
Ваша оценкаРецензии
Аноним30 ноября 2022 г.Читать далееС творчеством выдающегося отечественного фольклориста и филолога, Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970), до настоящего момента знакома не была, но о нем всегда очень тепло отзываются книжные видеоблогеры и имя это всегда на слуху, поэтому данная новинка (вернее сказать, переиздание его уже классической работы) сразу же привлекла мое внимание, тем более с такой красочной (аутентичной даже) обложкой - вот могут же оформлять книги соответственно их содержанию))
Впервые изданная в далеком уже от нас 1928 году "Морфология волшебной сказки" актуальности своей не потеряла и поныне: до того большой объем работы по систематизации и анализу волшебной сказки проведен исследователем. Комплексное всестороннее изучение феномена сказки как явления не ограничивается исследованием одного лишь понятия "сказка", автором анализируются различные существующие подходы и методы к ее классификации (анализ получился довольно критичным), типологии, разбираются и довольно подробно функции ее действующих лиц, распределение этих функций, предлагаются и схемы построения сказок, ведь, как уверяет и наглядно доказывает в своей книге Пропп, все сказки строятся по однотипной структуре (правда, какие-то из элементов могут отсутствовать, но обычно состав все же универсален).
Вот так, элемент за элементом, словно кирпичик за кирпичиком, автор и разбирает на составные части всем нам с детства знакомые сказки... И словно волшебство покидает, когда видишь, из чего все построено... И вместе с тем видишь, какая колоссальная работа проделана по унификации всех ее элементов, восхищаешься все время чтения ученым, систематизировавшим такой объем всем известных сказок и приведшим их к общему знаменателю.
Улыбнуло при чтении, что, говоря о мотиве "недостачи" при поведении кого-то из героев (= герою чего-то не хватает и он отправляется на поиски этого), автор приводит пример: "недостача невесты")) Забавно, если представить, как бы это выглядело в бухгалтерских документах))
4/5, автор приводит интересную мысль, что сказка по своей структуре во многом близка к мифу, но вот дальше эта мысль почему-то не развивается, а жаль - на эту тему я бы очень хотела что-нибудь почитать... Любопытно было посмотреть, и как автор предлагает разложить всем известную сказку на составные части - пример такой в книге есть, но всего один...
Рекомендую всем интересующимся данной тематикой: в этой книге вы, без сомнения, найдете много новой познавательной, как нашла ее я.
2492,6K
Аноним24 ноября 2025 г."Диво-дивное..." (с)
Читать далее- Алёнушка, а что будет дальше? - спросил Иванушка, после того, как выпил студёной воды из лужицы.
- Это тебе с таким вопросом в "ЧБД" нужно, братец, там как раз все гости нормальные перевелись или В. Проппа прочесть. А я тебе говорила! - ответила ему сестрица, привычным женским укором, глядя на то, как брат начал превращаться в козла, как практически каждый мужчина, прошедший пубертатный период.
- Меееее! Меееее! Мееееееееееееее! - возразил ей братец, но благо Алёнушка привыкшая общаться с пьяным отцом поняла его просьбу и привязав братца к дереву,отправилась в ближайший ларёк, чтобы купить светлого пива.К несчастью он был далеко и она порядком устала, но в патриархальном мире всегда было так. Начав свой путь её голову сразу же начали разлагать тени сомнения, что будет дальше, учитывая все вводные данные на которые натолкнуло банальное неумение брата терпеть часть крестьянской нужды.
Она в отличие от брата прочла две работы В. Проппа, которые не особо признавались в СССР по причине того, что возможно в них часто упоминалась Америка и остальные страны, может потому что мысли о собственной не уникальности фольклора были чужды правительству. "Хотя он и о Марксе там часто болтал между делом. Что им было не так? Не понимаю!" - подумала она, ускорив свой шаг.
Как она отнеслась к тому, что прочитала на страницах этого монументального изучения сказки?
С неописуемым восторгом, хотя она нашла к чему докопаться из-за своего крестьянского темного прошлого и неумения расширить границы. Она чувствовала восторг, огромный труд, любила схемы, теории и предопределение, словно путь который уготовил нам кто-то свыше, но не понимала зачем было столько объяснений и схем, которые многим были непонятны.
Автор превратил сказку в математическую демонстрацию блистательного интеллекта, забыв для кого он пытается донести основную мысль и с какой целью он её препарирует. Вы не верите тёмной девице? Тогда взгляните сами на пример одной из схем, объясняющих структуру и возможные действия в сказке.
Алёнушка всё шла, вспоминая прочитанное и дивилась как лихо автор сей книги мог разложить всё на дощечки. Сколько изучил, как кропотливо потратил моменты, вместо того, чтобы как другие просто скрести по сусекам. Это её приводило в восторг и показывала, что в самом простом может быть скрыто, что-то шикарное и она искренне верила в то, что спустя столетия это продолжат читать.
Мало того данная морфология станет основой для множества фильмов, которые будут смотреть. Используя схемы В. Проппа, многие люди сделают карьеру и набьют карманы деньгами, а публика будет удивляться поворотам сюжета. Вот тебе и "Тысячеликий герой", который скрыт практически в каждом фильме с рейтингом, что превышает привычные усредненные метки.
"Как там мой братец?" - подумала Алёнушка, ускоряя свой шаг в сторону чудного ларька. Тяжела доля на Руси тёмной бабы, роль которой стоять в стороне да помалкивать. - "Функции, структура, завязка, мораль" - твердила она про себя, чтобы не думать о дальней дороге. Затем, она начала вспоминать примеры текста, что автор сделал в издании:
II. К герою обращаются с запретом (определение — запрет, обозначение б).
1) "В этот чулан не моги заглядывать" (159). Береги братца, не ходи со двора" (113). "Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи" (106). "Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема" (265) и пр. Завет не уходить иногда усиливается или заменяется поса- жением детей в яму (201). Иногда, наоборот, имеется ослабленная форма запрета, в виде просьбы или совета: мать уговаривает сына не ходить на рыбную ловлю: "ты еще мал" (108) и пр. Сказка обычно упоминает об отлучке сперва, а затем о запрете. Фактически последовательность событий, конечно, обратная. Запреты могут даваться и вне связи с отлучкой: не рвать яблок (230), не подымать золотого пера (169), не открывать ящика (219), не целовать сестры (219). Обозначение б1
2) Обращенную форму запрета представляет собой приказание или предложение: принести в поле завтрак (133), взять с собой в лес братца (244). Обозначение б2.
Здесь для лучшего понимания может быть сделано отступление. Сказка дальше дает внезапное (но все же известным образом подготовленное) наступление беды. В связи с этим начальная ситуация дает описание особого, иногда подчеркнутого благополучия. У царя — прекрасный сад с золотыми яблоками; старики нежно любят своего Ивашечку и т. д. Особую форму представляет собой аграрное благополучие: у мужика и его сыновей — прекрасный сенокос. Часто встречается описание посевов с великолепными всходами. Эго благополучие, конечно, служит контрастным фоном для последующей беды. Призрак этой беды уже невидимо реет над счастливой семьей. Отсюда запреты — не выходить на улицу и пр. Самая отлучка старших эту беду подготовляет, она создает удобный момент для нее. Дети после ухода или смерти родителей предоставлены сами себе. Роль запретов иногда играет приказание. Если детям предлагается выйти в поле или пойти в лес, то выполнение этого приказания имеет такие же последствия, как нарушение запрета не выходить в лес или не выходить в поле.
III. Запрет нарушается (определение — нарушение, обозначение b). Формы нарушения соответствуют формам запрета. Функции II и III составляют парный элемент. Вторая половина иногда может существовать без первой. Царевны идут в сад (е3), они опаздывают домой. Здесь опущен запрет опаздывания. Исполненное приказание (b2) соответствует, как указано, нарушенному запрещению (b1).
В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо антагонистом героя (вредителем). Его роль — нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и черт, и разбойники, и ведьма, и мачеха и т. д. Как вообще появляются в ходе действия новые персонажи, этот вопрос мы выделили в особую главу. Итак, в ход действия вступил вредитель. Он пришел, подкрался, прилетел и пр. и начинает действовать.
"А кто является антагонистом в данный момент?" - подумала Алёнушка. - "Светлое пиво?"
И побрела дальше вспоминая ещё одну схему по которой все сказки составлены (множество). Есть и другие, можете сами с ними вы познакомиться, коль гуглить умеете.
"Вот и всё, что можно сказать и к чему автор вёл эту книжку. Она нужна для другой, как ступенечка, как братцу пиво холодное, чтобы о жизни не думать горюючи." - думала Алёнушка, добравшись к ларьку.
Сцена драки будет опущена, ведь рецензия у нас о другом, а автор считается бездарем
Вытерев пот с лица, схватила Алёнушка запотевшее пиво и побежала в сторону братца родного, растрепав буйны волосы, что ко лбу, словно скотчем были прилеплены. Не перевелись на Руси бабоньки, что могут Кощея одолеть и Гарыныча разом ударом и всё равно виноватой останутся.
Её внутренний математик решил, что схема 1+х=2 для примерного количества нужных бутылок козлу вполне себе будет пригодной.
Следом начала думать, что же в книге ей не понравилось, несмотря на восторг обывательский.
Излишняя усложнённость и схематичность текста, которая искусственно занижает уровень понимания.
Вот например дотошность математическая или по физике, как кому будет близким, как рубаха с крестом на груди
4) Анализ двух-ходовой сказки при одном вредительстве. Разряд Б—П, вид: похищение человека.
74. I. Человек, жена, два сына, дочка (i). Братья, уходя на работу, просят сестру принести им завтрак (е1 б2), дорогу в поле закладывают стружками (этим выдают сестру змею w1). Змей перекладывает стружки (г3), девушка идет в поле с завтраком (b2) идет по неверному пути (g3). Змей ее похищает (A1). Поиски братьев (C ↑). Пастухи: съешьте моего самого большого вола (Д1). Братья этого не могут (Г neg.) Змий: съешьте двенадцать волов и проч. (Д1), следует Г neg. Братья брошены под камень (Z contr.).
II. Рождается Покатигорошек. Мать рассказывает о беде (B4). Поиски (C ↑). Пастухи и змий — как выше (Д1 Г1 — испытание остается для хода действия без последствий). Бой со змеем и победа (Б1—П1). Избавление сестры и братьев (Л4). Возвращение (↓).
e2б2w1г3b2g3A1
C↑ [Д1Г1neg.]3 [Д1Г1neg]3 Zcontr
———————————————— Б1—П1 Л4 ↓
B4C↑ [Д1Г1роз.]3 [Д1Г1 роз.]3Это вот для кого было написано? Для гениев? Я девка тёмная, не серчайте светлые личности.
Но красиво всё. Дух захватвает, словно поле цветущие, где васильки, да рожь колосится хрустальная.
Для тех, кто пишет рассказы сгодится или тех, кто хочет понять как устроено или для развития более светлого да позитивного, несмотря на оценку, что была поставлена рукой юною.
Рекомендую другим!
- Мееееееее! Меееееее! - кричал братец Иванушка, пока над ним общество сдвинулось с кривдой и криками, что он козёл недоразвитий и ему только пива не хватает в руке для завершения образа. А рецензия здесь завершается. Всем спасибо, кто внимание лихо проявил при прочтении и надеюсь, что улыбался изысканно. Всё! Оставляю вас с мыслями и наставлением, что вы (не)исполните!
"Читайте книги, хорошие!" (с)
133470
Аноним23 октября 2023 г.Читать далееДолго книга лежала у меня в планах, но наконец я до неё добралась. Читала монографию для общего развития, так-то она больше для филологов предназначена, но интересно было узнать научный разбор структуры волшебных сказок, разработанный нашим автором. Именно сейчас было интересно читать книгу потому, что как раз недавно я прочитала некоторое количество сказок в сборнике "Страшные сказки. Истории полные ужаса и жути". Так что вычитываемые в книге структурные элементы я сразу применяла к свежепрочитанным примерам.
Книга совершенно научная, насколько уж она по природе изучаемого вопроса гуманитарная, а без формул не обошлось. Но читается легко, хотя написана почти век назад, в 1928 году. Книга состоит из следующих разделов:
Предисловие, в котором объяснено, что морфология - это учение о формах, а также указано, что для подготовки труда были пройдены три эпата: сбор материала, сокращение информации и придание рабочим материалам удобоваримой формы.
К истории вопроса, здесь автор размышляет о том, что сказки изучать пора, а пока были проделаны только каталогизация и отдельные попытки классификации.
Метод и материал автор объясняет почему он в своей работе использует определенные методы, их значение.
Функции действующих лиц - перечислены функции, встречающиеся в большей части сказок, автор насчитывает 31 вид с разнообразными разновидностями.
Ассимиляции. Случаи двойного морфологического значения одной функции тут из названия понятно, что речь идёт о смешении значений функций или обратно, о схожести разных функций.
Некоторые другие элементы сказки к другим элементам относятся связывающие функции тексты, утроение какой-то заданий или событий, мотивации персонажей.
Распределение функций по действующим лицам по действующим лицам автор выделяет семь кругов, а также приводит вариации распределения кругов.
Способы включения в ход действия новых лиц в этой главе указан порядок появления персонажей в сказках.
Об атрибутах действующих лиц и их значении здесь упомянуто о важности атрибутов, для опознавания персонажа, таких как ноги у избушки бабы Яги.
Сказка как целое является наиболее наполненной формулами частью, именно здесь приводится примеры с переводам сюжета в формулу согласно приведенным выше функциям. После сравниваются уже формулы и становится понятно, насколько они схожи.
Заключение и 5 приложений со схемами, сокращениями и примерами разбора сказок.
Читать книгу было интересно. Расстроило только приличное количество опечаток.109840
Аноним7 августа 2024 г.Читать далееПроппа знаю с весны 2002 года, когда у нас читался курс фольклора. Тогда что-то читали, что -то рассказывали, но вот спустя 22 года я всё-таки дошла прочитать первоисточник.
В начале автор рассказывает почему классификации сказок не правильные (дело было ещё в начале 20 века, наверное, многое с тем пор поменялось), а потом дает свою даже не классификацию, а "скелет" сказки, где за каждым действием или героем закреплено определенное действие.
Пропп обозначил семь типов героев в зависимости от их функции:- Вредитель (антагонист) — герой, нарушающий покой или наносящий какой-нибудь вред.
- Даритель — персонаж, от которого было получено волшебное средство (помощник или предмет).
- Волшебный помощник — человек, животное или предмет, помогающий герою в испытании.
- Царевна или её отец (искомый персонаж) — задают трудные задачи герою, царевна оказывается наградой, если сказка заканчивается свадьбой.
- Отправитель — персонаж, посылающий героя на подвиги, испытания.
- Герой (герой-искатель или герой-жертва) — персонаж, выдерживающий испытания и получающий награду.
- Ложный герой — отрицательный персонаж, который предъявляет необоснованное право на победу в испытании.
Если все эти функции периодически держать в голове, то становится понятно схема развития той или иной народной сказки, а также некоторых других жанров (в частности, авторская сказки и некоторые романы в жанре фэнтези).
Книга познавательная, но несколько куцая на мой взгляд. Пропп только накидал эту схему, но не сильно подробно расписал.55470
Аноним7 июля 2023 г.Внутри сказок
Читать далееЯ, даже и забыла, что эта книга лежит у меня в више. Игра напомнила.
Как написано
Всё чётко и по делу. Не было никаких лишних наводнений. Хотя было бы странно, если бы были, всё-таки это научный труд, а не научпоп.
Как рассказано
Повествование ведётся от множественного числа. Но кто эти "мы"? Читатель и В. Я. Пропп? Может я чего-то не знаю, но момент непонятный.
Возможно, если бы Пропп выпустил этот труд сейчас, то обозвали бы его молодёжным термином "душнила". Но это только возможно. Мне было очень увлекательно и даже захватывающе читать "придирки" к классификациям и научным трудам в целом других исследователей этой стези.
Причём создавалось впечатление диалога. Так и хотелось добавлять ничего незначащие комментарии, например: "а ведь точно!" или "вы совершенно правы."
Значительную часть занимают примеры из сказок, что логично.
Работа проделана на мой скромный взгляд колоссальная и только за это работа заслуживает положительной оценки!
Как показано
Сказок я знаю не так уж и много. Помнила, что есть какие-то схожие элементы, но даже не осознавала, что там такая структура.
Много нового для себя узнала о сказках, их структуре и региональных отличиях. Оказывается, у сказок есть функции, элементы для связей этих функций и так далее. Познавательно. Но на мой взгляд, местами было сильно перегружено. Но я не учёная и, даже не любительница сказок, а просто обывательница, которой стало любопытно.
И я там была, мёд-пиво пила, усов нет, в рот всё попало, четыре из пяти.
51820
Аноним20 января 2019 г.Читать далееВот читаешь какую-нибудь нон-фикшн книгу на 500 страниц и думаешь, что если слить всю воду, то смысла останется на абзац. И раздражает. Но это не про Проппа. В этой книге удивительная концентрация мысли. Мне кажется, что здесь вообще нет лишних слов. Тезис-размышление-доказательство-пример. И волшебная сказка предстает как конструктор. Есть функции, связующие элементы, мотивировки, их можно разобрать, рассмотреть, поставить по определенным правилам.
Тем, кто не любит поверять алгеброй гармонию не подойдет, а я получила массу удовольствия, разбираясь в схемах и последовательностях.492,5K
Аноним29 ноября 2024 г.Сказки и их родительница
Читать далееЭта книга вызывает миллион разных мыслей, ведь каждый человек на земле знаком со сказками. В каждом углу земного шара малыши засыпают под звук голосов матерей, рассказывающих классические волшебные сказки своих народов или выдуманные из головы фантастические истории.
Книга очень скромная по размеру, простая и доступная. Несмотря на то, что там встречаются разные страшные схемы, все не так плохо.
О чем книга? О том, что сказка имеет свои собственные особенности жанра. В сказке есть каноны: определенный набор героев, их функций и сюжетных решений. Пропп проанализировал более ста русских сказок, составил те самые страшные схемы на каждую из них и вывел определённые тенденции.
Пропп выводит далеко идущую теорию о том, что возможно существует прародительница всех сказок, а все остальные сказки - ее варианты. Что, возможно, есть некая цепь вариаций, где меняется один элемент (например, вместо волшебного коня герой оправляется искать себе невесту) и тем самым возникает новая схема - новый сюжет. Каждый описанный автором элемент сопровождается примерами из пронумерованных сказок (Преследователь летит за героем (Пр1). Змей догоняет Ивана (159), ведьма летит за мальчиком (105), гуси летят за девочкой (113).) И нам не так важно искать полный текст сказки номер 113, чтобы понять пример, ведь все эти сюжетные элементы нам хорошо знакомы, и мы понимаем их контекст.
Я вижу сказки и их создание как игру в конструктор. Есть детальки, простые и понятные, которые нужно накладывать друг на друга в определенном порядке, но порядок этот довольно свободный и дает тебе возможность за счет неожиданных переставлений кубиков создавать интересные сюжеты.
Оценка такая низкая, потому что книга объемная, и поэтому немного скучно и туго идет, если ты не являешься ее целевой аудиторией. Ну и предисловия про научной коммунизм не избежать.
Но если вы прочтете эту книгу, то точно захотите написать свою сказку.
37357
Аноним1 марта 2024 г.Исследование сказки
Читать далее"Морфология волшебной сказки" - классическое исследование Владимира Яковлевича Проппа. Пропп - филолог, профессор Ленинградского университета. Труды учёного по фольклористике входят в золотой фонд мировой науки. Данное исследование считается классическим. Конечно, эта книга будет достаточно сложной для восприятия тех, кто далёк от филологии, поскольку в ней много специализированных терминов.
В.Я. Пропп подробнейшим образом анализирует функции действующих лиц. Для исследования учёный выбирает 100 сказок. Сюжет каждой сказки анализируется с точки зрения функции действующих лиц. Учёный выводит формулы, в его работе есть приложения, в которых даны схемы для анализа, схемы разбора сказок и т.п.
Таким образом, книга "Морфология волшебной сказки" является нужной для изучения филологами.36507
Аноним17 сентября 2009 г.Эта книга не только (а, может, и не СТОЛЬКО) для филологов и интеллектуалов, как могут подумать некоторые. Она интересна и полезна будет всем без исключения. В фольклоре кроются все традиции современного нам общества, парадигмы поведения каждого человека, жизнь общества в целом; фольклор - это маленькая модель мира.
32483
Аноним11 августа 2017 г.Что за прелесть эти сказки!Читать далее
Пушкин.Не совсем та книга, которую ожидала найти. С давних, еще институтских времен имя Проппа воспринималось, как нарицательное - если и есть на свете тот, кто в совершенстве поверил гармонию волшебной сказки алгеброй теории, так это он. После, в конце девяностых довелось читать жихарев цикл Успенского, где В.Я. чуть не в каждом абзаце поминается, создавая подспудное ощущение присутствия некоего каменного гостя, подлинного хозяина этих угодий. А набраться храбрости и почитать его труды, все не доводилось. Вот, с почином.
Морфология - учение о формах и в этой работе Владимир Яковлевич уделяет преимущественное внимание именно классификации форм повторяющихся элементов, присущих всем сказкам. На самом деле, то, что он сделал в "Морфологии сказок" - титанический труд. С одной стороны, сказки сопровождают нас всю жизнь, будучи естественным ее фоном и мы не задумываемся об их структуре, как не думаем о составе воздуха, которым дышим или воде, когда пьем. С другой - изучение требует строгого и жесткого структурирования, разложения по полочкам, привязки к определенной последовательности действий; методичных штудий, совершенно не терпя аморфности и приблизительности.
А сказки по существу семя, зерно. из которого выросла вся серьезная сложная литература. сколько ее ни есть. К 1928 году уже "Улисс" с его сложнейшей структурой, стилистическими игрищами и потоком сознания написан, а попытки изучить и классифицировать законы функционирования сказок ограничивались весьма приблизительными списками Вундта, Волкова, Веселовского. Не то, чтобы они были плохи, они были никакими. Оперировали приблизительными признаками, которые в момент составления казались авторам значимыми, но проверить работоспособность никто не брал на себя труда.
Пропп берет за основу классификацию одного из основателей финской школы Анти Аарне, который опирается не на внешние признаки: сказки о животных, волшебные сказки, юмористические - но на составные элементы, функции действующего лица выделяя тридцать одну. Все возможные нарративные ситуации сказки исчерпываются этими элементами в различных сочетаниях. Чаще присутствуют не все, иногда сюжет может ветвиться, повторяться, переживать утроение. Многие функции естественным образом расположены попарно: запрет - нарушение; выведывание - выдача; бой - победа; преследование - спасение. Но случаются и одиночные: отлучка, наказание, брак.
Основных типов персонажей немного и для каждого существует сфера охвата, которую договоримся обозначать "кругом действий": антагониста (вредителя), дарителя, помощника, героя и т.д. Порой функции совмещаются. Так даритель может одновременно быть антагонистом и тогда полученное от него достается герою в результате противоборства в силе или хитрости; волшебный помощник может одновременно играть роль перевозчика (как Сивка-Бурка или Серый Волк).
Серьезный исследователь, Пропп рассматривает возможные варианты распределение фикций по действующим лицам, способы включения в ход действия новых персонажей, атрибутику, вспомогательные элементы связи. Тут много таблиц, первоначально наводящих ужас страшными перекрестными прочерками и достаточно формул, от одного взгляда на которые у гуманитария начинает ломить зубы. Но на деле разобраться со всем этим несложно, если дать себе труд натвердить основные обозначения (а как вы хотели? Слушать сказку и изучать ее - совсем не одно и то же).
В результате имеем четко структурированный набор функций; инструмент, посредством которого можно создавать новые сказки. Но разумнее использовать его для изучения уже имеющихся. Гармония дается свыше, а поверять алгеброй имеет смысл то, что уже слетело к нам с горних сфер.252,1K