
Ваша оценкаРецензии
Аноним22 сентября 2021 г.Истина многослойна, изменчива, для каждого она своя, каждая личная, особая история вырезана из одного и того же увесистого куска времени и плоти.
Читать далееРоман о уже избитой теме расизма, сейчас это главная тема американской литературы. Но что поражает, что написано интересно, занимательно. Повествование начинается с описания быта двух героинь: одна из них это чернокожая рабыня- (не знаю можно ли это словосочетание употреблять в последнее десятилетие), и вторая служащая адвокатской конторы наших дней. Их объединяет связь с живописью, мне с самого начала казалось, что они родственники...
Рассказ о каждой из героинь - затягивает в свой мир, скорее хочется узнать продолжение...
Книга написана простым и живым языком, легко рисующим образы героев, и их жизнь. В романе присутствуют рассуждения о живописи, о любимой (нелюбимой работе), о полусиротстве и т.д.
Мне нужны люди, преданные своему делу. Люди, которые верят в то, что делают. Это большая редкость в нашем мире- эту фразу хочется выделить наиболее, так как в последнее время я её сама повторяю очень часто. Мне кажется, мы живём чужими мыслями, чужими делами и чужими интересами, чужой верой. Мы не верим в то, что мы делаем. Раньше люди делали(и как история показывает) что-то ошибочно, но они верили в то, что делали. А мы сейчас либо ни во что не верим, и ничего не делаем, либо делаем то, во что не верим.
Не скажу, что роман выдающийся, но оставляет приятные впечатления, кроме того, даёт пищу для размышлений, если до этого было прочитано незначительное количество книг на эту больную тему.
86826
Аноним17 марта 2025 г.«...пусть мир поступает по-своему... а я поступаю, как могу...»
Читать далееРабство в США — тема для меня не новая. И эта книга не первая, прочитанная мною в этом году по этому вопросу. Пока больше всего меня впечатлил роман Наташи Бонд «Девушка Индиго». А вот книга Тары Конклин вызвала скорее неоднозначные впечатления.
Хотя изначально роман мне понравился, страницы просто летели с бешенной скоростью, пока я погружалась с головой в судьбы героев. Две временные линии и, по сути, две главные героини: Джозефина — рабыня на одной из плантаций в Вирджинии, а также Каролина — юрист, которой выпало заниматься коллективным иском, связанным с компенсацией за годы рабства.
Автор очень хорошо начала: история о судьбе Джозефины полна скрытых подтекстов, вброшенных как бы случайно фактов, но не дающих полного представления о произошедших событиях, однако догадаться, что произошло, в принципе не трудно. Но попытка вплести тонкую интригу и напустить немного дыма удалась неплохо: две попытки побега, рождение ребёнка и, как оказалось, полная неизвестность о его судьбе, трудный выбор между жалостью к хозяйке и мечтой о свободе.
...но для Лины Джозефина была настоящей, она дышала, думала и бежала. Она бежала в поисках лучшей доли, но так и не нашла ее...История Лины тоже полна семейных загадок и тайн прошлого. Прожив всю жизнь с отцом, о матери она знала только то, что она погибла в автокатастрофе, когда Лина была ещё совсем маленькой. Все эти годы отец отказывался говорить на эту тему, и о матери Лина знала катастрофически мало. Но дело, которым она займётся, затронет не только жизни тех, кто имел отношение к Джозефине, но и её лично. Она наконец-то узнает всю правду о том, что случилось с Грейс. Но вот что ей потом делать с этой правдой... Вот главный вопрос...
По закону жанра в определённый момент две эти линии, две эти судьбы, две эти женщины должны были пересечься, и мне было интересно, каким образом автор это обыграет. Изначально задав такой интересный пласт, постоянно подбрасывая новые факты и открывая завесу над произошедшими событиями, первая часть романа дала хороший задел на увлекательную и интересную историю.
Но преодолев половину, история начала сдуваться, как воздушный шарик. Мне стало казаться, что мы ходим по замкнутому кругу. Повествование потеряло остроту, сюжет как будто размылся, и начало создаваться впечатление, что многое просто написано излишне. Полный эффект дежавю — всё это я уже читала, просто в несколько других словах. И снова пробежала мысль, что часть текста — это буквы просто ради объёма.
Многое было странным и немного нелогичным. Например, отец, который почти с начала книги хотел поговорить с дочерью о её матери и рассказать наконец-то, что скрывал столько лет, в подходящий момент снова отказывается что-либо озвучивать. Коллективный иск, который лёг в основу этой истории, вокруг которого выстраивались все факты и раскрывались тайны прошлого, вдруг оказался не очень нужным. Всё это несколько странно и вызывает лишь лёгкое недоумение.
Я лгал так долго, что это почти кажется правдой, я уже сам начал верить, что это правда.Поэтому интерес к книге, возникший на начальном этапе, к финалу практически исчез. Последние страницы я читала лишь для того, чтобы дочитать. И мне уже было не так любопытно, как сложится судьба Лины. Автор в какой-то момент перекрутил и передержал интригу, и я, как читатель, просто перегорела в ожидании. Выстрой она немного по-другому весь скелет этой истории и сократи ненужное — для меня лично она была бы гораздо ярче и увлекательнее. В таком же виде могу оценить её только как нечто среднее и проходное.
43164
Аноним27 марта 2025 г.Читать далееДжозефину и Каролину разделяет целая пропасть — более ста лет, но как же похожи эти две женщины в своём неудержимом стремлении к самостоятельности, свободе, в борьбе за свои права.
Хотя, наверное, где-то смешно и нелепо сравнивать бесправную черную рабыню и образованного юриста, живущую в свободной стране. Но и сейчас есть за что бороться и чему противостоять, хотя это конечно не идет ни в какое сраснение с жестокостью рабовладельческого строя.
Интересный роман с друмя параллельными линиями. Очень яркие женские образы.
Трагичная судьба Джозефины была предопределена. Насилие, побои, потеря ребенка, попытки убежать —последняя вроде как увенчалась успехом, но...
И даже после смерти её преследовала несправедливость: картины, которые она рисовала, подписаны другим именем и Каролине надо доказать их авторство.
Меня роман захватил, очень понравилось.34212
Аноним5 сентября 2021 г.Читать далееЭтот роман о двух женщинах, которых разделяют годы. Одна из героинь, Джозефина, рабыня и живет на плантации. Ее хозяйка любит рисовать и научила этому и свою служанку. Но Джозефина не может подписывать свои работы, поэтому везде стоят инициалы ее хозяйки. В наше же время, представитель юридической конторы Лина пытается восстановить справедливость и доказать, что многие работы знаменитой художницы принадлежат не ей, а ее рабыне. Кстати, поиски правнуков Джозефины тоже были возложены на плечи Лины, так как ее контора хочет затеять процесс по возмещению денежных средств потомкам бывших рабов, труд которых не оплачивался, а позволял обогащаться их хозяевам.
Повествование ведется в двух временных плоскостях. Проблемы расизма, феминизма, справедливости, самовыражения и переосмысления выдвинуты на передний план. Тема же «подземной дороги», по которой беглые рабы бежали на Север, тоже затрагивается и освещается неплохо, пусть она и не центральная. История поучилась интересной, сюжетные линии переплетаются очень грамотно и увлекательно, и мне понравились обе. Несмотря на то, что «чернокожая» тема и «покаяние белыми за грехи отцов» сейчас в центре внимания всего западного мира и является своеобразным мейнстримом, что порою выходит за рамки разумного, читается роман все же увлекательно и интересно. Мне он понравился. Оценка 4
15523
Аноним7 сентября 2021 г.Comfort me
Читать далее5 из 5 // 10 из 10 ⭐
Одна из самых тяжелых тем для меня - рабство в США. Не из-за ужасов, что творили одни люди с другими (сейчас рабства нет, а ужасы разве закончились?). Вопрос скорее в том, как изрядно достала тема расизма. И ведь его видят даже там, где его нет. Поэтому при упоминании этих тем глаза непроизвольно закатываются и начинается тик. Именно поэтому было немного тревожно браться за роман, центральной темой которого является рабство и частично расизм.
Но к моему огромному облегчению и счастью роман оказался прежде всего о людях. О лживых, добрых, талантливых, мнительных, странных, творческих, открытых, непокорных. Тема расизма и рабства - просто фон, декорации, в которых существуют персонажи. Центром все же является необходимость открытого общения и честности с людьми, особенно близкими. О том, что твое положение определяется не твоими качествами, а ресурсами и цветом кожи. И если во времена рабства белый человек был господином, то сейчас на все минусы закроют глаза, если ты афроамериканец. Полюса изменились. И между строк мы видим, что оба варианта нелепы, жестоки, глупы и неправильны. Наблюдать за историями обеих героинь было очень интересно. Обе потерянные, нуждающиеся в любви, свободе, заботе. Они совершенно разные, но что-то их неуловимо связывает и объединяет. Сюжетные линии переплетаются ненавязчиво и не притянуто за уши. Истории размеренные, со своим правильным темпом и удачной динамикой. Повествование не дает заскучать или утомиться. Сюжет очень кинематографичный, подходящий для оскороносного фильма.
Отдельное наслаждение это язык. Возможно, в нем не найти бесконечное множество метафор, гипербол и других всевозможных изысков, но язык очень приятный и художественный. Многие абзацы хотелось брать в цитаты только из-за невозможного изящества и мягкой красоты описаний, от которых иногда бегали мурашки. Последняя часть книги доводит до легкой дрожи от смешанных чувств.
Этот роман содержит в себе бесконечную надежду на светлое будущее. Не для мира, но для каждого человека, который нуждается в этом. В нем есть крупицы отчаяния и вера, что выбор все же есть всегда. Когда закрываешь книгу, прочитав последние строки, ты остаешься полон светлой грусти. И начинаешь думать о своей жизни больше.
Так много мыслей, которые мне сложно здесь и сейчас перенести на бумагу. Я оставлю их для себя. Быть может, когда вы прочтете роман, вы поймете и то, что осталось при мне. Как знать? Нужно попробовать.12442
Аноним11 мая 2024 г.Читать далееЯ испытываю особый трепет к книгам с мелким шрифтом, предвкушаю гораздо большее количество текста, а значит, надеюсь на мощное содержание.
Но в этой книге всё было не так.
Слишком много и слишком нудно, слишком скучно и слишком неинтересно.
Есть два временных интервала, в них есть Джозефина-17ти летняя рабыня и Каролина-начинающий юрист.
Как можно было так скупо написать истории жизни героев.
Ладно ещё с Каролиной все понятно. Отучилась, работает, живёт с отцом, мать умерла, отец от неё скрывает правду, отношений у неё нет. Скучно.
Но вот как можно было про рабыню написать так мало и тухло, по-другому даже описать не получается.
Рабство - это такой ужасный период в жизни темнокожих, можно было так захватывающе описать всё, но автор будто реноме писала: издевались, били, насиловали, побеги, провалы, боли, грусти, беды, смерти. Прям книгопровал.6191
Аноним20 марта 2024 г.Набор либерастных клише
Читать далееПросто ужасно, раздражает почти каждая страница. Прям целый список нравоучений-"Смотрите, дети, так делать очень плохо!" И пальчиком бы еще погрозили. Абсурдный сюжет-компенсация за рабство! Только в Америке могут придумать такую хрень. Давайте всех засудим за все существующие историчекие несправедливости, войны и битвы. Мать бросила главную героиню-ее мы простим, а то как же без бесящей фразы"Кто я такая, чтобы судить?" Но плантаторов тут же судим. А эти рассуждения героев о рабстве? Все прям такие сознательные и добрые,фу. Еле домучила .
3181
Аноним14 августа 2025 г.Кто-то мешает краски, а кто-то рисует суть
Читать далееКак говорится в песне: кто-то мешает краски, а кто-то рисует суть.
Вот она, задумка произведения. Потому что в этой книге речь не о том, кто держит кисть. А о том, кто имеет право на имя. На память. На признание. Кто вправе сказать: это — моё. О том, чьи руки держат кисть — и чьи имена стирают с полотна истории.
Семнадцатилетняя рабыня Джозефина — трудится в доме белого хозяина на табачной ферме в Вирджинии. Она моет полы, ухаживает за больной женой хозяина, терпит удары и домогательства. Но у неё есть тайна: она рисует. Не просто так — ради утешения, ради выживания души. Её рисунки — это голос, который никто не должен услышать. Она мечтает о побеге, о свободе, о жизни, где её тело будет принадлежать только ей. У неё уже было всё — ребёнок, любовь, надежда. Всё отняли. Осталось только желание жить. И искусство.
Современная Лина — юристка из Нью-Йорка, амбициозная, близкая к художественным кругам. Она работает над беспрецедентным иском и это дает ей повод доказать, что знаменитые картины, приписываемые белой художнице XIX века, на самом деле написаны рабыней. Её дело — не столько юридический вызов, сколько акт возмездия. Попытка вернуть имя той, кого история стёрла.
Джозефину и Лину разделяет более ста лет. Но в их глазах — один и тот же огонь. Одно и то же непокорное «нет». Одна и та же боль от того, что твою жизнь, твоё тело, твоё творчество считают чужой собственностью. Они — не параллельные линии. Они — отражение друг друга. Две женщины, стоящие у разных берегов времени, но смотрящие в одну и ту же пропасть: кто ты, если тебя не видят? Кто ты, если твоё имя заменили чужим?
Наверное, где-то смешно и нелепо сравнивать бесправную черную рабыню и образованную женщину, живущую в свободной стране. Но и сейчас есть за что бороться и чему противостоять женщинам, хотя это, конечно, не идёт ни в какое сравнение с жестокостью рабовладельческого строя. И тем не менее — Лина тоже живёт в мире, где её голос могут проигнорировать, где её амбиции сочтут агрессией, где её идеи могут украсть. История борьбы не закончилась. Она просто изменила форму.
Роман построен на двух временных линиях. Джозефина — трагическая фигура, чья судьба предопределена. Насилие, побои, потеря ребёнка, попытки убежать — последняя, кажется, увенчалась успехом. Но даже после смерти её преследует несправедливость: её картины подписаны другим именем. Её творчество — украли. Её имя — стёрли. Её душа — осталась без признания.
Лина пытается вернуть это имя. Но сама при этом оказывается на грани. Её линия — не только юридическая драма, но и внутренний путь трансформации. Только вот путь этот, к сожалению, не всегда убедителен.
Понравился слог автора — особенно то, как она описывает внешности персонажей и пейзажи. Словно сама художник. Каждый портрет — как набросок углём: чёткий, живой, с характером. Каждый закат, каждая ветка, каждый штрих быта — написан с такой эстетической точностью, что редко встречаешь такое в современных книгах. Автор видит. И заставляет видеть. Прочтите сами:
Лысая голова доктора блестела, как очищенная картофелина, живот выпирал, спина была слегка ссутулена, а слишком короткие ноги выгнуты в коленях, как куриная грудная косточка. Лицо доктора похоже на сморщенное яблоко, высохшее на солнце, кожа местами натянутая, местами обвисшая, карие глаза широко расставлены.
B дверях стояла молодая белая женщина, её глаза были мягкими и карими, как бок лошади.
Он был высок и тонок, как карандаш. В нем чувствовались внимательность и ум, острый, как мастихин Оскара.Но вот сами персонажи — раскрыты не очень хорошо. Ни прикипела я ни к Лине, ни к Джозефине. Джозефина — жертва, и её боль ощущается, но не проникает внутрь. Возможно, потому что её голос — всегда подавленный, сдержанный, как и должно быть в её положении. Но не хватает глубины, не хватает внутреннего мира, выходящего за рамки страдания.
А Лина… Лину я не поняла. Её поступки — не всегда логичны, не всегда этичны. Особенно — момент, когда она целует любовника своей матери. Потому что хотела, чтобы тот, кто хотел её мать, хотел и её тоже. Крайне для меня неприятный момент. Даже если списать на пьяную слабость — это не оправдание. Это характер. А характер Лины в этот момент показался мне не просто сломленным, а искажённым. Как будто автор пыталась показать травму, но сделала это через поступок, который вызывает отторжение, а не сочувствие.
Ещё не понравилось, что Калеб спас только Джозефину. В книге это объясняется — он не мог вытащить другого раба, был риск, время, обстоятельства, да и вовсе не думал о нём, не считал своим долгом, не видел в нём свою цель. Но морально — это тяжело. Очень тяжело. Когда ты читаешь о побеге, ты хочешь, чтобы спаслись все. А когда спасается одна — даже если это главная героиня — остаётся осадок. Не подвиг это, а выбор. И выбор этот — не героический, а вынужденный. Но всё равно — я не одобряю.
Читала последние 20 страниц — и мне стало ясно: историю можно было ужать. 411 страниц — мутили воду. Медленное повествование, длинные описания одного дня в жизни Джозефины — от утра до ночи побега — растянуто ТАК СИЛЬНО, что я всё время ждала оправдания. Хотелось, чтобы каждый штрих, каждая деталь, каждый вздох имели вес. Чтобы это была не просто бытовуха, а символ, метафора, ритуал. Но к финалу оказалось — оправдания нет. Это просто растянуто. И всё.
Вроде и темы автор подняла важные — и рабство, и ущемления, и феминизм, и право на память, и культурное присвоение — всё это здесь. Многое было описано по верхам, будто автор боялась слишком глубоко залезть в рану. В эмоциональном плане эта история оказалась скупой — не хватило... всего. Того, что делает сердце тяжёлым и пульс — неровным. Того, что заставляет отложить книгу и сидеть в темноте, не в силах выговорить вслух: я это пережила. Не как читатель. А как человек. Как женщина. Как свидетель. Чтобы после последней страницы ты не просто закрыла книгу — а осталась с пустотой внутри, с чувством, что часть тебя теперь принадлежит им — Джозефине, Лине, всем, кого стёрли. Чтобы ты не можешь просто встать с кресла и забыть книгу, потому что теперь тебе предстоит жить с этим — с их болью, их молчанием, их правдой.
Итог? Размыт этот ваш итог. Драма вокруг Лины — как будто из пальца высосана. Её личная боль, её конфликты, её выборы — не вызывали напряжения. Я хотела от неё спать. Читала зевая. А ведь это должна быть борьба. Это должно быть пламя. А получился дым — без огня.
Но при этом — нельзя не признать: замысел грандиозен. Тема — острая, необходимая. Идея вернуть имя стёртой женщине — священна.Автор пытается сделать то, что делают немногие: соединить прошлое и настоящее не через аналогию, а через наследие. Через долг памяти.
К концу книги весь замысел и все вопросы зависают в воздухе, как краска, не долетевшая до полотна — витают, дрожат, не оседают. Не потому что автор не довела мысль. А потому что, возможно, некоторые правды нельзя довести до конца.Некоторые раны не заживают. Некоторые имена так и остаются невыговоренными.
Книга не даёт ответов. Зато оставляет след — тонкий, как линия карандаша под слоем краски. Напоминание о том, что за каждой картиной — чья-то жизнь. За каждым именем, стёртым историей, — чья-то борьба. И что иногда справедливость — не победа в суде, не признание, не награда.
Иногда справедливость — это просто попытка.
Попытка вернуть голос.
Попытка назвать имя.
Попытка нарисовать то, что все старались стереть.Даже если краска не долетела — рука, поднявшая кисть, уже совершила чудо, попытавшись.
Содержит спойлеры292
Аноним17 июля 2025 г.Читать далееЭто не первая прочитанная книга, в которой поднимается тема рабства, атмосфера той эпохи печальная, к судьбам людей невозможно остаться равнодушным, поэтому именно драму от этой истории я и ожидала.
Слог у книги лёгкий, главы чередуются попеременно в прошлом (1852 г.) и современности. Линия современности поначалу показалась многообещающей и интригующей, но, как оказалось - нет, линия прошлого была для меня более интересной, и этих глав я ждала, но их оказалось мало, и многое было описано по верхам, в эмоциональном плане эта история оказалась скупой.277
Аноним7 июля 2022 г.Джозефина, Лина
Читать далееКнига мне понравилось, было интересно читать, эта тема о рабстве мне интересна, лёгкий для чтения слог, и тема о рабстве подаётся в переплетении с искусством.Почти в конце я немного была разочарована , ведь их дело отменили, но потом, узнав что вернут честное имя Джозефины, и напишут о ней, я была рада.Прочитав книгу можно подумать и придти к выводу, что были пускай и единицы , но были те кому было жаль, негров, они помогали им сбежать, обрести свободу.Как я сказала ранее книга мне понравилась, но ставлю 4/5, незнаю, мне как-будто чего-то не хватило.Ну я её просто читала, ну скажем так прям книга так сильно не захватывала.В двух словах могу сказать, книгу можно читать, будет интересно, но она для одноразового чтения, я бы эту книгу не перечитывала, просто на один раз.
Содержит спойлеры1302