
Ваша оценкаРецензии
orlangurus2 февраля 2022 г."Твоя мама была очень возвышенной, нежной особой, Луиза, она все время читала романы, а это вредно для мозгов."
Читать далееКниги о войне никогда не бывают лёгкими, как далека бы во времени и пространстве от нас ни была бы эта война. Но французы остаются французами, и без пузырьков шампанского в общей тёмной картине не обходится.
Пьер Леметр умудрился на фоне жуткого исхода беженцев, полной разрухи в системе государственного управления и моментов превращения человека в зверя нарисовать трогательную картины любви, разделившей людей, семьи, судьбы вне всякой привязки к начинающейся войне. Героиня романа Луиза, уже будучи не юной девочкой, узнаёт, что её мать не была так уж безупречна, и где-то в мире существует брат, которого её мама родила от своего любовника... Скажу честно, треть книги я гадала, кто именно из персонажей параллельных линий окажется её братом, и не угадала. Пусть это будет спойлер, но скажу, что мне было жалко, что это не Дезире Миго. Этот персонаж особенный! Этакий Остап Бендер французского разлива ( а судя по послесловию автора, был у него и реальный прототип), который за свою жизнь побывал и в роли лётчика, и учёного, и священника, и сотрудника министерства информации. Последнее место его "работы" изображено так саркастически, что это можно счесть просто абсурдом, и тем не менее здесь тоже есть большая доля правды.
Что знаменательно: героические порывы наиболее свойственны людям с гнильцой, от которых ничего подобного не ждёшь.
Он полюбил Габриэля за отвагу, проявленную на мосту через Трегьер. Холерический темперамент капрала подразумевал способность к подобным поступкам, он все детство противостоял чужой жестокости и был бойцом по натуре, но Габриэль его удивил. Ландраду нравились отчаянные.Читать не то что что не скучно - увлекательно. Точно не последняя книга Леметра в моих планах.
55570
Sonel5551 октября 2021 г.Они сеяли ужас со свирепым весельем хищников, трубя в свои иерихонские трубы и разрушая волю людей и их тела, разрывая барабанные перепонки, вскрывая грудные клетки и размягчая мозг.
Читать далееПриступая к финальной части, даже не подразумевала что она будет о персонаже из первой книги, да ещё и о той про которую забыла написать, хотя не правда, не забыла, просто так подробно описывала события, что решила это опустить.
Так что сначала познакомлю вас с Луизой. После того как Альбер забирает Эдуара из больницы, они переселяются в маленькую комнатушку, которую сдает вдова с десятилетней девочкой. Луиза сразу прониклась к Эдуару, её не пугало его изуродованное лицо и она решила помочь ему и мастерила разные маски, так они и подружились, так он стал для неё важным человеком из детства.Теперь мы видим повзрослевшую прекрасную тридцатилетнюю девушку. Луиза не совсем уверена в себе, хотя бес сомнения очень хороша, у неё куча поклонников. У неё навязчивая идея, она хочет родить ребенка. Луиза живёт этой мыслью постоянно. У неё появляется жених, с которым они встречались 5 лет, но забеременеть так и не удалось, она поставила ему условие, сначала ребёнок потом свадьба. В итоге парень уходит и не возвращается. Луиза чувствует себя неполноценной, её тревожное и болезненное состояние выливается в разгульное поведение, ну вы понимаете 1940 год на дворе, такое поведение недопустимо, она встречается с малознакомыми мужчинами в надежде завести ребёнка.
Луиза работает учителем и подрабатывает в ресторане "Маленькая Богема", хозяин мсье Жюль от нее без ума, он близкий друг её матери и относится к Луизе как к дочери.
Мать Луизы после смерти мужа в 1916 абсолютно закрылась в себе, впала в апатию и просидела возле окна практически до конца жизни, она ушла так же тихо как и жила.В "Маленькую Богему" приходит постоянный клиент доктор Тирьон, он сидит всегда на одном и то же месте и смотрит в окно. Однажды доктор делает странное предложение Луизе, он хочет увидеть её обнажённой за любую сумму, только увидеть и больше ничего. Луиза воспринимает всё в штыки, но из за своего душевного состояния, она окончательно решила что человек она уже опороченный, соглашается и приходит в отель. Раздевшись перед доктором, она наблюдает как он достает пистолет и стреляет себе в голову. Ошарашенная и обнаженная Луиза выбегает из отеля. Естественно происходит допрос, обвинения в проституции, но все обвинения сняты и только неприятная встреча ждала Луизу, с вдовой доктора, которая тоже решила замять этот случай.
Луизу мучает вопрос, почему доктор Тирьон так поступил и она решает найти истину, даже не подразумевая что эта история любви её матери, матери, просидевшей у окна и горюющей по мужу, так казалось Луизе.
Встретившись ещё раз с вдовой и её дочерью, Луиза узнает о романе 40-го доктора и 19-ей Жанны, их роман был запретным, страстным и несчастным, но главное в этой связи родился ребёнок, Жанне сказали что он мёртвый , но мальчик жив и мало того, доктор сначала отказался от него а потом усыновил, так в семействе Тирьон появился Рауль Ландрат.
Жена естественно ненавидела это ребёнка, она всеми способами хотела его сломать и уничтожить, доктор был человеком слабым и подневольным, только одна сводная сестра его любила и защищала, но Рауля не особо это спасло.
"Моральный долг был тут не при чем - она ненавидела Рауля. И могла превратить его жизнь в ад. Только представьте всю меру жестокости мадам Тирьон : усыновив сына своего мужа и горничной, она получила возможность наказать всех. Рауль тоже был жертвой - с ним творили все, что только можно вообразить в страшном сне, желая наказать за появление на свет. "Достаточно печальная история, Луиза на протяжении всей истории читает письма матери к доктору, узнавая какие то подробности и душевной состояние. Так же она решает найти своего брата и рассказать ему правду.
Дальше мы встречаем Габриэля и Рауля, служивших в армии. Они полные противоположности. Габриэль честный и доблестный солдат, чего нельзя сказать о Рауле. Изначально провела аналогию с Праделем из первой части, но узнавая о жизни Рауля и о его детстве, поняла что это совсем не то и что по сути Рауль не такой уже плохой человек, сказывается детство. Рауль занимается темными делишками, барыжит и крадет, что конечно же Габриэлю не по душе, но жизнь так распорядилась, что их пути пересеклись очень тесно. Они пережили атаку, заключение в тюрьму и многое другое, что сблизило молодых людей. Интересная часть истории, как парни притирались к друг другу, пытались понять один другого и вытаскивали из самых сложных ситуаций.
Хотелось бы отметить ещё одного персонажа Дезире Миго, насколько поняла по сноскам и историческим справках, такой человек существовал во время войны. Кем он только не был, хирургом, преподавателем, переводчиком, но больше всего мне понравилась его роль святого отца, просто нечто. Знаете этот персонаж привнёс в книгу живость, юмор, какую то легкость, каждая глава с ним была потрясающей.
Пожалуй не буду перечислять всех оставшихся героев, иначе отзыв мой затянется ещё на долго.
Как вы понимаете об этом цикле могу говорить вечно.Финал. Долгий путь поисков брата, душевных терзаний и множество препятствий предстояло Луизе, она по кусочкам собиралась жизнь матери, да и свою тоже. В каждом главе болела за неё всей душой.
Когда оставались финальные 30 страниц, сердце моё замерло, человек я не романтичный, да и события в книге мало чем смахивают на розовые облачка, думала будет больно. Спасибо тебе огромное, мой дорогой автор, за крепкий сон и спокойствие души. Скажу наверное странную вещь после хорошего финала, но ожидала другого, подсознательно ждала драмы, вот она человеческая натура, всё не так.Как вы понимаете, эта трилогия заняла огромное место в моём сердце. Даже если вы, друзья мои, не собираетесь её читать, мне уже приятно обсуждать книги со всеми, делиться своими впечатления, слушать о ваших. Немного печально прощаться с историями, персонажами, а главное с эмоциями, но всё хорошее когда нибудь заканчивается.
"Твоя мама была очень возвышенной, нежной особой, Луиза, она все время читала романы, а это вредно для мозгов."Содержит спойлеры35583
Githead23 декабря 2025 г.Франция - 1940
Читать далее«Верившие в скорое начало войны давно устали ждать…» пишет Леметр на первых страницах своей третьей книги исторической серии, открытой легендарным романом «До свидания там, наверху…», в котором, соответственно, в самом начале была другая фраза – «Все те, кто думал, что война скоро закончится, уже давно умерли». Только теперь речь идет не о Первой мировой войне, а уже о Второй. При этом, для понимания настроений ожидающих, важно учитывать, что «враг оставался прежним, тот, с которым предстояло схватиться в третий раз за полвека…». Жажда реванша, стремление Германии к мировой гегемонии и безумие фашизма неуклонно тянули мир в кровавую бойню. Полагаю, что гитлеровцы ненавидели и готовили трагическую судьбу всему миру, но еще до начала тотальной войны на уничтожение, Францию им нужно было растоптать показательно и институционально – в качестве мести за поражение в Первой мировой, за унижение германского милитаризма, контрибуции и потерю Эльзаса и Лотарингии. Насколько французы были готовы защищать свою республику, сложно судить, но в 1940г французская армия в результате сорокадневных боевых действий, закончившихся оккупацией страны, потеряла 84 000 человек убитыми и более миллиона пленными. Книга Леметра как раз и посвящена этим дням.
Автор рассказывает нам о форте Майенберг линии Мажино, представляющий собой подземный город для 900 солдат, вооруженный 145-мм пушками. «В ожидании гибели за отечество личный состав форта скучал». Как известно, фашисты не стали штурмовать линию Мажино в лоб, обойдя ее с севера через Арденны, и 1150-тикилометровое фортификационное чудо, с гарнизоном в 220 тысяч человек в итоге капитулировало, так и не выполнив своего предназначения. Между тем, укрепления фортов соединялись между собой подземными туннелями и галереями, бронебашни имели механизмы убирания внутрь, многочисленные артиллерийские и пулемётные казематы имели тщательно просчитанные секторы обстрела, в фортах были помещения для личного состава, склады с 3-месячным запасом продовольствия, снарядов и патронов, установки фильтрации воздуха, электростанции, водопровод, канализация и мн. др. Главные герои романа из форта – это старший сержант Габриель, положительный персонаж, и проныра Рауль Ландрад, чья стихия подлости, снабжение, хищения и спекуляции.
Апрель 1940г. демонстрирует все яркие особенности так называемой «странной войны». Страна как бы воюет, но как бы и нет. Тут мы знакомимся с мэтром Дезире Миго и его способами адвокатуры. «Присяжные с интересом наблюдали за ним, и в их глазах читалось снисходительное сочувствие - совсем как к мальчишкам, ворующим яблоки, или к рогоносцам». Умелый манипулятор и талантливый актер, Дезире выполняет столь любимые Леметром и в других его книгах плутовские функции. В мае начинается немецкое вторжение во Францию. Шапкозакидательство, неразбериха, подъем патриотизма, плавно переходящий в ужас перед нашествием опасного врага. На страницах книги отряд в 200 человек под руководством капитана-резервиста, вчерашнего аптекаря, идет под палящим зноем в сторону фронта. Что их там ожидает, не сложно предположить.
А в это время в Париже: «Уже двое суток в воздухе витала смесь тревоги с облегчением, доверия с помутнением рассудка, до крайности возбуждая толпу». Мэтр Дезире уже не мэтр, а чиновник Министерства пропаганды. Хорошо о цензуре: «-Для чего мы работаем? Во время войны правдивая информация не так важна, как информация ободряющая. Точность и правдивость не имеют значения, наша задача на порядок выше, мы отвечаем за душевный покой французов». Тут Дезире находит себя, ободряя французов с редкостных вдохновением: «Мы побеждаем! Французские части перешли в контрнаступление вместе с союзниками, сея панику и растерянность в рядах тевтонцев».
Заметную роль играет в книге персонаж по имени Фернан – жандарм, человек долга и чести, скрупулезно исполняющий свои обязанности, впрочем, до какого-то момента исполняющий. Метаморфоза, произошедшая с ним, отражает в целом судьбу государства, власти, денег в хаосе военного поражения. История с мешком денег из государственного казначейства интригует в большей степени потому, что Фернан вызывает симпатию и уважение, заставляя с интересом наблюдать, как он пытается быть справедливым в условиях, когда чувство самосохранения подталкивает к реализации принципа «каждый сам за себя». Сможет ли он остаться человеком в этом безжалостном потоке смертельной жестокости?
Суровым образом рисуется автором картина полного разгрома французской армии. Дороги заполнены потоками беженцев. Два дезертира - Габриэль и Рауль, товарищи по несчастью и, одновременно, - враги – стараются убраться подальше от фронта. «Есть разница, малыш. Гражданские бегут, военные отступают, улавливаешь?». Паника, непонимание, массовая гибель людей, пробки на дорогах, отчаяние – Франция терпит поражение. «Взгляды всех и каждого обратились на север страны, где французы вместе с союзниками отступали под напором немцев, не в силах осознать успеха врага в Арденнах и скорости его продвижения. Немцы шли вперед, сметая на своем пути храбрую и неколебимую, но трагически плохо подготовленную к такому походу армию».
Параллельно всем событиям, другой важнейший персонаж - Луиза Бельмонт (маленькая девочка из «До свидания там, наверху» выросла и стала уже очень взрослой красавицей, «молодость растаяла как мороженое») - официантка/учительница с кучей проблем - чувством вины перед ушедшей из жизни матерью, поисками предназначения и чувством одиночества, - попадает в скандальную историю (при страннейших обстоятельствах она оказалась на улице в чем мать родила), где ее обвиняют в неподобающем проведении, а ее контрагента и вовсе придется хоронить. Скандал явится отправной точкой для попытки Луизы разобраться в прошлом своей семьи и расследование, описанное на манер «Долгого прощания», напоминает читателю о некотором стилистическом сходстве писательской манеры Леметра и классика детективного жанра Жапризо.
Даже рассказывая об ужасах проигранной войны, автор продолжает жечь сарказмом, как хорошо умеет: «Уже несколько недель ситуация на фронте лишь частично подчинялась взглядам Генерального штаба на войну…» На страницах книги далее мы увидим массовое бегство населения на юг, атаку немецких самолетов на колонну беженцев, логистически сложнейший перевод заключенных из тюрьмы в лагерь, а также свое место займут мелодраматическая линия, любовные письма из прошлого, семейная тайна, обретение потерянного родственника. Еще мы узнаем об Экуменическом Лагере теперь уже отца Дезире и о Божьем грузовике, приключениях двух товарищей и собаки, злоключениях на дорогах войны красавицы Луизы и трех младенцев (не ее детей), причем двое из них близнецы. Итогом могу обещать всеобщий катарсис в моменте.
Вывод: «хорошо»! Твердая четверка. Мастерски написанный роман замечательного французского автора, продолжение историко-плутовского повествования о судьбах Франции во время и между двумя мировыми войнами. Интересно, будет ли Леметр дальше двигаться в этом направлении: битва за Алжир, Париж 1968 года?
1654
ELiashkovich2 октября 2025 г.Читать далееЗаключительный том трилогии, как обычно и бывает, получился самым слабым. Если "До свидания там, наверху" — это шедевр, обязательный к прочтению, а "Горизонт в огне" — сильная книга, которую тоже лучше не пропускать, то "Зеркало наших печалей" — откровенно проходной роман, не выдерживающий никакого сравнения с предыдущими частями.
Мои основные претензии:
- Чрезмерная мелодраматичность. Если в "До свидания там, наверху" любовных линий как таковых и нет, то здесь двигателем сюжета является неправдоподобно сопливая история о том, как ОН всю жизнь ждал ЕЁ и двадцать лет обедал в ресторанчике с видом на ЕЁ окно, а другой ОН смотрел на все это и вздыхал, тоже мечтая о НЕЙ. Прямо очень плохо;
- Странные и не очень симпатичные герои, которые, во-первых, не особо цепляют (так до конца книги ни с кем и не солидаризировался), во-вторых, совершают какие-то дикие и непоследовательные поступки. Зачем вроде как обеспеченной Луизе раздеваться перед стариком? Зачем ей искать Рауля? Зачем обаятельному прохвосту Дезире превращаться в какого-то святого? Как стабильного и не склонного к витаниям в облаках Фернана посетила мысль украсть денег на поездку в Персию? В общем, много непонятного, а усугубляется это наличием у половины героев каких-то странных фобий и навязчивых идей (Луиза тут чемпион, конечно);
- Очень мало истории. Да, фоном тут Разгром и Исход 1940 года, но именно что фоном. Если в первом и втором томе было много каких-то характерных деталек и любопытных фактов, то тут на первом месте мелодрама, а история где-то совсем в стороне;
- Дезире Миго. Это какая-то катастрофа, а не персонаж, люпеновщина в чистом виде. Мы так и не поймем кто он, откуда он, зачем он, чего он хочет и как он проворачивает свои делишки, но при этом на него завязана половина сюжета.
Да, я понимаю, что автор тут очень хотел показать, что "человек текуч" и что в определенных условиях подонок может становиться святым, а вроде как положительная личность превращаться в ничтожество. Но, право, все это можно было показать куда изящнее. Здесь же роялей столько, что кустов не хватает.
Хорошая новость в том, что книга вполне автономна и с первыми томами связана очень условно (Луиза — это повзрослевшая девочка, помогавшая в первой книге делать маски Эдуару Перикуру). Соответственно, фанатам первых частей смело можно третий том игнорировать, а фанатам мелодрам, напротив, можно читать "Зеркало..." как отдельное произведение.
Я фанатом мелодрам, как вы поняли, не являюсь. Поэтому 3/5.
15194
EmeruPurpureal21 февраля 2022 г.Ласковая грусть
Это было прекрасно!
Одна из тех книг, в которой хочется насытиться каждой строчкой.
В ней есть всё, но всего в меру.
Авантюризм без картинности, любовь без узоров с завитушками, храбрость без бравады.
Такие разные и "человеческие" герои.
Доброта, которой уже так не хватает.
Прочла последнюю страницу, поняла что улыбаюсь и грущу одновременно.
Послевкусием на душе осталось облачко ласковой грусти...13378
Kassiopeya7629 января 2022 г.Читать далееЭта часть получилась не такой увлекательной как предыдущая, хотя мастерство автора проглядывает в каждой строчке. Луиза, которая по стечению обстоятельств и в поисках неожиданно найденного брата, оказывается на дорогах Франции среди сотен беженцев, пытающихся бежать от немцев. Что порадовало, автор без прикрас и купюр показал, что творилось в то смутное и тревожное время, когда на Францию напали нацисты - дезертирство среди французских солдат и в тоже время благородство. Война — это время когда проявляются худшие и лучшие качества человека. Кто-то готов отдать последнее, а некоторые наоборот — отобрать. Герои получились не шаблонными, реальными и порой непонятными, что уж тут говорить. Кто-то понравился, кто-то вызвал неприязнь. Хотелось бы побольше Дезире Миго, очень колоритный персонаж, и что немаловажно — реальный. Он примерял на себя разные амплуа — преподавателя, хирурга, а в данном романе — священнослужителя. Финал романа вышел не таким драматическим, как я ожидала и это тоже порадовало. В общем и целом, произведение хорошее и достойное. Оценка 4
10276
Mythago30 апреля 2023 г.Читать далее«Зеркало наших печалей» - завершение условной трилогии Пьера Леметра, начатой романом «До свиданья там, наверху» и продолженной «Горизонтом в огне». Цикл очень условный, можно читать как отдельные книги. Персонажи сменяются, исторические события идут своим чередом.
Третий роман получился на удивление оптимистичным и добрым, учитывая, что действие разворачивается весной и летом 1940 года, когда во Францию пришли немцы (боши, как называют их герои книги).
В этой истории много героев. Два солдата, которые враждовали на службе, но стремительное падение французского форта на линии Мажино, сделало их соучастниками и товарищами. Парижский жандарм, превратившийся в тюремного надзирателя и сказочного богача. Учительница и официантка Луиза Бельмонт в поисках брата, о котором она узнала только сейчас, когда ей уже тридцать лет, и родителей давно нет в живых. И мой любимчик авантюрист, способный убедительно притворятся летчиком, хирургом, политическим обозревателем или священником, и, самое главное, вовремя сбежать, когда приближается разоблачение.
Персонажи переживают свои приключения на фоне бомбежек, наступления немецких танков, разрушений и неразберихи, принесённой войной. Плохо организованное сопротивление было сметено немцами в мгновение ока. Дороги заполнили беженцы. Не достаёт всего: транспорта, еды, воды, укрытия, места для ночлега и медицинской помощи. Все главные герои барахтаются в этом потоке, уносящем их от мирной жизни в неопределённость и тяжёлые времена.
Пьер Леметр пишет замечательно. На мой вкус перебарщивает с силой страстей, семейными чувствами, сентиментальностью и сверхспособностями некоторых авантюристов. Но я списываю преувеличения на французскую романтичность и темперамент. Читать всё равно интересно. Прекрасны и персонажи, и исторический фон, и неправдоподобный процент выживания среди главных героев.
8551
Ninlil26 июля 2022 г.И в печали, и в радости (с)
Читать далееЗаключительная часть трилогии "До свидания там, наверху" мне понравилась также, как первые две. Война - самое ужасное, что может случится в жизни обычных людей. И главное надо оставаться человеком, будь ты обычный гражданский или же военный. Будьте людьми!
Молодая женщина Луиза, да-да, там самая девочка Луиза, которая помогала двум друзьям - Эдуарду Перикура и Альберу Майяру из первой части трилогии. Теперь уже, женщина, она узнает тайное прошлое своей матери. Как интересно прописан процесс принятия истории неизвестной жизни близкого человека: от презрения до понимания.
Еще два интересных персонажа-антипода Габриэль и Рауль, военные, которых бросили на амбразуру. Автору удалось показать плавное развитие характеров героев. Сопереживаешь и негодуешь одновременно.
Но мое сердце осталось у Дезире Миго. Живой, с искрометным юмором. Иногда поражаешься как можно оставаться жизнерадостным человеком, при том, что творилось вокруг. Персонаж списан с реально существующего человека по документальным хроникам. Человек без прошлого и будущего. Он менял профессии, как актер роли - и преподаватель, и переводчик, и врач, и даже священник. Но все это у него получалось так хорошо, как будто он всю жизнь одним и тем же занимался.
И конечно у нас же французы, а значит все приправлено вином, обложено сыром и покрыто курасанами. И не важно, война идет или мир. avec plaisir....
5499
lenay1 августа 2022 г.Читать далееЗаключительная книга трилогии не понравилась мне примерно так же, как и вторая (автору стоило остановиться после первой книги, ну или мне стоило остановиться и не читать вторую и третью).
Каша из героев и сюжетных линий; вторичность; неправдоподобные персонажи, совершающие нелогичные поступки; длинные и занудные описания там, где они совершенно не нужны.
Короче, если вы хотите прочитать что-то об оккупации Франции и бегстве из Парижа, то есть книги намного лучше. А если вам интересна судьба Луизы из первой книги трилогии, то просто загляните в конец третьей.3246
nastya1410866 января 2024 г.Читать далееРоман охватывает апрель – июнь 1940 г.: за это время «странная» война, которая шла «где-то там», вторглась в жизнь каждого француза. Официальная пропаганда при помощи «самозванца» Дезире утверждала, что солдаты успешно держат оборону, когда враг уже на пороге, а парижане видели беженцев на вокзалах.
Главная героиня Луиза неожиданно узнала тайну своей покойной матери. Я понимала, что герои романа должны быть связаны между собой, и вот ниточка. Брата Луизы не угадала. Откуда в людях столько злости – кем надо быть, чтобы мстить ребёнку? Как можно быть таким слабаком, чтобы это позволять?.. Луиза женщина своеобразная, одни её маниакальные попытки забеременеть чего стоят. Поэтому я почти не удивилась, когда она отправилась на поиски брата по погрузившимся в панику дорогам.
Немецкая армия неожиданно прошла, где не ждали, и французы, уставшие от ожидания войны, побежали. Я думала, что Леметр смешает с грязью «бравых военных», но эта книга не такая «злая», как предыдущие. Отдав должное храбрости, автор отметил плохое вооружение, неверные карты, самоустранившийся Генштаб – что-то неизменно под луной. Кто-то отступил с честью, попытавшись выполнить приказ и удержать мост. После чего сослуживцы, честный, спокойный Габриэль и отчаянный прохиндей Рауль, попали в переплёт. Какая нужна малость, чтобы из героев стать дезертирами, мародёрами и заключёнными!
Моим любимым героем стал жандарм Фернан. Который и в военном хаосе остался честным, справедливым и добрым. Многие ли потратят «реквизированные общественные» деньги, чтобы накормить заключённых? Многие ли в неразберихе приказов выполнят нужное распоряжение малой кровью?
Концовка немного сказочная. Все дороги привели в лагерь беженцев смешливого и умеющего убеждать отца Дезире, которого нуждающимся «сам Господь послал».2242