
Ваша оценкаРецензии
Sandriya30 октября 2020 г.Смерть=Трансформация
Читать далееВ Таро карта Смерти всегда означает окончание, но чаще всего не финал происходящего, а кардинальное его изменение - трансформацию. Трансформация - это переворот с ног на голову, очень болезненный процесс, при котором меняются ценности, личность в целом и вообще восприятие мира с отношением к нему. Обычно воспринимается сие страшное действо исключительно положительно, по крайней мере мной и коллегами психологического либо эзотерического направлений, так как в его ходе затягиваются все полученные от травм шрамы, осознается то, что отрицалось, вытеснялось, рационализировалось и прочие защитномеханизмовые "лоси", принимаются отщепленные фрагменты и отправленные в Тень аспекты - в общем личность наконец приходит к гармонии и балансу, становясь целостной (по-моему, я уже почти в каждой рецензии употребляю это слово).
Джордж Макдональд в "Лилит" демонстрирует нам ровно этот же процесс - сначала в лице женщины, давшей имя произведению, за которой наблюдает в своем путешествии по иному миру главный герой, потом, собственно, в его - начальную стадию мистер Уэйн проходит прямо на наших глазах, совершая сказочные шаги по выполнению определенной задачи (еще Пропп описал алгоритм сказки, по которому видно, что все события и поступки подотчетны явлению изменения персонажа: помощники, принести трофей, победить врага, забраться в тридевятое царство). Вот только Уейна мы оставляем в состоянии "подвешенного" (еще одна карта Таро), когда он зависает в положении ожидающего, Лилит же показывает буквально до деталей весь путь, который очень метафорически в книге, но вполне осязаемо приходится проходить едва ли не каждому человеку. Раскаяние и отпускание - лишь малая толика того, с чем нужно справиться, намного более трудновыполнимую и сложную задачу составляет прохождение этапа отвращения к тому, что из себя составляешь, и принятие всего плохого в том, что творится в жизни, в самом человеке без оценки в негативной окраске (здесь автор несколько напортачил, полностью изгнав Тень и темное, выдав это за спасение души - ну с религией у него в целом в истории перебор, так что звездочку убрала, а внимание акцентировать серьезно не стала). Суть смерти - принять ее как свой безмерный страх, т.е. согласиться с истиной, что ты не вечен, что обязан высшим силам (не долг, за который отрабатываешь, а убирание чувства собственной важности, будто никто не указ, а ты сам пуп земли и вселенной) и все, что есть и чего нет - это ни плохо и ни хорошо, это нормально (как никогда здесь близки восточные веяния мудрости). Такой траснформацию через сон равный смерти нам показывает Макдональд, отправляющий Уейна через зеркало на собственном чердаке в мир, где все совсем иначе, чем понимается, воспринимается, ценится в нашем; показывающий ему женщину, испугавшуюся потери бессмертия (мифы о Кроносе, съедающем своих детей, все из тех же источников берут начало, что и эта история - архетипы и коллективное бессознательное) и перешедшую на темную сторону, а заодно и смерть, позволяющую исправить совершенные ошибки и воскреснуть.
Метафоры этой книги принесут открытым к этому людям инсайт. Даже мне, хотя трансформации в моей жизни и так дело нередкое, а даже любимое (да я адреналинщицей оказалась), пришла в голову абсолютно новая мысль - правда, прямо сейчас совсем из другой оперы, книги фантастического или фэнтезийного склада, вылепленные вычурным и изысканным, будто, языком, написанные для фантазий на тему существ, технологий и пр. элементов выдумки или не несущие прогресса личности героя - чужды и пусты для меня, иногда даже раздражающим пафосом на бессодержательности, а вот те, где суть заключается в развитии души персонажа (и плевать на возможный простенький язык, ошибки в физике, не новаторскую, а вполне реальную фантастическую составляющую), - то, что дает мне пищу для размышлений, а, следовательно, и возможность жить.
...единственный способ несколько приблизиться к понимаю того, где вы, – начинайте чувствовать себя здесь как дома...
Это значит больше, чем вы сейчас можете разглядеть, но не больше того, что вам необходимо знать.
...если бы вы понимали чей-то мир, кроме своего собственного, тот, собственный, вы бы понимали гораздо лучше...
Если бы я тогда знал об этом, я тут же лег бы рядом!
– Я сомневаюсь в этом. Если бы вы были готовы лечь рядом, вы бы узнали его.Вы его не найдете, но этот лес… Вряд ли вы его пропустите. Это место, в котором те, кто не спит, просыпаются по ночам, чтобы сражаться со своими мертвецами и хоронить их.
...число великанов все время остается неизменным? Было время, мне казалось, что это ваши папы и мамы.
Она разразилась веселым смехом, и сказала:
– Нет же, добрый великан, это мы их предки!
Но как только она это произнесла, радость словно умерла в ней и она будто испугалась чего-то.
Я оставил работу, и уставился на нее, сбитый с толку.
– Как так может быть? – воскликнул я.
– Я не могу ответить, я сама не понимаю, – ответила она, – но мы были здесь, а они – нет. Они получаются из нас... //а ведь мы все родом из детей и живем с ними внутри, отрицая//Обнаружив, однако, что я ее люблю и почитаю вместо того, чтобы подчиняться и поклоняться, она пролила свою кровь затем, чтобы освободиться от меня, присоединилась к армии чужих, и вскоре настолько пленила сердце великой Тени, что он сделался ее рабом, подчинился ее воле и сделал ее королевой ада.
– Я мертв? – воскликнул я.
– Да, – ответил он, – и вы будете мертвым до тех пор, пока отказываетесь умереть...Только тот может быть свободным, кто творит свободу; не может любить свободу тот, кто порабощает! Ты сама – раба. Каждую жизнь, каждую волю, каждое сердце, которое ты узнавала, ты пыталась поработить: ты раба каждого из тех, кого ты сделала рабом – ив таком долгу перед ними, что тебе и не понять этого! Позаботься же о собственном спасении...
Здесь не бывает «поздно» или «рано», – возразил он. – Для каждого его настоящее время наступает тогда, когда он впервые ложится спать. Мужчины не слишком быстро возвращаются домой, женщины приходят быстрее...
...ты и не сможешь легко отличать настоящее от поддельного до тех пор, пока не станешь достаточно мертвым; и, уж конечно, когда ты достаточно мертв – то есть вполне жив, ложь никогда не окажется поблизости от тебя...
...став настоящим, ты увидишь настоящую же правду, и сомнения умрут навсегда. И тогда редко у тебя будет появляться возможность поизучать возможности иллюзий...
1081,5K
Delfa7772 июля 2019 г.Красота, у которой нет сердца.
Читать далееУвидишь в библиотеке призрака, оставь его в покое. Не следуй за ним. Даже если он взял вмурованную в дверь книгу. Особенно, если призрак пошел на чердак. Если начать исследовать собственный чердак, может съехать крыша. Ну, или получится пройти через зеркальную дверь в иное измерение. И придется беседовать с вежливым вороном о местах, в которые можно только войти или только выйти. А там недалеко и до момента, когда позабыв свое имя, начнешь задаваться вопросами: "Кто я? Где я? Где мой дом и как туда попасть?" Бедный мистер Уэйн. Только успел вступить в наследство домом и тут такое...
Иногда исследование чердака рождает чудовищ. Явно могильной ориентации. Например, червячки, у которых голова размером с медвежью, с белой гривой на красной шее. И чего их пугаться? На Аракисе куда крупнее и ничего. Почти никто не умер. Седлают и катаются. А мистер Уэйн в ужасе убегает и ждет когда Луна на них посветит и они упадут в отключке.
Иконостас в стиле Босха. Затейливые у автора фантазии. Сплошь символы да аллегории. Понятно, что путь, который проделывает разум одного человека, другому не описать никакими словами. Но автору пытался. Вышло лирично, красиво, но под очень редкое настроение.
И дом - не дом, а сфера семи измерений. И там, где горит очаг, в другом измерении растет дерево. А чтобы жить, нужно умереть. Такие сны видишь наяву, когда слишком много думаешь о смерти. Когда только о ней и думаешь. Когда страдаешь от одиночества. Вот тогда будут являться гигантские могильные черви, жаждущие пожрать еще не умершую тушку. Малютки и великаны, кошки и змеи, живые глаза и мертвые лица, яблоки и спрятанная вода в мире, где не помнят имен и скелеты скандалят.Немного сказки, немного притчи, немного вампирской готики. Много смерти. Затянуто и притянуто за уши. Бессердечную красавицу Лилит перевоспитывали неубедительно. Только пытками и добились результата. Ну что это за методы? Всех по могилкам уложили, но это еще не конец. Начался треш с похоронами отрубленной руки. Уже сам Уэйн согласился на "интересное предложение" и все равно не финал. Книга не заканчивается, пока читатель не согласится, что смерть - это круто. При этом, она временами затягивает. Чувствуется, автор хотел добрую сказку сочинить, что бы сделать мир лучше, светлее и добрее. Отчасти получилось.
984K
TibetanFox4 августа 2014 г.Читать далееГрех мой, душа моя, Ли-лит: кончик языка совершает путь... Тьху, не то! Грех мой, душа моя, Лилит, при виде тебя рука моя совершает путь к лицу, чтобы навеки прилипнуть в неудержимом фейспалме. Вторая рука в этот момент берёт пыльный мешок на тот случай, если я когда-нибудь встречу автора в тёмном переулке. А вот что я сделаю с автором и пыльным мешком — спросите у театра вашей фантазии.
Поначалу мне казалось, что всё прекрасно. Люди мертвы, гробы свежи, краски тусклы, словом, всё как и полагается. А потом глянь-ка, я рассмотрела поближе всю эту мишуру с паутиной, тленом и безысходностью... Всё оказалось дешёвой тайваньской подделкой. Автор так стремится запихнуть в роман побольше символов, что они наползают один на другой, мешают друг дружке, рушат целостную картину да ещё и вопят всё время вызывающе: "Я символ! Я! Я! Разгадай меня!" Нет, конечно, книжка должна иметь власть над читателем, но не такую же пафосную дребедень приводить в качестве движущей силы. В итоге уже где-то после первой трети единственное, что хочется сделать, так это вправить челюсть, выбитую из надлежащего ей места во время особенно мощного зевка. На что похоже? На Сафрона, г-сп-ди прости, с его "Тенью ветра". Там тоже один воняющий химией пластик и лубок вместо декораций и событий.
Хотя изначально идея была неплоха. Все эти "ищи истинного себя на дне могилы" и погружение в дебри подсознания, которые ВНЕЗАПНО переросли в что-то псевдорелигиозное и даже попытались кокетливо приодеться в жанр притчи. В итоге получилось, что автор погнался за слишком большим количеством зайцев. Мясца не добыл, ружьё потерял да ещё и всех читателей, которые жаждали роскошный обед с тушёной зайчатинкой, ввёл в заблуждение.
Слишком пере-, слишком очень, а значит не.
781,5K
sireniti16 декабря 2014 г.Вечное нет смысла мерить
Читать далееОчень трудно написать отзыв на эту книгу. Я и оценить то её не смогла.
Философская притча-сказка о вечном: добре и зле, душевных терзаниях, о жизни и смерти, о вере и неверии, о метаниях человека в поисках истины.
Хотя.. где она, эта истина? Кто скажет с уверенностью? Кто знает? Может мы сейчас спим и видим сон, а когда придёт наше время, проснёмся, чтобы жить уже по-другому.
Может вся наша теперешняя жизнь - сплошная игра, компромисс с Создателем, шанс исправить ошибки? Вот только ещё бы знать, какие.Книгу, написанную в стиле фантасмагории, очень тяжело понять. Это всё равно что объять необъятное, или пытаться ответить на вопрос: «Что было раньше- яйцо или курица".
Автор никого и ничего не оценивает, не пытается навязать своё мнение, не читает нотаций. Просто наталкивает на некоторые мысли, просто ведёт по загадочному лабиринту Жизни в странный дом Смерти. Кажется, что это конец, но нет,только начало.Невероятные предположения, загадочные ассоциации, меткие сравнения, — главный герой ищет свой путь, выполняет своё предназначение, хотя сам толком не знает, в чём оно. Он не вызывает ни жалости, ни восхищения. За ним наблюдаешь.
Есть начало и конец, а между ними грань, отделяющая Жизнь от Смерти, да и та «в лучшем случае обманчива и неопределенна».
Кто может сказать, где кончается одно и начинается другое?Ф/М 2014
23/25411,3K
j_t_a_i21 июня 2012 г.Читать далееТак бывает всегда:если книга плохая,то словесные обороты сами собой приходят на ум,но если книга хорошая и хочется передать свои впечатления,подобрать такие слова,чтобы все почувствовали что это обязательно нужно прочесть,то слова не вовремя затевают с нами игру в прятки.
И я подумал,а зачем кого-то в чём-то убеждать,зачем вообще пытаться составить строгие логические объяснения,которые всё-равно не уйдут дальше пары банальностей? Поэтому я просто попытаюсь рассказать свои мысли и передать эмоции без какой-либо логической последовательности.
1.
«Лилит»-крик души,крик боли и надежды. Редкая грусть и неземная красота-завораживающее сочетание.
2.
В этой книге совершенно иные взгляды,мотивации,мысли,поступки. Они не просто «иные»,они «другие».
3.
Представьте себе комнату,в тот момент когда небо за окном заволочено тучами и крапает дождь , серый сумеречный свет проникает в комнату. Он отражается от стен,от вещей,он проникает отовсюду и впитывает ваши силы и желания,оставляя после себя лишь уныние. Пепельное уныние заходящего дня. В таком состоянии духа,после потери родных, писалась «Лилит».Но не всё так просто. За окном этой комнаты находится пшеничное поле. И где-то на горизонте,на самом горизонте,на его краюшке вдруг пробивается солнце-всё сильнее и сильнее .Его золотистые лучи отражаются от мокрых колосьев восхитительным сиянием. И вы выбегаете из дому,выбегаете им навстречу ибо понимаете-это тот колодец,вода из которого способна вернуть вам всё что было потерянно. Это зовётся надеждой. У пепельной бумаги золотые чернила и за скорбью «Лилит» притаилась весна.
4.
Признаюсь,я долго не мог начать читать-книга казалась мне не интересной и я несколько раз откладывал книгу,но однажды задержавшись в ней подольше-я уже не смог(не захотел) выйти,пока не увидел последнюю страницу.
5.
Атмосфера книги настолько сильна,что запросто переходит границу реальности,а образы,используемые автором-уникальны.
МакДональд повлиял на Льюиса и Толкина,он был наставником и учителем Льюиса Кэрролла,его можно считать «виновником» того,что «Алиса в Стране Чудес» была опубликованна.
6.
«Лилит» будит тоску по тем,кто уже не с нами. Будит желание встречи,надежду на то,что у них всё хорошо.
7.
7.1 Смерть жены и двух детей.
7.2 МакДональд пишет «Лилит»
Умереть для того чтобы жить. Умереть не для Смерти,но для Жизни.
7.3 Джордж МакДональд скончался 18-го сентября 1905.
Надеюсь он встретился с родными и у него всё хорошо.
8.
Почему такого автора предают забвению?
9.
МакДональд талантливый писатель,мастер образов и умелых аллегорий,знаток вопросов духовного характера.
Сплав мифологии,философии и христианского мировоззрения,скреплённые талантом и воображением. Не могу подходить к этому без трепета.
10.
В незапамятные времена Дух Божий носился над водою. Интересно,что значит вода для МакДональда?
11.
Путешествовать в этой истории было для меня честью и удовольствием. Я очень признателен
автору.
12.
К слову,я бы хотел чтобы по этой книге был мультфильм,что-то в стиле «Унесённых призраками» Хаяо Миядзаки,но увы.
13.
И заметьте -без спойлеров.40476
maryia-shebanets3 января 2012 г.Читать далееФлэшмоб 2012, 2\12. Совет seamair . Спасибо!
Немного статистики. Два дня погружения. Два автора, о которых навеяло воспоминания: Кэролл+Вознесенская. Два часа выныривания из книги и возвращения в реальность.
Во что влюбилась сразу: библиотека! Расползающаяся, заполоняющая дом... О да, этот образ никогда не оставит меня равнодушной! Да и главный герой, которому с книгами легче, чем с людьми, - знакомый диагноз. Книги, книгоман, дверь в невероятный мир, который вскоре врывается в его жизнь... Это по мне!
Что дорого в описываемом мире: Кэролловская непоследовательность, неправильность, "сумасшедшесть", особенно вначале. Именно из-за них я страдаю зависимостью от периодического перечитывания "Алисы"...
Посмертие, воскресение, Апокалипсис - описать неописуемое не может никто, но попытаться стоит. Я, по крайней мере, обожаю напоминания, оживляющие их, каждое по-своему. Мне после этого как-то жить интереснее становится, возвращается кусочек утерянного в рутине смысла. Такие вещи всегда тянет перечитать.
Концовка - то, что надо. Можно сказать, признание автором символичности повествования при его несомненной реальности. Возвращение в жизнь для меня на выходе из книги очень полезно, а то всегда нелегко отдышаться. За это автору отдельное спасибо. Хотя все равно я еще наполовину... нет, на две трети с хвостиком - там)))
23228
tatelise21 ноября 2020 г.Читать далееС содроганием пишу об этой книге. К сожалению она не для моего восприятия, я не понимаю, к сожалению такие книги.
Главный герой начитанный человек, весь в мире книг, находит потайную дверь в другой мир. Там он видит библиотекаря, который его убеждает что он и библиотекарь и могильщик, а это одно и то же. Уже это во мне вызывает протест, я не считаю, что книги это мертвый груз. Книги полны жизни, эмоций, судеб.
Метафорические изыскания этого произведения уводят нас к Библии. Но я не нашла линий соприкосновения. Я все вижу в другом свете, в других соотношениях.
Когда начала читать, то слог так увлек, но дальнейшие события все свели на нет. Магический реализм очень сложный жанр, его нужно учиться понимать и принимать. Я же просто не выросла до таких произведений.20620
yulechka_book14 апреля 2021 г.Соприкаясь с древностью.
Читать далееЕсли бы я не знала что это фентези я подумала бы что это философский трактат о жизни , смерти , сознании , рассудке и других метафизических вещах. Это классика настолько древнея что читая её ты как будто держишь свиток и манускрипт. Повествование ведётся в таком уныло поучительном ключе , постоянные реверансы в сторону библии , к тому неверное трактование сути Лилит .Она демон и не как не может быть оборотнем , и где в Библии сказано что она дочь Адама и Евы ? Возможно источник не правильный? В канонических версиях нет вообще упоминания об Лилит. Её образ тут несколько искажен , но спишем это на древность книги.
Герой увы меня немного разочаровал , как и сама книга .171,3K
uxti-tuxti16 января 2013 г.Земную жизнь пройдя до половины,Читать далее
Я очутился в сумрачном лесу...
Книги в которых герои, пройдя сквозь волшебный шкаф/кроличью нору/картину/зеркало, попадают в другой мир всегда будут для меня отдельным жанром вне конкуренции, видимо потому что на возможность такого перемещения я абсурдно продолжаю надеяться.
Путешествие в которое приглашает Макдональд совершенно особое, и хоть и начнется как сказочная фантазия, развившись в мрачную мистерию, окончится философской притчей. По духу эта "предтеча современного фэнтези" оказалась неимоверно близка к бессмертному произведению, начальные строки которого вынесены в эпиграф, так же завораживающе и поэтично, столь же волнующе и глубоко.
Никогда еще потусторонность не была столь пугающей, странная смесь исконной правды и сюрреалистичного вымысла, существа ее населяющие странны, страшны и непостижимы, страдания и горести героев глубоки и неподдельны. Каждый образ здесь - и мысль и чувство; символ, а не вымысел для создания атмосферы. Изощренное сплетение призрачного путешествия, иллюзорной жизни, мнимой смерти и зыбких снов. Читать книгу довольно тяжело, но, позволив ей окутать себя кружевным и изысканным саваном слов остановиться уже невозможно.
... для того, кто когда либо видел хотя бы тень истины, и от нее осталась только надежда на то, что когда-то ему суждено увидеть ее вновь, но он попробует послушаться ее, – тот увидит настоящее, и сама Истина явится ему, и не уклонится от него в сторону, но останется с ним навеки!
И несмотря на печали этого иссушенного горестями мира, это та самая тьма, которая плотнее всего перед рассветом, ведь книга все же необыкновенно светлая и жизнеутверждающая.
Чем больше вы будете жить, тем полнее будет ваша жизнь.
– Но не устану ли я когда нибудь жить изо всех сил? – спросил я. – Что, если мне когда нибудь не хватит сил жить полной жизнью?
– Для этого нужно только желание, а силы у вас будут!... В настоящей жизни нет ничего такого, отчего можно устать. Сама жизнь хранит и образует нас17486
ElenaPolovynka14 декабря 2020 г.Читать далееВпечатления от данного произведения у меня двоякие. Первая часть книги мне очень понравилась и увлекла. Автор сумел меня заинтересовать историей. Она очень атмосферная по-началу.
Но вторая часть читалась с трудом. На мой взгляд, произведение немного затянуто.
Хочу подчернкуть, что книга замечательный материал для психологического анализа. Я не стану описывать выводы, которые я сделала, и инсайты, которые меня посетили. Это дело очень субъективно.
Познавать себя никогда не поздно. Это огромная и важная задача, стоящая перед каждым живым существом.
Начать путь в "свой дом" пришлось и главному герою, любителю почитать и поразмышлять.16586