенько соприкасаются друг с другом, так что возможны переходы из одного мира в другой. А когда перешёл — тут уж всё просто, язык такой же или почти такой же, люди похожи, а вот за время эволюции сам мир из-за каких-то мелких (или не таких уж и мелких) условий стал уникальным. В таком уникальном мире живёт Корнелий Глас, и от этого мира невольно бросает в дрожь, хоть и говорится о нём не так уж много. В нём всё подчиняется какой-то неведомой Машине, не одной, а многим, но так как Владислав Петрович любезно изобрёл в этом романе Интернет, то мозг у этой Машины явно один. Кстати, помимо Интернета есть ещё одна практически киберпанковская деталь: вживляемые младенцам чипы с биокодом, на котором основана вся дальнейшая жизнь человека.
Так вот, в этом мире очень интересная система правопорядка. За каждое нарушение твой биокод вносится в «расстрельный список» (там, конечно, не расстрел, а другие способы умерщвления, но так называть удобнее). Если нарушение серьёзное, то тебя вносят, например, в список «пять к одному». Это значит, что у тебя один шанс из пяти, что тебя расстреляют. Если нарушение мелкое, вроде «перешёл дорогу в неположенном месте» (что и случилось с нашим главным героем), то список будет «миллион к одному». И смех, и грех, вроде как припугнули, но ясен пень, что бояться миллионного шанса никто не будет. Да и преступников целый миллион не наберут, большая часть этого списка — «пустышки», значит, никого не «расстреляют».
И вот жил наш главный герой своей скучной обывательской жизнью, сытно кушал, тоскливо работал, уныло смотрел однообразные сериалы и по-иному утопал в рутине, а потом получил письмо, что ему-то этот один шанс на миллион и выпал. И Машина неумолима. Иди, сдавайся, бежать бесполезно, потому что твой код уже в базе смертников, поймают на первом же углу. Пронзительное начало: рефлексия, думы идущего на смерть, муки ожидания, воспоминания, тоска по бесполезно прожжённой жизни… Дальше-то будет экшен: ошибки, косяки, побеги, магия, странные детишки. Где-то со второй половины начнётся разумное-доброе-вечное подростковое, которое, конечно, тоже хорошо, но по сравнению с этим необычным началом немного блекнет.
Очень понравилось. Ещё один плюс к моему устоявшемуся мнению о том, что стоит дочитывать до, что тебе первоначально не понравилось: уж так я от продолжения саги открещивалась, а всё же взялась и не пожалела. Думаю, что буду читать про Великий Кристалл и дальше, хотя точно знаю, что Крапивин для меня как тот самый рандом от Машины: не угадаешь, будешь ли от этой книги без ума или останешься разочарованным.
711K
Аноним24 мая 2020 г.Гуси-гуси, га-га-га, унесите на Луга... (с)
Читать далееИнтересный получился у Владислава Крапивина сплав: антиутопии с детской литературой. Как пирог с начинкой: снаружи антиутопия, а начинка все-таки детская. И, честно признаться, "начинка" мне меньше пришлась по вкусу. Очень понравилось начало: и мир, в котором живет главный герой, и его детские воспоминания, и дни, проведенные им в тюрьме, а вот от последней части впечатление вышло смазанным. И за это, как бы я ни любила Крапивина, оценку все же снижу.
Корнелий Глас живет в мире стабильности. Нововведения, свободомыслие, научные открытия - все давно "заморожено", т.к. стабильность - основа счастья. Работать работу, выплачивать взносы за дом да смотреть зомбоящик по вечерам, попивая коктейли, которые подает тебе услужливый автоматизированный бар, и ни о чем не задумываться, быть как все - что еще нужно для счастья?
Всем в этом мире заправляет некий электронный мозг - Машина. А чтобы она могла это делать без помех, существует всеобщая индексикация. Каждый человек при рождении получает личный индекс, вживляемый в тело, и к индексу этому привязано все: личный счет, информация о здоровье, образовании, работе, семье, совершенных правонарушениях. Любой человек как на ладони, тотальный контроль для всеобщего блага. Нет индекса - нет человека.
За каждое нарушение закона предусмотрено только одно наказание - индекс человека будет внесен в список, по которому Машина затем проведет "розыгрыш". Приз в котором - смертная казнь. Чем серьезнее нарушение, тем выше шанс, что выберут именно тебя. За мелкое же - например, перейти, дорогу в неположенном месте - шанс один из миллиона.
И вот по такому-то "миллионному" шансу и оказался приговорен Корнелий Глас, победитель по жизни. Еще сегодня днем он был обычным гражданином, работал, имел семью и предвкушал тот самый вечер в уютном кресле с сериальчиком. Но узнал, что Машина выбрала именно его - нелепая случайность! - и завтра ему надлежит явиться на казнь.
Нельзя же так, будто овечка на веревочке.говорит ему потом один из героев. Но в тот момент Корнелий и не думает уклоняться. Знает: бесполезно, все равно найдут. Да и с детства выработанная привычка к послушанию дает о себе знать...
Но даже в таком, управляемом Машиной, государстве в дело вмешивается безалаберный человеческий фактор, из-за которого казнь откладывается на неопределенное время, Корнелий оказывается в довольно странном положении и у него появляется время: испытать весь возможный ужас и страх перед неизбежным, переходящий в апатию и тоску, подумать о своей жизни - прямо скажем, ничем не примечательной - и вспомнить собственное детство, когда был у него лучший и единственный друг, которого он, кажется, все-таки предал... А еще узнать, что тут же, рядом, живут "безынды" - дети без индексов, которым никогда не стать "нормальными" гражданами, но и из-под надзора выпустить нельзя, вот и держат их тут же: то ли спецшкола, то ли тюрьма.
Корнелий и эти дети - почти товарищи по несчастью, и он, и они - как бы вне закона, и это заставляет его испытать к ним сочувствие. Раньше он и думать не думал о таких вещах, жизнь его была спокойная и стабильная, детьми он никогда особо не интересовался. А тут вот свела судьба. И произошел поворотный момент, заставивший Корнелия впервые в жизни совершить Поступок. И... нельзя сказать, что я так уж поверила в это преобразование Корнелия. В то, что он стыдился того, что сделал в детстве - верю. В то, что боялся за свою шкуру - тоже. Что сочувствовал детям, оказавшимся без всякой вины в такой ситуации - да, вполне. А вот в то, что он вдруг стал таким бесстрашным героем, ринувшимся спасать и защищать - как-то слабо.
И вот с этого момента я как-то неуловимо начала терять интерес. Чем насыщеннее событиями становились страницы - тем меньше книга цепляла. Погони, Храм, стрельба, таверна, поезд - все это придало книге некую динамичность, сделало ее как бы "развлекательнее" - и смазало впечатление. И концовка тоже оставила некую неудовлетворенность: перед нами рассчитали план и кратко, с чужих слов, расписали последствия. А вот что было во время - вроде как сами догадайтесь. Но хотелось бы "присутствовать" :)
Рассказы об устройстве Кристалла - это прекрасно, в первой книге идея была не очень понятна, здесь же нам ее раскрыли подробнее и даже в нескольких вариациях. Монетка "десять колосков" - старая знакомая, ждала ее. Отважные и сильные духом мальчишки с необычными способностями - они тоже интересны, мы подобных и в первой части встречали. Диалог с компьютером, опять же, порадовал. Да вообще многое порадовало. А все вместе... Быть может, дело еще и в том, что я заранее была уверена, что эта книга мне очень понравится, предвкушала ее (в том числе потому, что мне и первая часть понравилась, а говорили, что эта - намного лучше). Но чрезмерная уверенность иногда играет плохую шутку. Книга понравилась, но не "очень-очень", а просто.
И есть у меня такое подозрение, что "реалистичные" книжки автора мне больше по душе, чем фантастические. Но цикл я все же буду читать дальше, заодно и проверю.
621,1K