Рецензия на книгу
Зеркало наших печалей
Пьер Леметр
ELiashkovich2 октября 2025 г.Заключительный том трилогии, как обычно и бывает, получился самым слабым. Если "До свидания там, наверху" — это шедевр, обязательный к прочтению, а "Горизонт в огне" — сильная книга, которую тоже лучше не пропускать, то "Зеркало наших печалей" — откровенно проходной роман, не выдерживающий никакого сравнения с предыдущими частями.
Мои основные претензии:
- Чрезмерная мелодраматичность. Если в "До свидания там, наверху" любовных линий как таковых и нет, то здесь двигателем сюжета является неправдоподобно сопливая история о том, как ОН всю жизнь ждал ЕЁ и двадцать лет обедал в ресторанчике с видом на ЕЁ окно, а другой ОН смотрел на все это и вздыхал, тоже мечтая о НЕЙ. Прямо очень плохо;
- Странные и не очень симпатичные герои, которые, во-первых, не особо цепляют (так до конца книги ни с кем и не солидаризировался), во-вторых, совершают какие-то дикие и непоследовательные поступки. Зачем вроде как обеспеченной Луизе раздеваться перед стариком? Зачем ей искать Рауля? Зачем обаятельному прохвосту Дезире превращаться в какого-то святого? Как стабильного и не склонного к витаниям в облаках Фернана посетила мысль украсть денег на поездку в Персию? В общем, много непонятного, а усугубляется это наличием у половины героев каких-то странных фобий и навязчивых идей (Луиза тут чемпион, конечно);
- Очень мало истории. Да, фоном тут Разгром и Исход 1940 года, но именно что фоном. Если в первом и втором томе было много каких-то характерных деталек и любопытных фактов, то тут на первом месте мелодрама, а история где-то совсем в стороне;
- Дезире Миго. Это какая-то катастрофа, а не персонаж, люпеновщина в чистом виде. Мы так и не поймем кто он, откуда он, зачем он, чего он хочет и как он проворачивает свои делишки, но при этом на него завязана половина сюжета.
Да, я понимаю, что автор тут очень хотел показать, что "человек текуч" и что в определенных условиях подонок может становиться святым, а вроде как положительная личность превращаться в ничтожество. Но, право, все это можно было показать куда изящнее. Здесь же роялей столько, что кустов не хватает.
Хорошая новость в том, что книга вполне автономна и с первыми томами связана очень условно (Луиза — это повзрослевшая девочка, помогавшая в первой книге делать маски Эдуару Перикуру). Соответственно, фанатам первых частей смело можно третий том игнорировать, а фанатам мелодрам, напротив, можно читать "Зеркало..." как отдельное произведение.
Я фанатом мелодрам, как вы поняли, не являюсь. Поэтому 3/5.
15194