
Ваша оценкаРецензии
Аноним14 сентября 2019 г."...человек, безусловно, должен уметь отличать хорошее от плохого и выбирать между добром и злом"
Читать далееЗабавно, но я всегда считала Урсулу Ле Гуин писательницей в жанре подросткового фэнтези. Это связано с тем, что самым известным и самым узнаваемым ее произведением является «Волшебник Земноморья» - интересный роман-фэнтези о приключениях волшебника Геда. Правда, проблема «Волшебника Земноморья» заключается в том, что написан он как сказка-легенда о могущественном волшебнике с присущими для таких историй чертами – быстрая динамика повествования, минимально необходимое раскрытие персонажей, множество эпичных событий и минимум объяснений и погружения в мир. Кто-то считает «Волшебника» наивным, кто-то скучным, для кого-то цикл «Земноморье» является символом беззаботного детства (жалею, что данный цикл не попался мне в детстве – я бы влюбилась в него на всю жизнь). Мне же в целом «Волшебник» понравился, но продолжать знакомство с творчеством Урсулы Ле Гуин желания не возникало – для меня в чтении фэнтези и фантастики важнее всего именно погружение в мир истории, мне важна мифология, история и подобное, и прочее, составляющее важнейшие части жизни героев. Может ли данный автор чем-то удивить в этом плане? Мне казалось, что нет. А потом я узнала о Хайнском цикле.
Хайнский цикл – это серия из нескольких романов, повестей и рассказов, объединенных между собой общим миром, общей вселенной, но мало связанных хронологически, так что порядок их чтения не имеет особого значения, читать практически с любого произведения. Что важно, написан он в жанре фантастики, что уже отделяет его от прочих произведений автора. События каждого из произведений цикла происходят на разных планетах, на каждой из которых автор рассматривает разные модели общественного устройства. В каждом из романов и рассказов есть «общие» для всего цикла моменты, определяющие его единство (Лига Миров, планета Хайн, в честь которой назван цикл, планета Земля, ансибль и т.д.), но в остальном произведения разделены местами действия, героями и невероятными временными промежутками между их сюжетами.
«Обделенные», первый роман Хайнского цикла, попавшийся мне в руки, повествует о двух планетах, две сотни лет назад отделившихся друг от друга. Первая, Уррас, богата ресурсами и комфортными климатическими условиями, жизнь на ней похожа на Рай, люди не испытывают вынужденных лишений и стихийных бедствий – люди на Уррасе могут позволить себе иметь предметы роскоши, могут покупать ненужные, но крайне дорогие вещи, общество делиться на бедных и богатых. Вторая планета, Аннарес, является полной противоположностью Урраса. Жизнь на Аннаресе трудна, ведь на планете (вернее, луне-спутнике) нет ни животных, ни обилия воды, ни комфортных условий – все, что добывают и изготавливают жители Аннареса, достается им большим трудом, ради малых достижений они вынуждены работать сплоченно, каждый обязан выполнять любую посильную для него работу. В обществе Аннареса нет богатых и бедных, нет нищих, нет власти, нет собственности – на Аннаресе равенство превыше всего.
Две планеты имеют общую историю, но абсолютно противоположны друг другу – две сотни лет назад революционеры с Урраса добились признания и отделились от непонимающих их соотечественников, построив новый мир с новым государственным устройством на Аннаресе. Если говорить языком терминологии, то государственным строем на Уррасе является государственный капитализм, а на Аннаресе анархо-коммунизм.В начале путешествия по миру романа может показаться, что «Обделенные» являются очередной историей о плохом и хорошем с четким разделением между добром и злом. На самом деле структуру романа мне хочется назвать изящной – в «Обделенных» чередуются главы «Аннарес» и «Уррас», поочередно рассказывая о жизни каждой из планет.
Главный герой, ученый-физик Шевек, вырос на Аннаресе и является патриотом своей планеты. Мы видим коммунистическое общество аннарасти изнутри, с точки зрения постоянно растущего и меняющегося персонажа – сначала детский сад и школа-интернат, куда родители добровольно отдают своих детей, после институт, многочисленные работы, как связанные с физикой, так и «неспециализированные», которыми занимается каждый житель Аннареса, а после семейная жизнь и даже революция. Мы погружаемся в жизнь общества Аннареса «с головой», мы понимаем как героя, так и большинство жителей планеты, мы начинаем сопереживать проблемам этого общества, мы радуемся маленьким победам, которых достигает Шевек и его революционный Синдикат.
Одной из побед Шевека становится посещение планеты-соседа. На самом деле это большой шаг в истории обеих планет – отделившийся Аннарес когда-то поставил условие, что никто из пришельцев не ступит на его поверхность. Это стало действовать и в обратную сторону, когда жители Урраса стали запрещать соплеменникам посещать другие планеты и покидать собственную. А Шевек взял да и улетел на Аннарес.
Аннарес, мир, сильно схожий с нашей Землей (нынешней, потому что в романе есть собственная «разрушенная» Земля), мы видим с точки зрения «чужака-инопланетянина». Что-то его удивляет, что-то кажется нелогичным, что-то восхищает – все-таки миры слишком отличаются друг от друга.Урсула Ле Гуин не показывает одно идеальное и одно ужасное общества. Нет, каждая из глав, посвященных мирам-планетам, рассказывает и о достоинствах, и о недостатках каждого из них. На Уррасе нет тех, кто занимается грязной работой за минимальную заработную плату? Людей по должностям сортирует компьютер? Посмотрите, как легко лишить неугодного человека любимого дела, как легко убрать с глаз долой неудобных и возмущающих спокойствие уррасти. На Аннаресе женщины являются «предметом роскоши», они не имеют права трудиться и работать? Посмотрите на девушек, которые довольны таким положением в обществе и имеют в чем-то власти гораздо больше, чем мужчины.
Но не только модели общественного устройства исследует в своем романе Урсула Ле Гуин. Важным вопросом «Обделенных» является вопрос свободы личности и свободы человека. На Аннаресе, на первый взгляд свободном и равноправном, свобода сильно ограничена. Неугодных обществу заставляют молчать, изгоняют все дальше и дальше от цивилизации, подвергают гонениям и травле (правда, в «мягком» варианте – на Аннаресе с трудом понимают термин «насилие»). Иронично, что именно планета, на которой свобода и равенство, настолько сильно ограничена свобода отдельно взятого человека, если он не попадает в рамки общества. Уррас же, с четким классовым делением на богатых и бедных, по большей части просто не обращает внимания на возмутителей спокойствия.
А ведь помимо Урраса и Аннареса в Лиге Миров состоят множество других планет. Например, кратковременно в «Обделенных» появляются прогрессивные миротворцы с планеты Хайн (а может не миротворцы, слишком мало нам дали о них информации). Или же земляне, живущие на практически разрушенной ныне планете, с ужасной экологией и невозможными условиями для жизни. И это только планеты, населенные обычными людьми. В следующих произведениях Хайнского цикла появляются и раса гермафродитов, и раса с ярко выраженными ментальными способностями, и неизвестно кто еще.
Хайнский цикл поражает своей яркостью и индивидуальностью даже несмотря на то, что ознакомилась я только с одним романом и нескольким рассказами из цикла. И одновременно Хайнский цикл интригует. Чем еще сможет удивить автор? На какие еще темы она готова порассуждать в своих произведениях?
761K
Аноним16 сентября 2020 г.В далёком созвездии Тау Кита...
Читать далееКнига, обозначенная как первая в Хейнском цикле (хотя сама Урсула считала несколько иначе). Ну, да ладно, будем разбираться по мере продвижения вперёд и вглубь.
В далёком созвездии Тау Кита
Всё стало для нас непонятно,
Сигнал посылаем: «Вы что это там?»
А нас посылают обратно.Итак, перед нами яркий образец социософской фантастики. Причём не сразу и поймёшь, чего в этом романе больше — социо- или -софии, а может и просто фантастики. На самом деле этот трёхкомпонентный литературный коктейль конечно же состоит из трёх равновеликих (по пропорциональности) вышеназванных ингредиентов.
Для раскрытия своего творческого замысла Урсула придумала совершенно необычную форму существования тау-китянского социума: материнская планета Уррас с высокоразвитым обществом производства и потребления (по типу нашего родного капитализма) и её сотоварищ по планетарной системе Анаррес, на котором во времена оные поселились беглецы-переселенцы с Урраса, придерживающиеся коммунистических анархических взглядов и убеждений и решившие на практике доказать своим собратьям (или со_врагам) жизнеспособность и прогрессивность своего образа жизни. Вот и вся фабула: с одной стороны — общество едва ли не благоденствия (которое террийцы-земляне считают едва ли райским), с другой — испытывающее (в силу особенностей своего планетарного мира) постоянные затруднения коммунарско-анархическое общество.
На Тау Ките живут в красоте,
Живут, между прочим, по-разному
Товарищи наши по разуму.Чтобы описания того и другого общества не были скучными и тягомотными, Урсула делает это, включая в сюжет главного героя физика-теоретика Шевека и прослеживая вместе с читателем все перипетии его жизненного пути. И конечно же, постепенно перед этим самым читателем вырисовываются все детали и подробности организации как общественной жизни на Анарресе (напомним, что государства как такового там нет), так и личной тоже. Причём получается, что одно неотделимо от другого, и что даже такие негосударственные институты, как сексуальное партнёрство (вариант брака) вынуждены всё-таки подчиняться суровой действительности, и вместо полной свободы (помним, что тут анархия) получается сплошная «осознанная необходимость». Мало того, постепенно открывается, что хотя официальной бюрократической машины здесь нет, однако всё равно в ходу и влияния на те или иные решения, и принуждения к тому или иному. Индивидуальная свобода становится, по-сути, фикцией. И даже в области научного творчества все эти моменты живут и царствуют.
А на материнской планете, казалось бы, всё должно быть иначе, ведь это общество полной личной свободы. Однако прилетевший туда Шевек постепенно обнаруживает, что все показные и декларируемые свободы на Уррасе являются точно такой же фикцией и показухой. И в конце-концов наш революционер вынужден отправиться назад, на свою неродную родину, на Анаррес. Увозя с собой…
На Тау Кита чегой-то не так,
Там таукитайская братия
Свихнулась по нашим понятиям.А вот тут открывается уже фантастическая составляющая книги, ибо Шевек занят ничем иным, как теоретическими выкладками относительно свойств Пространства-Времени; практическим результатом его открытий стало бы создание нуль-транспортировки (т. е. мгновенного переноса материальных тел) и ансибля (устройства для мгновенной связи) — всё то хозяйство, что послужило научно-материальной технологической основой для создания будущей Лиги всех миров. Правда в тексте романа мы мало что узнаём о том и другом, просто и нуль-Т и устройства мгновенной связи иногда мелькают в тексте романа в качестве понятий.
Чтобы не было простого схематического линейного развития сюжета, Урсула излагает предшествующие события и текущие актуальные поочерёдно, при этом мы то читаем главы о нахождении Шевека на Уррасе, то возвращаемся в его прошлое на Анарресе: таким образом одновременно и параллельно друг другу развиваются две сюжетные линии. Что, конечно же, придаёт ощущение интриги и тайны.
На мой нынешний взгляд и вкус этому роману чуть-чуть не хватает динамичности. Зато с лихвой насыпано той самой социо- и -софии. И потому любители экшенов могут чуть подзависнуть в местах с довольно многословными рассуждениями. Однако в конечном счёте овчинка выделки-таки стоит.
P.S. В тексте отзыва частично использован текст песни В. Высоцкого «В далёком созвездии Тау Кита».
54995
Аноним21 октября 2014 г.Читать далееПрекрасная книга, очень глубокая и весьма интересная с точки зрения анализа различных типов организации общества.
С одной стороны, перед нам общество Урраса, технологически превосходящее современный нам мир, но в социальном плане находящееся где-то на уровне развития человеческого общества начала конца 19-го - начала 20-го веков. Образование только для мужчин, женщина как объект и предмет торга, социальное и экономическое неравенство, угнетение бедных богатыми и так далее.
С другой стороны - Анаррес. Анархия с уклоном в коммунизм. Все равны в своим правах, все принимают равное участие в жизни общества. Женщины полностью освобождены от кабалы и власти мужчин, институт брака упразднен, собственности не существует, государства нет. По всем параметрам - для самих анаррести - это идеальное общество.
Но так ли это на самом деле? Глазами Шевека и его семьи мы видим, что оба мира так или иначе зависят от человеческой природы, которую не удалось победить ни одному экономическому или политическому строю.
Уррасти застряли в трясине социальных противоречий и не могут сделать ни шага вперед. Их общество находится в тупике этих противоречий, и разрешить их может только вооруженное восстание. Однако при этом уррасти свободны в своем индивидуальном выборе добра и зла, свободны от необходимости следовать за обществом. При всех очевидных минусах этого общества люди в нем по-настоящему свободны в духовном плане.
Анаррести же застряли в тупике нежелания видеть упадок общества. Декларируемая свобода воли и свободный выбор жизни в обществе скрывает подавление личной воли и индивидуальности. Разрушение института брака и свобода сексуального поведения скрывает невозможность поддержания личных связей. Никто не говорит об этом напрямую, но общество делает все, чтобы разлучить мать и ребенка, и как можно скорее включить ребенка в систему. Процветает травля инакомыслящих на уровне идеологии. Все свободны, но никто не может поступать так, как считает нужным.
Главный герой, Шевек, становится проводником между двумя мирами, попутно позволяя и представителям других миров взглянуть на миры анаррести и уррасти по-новому. Вслед за Шевеком мы идем по выженным землям Анарреса и видим, как прекрасная идея превратилась в скрытое подавление личности. Затем на Уррасе мы видим, как якобы несвободное общество свободно по-настоящему и каждый в нем может поступать, как ему велит его душа.
Замешательство Шевека, его попытки понять, так что же все-таки лучше для свободной личности, постоянно спотыкаются о его преданность учению Одо и Анарресу. До самого финала он не перестает верить в то, что еще можно изменить ситуацию. И читатель покидает этого героя в тот самый момомент, когда фактически решается его судьба.
Мне книга очень понравилась, теперь я хочу прочесть Хайнский цикл, прологом к которому и является этот роман. И еще я хочу отметить, как тонко Ле Гуин ухватила самую суть подавления личности в обществе, декларирующем братство, свободу воли и равенство. Конечно же, мне понравилось и описание решения проблемы с угнетением женщин - по мысли авторши, получается так, что ни включение в систему института брака, ни отказ от этой системы не делает счастливыми всех. Одонианцы, несмотря на то, что их правила жизни продумывала женщина, не смогли добиться полного раскрепощения женщин в обществе. По сути, получилось угнетение наоборот - если в традиционно-уррасском институте брака женщина ограничена семейной сферой, то в анарресском варианте женщина ограничена сферой общественной и теряет право на саму суть материнства.
Всем настоятельно рекомендую эту по-настоящему умную и качественную фантастику.
521K
Аноним23 сентября 2020 г.Читать далееПовесть показалась мне очень похожей на Час Быка - такое же "автор пишет о чужой планете, а на самом деле о нас с вами". И при этом совершенно ясно что нигде не лучше - оба варианта (благостный капитализм "с некоторыми перегибами" и сверкающая коммуно-анархия) равно прогнили. Потому, мне кажется, и финал открытый - выхода нет. Не завершать же роман сценой пробивания камнями, которая едва не состоялась в его начале.
А вот что мне категорически не понравилось - неявное, но очень ощутимое опасение, которое автор вкладывает в уста посла Терры: жители планеты Анаррес кажутся ей опасными фанатиками, насквозь пропитанными идеологией и в абсолютном большинстве не способными мыслить вне ее рамок. Уррасти как-то привычнее, они "просто люди". Отсюда очень подробные идеологические разглагольствования анаррести, и полное отсутствие таковых на Уррасе. Будто бы государственная идеология и пропаганда на последнем совершенно никак себя не проявляет.
В общем, чувства после прочтения смешанные - прекрасная история с так себе моральной начинкой.
481K
Аноним21 февраля 2024 г.Настоящий анархист
Читать далееДействие книги происходит попеременно на двух планетах-спутниках: Аннаресе и Юррасе. Юррас, с поправкой на наличие межпланетных кораблей, ничем не отличается от старушки Земли. Существуют разные государства с различным политическим устройством. В двух достаточно ясно угадываются США и поздний СССР, есть даже, как мне показалось, отсылочка на войну во Вьетнаме.
Планета Аннарес же - одна большая анархо-коммуна, основанная сто семьдесят лет назад переселенцами с Юрраса, и находящаяся в добровольной изоляции от всех остальных обитаемых миров (их тут сильно больше, чем два, но остальные упоминаются мельком). Жизнь на Аннаресе устроена практически по заветам Кропоткина и Бакунина, с федерализмом, горизонтальной иерархией, коллективным воспитанием детей, и, в теории, полной свободой личности.
В теории, на Аннаресе нет никаких институтов принуждения. Человек волен жить, где хочет, и переехать в любой момент. Обучаться любым навыкам, каким пожелает, выполнять любую работу, какую хочет и какой способен. Но с другой стороны, если коллеги или соседи не желают тебя терпеть, их тоже никто не может к этому принудить. Опять же, в теории, принципиальным индивидуалистам никто не мешает откочевать в сторонку и жить в одиночку. Но планета Аннарес - место суровое, выжить тут можно только в коллективе (или не выжить, засухи время от времени приводят к массовому голоду). Так что в отсутствие формальных институтов, тут на полную мощность действуют две могучие силы принуждения - общественное мнение и борьба за выживание.
Главный герой Шевек - гениальный физик-теоретик. Проблема в том, что его теории пространства-времени на Аннаресе, находящемся в добровольной изоляции и борющемся с засухами, даром никому не нужны. И хотя Шевек, воспитанный в духе ценностей анархо-синдикализма, старается применятся к общественной необходимости, постепенно конфликт личности и общества набирает опасную остроту.
Теории Шевека нужны на Юррасе, где им уже видят потенциальное практическое применение. Его готовы там принять, дать ему статус, место профессора в престижном Университете и местный аналог Нобелевской премии. Шевек готов на многое пойти ради возможности работать над своей теорией, но не готов допустить, чтобы его теория стала чьей-то частной собственностью. Да и он сам, по сути, становиться при таких условиях государственной собственностью. Для него равно важно и иметь возможность создать теорию, и дать ей жизнь, поделиться ею со всем множеством обитаемых миров, чтобы она была достоянием всех и не принадлежала никому.
В целом, книга не столько фантастика, сколько длинное рассуждение о подлинной свободе, ее цене и пути достижения. События развиваются мягко говоря нединамично. На последней трети я уже держалась из последних сил, и не бросила только потому, что конец был уже близок. Но разрешением конфликта и финалом я осталась полностью довольна.
33859
Аноним8 апреля 2020 г.Читать далееСвет — рука левая тьмы,
Тьма — рука правая света
(из другой книги Хейнского цикла)В оригинале книга называется "The Dispossessed. Перевод, который я читала, озаглавлен "Обездоленный", но можно перевести как "Обездоленные (Обделенные)". Немало доводов найдется в пользу последнего варианта.
Уррас и Анаррэс. Две планеты, каждая из которых Луна для второй. Два общества, традиционное и экспериментальное. Архисты и анархисты.
Понятие обездоленности применимо и к Уррасу, и к Анаррэсу. И у анархии, и у олигархии свои ущербности и пороки, автор о них не умалчивает.
Открытый финал мало того, что оставляет за кадром дальнейшую судьбу главного героя, но оставляет без ответа вопрос о дальнейших перспективах показанных читателю общественных устройств.
Смогут ли они взаимодействовать и как? Повторит ли Уррас со своими социальным расслоением, международной враждой и бездумным потреблением судьбу Земли ( которая там дошла до состояния малопригодной для жизни планеты) ? Закоснеет ли Анаррэс, превратившись в подобие позднего СССР с возвышенными цитатами на устах и презрением к ним же в мыслях и поступках?
Читателю ничего этого не расскажут, потому что автор добра и дарит надежду, а не отнимает ее.
Надежду, что идеи принадлежат всем, что взаимопомощь - базовое, а не наносное свойство человеческой природы, что все мы - одно, как левая и правая рука. Аммари на языке Анаррэса. Братья.
Перевод названия как "Обездоленный" тоже подходит. Это главный герой, Шевек, уроженец Анаррэса, характеризующий себя для уррасти ( чтобы доступно было их пониманию) нищим, ничего не имеющим, пришедшим с пустыми руками. Человек, обладающий огромной интеллектуальной ценностью и не желающий владеть ею эгоистично. Странник, не пришедшийся ко двору в родном мире. Диссидент, исповедующий те идеи, на которых основан его родной мир.Читатель вправе прищуриться скептически и задать главному герою несколько неприятных вопросов. С чего это он испытывает такое доверие к хейнитам? Известно ли ему, что такое патриотизм? И тому подобное. (звучать это будет, скорее всего, голосом старика Атро)
Если прислушаться к ответу (который есть вся история жизни Шевека на Анаррэсе и Уррасе), прозвучит напоминание, что наш собственный мир здесь и сейчас - тесный клубок взаимосвязей, небогатый на ресурсы, одна лодка на всех и грести вместе предпочтительнее, чем под себя.
Давайте представим, что это всё-таки возможно.
Несмотря на то, что теория, разработанная Шевеком, годится для создания не только мгновенного средства связи и оперативного сотрудничества, но и молниеносных боевых операций тоже.-----------------
PS Не знаю, мне так попадает в резонанс или у Ле Гуин особый дар писать зиму, но описание прогулки Шевека и Вэйи для меня как красивое художественное видео. Почти тот зимний фильм в "Солярисе" Тарковского.-------------------
25893
Аноним11 сентября 2020 г.Границы Утопии
Делать революцию значительно интересней, чем рассказывать или писать о ней.Читать далее
Можно верить и в отсутствие веры
Можно делать и в отсутствие дела
Нищие молятся, молятся на то
Что их нищета гарантирована
Здесь можно играть про себя на трубе
Но как не играй, всё играешь отбой
И если есть те, кто приходят к тебе
Найдутся и те, кто придёт за тобой
Так же скованные одной цепью
Связанные одной целью
Скованные одной цепью«Обделённые» это был вызов и если бы не игра, я бы рано или поздно забросил чтение. Потому что, немного переиначив слова хита 90-х, нельзя быть на свете занудной такой. Мое искреннее мнение, все те идеи ,что хотела осветить своим романом уважаемая Урсула Ле Гуин, легко бы уместились в небольшую повесть или рассказ. Чем все закончиться, мне стало ясно уже к концу второй главы и что удивительно все предсказания сбылись с 100% точностью, в том числе и то что, аккуратно сейчас будет супермегаспойлер, финал будет открытым, что на мой взгляд говорит о недостатке смелости автора и небольшом подлоге, случившимся из-за явных симпатий автора левой идее, но мы то все знаем, что на самом деле ждет доктора Шевека по прибытию домой.
Я могу заблуждаться, но у меня сложилось стойкое ощущение что Урсулу Ле Гуин больше занимала роль социального антрополога, чем рассказчицы историй. Парадоксально, но в чем то сюжет даже вредит полноценной передаче волнующих автора идей, потому как за избыточными диалогами и дублирующими друг-друга персонажами, совершенно теряется нить рассуждения о ключевой теме «Обделенных»
Номинально «Обделённые» посвящены рассказу, ведущемся от лица доктора Шевека, о сравнении политических систем двух планет, капиталистического Уарасса и анархо-коммунистического Анарреса ,заселенного потомками революционеров с Урасса. Также следует отметить, что повествование разворачивается одновременно в прошлом, этому посвящены главы рассказывающую историю жизни доктора Шевека на Анарресе, от самого рождения и до отлета на Уарасс, где разворачивается повествование уже в настоящем времени, подобная композиция по задумке автора должна как-бы отражать разрабатываемую Шевеком общую теорию времени.
Как уже было написано ранее, «Обделённые» это критический анализ капитализма и анархо-коммунизма. Если обратиться к устройству Урасса, то оно полностью отвечает понятию госкапитализма, притеснение женщин, а они как бы и не против, оценки в учебных заведениях, о ужас, тюрьмы, полиция, репрессии несогласных, полное сращение интересов бизнеса и государства, в общем все как по методичке советского политрука. Однако утопия Анарреса, напротив сразу же порождает множество вопросов и противоречий. Я достоверно не знаю, возможно зарубежный читатель может себе вообразить что-бы целая планета жила следуя идеям анархо-коммунизма, но мне кажется тут не надо быть специалистом по НЭП и советской коллективизации, что бы изначально не понять что эта система не работает. Зачем-то большую часть книги меня пытались убедить что прекрасно можно пользоваться механизмом который сломан изначально и все отказываются это замечать. Невероятно, но мне удалось предугадать все беды ,что ожидали впереди общество Анарреса. Бедность, чрезвычайно точно подтверждающая марксистский постулат, о том что коммунизм должен возникать эволюционным путем, проходя неизбежный этап накопления капитала, необходимого для построения социалистического общества, а в противном случае без достаточных ресурсов и грамотно выстроенной экономической политики, любой анархизм носит исключительно половинчатый характер, что довольно скоро выльется в неизбежную централизацию власти. Голод прямо проистекающей из отсутствия внятной экономической стратегии и нежелания сотрудничать с идеологическими врагами. Мне было крайне удивительно что на всей планете нет ни одного института занимающегося социальными науками ,способно спрогнозировать надвигающийся голод.Обратная ситуация с точными науками, совершенный нонсенс тратить при постоянном дефиците огромные ресурсы на содержания институтов занимающихся теоретической физикой, не приносящей коммунне никакой пользы, притом что вся планета исповедует принцип отсечения всего избыточного. Парадоксально, но в анархическом обществе при полном отсутствии экспертов в социальных дисциплинах, внезапно есть госплан и практика распределение кадров, способный с легкостью отправить гениального ученого отбывать свой трудовой долг в ртутную шахту.Одним словом не планета а чистая Утопия.
Пришло время поговорить о главном персонаже докторе Шевеке. В википедии указано что своим названием «Обделённые» частично отсылают к роману Достоевского «Бесы», но мне кажется гораздо больший референс это персона доктора Шевека напоминающая читателю о бессмертном произведении Федора Михайловича «Идиот» Я давно не встречал столь малахольного героя как Шевек. Нельзя сказать сколь велика сила женского взгляда на мужского персонажа, однако Шевек отличается просто феноменальной непоследовательностью, возможно так автор демонстрирует всю противоречивость и амбивалентность личности главного героя, но все равно кажется что он просто-напросто не знает чего хочет. Мне постоянно казалось что Шевек своим молчаливым снисхождением и отстраненностью, как бы осуждает жителей Урасса ,за их образ жизни.На мой взгляд Шевек это персонаж-функция, единственная цель которого дидактически показывать различия между политическими системами двух планет, а иначе я не могу объяснить по истине детское удивление 40 летнего мужчины перед проявлениями цинизма и эгоизма, который как бы это не было парадоксально, осознано или нет, возводится в романе в добродетель.
Самая сокровенная тайна «Обделённых», заключается в том что ,это не роман о противопоставлении двух полярных идеологий. «Обделённые» это роман об анархизме который заканчивается там где, начинается общество, устанавливающее границы дозволенного и задающее общий вектор развития, из чего следует довольно печальный вывод, что анархизм возможен только в рамках индивидуальной личности, что неизбежно ведет к отчужденности и изгойству.«Обделённые» это история о вечном противостоянии личности и толпы, в той или иной степени всегда стремящийся подавить индивида ради мифического или даже вполне осязаемого блага. В такие моменты «Обделённые», намеренно или нет, как никогда начинаю напоминать философию объективизма по Айн Рэнд.
К сожалению для меня «Обделённые» заканчиваются на самом интересном месте.Мне было до крайности интересно прочесть о развитии идей анархо-индивидуализма в синдикате единомышленников, в частности мне было бы хотелось узнать ,где бы проходила в их случае та тонкая грань разделяющая эгоизм и индивидуализм, во что бы в итоге вылилось их назревающий конфликт с официальной идеологией, но на эти вопросы читатель должен отвечать уже сам. Может это и к лучшему, так хотя бы останется надежда.
Небольшая надежда на счастливое завтра.20831
Аноним13 апреля 2012 г.Читать далееАнаррес, на котором нет ничего и Уррас, на котором есть всё. На деле же оказывается, что ни у тех, ни у других ничего нет. Да, На Анарресе нет вещей, но есть свобода. Но какая она? Но не такая уж она и доступная обычным людям эта свобода. На Уррасе есть вещи, но нет свободы. На поверку оказывается, что ни того, ни другого на Уррасе нет. А что же у них есть? Только они сами.
Не могу сказать, что читала книгу взахлеб. Она шла достаточно ровно и ни разу не появлялось желания бросить ее. Интересная книга, интересные мысли. И главное хороша их подача. Было дело я читала книгу где мысли которые приходили в мою голову лет пятнадцать назад, были написаны автором. Но написаны так, что всю дорогу мне хотелось закричать "Ну зачем? Зачем ты это делаешь? Зачем ты это написал? Это же очевидно!" Здесь же есть мысли которые когда-либо посещали мою голову, или бродили в одиночестве где-то на подкорке, или маячили чем-то смутным на горизонте. Но все они поданы в том ключе, что никак нельзя не согласиться.
Книга хорошая. Написана вне времени. Издана она в 74-ом, но мне кажется и сейчас она не теряет актуальности.17235
Аноним15 сентября 2014 г.Читать далееУбеждаюсь в который раз уже, что интереснее советов по книгам, которые дают интересные/приятные люди - их рассказы о сути книги. Они отражают все на свете кроме действительного содержания.
"Обделенных" я взялась читать по совету, от безысходности и еще потому, что Ле Гуин я самую малость доверяю. В прошлый раз меня пришибло, конечно, немного терминами с первого абзаца, зато здесь обошлось практически без вычурных механизмов и чуждых реалий. То есть реалии были, но носили вменяемые знакомые имена.Инопланетность выражалась иначе. В непривычке Шевека к обыденным для нас вещам на Уррасе, причем качественной такой непривычке - сколько раз читаешь и видишь земного такого автора с клавиатуркой и кружкой кофечая. Ле Гуин - здесь удачнее, в "Левой руке тьмы" по мне так слабее - удалось создать бэкграунд для главного героя, те самые 90% айсберга культуры, которые прячутся под водой. Возможно, здесь создать привычное для ГГ было легче, потому что оно касалось устройства жизни, политической и социальной структуры, а в Левой руке все же Ле Гуин рискнула копнуть глубже, перекроить гендерное, что по мне так сложнее сложить по-новому, если уже вырос на чем-то ином.
Особых откровений книга не принесла (кроме того, что в первых предложениях). Очень сильная сцена, как Шевек с друзьями в детстве пытался воспроизвести непостижимую систему тюремного наказания, какие первобытные штуки вылезли в детях, штуки, которые полтора века создания новой цивилизации, разумеется, искоренить не могли. Тем не менее я все же не в ужасе от устройства мира на Анарресе: во-первых, все пошло почти так, как предполагалось (уже многим новым режимам не доступный большой успех), во-вторых, его удалось сохранить надолго. На Анарресе есть и то, что в других книгах, чаще всего антиутопиях, обычно пугает - столовые, все общее, другой взгляд на сексуальные вопросы. Здесь (или меня) - не пугает. Возникшая бюрократия даже не особо пугает, появление одной-единственной Вэйи все возможные страхи заставило исчезнуть.
Суть, впрочем, не совсем в том, где хуже, кто виноват и вообще. Для понимания, правда, где-то четверти сути нужно читать Хайнский цикл дальше.
15359
Аноним2 февраля 2020 г.Читать далееНаучная фантастика может быть наилучшим средством передачи аллегории, поскольку способ, которым художник может прикрепить к воображению или фантазии идею или наблюдение о нашем мире, которые можно постичь на периферии, можно объяснить только метафорой и притчей. Здесь Ле Гуин завершила создание минималистичного, строгого голоса человека, кричащего в пустыне.
Анаррес и Уррас, планеты-близнецы в системе Тау Кита. Планета Уррас была колонизирована людьми с давних времен. Но однажды Одо отвергла аристократию, капитализм и собственность. Она поддерживала анархистскую идеологию, утопическое общество без законов и денег. Нашлись и те, кто последовал за Одо. Покинув Уррас с его плодородными долинами и богатыми природными ресурсами, они отправились в суровую шахтерскую колонию на Анаррес.
История Ле Гуин начинается приблизительно 160 лет спустя, когда в этом замкнутом обществе выросли поколения революции Одо. Они разработали свой собственный язык, в котором нет понятия прав собственности, денег или многих элементов нашего общества, которые мы считаем само собой разумеющимися. Планетарное перемирие поддерживается как хрупкий экономический союз: граждане Анаррес добывают минеральные богатства в обмен на импортируемые товары из Уррас. Есть один космический порт, очерченный простой невысокой стеной. Анархическое общество Анаррес закрыто и хрупко. Именно в этой атмосфере, Шевек, блестящий физик рискует всем, чтобы отправиться на Уррас и поделиться с ними своими теориями временной физики.Урсула Ле Гуин демонстрирует свой гений практически на всех страницах рассказывая о тюрьмах, системе образования, законах, прессе, мире искусства и так далее. Иногда она может показаться холодной и пессимистичной:
Жизнь - это борьба, и побеждает сильнейший. Все, что делает цивилизация, - это скрывает кровь и прикрывает ненависть красивыми словамиНесмотря на этот пессимизм, я понял, что эта книга поднимает настроение. Заглядывая за завесу холода, автор показывает нам красоту жизни. Критика автора обладает присущей ей теплотой. Эта критика направила мою апатию во что-то, что кажется более полезным, например, в понимание того, что нет ничего лучше, чем жить в обществе.
13577