
Ваша оценкаРецензии
Аноним10 сентября 2022 г.Будущее всегда другое.
Читать далееЭто мое первое знакомство с автором и я решил начать его с новинки. Знакомясь с автором решил немного о нем почитать, и оказывается книгу "Убыр", которая у меня в планах на прочтение, написал тоже он, только под псевдонимом Наиль Измайлов.
Люди из прошлого, попадают в будущее. Сюжет в принципе не нов, но автор смог его немного освежить в своем произведении.
Читая аннотацию, я ожидал немного другого.. Я думал увидеть пионеров из СССР на улицах современного мира, которые познают новые технологии, попадают в какие то юморные ситуации, удивляются всему и узнают новый мир... Но автор повернул ситуацию чуть под другим углом и устроил главным героям такие приключения, которые и врагу не пожелаешь...
В таких книгах всегда интересны чувства и реакции людей попавших в будущее.
Тяжело вернуться из космоса и понять, что никого из твоих близких уже нет в живых, что никто тебя не ждет и никому ты не нужен.
Интересна реакция путешественников из СССР на наш современный мир, вроде бы и куча возмущений и негатива, но в то же время очень много положительных эмоций на те же джинсы, мороженное в ведрах, телефоны и прочее. Они просто не могут определится нравится им современный мир или нет.
У автора получилась классная фантастическая история, которая будет интересна разным поколениям людей."Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока, в прекрасное далеко,
В прекрасное далеко, я начинаю путь."1001K
Аноним22 августа 2022 г."Умирать одиноким огурцом в маринаде вообще бессмысленно. Но я-то не бессмысленный!"
Читать далееШамиль Идиатулин - безусловное моё открытие года. Конечно, мы с ним не сосвем ровесники, но принадлежим к поколению людей, которые сознательное уже детство провели в самой прекрасной стране мира. И поверьте - для детей это было неоспоримое утверждение. Про недостатки, уродства и перегибы знали взрослые, да и то не все. А мы знали, что всегда будет солнце, что все люди - братья, что за нами - правда и огромная сильная страна.
Космический корабль "Пионер" отправляется прямиком к комете Галея. Экипаж - два мальчика и девочка 12-13 лет. Почему дети, ведь задание - не больше, не меньше как спасение мира? Поле корабля непоправимо действует на взрослых, а возможности ждать, пока корабль будет усовершенствован просто нет возможности по времени. Вся первая часть книги - подготовка ребят, скажем так, в детском отряде космонавтов, сам полёт и выполнение задачи. Полетели трое, выбранные из многих: Олег, талантливый картингист в роли пилота, Инна - с гениальной склонностью к механике - бортинженером и Линар - гениальный юный математик, командир корабля. Как сам думал, надо же, первый татарин в космосе и сразу командир))). Достигнув струны, выполнив задание, ребята теряют связь с Землёй.
Космические вихри куда-то выносят скорлупку корабля, и подростки сначала даже впадают в обидки за то, что никто не предупредил, что запуск не настоящий, опять какое-то испытание, потому что оказываются они...в знакомом подвале на территории космодрома. Дальше-больше. Кое-как выбираются и попадают в реальность, вызывающцю у ребят мысли, что на нас напали американцы или, может, китайцы и победили. На самом деле даже трудно себе представить, какими глазами должны смотреть на сегодняшний день советские дети (год приземления экипажа 2021, помимо всего ещё и пандемия).
И вот на мой взгляд, книга писалась именно для того, чтобы показать, какой длинный путь мы прошли за 36 лет, прошедших с года старта "Пионера" - с 1985-ого. Только не факт, что путь лежал в нужную сторону...
Взорвать всех гадов на хрен, отравить и сжечь, чтоб знали, твари, что нельзя бить наших, лишать наших свободы и разрывать наш мир до основания, чтобы на его месте построить универмаг для американской газировки и склад для китайского ширпотреба. Ширпотреб и газировка прикольные, но они приложение к нашему миру и к нашей жизни, а не ее замена.
И в любом случае мир, ради которого несколько человек бьют ногами и дубинками одного, существовать не должен.80957
Аноним5 ноября 2021 г.«Пионерский Армагеддон» или «Назад в будущее по-советски»
Читать далееУвлекательная фантастическая повесть, заимствующая приёмы и ходы многих предшественников. Если известнейший американский фильм «Назад в будущее» упоминается в тексте, то близкий по задумке тоже американский «Армагеддон» (1998год выпуска) с Брюсом Уиллисом в главной роли поневоле начинаешь сопоставлять с данным произведением. Смысл тот же – к Земле приближается гигантский астероид, который через несколько недель погубит человеческую цивилизацию. Быстро находится решение проблемы, и команда под руководством известного спасателя человечества, Брюса Уиллиса, летит навстречу астероиду и … Дальше всем известно.
У Идиатуллина всё гораздо эпичнее. Никто в мире не понимает, какая трагедия ждёт человеческую цивилизацию от очередного приближения (раз в 75-76 лет) кометы Галлея!.. Понимает только несколько учёных из СССР. Тут, конечно, отечественная фантастика. Я бы сказал полный «трэш», знакомый по временам Советского Союза, когда СССР был самым, самым… В общем, только учёные Советского Союза могли знать, весь остальной мир даже не догадывался. Дальше такая фантастика пошла, что старые добрые фотонные космические корабли показались мне безнадёжно устаревшими и не заслуживающими внимания нового поколения читателей. У автора есть возможность использовать теорию струн, поэтому советский гениальный конструктор на букву «К» изобрёл космический корабль, способный двигаться по струне во Вселенной, следовательно, никакие физические законы ему не нужны. Тут мне сразу стало понятно, раз, основная физика уже не применяется в этом произведении, значит, будет «полный абзац», то есть с обычными мерками к книге лучше не подходить. И как в воду глядел…
Лететь в ново изобретённом космическом аппарате могут только 12-13 летние подростки, ещё не сформировавшиеся, так как у взрослых космонавтов при перемещении по «струне» резко стареют различные жизненные органы. Дикий, конечно, допуск в этой книге. Если уж речь идёт о спасении человечества, уверен, что нашлась бы масса опытных советских космонавтов ценой своей жизни готовых пойти на подвиг. Но автору нужны пионеры… Для чего?.. Станет понятно в разворачивающемся повествовании.
Дальше без спойлеров не обойтись, но хочу сказать о главном, с моей точки зрения. Автор использует приём, когда советские пионеры оказываются сразу из 1985 года в 2021, то есть в нашем пандемийном времени. На мой взгляд, достаточно известный метод с давних пор. Это происходило, как правило, с помощью Машины времени. И всегда этот приём срабатывает, чтобы показать, как резко меняется мир за прошедшие годы. Как мне кажется, ни один человек не способен справиться с этим резким скачком без последствий для психики, тем более, детской. Хотя, стоп, это же фантастическое произведение. Поэтому «нормальные» советские пионеры ведут себя, как супергерои. Точнее, как пионеры-герои. Тут у меня большой вопрос к автору – он сам был пионером в 80-е годы прошлого века. По-моему мнению, взгляды подростков подходят скорее для 30-40хх годов, но никак не для годов пышных похорон Генсеков ЦК КПСС, когда не только взрослые понимали, что страна не к коммунизму движется, а скорее скатывается в пропасть.
Ещё большее недоумение вызывает реакция пионеров на современные реалии. Признаться, автор не остановился ни перед чем, чтобы вымазать черной краской нынешнее время. Что только наши современники не делают?!.. И космодромы разрушают… Постойте, не только не разрушили ни один, а построили новый на Дальнем Востоке. И девушек ОМОНовцы на митингах бьют, как фашисты. И продали всё иностранному капиталу. Продолжать можно долго… Только Идиатуллин чересчур однобоко описывает новую жизнь. Поэтому – не верю!..
Стоп, стоп!.. Скептик высказался. Теперь пусть скажет тот, кому понравилось. Замечательная динамичная повесть. Очень живые герои с ярко выраженными характерами. Да, это настоящие пионеры-герои!.. Были такие, поэтому их и отбирали со всего Советского Союза. Следить за развитием их образов исключительно интересно. Отдельные эпизоды произведения заставляют с замиранием сердца следить за развитием сюжета, за бесстрашным поведением настоящих советских пионеров. Эх, если бы побольше таких было… Глядишь, и не развалили бы такую замечательную страну!
"Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет:
Кто весел — тот смеется,
Кто хочет — тот добьется,
Кто ищет — тот всегда найдет!" (Лебедев-Кумач В.)641K
Аноним19 марта 2025 г.Перед лицом своих товарищей торжественно клянусь.
Читать далееДавно я не испытывала такого чувства, когда сожалеешь, что книга закончилась.
Ты понимаешь, что автор всё сказал, точка в правильном месте поставлена. Но ты хочешь, чтобы автор продолжал говорить!
Очень приятно, очень красиво, хочется сказать «вкусно», но тут другое, тут что-то большее. Знаете, забытое чувство, что ты действительно книгу в руках держал, нет пустоты, нет ощущения потраченного времени, а есть понимание, что ты узнал что-то новое, что-то важное, серьёзное. Вот Книги я люблю, и эта — одна из них.Ну, что тут ещё сказать, Шамиль Шаукатович — мастер слова. От этого в книге и нет ничего лишнего, каждое слово — по делу, в нужном месте, с нужной интонацией, для нужного эффекта. Я не могу сказать, насколько он точно написал именно подростков, но могу сказать, что они разительно отличались от «взрослых». Считывалась разница прожитых лет и накопленного опыта, как считывалось, что ребята сильнее морально, да и за плечами у них Страна, а не вот это вот всё. Идеальные, светлые, до последнего пионеры-герои (дай бог здоровья автору за то, что до последнего не забывал, про каких ребят он писал; с другой стороны, если человек действительно Писатель, то как же он такое забудет-то? И если он действительно Книгу пишет, то, конечно же, он героев не сломает, так что всё правильно и ожидаемо).
Не могу сказать, что сюжет нам не знаком, сам автор приводит примеры того, что нам эта история напомнить может. Всё просто — 1985 год. Троих советских школьников — Линара, Инну и Олега — выбирают для участия в секретной космической программе «Пионер». Хотя, конечно, начиналось всё не так, про секретность и слова не было, это уже потом, после того как ребята открыли тайную дверь, оказалось, что миссия у них секретная, да ещё и героическая. Они должны спасти человечество, кратко говоря, дав 3,14*лей комете Галлея, и заодно открыть новую дорогу к звёздам… как бы не совсем к звёздам, то есть и к ним тоже, но там масштаб больше, потому что путешествовать пришлось ребятам не в привычном нам пространстве, а по струне, а там ведь не только пространство вперёд, а ветки, струны и нити. И, пропутешествовав не только к звёздам, но и по времени, ребята вернулись на Землю не в 1985 или хотя бы в 1987, а аж в 2021 год, то есть пролетев 36 лет вперёд. И оказались они там, где их никто не ждёт, их страны больше нет, мир изменился до неузнаваемости, и всё, что для них было важным, больше уже не нужно, ценности поменялись. Но поменялись-то они в мире, а вовсе не у наших героев, отчего и читать интересно, несмотря на то, что не всё происходящее вокруг ребят в нашем времени замечательно.
Мне тут ещё понравилось, что ребят в герои автор взял из мест «неспокойных», где всё было хорошо, а в течение 36 лет стало всё плохо. «Своих» стало просто не найти, даже если они выжили. Как автор отлично показал обиженок, которые даже не понимают, за что им всё это, а ведь пример «за что» был просто шикарный. Разница в мировоззрении героев и обиженок - колоссальная, особенно это заметно, когда разницу объясняют, а в голове обиженки - дыра, в которую влетает и тут же вылетает, — зацепиться-то не за что.Я специально перед «Возвращением "Пионера"» прочитала Анатолия Мошковского — «Заблудившийся звездолёт» , чтобы сравнить, о чём рассказывала советская детская фантастика, чему хотела научить, что показать, как это подавалось, ну и заодно самой себе напомнить ценности того мира, которого нет. Да, конечно, Шамиль Идиатуллин написал книгу совсем не для детей, его история больше для взрослых, но вот идеологически она верная, что мне особенно было важно: чтобы то, что там было и ценилось, сломано не было. Знаете, бывает такое: понимаешь, что автор хороший, но всё равно переживаешь, чтобы он не накосячил) (Это всё потому что стала видеть, как высмеивает собственного читателя автор, а выглядит это очень некрасиво. Всё же зря он так, он же не три рубля, чтобы всем нравиться, а уж тем более чтобы на всё это именно так реагировать).
Мне нравится, что когда я сравниваю книги, они получаются как бы одинаковыми, как будто над Шамилем Идиатуллиным советский автор стоял)))
Основа научная есть? Есть.
Будущее, в котором дети участвуют в настоящем космическом путешествии, есть? Ну, скорее, прошлое — такое будущее мы потеряли, но ведь есть же, есть!
Группа подростков, оказавшихся в необычной космической ситуации, есть? Тут мало того что в необычной космической, тут ещё и в земной смертельной, я бы сказала, так что есть.
Дружба, ответственность, первый опыт самостоятельных решений? Есть, и опять же расширено. Ну так и книга для взрослых, и ребятам уже почти четырнадцать, они старше тех, о ком писал Мошковский, и время у них не такое лёгкое, как в будущем, созданном советским автором. Тут ещё только мечтают о таком будущем, надеются на него.
Испытания, с которыми сталкиваются подростки во время полёта? Ещё как есть! И, наверное, эти испытания, хоть и ответственны, но проще, чем те, что опять же встретились им в нашем времени. Не по их незнанию, а по нашему остервенению. Злые люди, живущие ради сиюминутного удовольствия, да даже не живущие — выживающие, потерявшие свои человеческие лица, хоть маски человека и научились носить, но она с них слезает при любом удобном случае, который обещает выгодку.
Пожалуй, не сходится только одно: у Мошковского — это приключенческая, оптимистичная, ориентированная на юную аудиторию книга, а у Шамиля Идиатуллина — это серьёзная, философская, с элементами ностальгии книга. Но чёрт возьми, он знал, как её написать, чтобы мы верили.Было несколько эмоциональных, хочется даже сказать, настоящих моментов в книге, когда я останавливалась и думала: да как ты так сделал-то?! Первый — это момент "Дождись их". Я сейчас цитату дам, но она отдельно от главы может не показаться правильной:
– Слава, да мне решительно все равно, где и что ты напишешь. Ты, главное, дождись их.
– Вместе дождемся.
Главный кивнул и повторил:
– Ты – дождись.Когда всю главу, да и всё до главы читаешь, вот этот разговор — он как когтями по сердцу. Ты через него и ответственность людей понимаешь, и хрупкость ребят, насколько их жизни маленькие. И понимаешь, что дождаться — это очень трудно, взрослым людям, которые не могут свою жизнь спрогнозировать, не могут везде перинку подложить, трудно. Но надо. Обязательно, жизненно важно — надо. Такой груз через эти строки, сперва радость, что живы герои, а потом груз, что теперь самое важное наступило для тех, кто на Земле остался. А ещё тоска, что Главный не дождётся, желал бы, но…
А второй такой момент — он в самом конце книги. Последняя глава — это вообще что-то жуткое для читателя. Наш мастер слова так мастерски напряжение поднимал, что в какой-то момент я сорвалась и, чтобы не было страшно, стала читать просто по диагонали, чтобы убедиться, что всё будет хорошо, потому что иначе я бы просто истерить начала или книгу бросила. Шамиль Шаукатович, нельзя так с читателями, они так у вас от сердечных приступов умирать будут)
Цитату я прячу от нелюбителей спойлеров под кат, потому что там спойлер)))
– Быстро в корабль! – крикнул я Инне, подбежал к Машовцу, ухватил его под мышки и потащил к двери.
То есть не потащил, а с размаху сел на задницу. Машовец был неподъемным. Я вскочил, примерился и сдернул его с места, потом проволок еще полметра и еще под вопли Олега:
– Ты что делаешь! Полминуты! А ты куда!
И Инна ухватила Машовца за ремень и дернула одновременно со мной, так, что мы вместе с ним отлетели на метр и чуть не упали под булькающий стон капитана. Пускай булькает, зато наизнанку не вывернется, как начал уже выворачиваться Жиров.
И мы проскочили еще метр, а Олег, матерясь, забился в горловине люка, потому что руки у него соскальзывали, но сумел подтянуться и сделать выход силой на две руки, красавец, выскочил – и мы рванули еще раз и два, до двери чуть-чуть, и Олег, грохоча, свалился, весь мокрый и блестящий, на пол и подбежал к нам, и мы рванули три, подняли Машовца и поволокли уже непрерывным движением, как тяжеленный мешок на осеннем выезде всем классом на картошку, и Инна, кажется, плакала, а я рычал от щекотки, бросавшейся от щиколоток к челюстям и через хребет к копчику и ниже, а Олег ругался словами, которых я от него и не слышал никогда, и орал: «Без нас улетит!» – а я бормотал: «А фигли делать» – и распахнул совсем онемевшей и, кажется, светящейся уже от буйных электрических мурашек ладонью дверь, и мы перевалили Машовца через порог, уронили там как могли бережно и дернули обратно, но сперва я проверил, не защемлю ли капитану пятку, захлопывая дверь, и тоже рванул изо всех сил и увидел, что подвал стал черным космосом, в котором далекие звезды, подмигивая, вытягиваются в голубые полоски, похожие на спинки жуков, поворачивающихся ко мне сложенными ножками, и жуков этих огромная, гигантская, необозримая колонна, поток шире Волги, толще кометы, и длина его невообразима, а в самой середке пульсирует багровым светом наш маленький корабль, представляющий собой, оказывается, сердце этого странного бесконечного мира, пульсирует в такт нашим шагам, каждый раз все сильнее и ярче, – и мы успеваем к самой яркой и важной вспышке, почти успеваем, почти успели…Не знаю, получится ли объяснить, но это очень настоящий момент, который всю книгу делает, потому что автор не забывает, что он лучших ребят пишет. Настоящих, тех, кто строить будущее хотел, тех, которых и выбрали за то, что они настоящие. «Без нас улетит!» – а я бормотал: «А фигли делать» – вот это их суть. Да-да, там что-то связанное с нами происходит, от того, что происходит, будет наша жизнь зависеть, но вот этот человек, который сейчас может погибнуть, он важнее, его спасти – важнее. Потому что если его не спасти, то мы станем предателями самих себя.
Все эти приключения, спасения, бомбы, вспышки, полёты – всё это важно, впечатляюще, но настоящее, оно вот такое. Когда выбор ты делаешь не за себя, а за другого. Потому что только так и можно. И сперва до тебя вся глубина отрывка не доходит. Потому что эмоциональная ситуация. А потом, когда эмоция отступает, ты и улыбаешься, и ревёшь – не из-за ребят, а потому что Автор написал Книгу. Иногда простое так сложно объяснить… Ты, наверное, как читатель и не заметил бы, если бы ребята бросили парня и впрыгнули в «Пионер» сразу, как это им позволила ситуация. Новые книги к этому как-то и приучают, и оправдывают, и делают это естественным. И когда вдруг происходит настоящее, правильное настоящее, это не поражает, а скорее удивляет – как ты мог подумать, что предательство естественнее? Ты-то почему решил, что надо действовать не так, как завещали, учили, приводили примеры? И поэтому концовка радует. Потому что она тебя вернула в правильное, она тебе показала наконец-то правильных героев. Очень красиво. От всей книги сразу становится приятно, потому что она не просто приключение – она про правильных людей, про правильные поступки, про правильные ценности и про то, как важно в себе их не растерять.
Спасибо за Книгу, Шамиль Шаукатович.
61332
Аноним5 июня 2025 г.Между 1985 и 2021 - пропасть
Читать далееЯ давно присматривалась к творчеству Шамиля Идиатуллина, правда к другим его произведениям. Но так получилось, что знакомство с автором начала с «Возвращения «Пионера»». Действие романа происходит в двух временных пластах – в 1985 году и в 2021 г.
В 1985 г. три школьника – Линар, Олег и Инна отбираются для космической миссии. Они должны спасти Землю от кометы. Подростки осознают ответственность, мечтают вернуться героями.
И возвращаются. Только вот попадают они в 2021 г. – в незнакомую страну. Прошло 36 лет по земным меркам, а для них все заняло – минуты. Они чужаки. Все другое, непонятное, пугающее. Ждет ли их кто-то? Может, руководители, а может, родственники? Куда идти и что делать?
Условно я бы разделила книгу на три части: подготовка к полету и сам полет, попытка адаптации в первые дни после возвращения, история с ментами (да-да, в данном случае именно с ментами, а не с полицией, которая бережет).
Первые две части мне понравились, от третьей корежило. Не то чтобы такого не могло быть, но все это несколько утрировано и мерзко. Нарочитая игра-манипуляция с эмоциями читателей. Я такое не люблю.
А вот история с письмами родных прошибала меня до слез. Но опять же – отдает манипуляцией слишком явной, чтобы быть красивой.
В итоге общее впечатление вышло двоякое. С одной стороны сама задумка классная. И не так часто авторы, говоря о путешествиях в будущее, пишут об уже знакомом писателю и читателю времени. Это интересно. Это попытка взглянуть на эпоху со стороны тех, кто не прошел путь до нее и не родился уже в ней. И могло бы получится круто, но не получилось. Потому что есть та самая другая сторона – очень оценочная и сильно утрированная.
Думаю, когда-нибудь я все же продолжу знакомство с автором, так как написано в целом талантливо. Но есть предчувствие, что писатель не мой. Впрочем, время покажет.57273
Аноним23 января 2023 г.Кучно пошли!
Читать далееРеплика из заголовка отзыва комментирует совпадение высших оценок для книг жанра НФ — недавней от Амнуэля и этой. Однако между этими романами есть существенное различие. Ибо в последнем случае мы имеем дело с фантастикой многослойной — тут вам и космос, тут вам перемещения во времени и соответственно, попаданчество, тут и социальная фантастика.
А вообще эта книга и по энергетике весьма разнообразная. Если всё начиналось в лучших традициях подростковой фантастики Кира Булычёва, то затем мы попали в плотную атмосферу от Станислава Лема (и других мощных «космических» фантастов), а потом пришли Олег Дивов, Дяченки и прочая могучая кучка современных авторов, а где-то там на заднем плане непоколебимо высились всё это время фигуры братьев Стругацких. Но только упоминания всех этих громких и звонких имён не означают вторичность и заимствования, а просто речь идёт именно о продолжении лучших традиций, о содержательной смысловой загруженности книги Шамиля Идиатуллина, об адресности и нацеленности романа.
А ещё эта книга позволяет разновозрастному читателю новыми широко открытыми глазами увидеть наше нынешнее сегодня, вглядеться в нас самих и задаться вопросами — кто мы, какие мы, что с нами произошло, куда мы живём? И что с нами будет дальше?..
54679
Аноним16 июня 2025 г.Читать далееЧто сказать? Я не люблю фантастику, но эта книга меня по-хорошему потрясла, но и немного прибила.
Сразу же чувствуется, что мы с автором из одного времени и читали-смотрели одни книги и фильмы. Нельзя не заметить, что идеи и образы он брал из "Гостьи из будущего" ("Сто лет тому вперед"), "Большое космическое путешествие", "Москва — Кассиопея", только вот "Прекрасного далеко" в его романе не будет.
И от этого грустно, но так уж получилось, что романтика и мечта о космосе, о лучшей жизни разбилась о суровую реальность.
Книга цепляет с первых же страниц, где мужчина средних лет замечает в аэропорту странного подростка: чересчур серьезного, не зависающего в телефоне и одетого несколько старомодным образом (" будто дедушка упаковывал"). В самолете они оказались рядом. Мужчина попытался разговорить своего напряженного соседа, но так и не узнал того, с кем много лет назад участвовал в отборе за место в детской космической экспедиции...
И это только пролог.
Мне очень понравилась первая часть книги. Ближе к финалу стало совсем уж грустно и жестко, но из песни слова не выкинешь. Это горькая правда. Хоть и больно.
Но роман, тем не менее, чудесный. С удовольствием прослушала.52313
Аноним11 февраля 2023 г.Живи настоящим
Читать далееВообще я собиралась читать фантастику с путешествием во времени, покорением космоса, ностальгией по пионерским временам, светлым идеалам, великим свершениям и т.д. Примерно так всё и происходило, пока пионеры выясняли, в чём суть их тайной миссии и отправлялись в полёт. Но как только они оказались в нашем времени, я начала читать что-то совсем другое.
«1985 год. Троих подростков отбирают для участия в секретной космической программе «Пионер» — и в их руках неожиданно оказывается судьба всего человечества. Вернувшись на Землю, они обнаружат, что оказались в 2021 году — но будущее выглядит совсем не так, как они ожидали. Теперь главная задача бывших пионеров — вернуться к себе домой» – так пишут в аннотации.
Но мне показалось, что главная задача пионеров – решить, возвращаются они или остаются.
Почему?
Потому что за путешествием во времени, спасением Земли от хвоста кометы и опасностями, которые преодолевают пионеры, чтобы вернуться домой, мне видится другое. Вместо фантастических приключений я упорно читаю в «Возвращении «Пионера» о том, что каждому – своё время. Живи здесь и сейчас, а не в прошлом или будущем, потому что именно в этот момент ты используешь весь свой прошлый опыт для того, чтобы создать будущее, которое ты хочешь. Если ты будешь жить прошлым (или мечтать о будущем), отсутствуя в настоящем, кто-то другой за тебя сформирует мир, в котором придётся жить тебе и твоим детям.
Или не жить, тут уж как получится.
Шамиль Идиатуллин, при всём своём чувстве юмора и умении увлечь интригой, не пытается как-то приукрасить или завуалировать подоплёку происходящего. Он даже не слишком заботится о том, чтобы поддержать читателя.
После книги, проревевшись как следует от ощущения собственного бессилия и страха за детей, берёшь себя за шкирку, поднимаешь подсмотренным в детстве у Мюнхгаузена способом, и идёшь жить. Не существовать, молча соглашаясь на всё предложенное и надеясь, что когда-то потом оно всё само выправится, а стиснув зубы оглядываешься в поисках – того, чем именно ты можешь подправить настоящее, и тех, с кем можно встать спина к спине, чтобы защитить всё, что дорого.
Тех самых пионеров, которые вернулись из небытия.
Отважных первопроходцев, верящих в людей и собственную возможность менять мир.
51694
Аноним21 июля 2021 г.Значит первый
Я возьму этот большой мир,Читать далее
Каждый день, каждый его час,
Если что-то я забуду,
Вряд ли звёзды примут насИдиатуллин умеет о подростках так, что интересно и взрослым ("Убыр", "Город Брежнев"). Память у него хорошая - не избирательная, в отличие от той, что у большинства бывших соотечественников: только хорошее о стране, которую мы потеряли или только плохое об империи зла ("Город Брежнев", "СССР").
Остросюжетная проза хорошо удается ("За старшего", "Татарский удар"). В фантастике не новичок ("Эра Водолея", "Тубогач", "Кареглазый Громовик"). Умеет вплести актуальные социально-политические и экологические мотивы в философскую прозу ("Бывшая Ленина") и создать апокалиптическую картину крушения мира (" Последнее время").
Анонс новой книги "Возвращение "Пионера", которая параллельно выходит на Bookmate текстом и в формате аудиосериала обещает все перечисленное в идеальных пропорциях: космическая миссия, отроки во вселенной, соединение многообразия наших взглядов на тогдашнюю жизнь со взглядом оттуда на нас сегодняшних. А еще приключения, большое совместное дело, настоящую дружбу и первую любовь.
Скажу по секрету, удалось в лучшем виде, включая этническую составляющую. с которой Шамиль Идиатуллин неизменно хорош. Глобализация и нивелирование различий своим чередом, а о корнях забывать не след.
"Возвращение "Пионера" это почти по Стругацким: читательское счастье для всех, и никто не уйдет обиженным. Вот разве что не "даром". Но даром, как показывает практика, в итоге выходит дороже
49873
Аноним14 июля 2024 г.Приятная хроноопера о спасении человечества и попаданцах
Читать далееНасколько же разный Идиатуллин от книги к книге! Впрочем, слог узнается каждый раз, но настроение, жанр и то, как распоряжается автор выданными самому себе картами, — это всегда сюрприз романа. Особенно это заметно, если читаешь несколько книг подряд. Я, кстати, это не планировала, но так уж получилось.
Немного о сюжете: 1985 год, комета Галлея вот-вот вновь пролетит мимо Земли и в этот раз практически уничтожит все население планеты. Советские ученые изобретают особый космический корабль, который может успеть долететь до кометы и изменить ее курс, но есть проблема — из-за специфики новой технологии, пользоваться ею могут только дети до гормональной перестройки. Именно поэтому спасать мир придется двенадцатилетним пионерам — Линару, Инне и Олегу. Успешно выполнив задание, ребята возвращаются домой, но... на Земле уже прошло много лет, и советские дети попадают в Россию 2021 года.
Да, я родилась уже не в Советском Союзе, но я прочитала все книги, которые теснились на домашних полках и, как мне кажется, Идиатуллину отлично удалась стилизация под ту самую советскую пионерскую фантастику, с отважными детьми, светлым настоящим и верой в будущее. Из-за этого роман выглядит даже через чур ностальгическим, что может смущать. (Мне ностальгировать не по чему, моим родителям, судя по рассказам, тоже, поэтому я и спокойно сослалась за стилизацию).
Первая часть книги выглядит даже почти детской — из-за самих героев и их конфликтов, из-за довольно простого решения глобальной проблемы, из-за подчеркнуто яркого «хорошего» и «плохого».
Но, когда сюжет переносится в наше настоящее, то рейтинг книги 16+ сразу становится объясним. Пусть главные герои и весьма самостоятельные и рассудительные дети, они попадают в мир взрослых, который не сильно добр хоть к кому-либо. Плюс эпидемия, плюс политическая обстановка, плюс общие настроения общества — не о таком будущем они мечтали. Пожалуй, будущее в глазах Линара, Инны и Олега выглядит даже слишком ужасным, но ведь они советские дети, выросшие под совсем другими лозунгами и с совсем другим мировоззрением.
И мне понравилось. Это совсем небольшая, но любопытная история, с классными яркими главными героями, из-за которых я готова закрыть глаза на некоторые шероховатости, меня зацепившие. Если бы я ничего-ничего другого у автора не читала и судила о нем только по этой книге, я бы все-равно посчитала бы, что он написал хорошую ностальгическую фантастику про попаданцев. (Но в сердечке все равно «До Февраля»)
42393