
Ваша оценкаЖанры
Рейтинг LiveLib
- 527%
- 451%
- 316%
- 25%
- 10%
Ваша оценкаРецензии
Аноним25 ноября 2020 г.Бог трамваев и его жертвы
Читать далееХороший рассказ, сочный и колоритный, но, боюсь, сейчас на Западе он попадет, или уже попал, в список запрещенной литературы по причине расширения рамок толерантности. Так сейчас называется модное психическое заболевание, охватывающее массы, и чем-то напоминающее пляску Святого Витта.
А всё потому, что главный герой рассказа "черномазый" (то термин автора), недавно попавший в Лондон, и оказавшийся в распоряжении механика, обслуживавшего батарею из трёх динамо-машин, приводивших в движение лондонские трамваи. Этого темнокожего парня звали Азума-зи, он был очень ленив, но смирен и покладист, безропотно принимая побои механика Хэлройда. А Хэлройд всегда давал свободу рукам, когда выпьет, а выпивал он почти ежедневно, но Азума-зи воспринимал побои как должное.
Хэлройд частенько задумывался, что же творится в этой "черной" голове, и сам проложил путь к собственной гибели, когда стал презентовать Азума-Зи динамо-машину в качестве всемогущего бога. Приём сработал - дикарь уверовал! Правда, он выделил из трех машин самую большую и мощную, она и стала его господином. Очень скоро тайком он поклялся ей в верности и признал себя её рабом. Когда Хэлройда не было рядом Азума-Зи молился своему могучему вечно чем-то недовольному богу. Но однажды механик застукал его за этим занятием, и стал препятствовать "общению" бога с его апологетом.
Этим своим поведением Хэлройд подписал себе смертный приговор, потому что люди создают себе богов. Азума-Зи создал своего бога, и его бог не мог питаться святым духом, ибо это был нормальный языческий бог, как в родной деревне, которая осталась за тысячи километров от Лондона, а нормальный бог питается мясом и кровью жертв. Чтобы бог не сердился и благоволил к своему почитателю, ему нужно принести жертву, это и дикарю понятно - бедный Хэлройд...
Уэллс ставит перед собой и своими читателями вопрос: а что происходит, когда встречаются прогресс и дикарство, кто оказывается сильнее: прогресс облагораживает дикаря, или, наоборот, дикарь находит в прогрессе то, что соответствует его дикарскому мировосприятию? Судя по истории с Хэлройдом и Азума-Зи, скорее, второе, но не сам ли механик в этом виноват, ведь он не видел в чернокожем человека, не просвещал его, а подыгрывал темным началам, которые разыгрались с особой силой в голове у одинокого и забитого человека, оказавшегося в чуждом и непонятном мире, вот он и нашел для себя приемлемое объяснение окружающего.
145733
Аноним22 августа 2019 г.Читать далееЗамечательный фантаст Герберт Уэллс писал не только фантастику. На сей раз мы имеем дело с прозой. Рассказ «Бог Динамо» написан именно в духе реализма. Уэллс был против суеверий, идолопоклонства и прочего и как остальные в его время приписывали это всем выходцам из Африки и Азии. В конце 19 века это было в порядке вещей.
Главный герой рассказа выходец с Востока Азума-Зи. Вот как описывает его автор «Этнография казалась бессильной для определения расовой принадлежности Азума-зи. Пожалуй, он больше всего приближался к негроидам, хотя волосы его были скорее волнистыми, чем курчавыми, а переносица вполне заметна. Да и кожа была, пожалуй, коричневой, а не черной, и белки глаз отливали желтизной. Широкие скулы и узкий подбородок придавали его лицу какое-то выражение вероломства. Голова, широкая сзади, переходила в низкий узкий лоб, словно его мозг был повернут в обратную сторону по сравнению с мозгом европейца.»
Азума-Зи работает помощником Джеймса Холройда главного механика, обслуживавшего в Кемберуэлле три динамо-машины. «Этот рыжий тупой битюг с кривыми зубами был опытным электриком, но горьким пьяницей. Он сомневался в существовании Верховного божества, но верил в цикл Карно, читывал Шекспира и считал, что тот слабо разбирается в химии.»
Со временем Азума-Зи начинает представлять, что самое большое динамо — это Бог. «В нем больше величия и спокойствия, чем во всех статуях Будды, которые он видел в Рангуне, — те боги неподвижны, а машина живет.» И конечно божество, всегда требует приношений. У Азума-Зи появилась «идея принести Холройда в жертву фетишу Динамо…»
Думаю, что Герберт Уэллс лишь хотел продемонстрировать к каким страшным последствием может привести невежество. Прекрасный рассказ включающий в себя элементы хоррора и заставляющий задуматься. Ведь и сегодня все мы становимся «идолопоклонниками» новых технологий. И остается надеется, что «Новые Боги» не смогут похвастаться ни мучениками, ни человеческими жертвоприношениями.
Рекомендую к прочтению всем.
98862
Цитаты
Аноним23 апреля 2019 г.Так бесславно закончилось поклонение Божеству Динамо - вероятно, самое недолговечное из всех людских верований. Но даже это божество могло похвастаться одним мучеником и одним человеческим жертвоприношением.
485
Подборки с этой книгой
Все подборкиДругие издания



























