
Ваша оценкаЦитаты
Anapril25 июля 2024 г.Читать далее...вид скептицизма, защищаемый и обосновываемый П. Куртцом – исследовательский скептицизм. Он существенно отличается от [других] видов [скептицизма], более того, скептически настроен к ним и выступает в роли их последовательного критика. Его движущей силой является не сомнение, а исследование. П. Куртц называет его новым скептицизмом, или неоскептицизмом, хотя он возник в современном мире как одна из прикладных форм прагматизма. П. Куртц выделяет такие черты этого метода мышления, как позитивность и конструктивность. Скептицизм должен быть именно методом, программой исследования, а не абстрактной философией или субъективным психическим состоянием; исследовательский скептицизм является контекстуальным, т. е. включенным и используемым там и тогда, где и когда это необходимо для познания, а не догматично заявляющим о себе всегда и везде (что может превратить скептика в нигилиста и циника, проваливающегося в бездны пессимизма или бредущего в пустыню отчаяния). Методологический скептицизм включает современные научные методы исследования, рассматривает себя как часть процесса познания, а не как что-то самостоятельное, т. е. он – своего рода стартовая позиция для процесса исследования реальных проблем, поэтому он встроен в общий ход познания и практического применения полученных в исследовании результатов. Иначе говоря, исследовательский скептицизм практичен и оптимистичен в силу оптимизма научного разума. Наконец, этот современный скептицизм универсален в той мере, в какой универсальны и общеприняты научные методы познания. На практике нет таких областей человеческой деятельности, куда запрещён вход научно-скептическому исследовательскому мышлению. Единственными ограничителями здесь являются нормы морали и права, принятые в данном обществе.
336
Anapril25 июля 2024 г.Если отвергается возможность познания, то такой тотальный скептицизм может быть обозначен словом «догматизм», поскольку всё знание начинает ограничиваться одним догматическим утверждением о невозможности познания. Так скептическое мировоззрение вырождается в догматическое, т. е. в такое, против какого оно само же и борется.
328
Anapril24 июля 2024 г.Читать далееВыдающийся мыслитель XX в. Э. Фромм рассматривает скептицизм как субъективное психическое состояние. Обсуждая конструктивную и оборотную стороны скептицизма, он говорит о необходимости понимать сомнение в двух аспектах: «сомнение в чём-то – будь то какое-либо предположение, та или иная идея или какой-нибудь человек, и сомнение как установка, пропитывающая насквозь человеческую личность, так что собственно объект сомнения имеет лишь второстепенное значение». Согласно Э. Фромму, для более детального понимания этого феномена следует провести различие между рациональным и иррациональным сомнением.
Иррациональное сомнение – это «такое сомнение, которым эмоционально и интеллектуально окрашена вся жизнь человека. Для него ни в одной области деятельности не существует ничего, обладающего свойством достоверности». Иррациональное сомнение может принимать следующие формы: 1) активное сомнение (всё и везде подвергается сомнению, ни в чём нет уверенности); 2) индифферентность (безразличие) и релятивизм (всё возможно, нет ничего определённого). Крайняя форма иррационального сомнения – невротически обусловленное сомнение, когда человек принуждён сомневаться во всём, что бы он ни думал или ни делал.
«Рациональное сомнение, – продолжает Э. Фромм, – относится к тем требованиям, положениям и нормам, признание которых зависит от веры в авторитет, а не вытекает из собственного опыта». Этот тип сомнения, считает автор, играет важную роль в становлении личности, поскольку способствует процессу взросления ребёнка и развитию у него критического мышления. В исторической ретроспективе такое сомнение было связано с освобождением от авторитета церкви и государства, и как следствие, «стало одной из главных движущих сил современного мышления и наиболее плодотворным импульсом для развития современной философии и науки».
335
Anapril24 июля 2024 г.Человек [скептик] ... способен к диалогу настолько, насколько он в состоянии быть скептиком в отношении себя.
337
Anapril24 июля 2024 г.«Сильная» версия [современного скептицизма] представлена различными вариантами западной «постаналитической» философии, включая бихевиоризм, прагматизм, холизм, конвенциализм и др. Общим для них является жёсткая критика представлений о философии как способе «добывания» объективной истины. Ярким выражением этой точки зрения является книга Р. Рорти «Философия и Зеркало Природы».
328
Anapril24 июля 2024 г.Читать далееИзвестный русский философ и просветитель Э. Л. Радлов различает древний и новый скептицизм. Сравнивая их, он показывает, что древний скептицизм имел практический характер, новый – теоретический. «В сущности, – считает Э. Л. Радлов, – следует различать лишь два вида скептицизма: абсолютный и относительный; первый есть отрицание возможности всякого познания, второй – отрицание философского познания. Абсолютный скепсис исчез вместе с древней философией, относительный же развит в новых, весьма разнообразных формах.
329
Anapril24 июля 2024 г.Различение скепсиса, как настроения, от скептицизма как законченного философского направления, имеет несомненную силу, но это различение не всегда легко провести.
325
Anapril24 июля 2024 г.Как психологический комплекс скептицизм соседствует с такими человеческими качествами как недоверчивость, подозрительность, цинизм, страх, открытость, любознательность, активность как желание опровергнуть или получить исчерпывающие доказательства и вместе с тем пассивность, как нежелание быть убеждённым и в этом смысле принуждённым считаться с истиной...
323
Anapril24 июля 2024 г.Скептицизм – это явление культуры, древняя традиция в философии, это и метод научного исследования; он проявляет себя и как свобода, и как догматизм, и как стремление к истине, и как желание отгородиться от всякого знания, и как неверие, и как форма экзистенциального отчаяния...
...Скептицизм как явление многогранен. Понимаемый и принимаемый разнообразно, он не имеет ни жёсткой классификации, ни чёткого общепринятого определения.
340