
Ваша оценкаРецензии
DracaenaDraco13 апреля 2023 г.Читать далееСюжет повести "Мальчуган" откровенно прост: молодой герой отправляется преподавать в провинциальную школу, где сшибается лбами с местным педагогическим составом. По своей форме очень напоминает роман нравов. Есть здесь и сатирическое изображение общества, и в каком-то смысле плутовской сюжет. По первому пункту все просто: глазами героя порицается лицемерие, лживая благообразность, ложная мораль и нравственность школьных наставников. Сам герой, конечно, от ловкого пройдохи максимально далек; в повести неоднократно подчеркивается, насколько он прямолинеен, наивен, порывист и, что уж таить, глуповат. (Социальную динамику и отношения наш герой не понимает вовсе, вечно неверно считывая сигналы и полагаясь на слова других.) Но авантюрист он еще тот, а весь сюжет с попыткой выследить и наказать Красную Рубашку - тоже прекрасно укладывается в рамки сатирического обличения. Так что в этом срезе повесть представляет собой любопытную картину японского социума начала XX века.
Вот только финал мне кажется довольно неоднозначным. С одной стороны, триумф вроде бы достигнут: Красная Рубашка, главный интриган и лицемер повести, наказан. Но что это дало герою и Дикобразу, кроме некоторого морального удовлетворения и возможности наконец пустить в ход кулаки? Бунт против системы оказался безуспешен: Красная Рубашка и его со-товарищи выжили из школы всех приличных людей, а сами остались там править и наводить свои порядки. Поэтому в финале возмездие, конечно, настигло антагонистов, но кардинально ничего не изменило.
Отдельно отмечу, насколько меня раздражал главный герой. Вышеперечисленные черты характера еще сопровождает абсолютный эгоизм, нечуткость и непонятно откуда взявшееся чувство превосходства. Взять хотя бы вот эту цитату:
Сам я и по выражениям, которые употребляю, и особенно по своим манерам вряд ли мог служить образцом "хорошего", но душа у меня, полагаю, куда лучше, чем у них.Ладно хоть осознает свои недостатки, но откуда все-таки такая позиция? Вечно всем недовольный, осуждающий других, абсолютно не понимающий, чего он от жизни хочет и к чему стремится, персонаж не вызвал у меня ни капли симпатии или сочувствия. Читала, только чтобы узнать, чем же разрешится конфликт. Впрочем, как некоторое знакомство с культурой и традициями Японии - не так уж плохо. А самой красочной сценой повести считаю описание пляски с мечами.
Мой опыт чтения японской литературы в целом - невелик. А уж классической - совсем ничтожен. Поэтому сравнивать особо не с чем. Но в общем и целом не впечатлило абсолютно. Главный герой для меня так и остался излишне чудаковатым и бессмысленно бредущим неизвестно куда. Жаль, ожидала от этого романа чего-то совсем иного.
71718
ZhSergei13 ноября 2021 г.С прямым человеком и подраться приятно.
Читать далееВ этом небольшом произведении японского автора рассказывается о жизни прямолинейного и честного юноши. Главный герой очень честен перед собой и наивен, не умеет или даже правильнее сказать не способен подстраиваться под других для своей же выгоды. Не владеет хоть малейшей способностью располагать к себе людей. Зачастую от своего же характера, чистоты сердца и своей прямоты у него и возникают проблемы, как было это в том моменте жизни, когда он стал учителем математики в провинциальной школе. Где с некоторыми подлыми коллегами проблемы решились не силой разума, а кулаками. Само детство Мальчугана было сложным. В семье он был нелюбим, как родителями, так и братом. Больше всего заботу к нему проявляла старенькая служанка Киё, которая впоследствии и хотела остаться с ним после смерти родителей Мальчугана. Эта женщина была старого закала, она так и говорила ему, что как только встанет на ноги и обзаведется домом, то непременно должен взять ее к себе на службу.
Почему же это произведение имеет такое название «Мальчуган» так это потому что наш герой и есть тот самый мальчуган, который встав уже самодостаточным человеком, имеет те самые повадки мальчика подросткового периода и юношеского максимализма. Слишком вспыльчивый и прямой, да и надавал всяких прозвищ своим коллегам.
Хорошее произведение автора, своим легким разговорным стилем повествования он погружает в атмосферу сюжета с головой.681,1K
Aedicula16 июня 2015 г.Читать далееМальчуган – какое точное слово подобрано из множества склонений для характеристики персонажа. Оно может быть как грубым – как герой, уже взрослый юноша находящийся на профессии, требующей терпения и сдержанности, но внутренне так и оставшийся пылким мальчишкой, так и ласковым, нежным – как то, с какой теплотой называла героя его старенькая служанка Киё.
В предисловии указывалось, что в истории своего главного героя, Нацумэ Сосэки проведет автобиографические аналогии. Детство Мальчугана пусть и отличное по событиям от детства писателя, но соответствует ему в моральном плане - многие пережитые чувства, например, такие как одиночество от ненужности своей семье, отстраненность от окружающих он отразил в полной мере.
Характер у главного героя сложный, и, к сожалению, далеко не положительный: Мальчуган уже будучи взрослым юношей, продолжает максималистично делить людей на «плохих» и «хороших», где первых всегда оказывается в разы больше, осуждая их только по первому впечатлению, зачастую даже просто по внешности. Хотя тут же стоит отметить, что в своих «симпатиях» герой редко ошибается, что можно отнести либо к хорошей интуиции (что, на мой взгляд, вряд ли), либо к самонастрою – он заранее негативно воспринимает человека и сложно удивляться когда этот негативный настрой становится взаимным. По своей же сути наш герой не плохой парень, правда, в силу своих молодых лет предрасположенный мерить мир меркой «старого» мира, а от этого, зачастую, и многие его проблемы. Через откровенную прямолинейность своего героя, Сосэки показывает его бесхитростность и искренность, хотя чаще всего, на мой взгляд, это выглядит как обычный снобизм. Но, правда ведь, парень жизни почти не видел, «звезд с неба не хватал», а апломба как у бонзы, что часто возникало впечатление, будто мир ему чем-то обязан.
По своему, это также критика социальных отношений и ценностей, только в срезе системы образования. Институт образования несет большую и ответственную роль в будущем своего общества, он формирует молодое поколение не только в плане специальных знаний, а в плане становления моральных ценностей. В романе, на примере провинциальной школы, Нацумэ Сосэки показывает безответственные отношения педагогического руководства, дающие повод к разладу дисциплины студентов и их зачастую бесчестные отношения между собой. В студентах Нацумэ Сосэки видит будущее поколение Японии нового века, зачаток «коррозии социума», которое скоро станет «у руля» страны и задаст ему новое направление, которое совсем противоречит национально-традиционным воззрениям героя и, соответственно, автора:
«Такие подлые души – порождение феодальной эпохи – в здешних краях встречаются сплошь да рядом, и сколько ты им ни вдалбливай, сколько не объясняй, они все равно неисправимы. Поживет здесь год такой честный человек, как я, и сам, того и гляди, станет на них похож…»
Мир не стоит на месте, подобный разлад и увядание традиционных ценностей, герой встречает повсюду в обществе. Но как быть? Бороться, гнуть свою линию, стоять на своем или подчиниться новым воззрениям? Конечный поступок героя напомнил скорее побег в прошлое, которое тоже оказалось совсем недолговечным. Все проходит, но можно только вот так навсегда остаться пылким Мальчуганом.521,4K
Amelie5629 октября 2025 г.Мальчуган, Дикобраз и Красная рубашка
Оказалось, что в одну среднюю школу, где-то на острове Сикоку, требуется учитель математики. Жалованье - сорок иен в месяц. Предложили мне, не поеду ли. Я проучился три года, но, по совести говоря, у меня не было ни желания стать учителем, ни мысли о том, чтобы поехать в провинцию. Впрочем, что я еще мог бы делать, кроме как стать учителем?Читать далееЧестно признаться, я почему-то представляла эту историю совсем другой. Думалось мне, что молодой учитель без опыта и призвания, пройдя непростой путь, вдруг осознает, что его сердце полностью принадлежит школе и ученикам. Но "Мальчуган" совсем-совсем не такой.
Главный герой скорее от безысходности, чем от большого желания соглашается покинуть Токио и служить учителем в провинции. Ему, как человеку прямому, открытому и бесхитростному, придется столкнуться не только с трудностями налаживания общения с учениками, но и на собственной шкуре испытать интриги преподавательского состава.
Герой мне поначалу совершенно не понравился. Хоть и рисует автор его как простого мальчугана, которого можно читать как открытую книгу, а все же личность он не самая приятная. И городишка для него жалок, и люди его населяющие жальче вдвойне; к профессии он относится и так, и сяк. Когда ученики в открытую над ним насмехались, давая обидные прозвища, становиться на сторону Мальчугана мне совсем не хотелось, ведь он и сам при знакомстве с коллегами первое, что сделал, это раздал всем клички - Тыква, Барсук, Красная Рубашка, Дикобраз. Позже мне все-таки удалось найти с героем общий язык. Произошло это тогда, когда я поняла, что по сути главный герой и правда совсем еще мальчишка, которому и в голову не придет подумать, что всегда приветливый коллега на самом деле подлый и скользкий тип, который грязно играет.
Из того, что позабавило: учителю запрещают есть рисовые лепешки и гречневую лапшу в ресторане... Что же в этом плохого?
Этот роман совсем не об учительском призвании. Он скорее о закулисных интригах и школьной системе, в которой побеждает отнюдь не добро, простота и чистота помыслов. Финал порадовал. Не потому что герой одержал победу над негодяями /тут скорее наоборот/, а потому что вовремя понял, что учить детей - это совершенно не его стихия.
46304
Little_Dorrit29 октября 2024 г.Читать далееВообще, изначально в планах у меня не было чтения этой книги, но меня подкупило описание. То, что эта книга близка к биографии самого автора, простая и незатейливая жизнь с выбором пути куда идти.
Вот интересно то, что здесь описывается Япония и их быт, а при этом я видела рассказы о детстве своего дедушки, который родился и рос в Костромской области. Мне кажется, люди примерно одного поколения жизнь будут все вот так вот и описывать. Что как-то рос, как-то взрослел, там покушал, здесь покушал, там работёнку нашёл и тут. Без всякого нытья, просто жили, просто думали, ценили то что было вокруг. Так и тут герой, ну не повезло ему в детстве с близкими, решил плыть по течению в поисках цели в жизни. Как-то получил образование, как-то устроился на работу, которая не принесла ему морального удовлетворения.
В целом, написано не плохо и любители бытового романа однозначно оценят.
44496
Miku-no-gotoku5 декабря 2024 г.Будни учителя
Читать далееПроизводственная повесть эпохи Мэйдзи. Империя нуждалась в грамотных подданных и взялась за образование. Главный герой "Зумер" из Токио вынужден уехать далеко на юго-запад страны после окончания учебного заведения для работы сэнсэем по математике. Ему надо влиться в новый коллектив, где присутствуют интересные персонажи: учитель "Красная рубашка", "Дикобраз", "Барсук" "Тыква" и прочие. "Зумер" горд своим столичным статусом и считает местных некультурными. Да и коллеги не просты! Это приводит к конфликтам с коллегами, да и ученики изначально не очень восприняли нового учителя. Как понял эта повесть написана на основе жизни автора, который видел школу изнутри и описал это. В целом напоминает современные взаимоотношения в рабочих коллективах. Тут и подставы, походы коллег-учителей к женщинам с пониженной социальной ответственности в антураже эпохи "Мэйдзи".
Герой не идеален, но это и делает его интересным. Ему надо научиться соблюдать правила игры, уметь образовывать союзы с кем надо, самому хитрить. Из человеконенавистника-одиночки он в конце концов стал более коллективным и дружелюбным человеком, хоть порой и себе во вред. Не хватило деталей обучения детей, обстановки в классе. Были некоторые моменты про адаптацию начального этапа, но как-то немного не хватило. Видимо автор к этому привык и не стал грузить деталями. Читатели того времени сами там учились. Но зато прочитать можно за вечер и есть, что обсудить.
Имени героя тут не упоминается. Его звали просто мальчуганом, хотя и мальчуганом назвать сложно (24 года). Напомнил возрастом и некоторой инфантильностью Подростка Аркадия Долгорукого из произведения Достоевского, хотя, как по мне, он лучше.
38474
olgavit22 марта 2025 г.Уже не мальчик, но еще и не муж
Читать далееНе могу вспомнить, как книга попала в мой виш, ведь японская литература не совсем мое. Не так много и прочитано у писателей страны восходящего солнца, но покорить сердце удалось только Рюноскэ Агутагава, возможно потому, что одним из любимых авторов и своим учителем писатель считал Чехова.
Данная повесть о молодом наставнике, который по окончании учебного заведения в Токио, отправился учительствовать в глубинку. За работу он взялся со словами "раз я ничего не умею, то кем мне еще быть, как не учителем". С таким подходом неудивительно, что у него ничего не получалось. Дети стали насмехаться и подшучивать над преподавателем, в коллективе отношения не складывались и уже через несколько месяцев наш герой взвыл. Надоела и школа, и небольшой городок, куда он приехал работать. Не зря повесть названа "Мальчуган", ведь сам главный герой еще сущий мальчишка. Даже немного удивилась, когда узнала, что ему двадцать четыре года, по образу мышления и манере поведения, думала, что меньше.
Произведение совершенно не зацепило. То ли перевод хромает, то ли такой у Нацумэ Сосэки стиль, но текст очень сухой. Надеялась узнать что-то о японской школе конца ХIХ-начала ХХ веков, "что-то" узнала, но очень немного. Автор больше описывает взаимоотношения в коллективе, других учителей и свое становление из мальчугана в более зрелую личность ("мужем" его назвать еще сложно).
34437
Kolombinka8 января 2023 г.Как Иванушка-дурачок детей учить ходил
И когда случайно попадается им честный, чистый человек, то его называют «мальчуганом», «мальчишкой» и относятся к нему с пренебрежением.Читать далееЧистая и трогательная повесть о выпускнике училища, который внезапно для себя стал учителем. Ученики лишь немного младше него, а по ширине плеч так и фору дадут. А если учесть странноватые японские нравы, то под вопли "бей учителей" можно серьёзно пострадать. Никакого пиетета.
У мальчугана простые понятия и доброе сердце. Он не скрывает, что в школе озорничал и паинькой не был, но всегда сразу признавался в содеянном. Не то что "нынешние школьники")
А лгать и стараться ускользнуть от наказания – это уже не просто шалость. Проказы и наказания нераздельны. Знаешь, что существуют наказания, вот и проказничаешь с легкой душой.Удивительно простодушный мальчик, поэтому не может понять, как же можно быть подлецом, как учитель Красная рубашка. Но там такой скользкий тип, что даже я удивилась.
Японские обычаи по-прежнему вызывают массу вопросов. Некоторые действия совсем выбиваются из логики. Почему нельзя есть в таверне?.. Что за странные отношения у Красной рубашки с невестой Тыквы? Отбил не отбил, то ли к гейше ходит, то ли жениться хочет. Или не хочет? Честно говоря, я не уловила всех тонкостей взаимоотношений.
Отрицательные персонажи выигрывают за счет того, что продумывают свои ходы заранее, плетут сети. Положительные - горячие парни, типа Дикобраза (много крика и эмоций ) или "интеллигенты" типа Тыквы. У них нет шансов. Поэтому повесть, собственно, грустная. Всех приличных людей из школы выгнали и это печально для школьников. С другой стороны, там такие противные школьники, что и шут с ними.
Куда важнее, что Мальчуган узнал почем фунт лиха и понял, что учить-то - не его призвание ;) А еще он осознал, как ему необходима родная душа. Нет, не жена, которую ему активно сватала хозяйка дома. А бабушка. Старая служанка в доме его отца. Его отношение к ней на протяжении всей повести проявляется всё ярче и глубже. И это очень трогательно.
Нацумэ Сосэки удалось сочинить повесть про японского Иванушку-дурачка, которого и облапошили, и уму-разуму научили. И читателя вместе с ним)
34581
Romiel_knight25 февраля 2023 г.Прототип
Читать далееПред нами предстаёт до ужаса простой, наивный и прямолинейный парень. А ещё он громко декламирует свои устремления. Вот сказали ему: а слабо порезать палец? Так он возьми и порезал его до крови. Скажут ему сделать что-то другое - он сделает. Совершено бесхитростный и честный, благодаря чему служит объектом розыгрышей и насмешек со школьной скамьи и до начала взрослой жизни.
Твердолобый, непробиваемый и обескураживающе искренний и целеустремлённый персонаж. Никого не напоминает? Ну, лично мне он напомнил сразу всех главных героев сёнен-манги (мальчиковых комиксов) и аниме. Влияние Нацумэ Сосэки на японскую культуру чувствуется во всём. Так же порадовало, что история при этом не наивная. Героя ожидают приключения и не всё ему легко даётся и не всего он достигает. Однако ему хватает мужества работать с тем что есть и ценить то, чего достиг. Он не ропщет, не ноет, не превозмогает через силу. Всё в меру своих возможностей, всё честно и своим умом и своими же руками.
Так он отправляется в глухую деревню преподавателем математики. При этом даже это логично: кому как не ему, непрошибаемому и упрямому человеку не знать, как вдалбливать сложные знания в головы? Раз даже он смог сам научиться, то и других научит. Там же он становится объектом насмешек коллег, но в тоже время выигрывает у гуманитариев не интеллектом, а ловкостью. Родственную же душу он находит не в женитьбе, что тоже отнюдь не обычно. Книга реалистичная, короткая и насыщенная, может кого и разочарует простенький язык и объем, но уж точно читатели не пожалеют о потраченном времени.
27842
Mina-mnm10 декабря 2025 г.Школа по-японски
Читать далееГлавный герой, юноша, только что закончивший обучение в педагогическом колледже, приезжает из Токио в маленький провинциальный городок преподавать математику в средней школе. Это первый его опыт работы и он в себе очень уверен. Однако в реальности всё оказывается очень непросто. Сначала он сталкивается с хейтом от учеников, а потом понимает что и взаимоотношения между учителями в школе довольно сложные. Он пытается разобраться "кто друг, а кто враг", но это оказывается довольно сложно.
В принципе, история довольно интересная, затрагивающая многие социальные проблемы, показывающая проблемы взаимоотношений в коллективе. Но главный герой получился очень неоднозначным. С одной стороны в нем слишком много юношеского максимализма, он прямой как танк и для него не существует компромиссов, он умеет сопереживать... Но с другой стороны в нем столько высокомерия! Столько пренебрежения к провинции, крестьянам, к некоторым коллегам! Это очень раздражало. Ну если ты такой весь из себя утонченный столичный житель, то зачем приехал в глухую провинцию? Ах, в Токио работу не предлагали, а тут предложили? Ну и будь за это благодарен, набирайся опыта и стажа, а не фыркай пренебрежительно на "эту дыру", раз только здесь и пригодился.
2585