Нон-фикшн (хочу прочитать)
Anastasia246
- 5 135 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
...вид скептицизма, защищаемый и обосновываемый П. Куртцом – исследовательский скептицизм. Он существенно отличается от [других] видов [скептицизма], более того, скептически настроен к ним и выступает в роли их последовательного критика. Его движущей силой является не сомнение, а исследование. П. Куртц называет его новым скептицизмом, или неоскептицизмом, хотя он возник в современном мире как одна из прикладных форм прагматизма. П. Куртц выделяет такие черты этого метода мышления, как позитивность и конструктивность. Скептицизм должен быть именно методом, программой исследования, а не абстрактной философией или субъективным психическим состоянием; исследовательский скептицизм является контекстуальным, т. е. включенным и используемым там и тогда, где и когда это необходимо для познания, а не догматично заявляющим о себе всегда и везде (что может превратить скептика в нигилиста и циника, проваливающегося в бездны пессимизма или бредущего в пустыню отчаяния). Методологический скептицизм включает современные научные методы исследования, рассматривает себя как часть процесса познания, а не как что-то самостоятельное, т. е. он – своего рода стартовая позиция для процесса исследования реальных проблем, поэтому он встроен в общий ход познания и практического применения полученных в исследовании результатов. Иначе говоря, исследовательский скептицизм практичен и оптимистичен в силу оптимизма научного разума. Наконец, этот современный скептицизм универсален в той мере, в какой универсальны и общеприняты научные методы познания. На практике нет таких областей человеческой деятельности, куда запрещён вход научно-скептическому исследовательскому мышлению. Единственными ограничителями здесь являются нормы морали и права, принятые в данном обществе.

Если отвергается возможность познания, то такой тотальный скептицизм может быть обозначен словом «догматизм», поскольку всё знание начинает ограничиваться одним догматическим утверждением о невозможности познания. Так скептическое мировоззрение вырождается в догматическое, т. е. в такое, против какого оно само же и борется.

Выдающийся мыслитель XX в. Э. Фромм рассматривает скептицизм как субъективное психическое состояние. Обсуждая конструктивную и оборотную стороны скептицизма, он говорит о необходимости понимать сомнение в двух аспектах: «сомнение в чём-то – будь то какое-либо предположение, та или иная идея или какой-нибудь человек, и сомнение как установка, пропитывающая насквозь человеческую личность, так что собственно объект сомнения имеет лишь второстепенное значение». Согласно Э. Фромму, для более детального понимания этого феномена следует провести различие между рациональным и иррациональным сомнением.
Иррациональное сомнение – это «такое сомнение, которым эмоционально и интеллектуально окрашена вся жизнь человека. Для него ни в одной области деятельности не существует ничего, обладающего свойством достоверности». Иррациональное сомнение может принимать следующие формы: 1) активное сомнение (всё и везде подвергается сомнению, ни в чём нет уверенности); 2) индифферентность (безразличие) и релятивизм (всё возможно, нет ничего определённого). Крайняя форма иррационального сомнения – невротически обусловленное сомнение, когда человек принуждён сомневаться во всём, что бы он ни думал или ни делал.
«Рациональное сомнение, – продолжает Э. Фромм, – относится к тем требованиям, положениям и нормам, признание которых зависит от веры в авторитет, а не вытекает из собственного опыта». Этот тип сомнения, считает автор, играет важную роль в становлении личности, поскольку способствует процессу взросления ребёнка и развитию у него критического мышления. В исторической ретроспективе такое сомнение было связано с освобождением от авторитета церкви и государства, и как следствие, «стало одной из главных движущих сил современного мышления и наиболее плодотворным импульсом для развития современной философии и науки».