Рецензия на книгу
Зеркало наших печалей
Пьер Леметр
Githead23 декабря 2025 г.Франция - 1940
«Верившие в скорое начало войны давно устали ждать…» пишет Леметр на первых страницах своей третьей книги исторической серии, открытой легендарным романом «До свидания там, наверху…», в котором, соответственно, в самом начале была другая фраза – «Все те, кто думал, что война скоро закончится, уже давно умерли». Только теперь речь идет не о Первой мировой войне, а уже о Второй. При этом, для понимания настроений ожидающих, важно учитывать, что «враг оставался прежним, тот, с которым предстояло схватиться в третий раз за полвека…». Жажда реванша, стремление Германии к мировой гегемонии и безумие фашизма неуклонно тянули мир в кровавую бойню. Полагаю, что гитлеровцы ненавидели и готовили трагическую судьбу всему миру, но еще до начала тотальной войны на уничтожение, Францию им нужно было растоптать показательно и институционально – в качестве мести за поражение в Первой мировой, за унижение германского милитаризма, контрибуции и потерю Эльзаса и Лотарингии. Насколько французы были готовы защищать свою республику, сложно судить, но в 1940г французская армия в результате сорокадневных боевых действий, закончившихся оккупацией страны, потеряла 84 000 человек убитыми и более миллиона пленными. Книга Леметра как раз и посвящена этим дням.
Автор рассказывает нам о форте Майенберг линии Мажино, представляющий собой подземный город для 900 солдат, вооруженный 145-мм пушками. «В ожидании гибели за отечество личный состав форта скучал». Как известно, фашисты не стали штурмовать линию Мажино в лоб, обойдя ее с севера через Арденны, и 1150-тикилометровое фортификационное чудо, с гарнизоном в 220 тысяч человек в итоге капитулировало, так и не выполнив своего предназначения. Между тем, укрепления фортов соединялись между собой подземными туннелями и галереями, бронебашни имели механизмы убирания внутрь, многочисленные артиллерийские и пулемётные казематы имели тщательно просчитанные секторы обстрела, в фортах были помещения для личного состава, склады с 3-месячным запасом продовольствия, снарядов и патронов, установки фильтрации воздуха, электростанции, водопровод, канализация и мн. др. Главные герои романа из форта – это старший сержант Габриель, положительный персонаж, и проныра Рауль Ландрад, чья стихия подлости, снабжение, хищения и спекуляции.
Апрель 1940г. демонстрирует все яркие особенности так называемой «странной войны». Страна как бы воюет, но как бы и нет. Тут мы знакомимся с мэтром Дезире Миго и его способами адвокатуры. «Присяжные с интересом наблюдали за ним, и в их глазах читалось снисходительное сочувствие - совсем как к мальчишкам, ворующим яблоки, или к рогоносцам». Умелый манипулятор и талантливый актер, Дезире выполняет столь любимые Леметром и в других его книгах плутовские функции. В мае начинается немецкое вторжение во Францию. Шапкозакидательство, неразбериха, подъем патриотизма, плавно переходящий в ужас перед нашествием опасного врага. На страницах книги отряд в 200 человек под руководством капитана-резервиста, вчерашнего аптекаря, идет под палящим зноем в сторону фронта. Что их там ожидает, не сложно предположить.
А в это время в Париже: «Уже двое суток в воздухе витала смесь тревоги с облегчением, доверия с помутнением рассудка, до крайности возбуждая толпу». Мэтр Дезире уже не мэтр, а чиновник Министерства пропаганды. Хорошо о цензуре: «-Для чего мы работаем? Во время войны правдивая информация не так важна, как информация ободряющая. Точность и правдивость не имеют значения, наша задача на порядок выше, мы отвечаем за душевный покой французов». Тут Дезире находит себя, ободряя французов с редкостных вдохновением: «Мы побеждаем! Французские части перешли в контрнаступление вместе с союзниками, сея панику и растерянность в рядах тевтонцев».
Заметную роль играет в книге персонаж по имени Фернан – жандарм, человек долга и чести, скрупулезно исполняющий свои обязанности, впрочем, до какого-то момента исполняющий. Метаморфоза, произошедшая с ним, отражает в целом судьбу государства, власти, денег в хаосе военного поражения. История с мешком денег из государственного казначейства интригует в большей степени потому, что Фернан вызывает симпатию и уважение, заставляя с интересом наблюдать, как он пытается быть справедливым в условиях, когда чувство самосохранения подталкивает к реализации принципа «каждый сам за себя». Сможет ли он остаться человеком в этом безжалостном потоке смертельной жестокости?
Суровым образом рисуется автором картина полного разгрома французской армии. Дороги заполнены потоками беженцев. Два дезертира - Габриэль и Рауль, товарищи по несчастью и, одновременно, - враги – стараются убраться подальше от фронта. «Есть разница, малыш. Гражданские бегут, военные отступают, улавливаешь?». Паника, непонимание, массовая гибель людей, пробки на дорогах, отчаяние – Франция терпит поражение. «Взгляды всех и каждого обратились на север страны, где французы вместе с союзниками отступали под напором немцев, не в силах осознать успеха врага в Арденнах и скорости его продвижения. Немцы шли вперед, сметая на своем пути храбрую и неколебимую, но трагически плохо подготовленную к такому походу армию».
Параллельно всем событиям, другой важнейший персонаж - Луиза Бельмонт (маленькая девочка из «До свидания там, наверху» выросла и стала уже очень взрослой красавицей, «молодость растаяла как мороженое») - официантка/учительница с кучей проблем - чувством вины перед ушедшей из жизни матерью, поисками предназначения и чувством одиночества, - попадает в скандальную историю (при страннейших обстоятельствах она оказалась на улице в чем мать родила), где ее обвиняют в неподобающем проведении, а ее контрагента и вовсе придется хоронить. Скандал явится отправной точкой для попытки Луизы разобраться в прошлом своей семьи и расследование, описанное на манер «Долгого прощания», напоминает читателю о некотором стилистическом сходстве писательской манеры Леметра и классика детективного жанра Жапризо.
Даже рассказывая об ужасах проигранной войны, автор продолжает жечь сарказмом, как хорошо умеет: «Уже несколько недель ситуация на фронте лишь частично подчинялась взглядам Генерального штаба на войну…» На страницах книги далее мы увидим массовое бегство населения на юг, атаку немецких самолетов на колонну беженцев, логистически сложнейший перевод заключенных из тюрьмы в лагерь, а также свое место займут мелодраматическая линия, любовные письма из прошлого, семейная тайна, обретение потерянного родственника. Еще мы узнаем об Экуменическом Лагере теперь уже отца Дезире и о Божьем грузовике, приключениях двух товарищей и собаки, злоключениях на дорогах войны красавицы Луизы и трех младенцев (не ее детей), причем двое из них близнецы. Итогом могу обещать всеобщий катарсис в моменте.
Вывод: «хорошо»! Твердая четверка. Мастерски написанный роман замечательного французского автора, продолжение историко-плутовского повествования о судьбах Франции во время и между двумя мировыми войнами. Интересно, будет ли Леметр дальше двигаться в этом направлении: битва за Алжир, Париж 1968 года?
1654