
Ваша оценкаЖанры
Рейтинг LiveLib
- 545%
- 435%
- 313%
- 25%
- 13%
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 мая 2021 г.Картина, нарисованная словами
Читать далееА вы знаете, что «весной в Типаса обитают боги, и боги говорят на языке солнца и запаха полыни, моря, закованного в серебряные латы, синего, без отбелей, неба, руин, утопающих в цветах, и кипени света на грудах камней»?
Такими словами начинается небольшое эссе Альбера Камю, которое надо читать и впитывать красоту слов и образов. Вот самое главное, что я хочу сказать в этом отзыве. Любые мои попытки передать его атмосферу будут всего лишь бледной тенью, хотя и это мягко сказано. А выставлять оценку таким текстам дело совсем неблагодарное.Камю своим «бракосочетанием» создал гимн солнцу, жизни и счастью. Человек имеет право быть счастливым, гордиться и наслаждаться жизнью. Даже если это счастье продлится один день.
Проживать жизнь может быть важнее, чем размышлять о ней.
«Всему свое время -- время жить и время запечатлевать жизнь».
Эссе наполнено запахами земли, переливами цветов и ароматом трав, очарованием юга, солнечным светом и шумом накатывающих волн.
Рассказчик, приехав в небольшой алжирский городок Типаса, наблюдает за красотой природы, сливается с ней, как бы сочетается с ней браком (отсюда название эссе).
Его захватывает «необузданное своеволие природы и распутство моря». Он купается, впитывает морскую соль, перекусывает в простеньком кафе...
Но больше всего мне в сознание врезались два описания. Автор купается в море, становясь частью природы. Его взаимодействие с морским пейзажем пропитано радостью и щемящей нежностью от того, что эта радость преходяща, как и всё земное.
Запомнились мне авторские рассуждения о руинах. Когда-то они служили людям жилищами, а теперь, по закону природы, вернулись к корням, к земле.
«Подобно тому как иных ученых наука вновь приводит к богу, столетия вновь привели руины в обитель их матери».
Насыщенный красками текст Камю можно сравнить с беззаботным летним днём, с картиной импрессионистов или с талантливым описанием фотографических снимков. Но это тоже слабое сравнение, настолько эссе сочное и яркое, словно залитое солнцем.В конце под спойлером приведу несколько красивых, и по содержанию, и по форме, отрывков. Хочется их здесь запечатлеть.
В Типаса видеть и верить -- одно и то же, и я не стану упорно отрицать то, к чему могу прикоснуться рукой или губами.
Мы вступаем в желто-синий мир, где нас встречает, как вздох, терпкий аромат, который летом издает земля в Алжире.
Мы идем навстречу любви и желанию. Мы не ищем поучений, проникнутых горькой философией, которых обычно ждут от всего величественного. Все, кроме солнца, поцелуев и диких запахов, кажется нам пустым.
Я занимался своим человеческим делом, и то, что я наслаждался в течение всего долгого дня, казалось мне не исключительной удачей, а волнующим осуществлением призвания, которое в известных обстоятельствах вменяет нам в обязанность быть счастливыми. В таких случаях мы снова обретаем одиночество, но на этот раз в полноте удовлетворения.
Мне достаточно жить каждой клеточкой тела и утверждать жизнь всеми фибрами сердца. Жить жизнью Типаса и запечатлевать эту жизнь. А потом придет и искусство.
Я вбирал в себя полную аромата жизнь и надкусывал уже зрелый плод прекрасного мира, с волнением чувствуя, как его сладкий и густой сок течет по моим губам.81879
Аноним11 июня 2019 г.Весной в Типаса обитают боги
Весной в Типаса обитают боги, и боги говорят на языке солнца и запахаЧитать далее
полыни, моря, закованного в серебряные латы, синего, без отбелей, неба, руин, утопающих в цветах, и кипени света на грудах камней.В свое время найдя в Камю что-то по-писательски родственное, забыть я его уже не смогла. А "Бракосочетание в Типаса", возможно, мой самый любимый текст у французского модерниста.
"Бракосочетание в Типаса" - это небольшое эссе Альбера Камю о средиземноморском городе в Алжире, которое попало мне в руки годы назад, но я до сих пор время от времени вспоминаю о нем, как о квинтэссенции короткой летней жизни, самого концентрата слепящего солнца, цветов и моря. Этот крошечный текст настолько чувственный и жаркий, что будь он больше, то дурман горячей земли совершенно точно бы довел до безумия.
Не так давно я принимала участие в одной очень интересной беседе о парфюмерии, к которой, к слову, имею настоящую слабость. Именно эта беседа заставила меня вновь перечитать "Бракосочетание в Типаса". Речь шла об аромате знаменитого французского дома Hermès , одно из творений которого я воспринимаю как рассказ "Бракосочетание в Типаса" во флаконе: эллегическая смесь из запаха горьковатых трав, южной земли и морского воздуха. Когда вам не весело и грустно, а по телу разливается томление, подобное смоле - вы вязните, как муха в сиропе, в зное летнего полудня. Тени вокруг черны и резки, словно проведены по линейке - зенитное солнце любит графику.
Эссе Камю эмоционально и бессюжетно, как эта рецензия. Оно похоже на картины Поля Сезанна, написанные цветными мазками: края размыты, цвета плавно перетекают друг в друга, и общий пейзаж, скорее, похож на воспоминание, чем на сиюминутную явь.
Здесь мне нет дела до порядка и меры. Меня всецело захватывает необузданное своеволие природы и распутство моря.Многие пугаются основательности творчества Альбера Камю, которое в равной степени относится и к литературе, и к философии. Но первое знакомство с этим писателем будет совершенно безболезненным именно через этот рассказ. "Бракосочетние в Типаса" - это трепетная и горячая любовь Камю к родине; его обостренное чувство полноты жизни, которое, увы, было вызвано трагичными событиями, но оттого такое яростное и чрезмерное.
Я знаю, что даже здесь я никогда до конца не сближусь с миром. Мне нужно раздеться донага и в море, растворить в нем пропитавшие меня земные запахи и своим телом сомкнуть объятия, о которых издавна, прильнув устами к устам, вздыхают земля и море.631,7K
Аноним2 августа 2021 г.Согласуя свое дыхание с бурными вздохами мира...
Читать далееТипаса, под синим, без отбелей небом, с морем, закованным в серебристые доспехи, с терпким, до першения в горле, запахом полыни и руинами, теряющими полировку и растворяющимися в природе - место обитания богов. Здесь от земли к солнцу поднимается крепкий хмель, а скалы целуются с морем взасос..
Здесь никто не ищет поучений, наполненных горькой философией. Здесь важно только солнце, поцелуи и дикие запахи. И тебе нет дела до порядка и меры, и лишь необузданное своеволие природы и распутство моря захватывает тебя.Средиземноморский дух, дух связанный с языческой античностью парит над руинами, заставляя чувствовать себя "варваром", отвергающим "мертвую цивилизацию". Сине-желтый пейзаж, олицетворяющий счастье...
Поднимаясь на склоны Шенуа, ощущаешь умиротворение, душевную цельность и полноту.
Здесь пальцами раздавливаешь почку мастикового дерева и раздевшись догола бросаешься в объятия моря. Здесь каждая косточка чувствует приятную тяжесть усталости после купания. Здесь понимаешь избранничество в праве безмерной любви. Здесь терпеливо учишься жить.Простые радости жизни для человека, который ищет примирения со смертью.
И полутемный зал кафе, и море за окном, и пыльная дорога. И сок сладкого , воистину божественного, персика. И свежая прохлада под полотняной одеждой.
Не бессмертие, но счастье жизни и возможность счастливой смерти...58627
Цитаты
Аноним1 января 2016 г.Читать далееНищи те, кто нуждается в мифах. Здесь боги служат руслами, по которым текут дни, или вехами, отмечающими их течение. Описывая пейзаж, я говорю; "Вот это красное, это синее, это зеленое. Это море, горы, цветы". И к чему мне упоминать о Дионисе, чтобы сказать, что я люблю, раздавив пальцами, подносить к носу почки мастикового дерева? И Деметре ли посвящен тот древний гимн, который потом сам собою пришел мне на память: "Счастлив тот из живущих на земле, кто видел это". Видеть, и видеть земное, -- как можно забыть этот завет? Участникам Элевзинских мистерий достаточно было созерцать. Я знаю, что даже здесь я никогда до конца не сближусь с миром. Мне нужно раздеться донага и броситься в море, растворить в нем пропитавшие меня земные запахи и своим телом сомкнуть объятия, о которых издавна, прильнув устами к устам, вздыхают земля и море. Я вхожу в воду, словно в холодную смолу, и у меня перехватывает дыхание; потом ныряю; шумит в ушах, течет из носу, горько во рту, и я плыву -- руки взлетают из воды, блестящие, будто покрытые лаком, и, позлащенные солнцем, сгибаются и опускаются, играя каждым мускулом; вода струится вдоль тела, я с шумом отталкиваюсь ногами, попирая волну, и -- нет предо мной горизонта. На берегу я падаю на песок, вновь обретая тяжесть костей и плоти, и безвольно лежу, одуревший от солнца, изредка поглядывая на свои руки и следя, как с них скатываются капельки воды и там, где кожа высыхает, показываются золотистый пушок и пятнышки соли.
Здесь я понимаю, что такое избранничество: это право безмерно любить. Есть лишь одна любовь в этом' мире. Сжимать в объятиях тело женщины -- то же, что вбирать в себя странную радость, которая с неба нисходит к морю. Сейчас я брошусь наземь и, валяясь по полыни, чтобы пропитаться ее запахом, буду сознавать, что поступаю согласно истинной природе вещей, в силу которой солнце светит, а я когда-нибудь умру. В известном смысле здесь я ставлю на карту свою жизнь, жизнь, согретую теплом, которое излучают камни, полную вздохов моря и стрекота цикад, которые заводят теперь свою песнь. Свежий ветерок, синее небо. Я самозабвенно люблю эту жизнь и хочу безудержно говорить о ней: она внушает мне гордость за мою судьбу -- судьбу человека. Однако мне не раз говорили: тут нечем гордиться. Нет, есть чем: этим солнцем, этим морем, моим сердцем, прыгающим от молодости, моим солоноватым телом и необъятным простором, где в желтых и синих тонах пейзажа сочетаются нежность и величие. Завоевать все это -- вот на что я должен употребить все мои силы и средства. Здесь ничто не мешает мне оставаться самим собой, я ни от чего не отрекаюсь и не надеваю никакой маски: мне достаточно терпеливо учиться жить. Это трудная наука, но она стоит всех формул житейской мудрости.365
Аноним1 января 2016 г.Зачем же мне отрицать радость жизни, если радость жизни для меня не исключает всего остального? Быть счастливым не стыдно. Но ныне король -- глупец, а глупцом я называю того, кто боится наслаждаться жизнью.
269
Подборки с этой книгой

Прочитать
tatianadik
- 689 книг

Классическая
ilarria
- 719 книг

Коротко, но емко (новеллы и рассказы).
Femi
- 57 книг
Зарубежная проза 2019
ilarria
- 294 книги
Классическая проза 2019
ilarria
- 338 книг
Другие издания

























