
Ваша оценкаРецензии
Morra6 декабря 2014 г.Читать далееНе каждая постапокалиптика пробирает так, что ты начинаешь смотреть другими глазами на свой город. Смотреть, анализировать, оценивать свои шансы (прямо скажем, невысокие). Картинка жизни после краха привычного мира с его магазинами, горячей водой и электричеством, выхода из зоны комфорта, "возвращения в пещеры" получилась настолько реалистичной, что у меня аж до сих пор мурашки по позвоночнику при одной мысли о Тридцатке и её обитателях. Насколько всё-таки слаба цивилизация, насколько это верхний, наносной слой, легко счищаемый в кризисных ситуациях, когда верх берут инстинкты и когда цель одна - выжить, потому что если не ты, то тебя.
Моей первой постапокалиптикой стал "Мальвиль" Мерля - там не было особого ужаса, там жизнь "после" выстраивалась просто и гладко, а редкие кризисы разрешались довольно успешно. И по сравнению с жестоким миром "Мародёра", где идёт ежедневная, ежеминутная борьба за выживание, жизнь во французском замке по всем параметрам напоминает пасторальную сказку о счастливом избавлении. Мир "Мародёра" - это сообразить, что всё летит к чертям и начать собирать запасы. Не сойти с ума в первую зиму. Сделать из легко уязвимого дома укреплённую крепость. Найти надёжных людей. И постоянно держать палец на спусковом крючке, а мозг - в режиме бесперебойного анализа ситуации, чтобы всегда быть на шаг впереди. Особенно, если ты одиночка, не желающий ни к кому прибиваться. Эгоизм, сообразительность, умение действовать, навыки владения оружием - вот основа выживания главного героя, да и большинства обитателей дивного нового мира.
Деградация общества, вымирание и появление новых форм организации ("Дома", сидящие в укреплённых зданиях и контролирующие определённый "бизнес"; патроны вместо денег), детали выживания самого Ахмета убедительны и реалистичны. В картинку даже вписывается лёгкий элемент фантастики - раскрытие у героя неких способностей, которые в общем можно свести к обострённой интуиции.
P.S.: улыбнул эпизод с покупкой по бешеной цене книги - когда жизнь устаканилась, людей снова потянуло к искусству.
P.P.S.: ни один рецензент не пропустил тему мата и тюремного жаргона, поэтому я тоже не буду выбиваться из компании и скажу так: мата в книге не то что много, на нём просто все разговаривают, а главный герой ещё и думает. И, знаете, я, более чем интеллигентное создание, не вижу в этом никакой проблемы. Диссонанс скорее возник бы, если бы в такой ситуации люди пользовались языком Пушкина и Тургенева. Хотя с другой стороны, откуда у главного героя, вполне приличного в жизни "до" человека, такой запас экзотических тюремных выражений - это, конечно, непонятно.
795K
Leksi_l11 декабря 2022 г.Мародер. Беркем аль Атоми
Читать далееЦитата:
Простой вопрос: как сделать так, что ни у кого никогда и мысли не возникло, что у тебя можно что‑то отнять? Ответ прост – напугать до усеру, как еще. А как это сделать? Тоже не секрет. Надо на копеечный вызов ответить так, чтоб судьба вопрошающего долго вызывала нервный озноб у желающих вопрос повторить. Еще не умея все это сформулировать, Ахмет прекрасно чувствовал эти простые вещи, и у него хватало ума реагировать соответственноВпечатление:
Ну, что пост ненависти моей. Вот, что должно быть в голове у мужчины, который совет ЭТО прочитать девушке? Честно, я не знаю. Книга года 3 назад была мне рекомендована, как антиутопия (а это я люблю), примерно раза три я начинала ее читать, бросала, но решила, что этот год для книги будет последним. Плюс серия метро, мне чем-то напомнила эту книгу, и я решила-время пришло.Тематика следующая: Запад уничтожает Р (апокалипсис же ж), выживают не все, а видимо самые ушлые. И они же резко становятся другими людьми. Они утрачивают необходимость быть человеком приличным, милым с соседями и тещей. Теряют привычку уступать женщинам с детьми и инвалидам. И начинают убивать, защищая себя и своих близки, зачастую жертвуя ими тоже. И так легко сходит с людей шелуха цивилизации, обнажая первобытные инстинкты, заставляя людей сбиваться в племена, в небольшие стаи.
В книге огромное количество мата, к которому я отношусь спокойно, ну тут он приобретает прямо жестокие грани, и начинает потряхивать. Книгу уже дослушивала в итоге, поражаюсь, ну как можно такое вообще рекомендовать для чтения, хотя парням может и зайдет.
У книги есть вторая часть, но это сразу мимо.
Читать/ не читать: нет
757,8K
mermaid9 июня 2009 г.Мат на мате и матом погоняет.
Не, ребята, я вовсе не ханжа (кто из нас не матерится, в конце-концов). Но это уже явный перебор. Просто помои какие-то со страниц льются!
Не могу сказать, что сюжет мне не понравился, но хотя бы половину мата убрать - и воспринималась бы книга совершенно по-другому.231,2K
Werwolf22038016 апреля 2011 г.Читать далееИнтересные однако цыфирки увидел я.
Нравится вещица 29 человечкам. Не нравится 4. А рецензии набравшие наибольшее количество баллов негативно отзываются о произведении...
Ну да ладно.
Вещь классная. Открывает глаза... точнее заставляет смотреть на окружающую действительность не сквозь розовые пидорские очечки. а трезво. Очень интересный сюжет и самое страшное вполне реализуемый на нашем постсоветском пространстве.
В одной из рецензий прочел про эзотерику. Максимально она раскрывается в Другом Урале. книги не самого простого чтения. но тем не менее уникальной книги.
Моя оценка 10 из 10.21693
devga18 июня 2018 г.Читать далееИнтересная версия альтернативного будущего России. И очень страшная, на самом деле. Страна продана. А всё пущено на самотёк. Выживает сильнейший и хитрейший. Более менее благородные обречены на смерть от предателей. Главному герою предоставлялась возможность стать на сторону тех, кто за порядок и за людей, но он выбрал другой путь - выживания и обогащения, не стесняясь на этом пути убивать и чужих, и своих - в финале он обрёк жителей своего Дома. Знал, что они умрут, но хотел дать себе возможность слинять за счет их жизней, но получил по заслугам. Вообще в этой книге ни маленького просвета - всё плохо, все плохи - яркий пример человеческого зверства - что только дай возможность, и из цивилизованного человека вылезет животное, которое убьет более слабых и неприспособленных. Страшный мир. Надеюсь, автор не станет в этой книге пророком для будущего мира...
206,2K
paul_kiss4 марта 2010 г.Читать далееНормально так. Написано тем языком, на котором в описанных в книге обстоятельствах только и можно говорить. Это по поводу людей, которым, видите ли, мат не понравился. Ну, так в реале разговаривают, от школьников до пенсионеров, хули тут.
Достаточно мяса с натурализмом, повороты сюжета и т.п. - всё на уровне. Было, правда, несколько моментов, где становилось немного скучно, но вот сейчас даже не вспомню - какие.
Да, и вкрапления эзотерики - это было неожиданно и очень интересно.
===================================
Перечитал в январе 2011 ещё раз. С большим удовольствием и массой свежих (!) впечатлений.
20531
reader-114803749 декабря 2025 г.У постапа женское лицо
Читать далееБеркем аль Атоми — "Никто Атомный" из Озёрска. За этим мужественным псевдонимом, по устойчивой фанатской теории, скрывается филолог Асия Кашапова. И если принять эту устойчивую фанатскую теорию за истину, "Мародер" становится удивительным примером того, как женский взгляд преображает брутальный постапокалипсис изнутри.
Женщина-филолог пишет о насилии
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с романом — это язык. Не зря критики отмечают: "так, как пишет Беркем, может писать только филолог". За внешней грубостью текста, обилием мата и "ауешного жаргона" чувствуется профессиональное владение словом. Это не профессиональное и рожденное нелегкими силовыми буднями косноязычие тружеников военной фантастики, а осознанная стилистическая работа.
Женщина-филолог создает мужской голос с почти театральной убедительностью — но именно "почти" выдает авторство. В тексте слишком много внимания к деталям человеческих отношений, слишком тонко прописаны эмоциональные состояния. Ахметзянов, главный герой, думает и чувствует совсем не так, как думал бы типичный "мужик с ружьем" из постапа.
Психология выживания через женскую оптику
Мужчины пишут о выживании как о борьбе. Женщины — как о сохранении человечности в нечеловеческих условиях. "Мародер" формально рассказывает историю о том, "как обычные люди превращаются в стадо", но на глубинном уровне это текст о сопротивлении этому превращению.
Кашапова (если верить теории) создает мир тотального насилия, но фокусируется не на героизме силы, а на хрупкости морали. Её Ахметзянов не супермен-выживальщик, а человек, постоянно балансирующий на грани. Женский взгляд различает тончайшие градации человеческого падения — от компромисса до предательства, от защиты до убийства.
Эмоциональная глубина vs мужская сдержанность
Читатели отмечают, что не могли спать после прочтения, что книга "рвет душу", "заставляет задуматься". Это не эффект жестокостей или экшена — это результат эмоциональной вовлеченности автора. Женщины пишут о травме иначе, чем мужчины. Они не дистанцируются через иронию или цинизм — они проживают боль вместе с персонажами.
Критики жалуются на "категорическую запрещенность читать женщинам", на "реалистичность и жестокость". Но парадокс в том, что именно женщина создала этот кошмар. Кашапова знает, чего боятся женщины в ситуации хаоса — и методично превращает эти страхи в текст.
Страх как двигатель повествования
За всей книгой стоит "настоящий, глубинный страх". Но это не мужской страх поражения в бою — это женский страх хаоса, распада социальных связей, потери контроля над реальностью. Кашапова моделирует кошмар, в котором все защитные механизмы цивилизации рухнули — и остался только человек перед бездной.
Мужчины пишут постапокалипсис как приключение с препятствиями. Женщины — как экзистенциальный ужас. "Мародер" при всей своей брутальности — это история о страхе, а не о героизме.
Политический подтекст и женская позиция
Роман порой обвиняют в "ватности" и антизападности. Но присмотритесь внимательнее: Кашапова пишет не о геополитике, а о предательстве власти. Это очень женская тема — предательство тех, кто должен защищать. "Блядва" в терминологии Беркема — это не просто коррупционеры, это те, кто продал доверие.
Женщины острее чувствуют тему предательства на уровне социальных связей. Мужчины говорят о стратегии и тактике — женщины о том, как рушится ткань общества.
Вердикт
"Мародер" Асии Кашаповой (если верить теории) — это феномен женского постапокалипсиса под мужской маской. Филолог из атомного города создала текст, который читается как мужской манифест выживания, но на глубинном уровне остается женским исследованием человеческой природы в экстремальных условиях.
Это объясняет и силу воздействия книги, и её противоречия. Мужчины узнают в ней свои страхи, но не понимают, почему она так "цепляет". Потому что за грубым языком и жестокостью скрывается женская эмпатия — способность чувствовать чужую боль как свою.
У постапа действительно женское лицо. Просто оно тщательно спрятано за маской "атомного никто".
14136
Nektoto27 июля 2013 г.Читать далееОх, не зря, не зря эту книгу называли в своё время пророческой. Глядя на то, как развивается мир вообще и наша страна в частности, понимаешь - однажды "Мародёр" перейдёт из жанра фантастики в документалистику. Ибо описываемые события вполне могут случиться. Не завтра, конечно, и не через год. И, может, даже не через пять лет. Но вот годков через десять - вполне. А прочитав после этой книги "У войны - не женское лицо", понимаешь - подвигов, подобно советским людям в сороковых годах, мы не совершим. Впрочем, и война теперь ведётся иначе...
Многие рецензенты справедливо указывают на то, что в книге много мата. Поначалу меня это тоже коробило, но в процессе чтения, проникаешься атмосферой книги и перестаёшь его замечать. Глядя на жизнь персонажей книги (да и на них самих тоже), понимаешь - окажись ты в такой же ситуации, и сам разговаривать будешь не лучше, и вещи творить отнюдь не праведные.
К слову о персонажах, в том числе о главном герое. Эта книга отлично показывает суть людей - как по отдельности, так и в составе толпы - когда с них слетает тонкий налёт цивилизованности и человек превращается в зверя. Я так и не смог свыкнуться с главным героем Ахметом. Логически рассуждая, его можно понять. Я - хомо эгоистикус, человек эгоистичный. Есть я и моя жена, а какого чёрта я должен отдавать банки тушёнки незнакомым мне, пусть и голодным людям? Только потому что они голодные? Так и мне тоже кушать хочется, я не добрый самаритянин - всё раздам, а завтра сам что есть буду? И по-своему Ахмет будет прав. И вот на этой жестокой и эгоистичной логике балансирует главный герой, и от отвращения его спасает только то, что в тех условиях, в которых живёт он - по другому нельзя. Ибо если ты не ведёшь себя как эгоистичная и жестокая сволочь - ты просто не выживешь. И не стоит прикрываться тем, что главный герой не русский, а татарин, дескать, наши люди так не поступают. Поступают, и даже хуже.
И если мы, не дай бог, доживём до событий, описанных в книге, выживут именно такие Ахметы. Вопрос - хорошо это или плохо, будет некорректен. Умерть человеком или выжить зверем - на этот вопрос, возможно, придётся ответить каждому.
14845
NelyaElovskaya10 августа 2025 г.Противоречивые чувства
Читать далееМне посоветовали эту книгу как сильный образец русского постапокалипсиса, и я, не раздумывая, взялась за чтение, даже не заглянув в отзывы. Уже в процессе, столкнувшись с неоднозначными ощущениями, я все же решила изучить мнения других читателей - и обнаружила диаметрально противоположные оценки: одни называют произведение культовым, другие - редкостным куском того самого дурно-пахнущего.
Так где же правда?Сюжет: жесткий, но захватывающий
Мир рухнул в одночасье: коррумпированные власти России продали страну западным "партнерам", передав контроль над стратегическими объектами НАТО и частным военным компаниям. Результат? Полный коллапс: электричество, связь, интернет - все исчезло, оставив людей наедине с хаосом. Общество мгновенно скатилось в варварство, где за еду и безопасность готовы перегрызть глотку даже соседу.Главный герой - Ахмет или Ахметзянов, шахтер с острым чутьем и железной хваткой. Его прагматизм и умение выживать в первых глазах вызывают уважение: пока другие паниковали, он успел подготовиться, спасая не только себя, но и жену. Его образ - один из самых сильных в книге: он не герой-одиночка, а скорее усталый, но несломленный человек, пытающийся сохранить хоть крупицу человечности в аду. Хотя есть в нем и что-то отталкивающее.
Ему открыли возможность остаться человеком, которую от отбросил. Он выбрал себе крысиную нору, крысиную жизнь и крысиную смерть.Стиль: мощно, но тяжело
Автор мастерски передает атмосферу всеобщего распада - сцены жестокости, отчаяния и животного страха выписаны настолько ярко, что порой кажется, будто сам оказываешься в этом кошмаре. Однако язык книги - серьезный камень преткновения. Смесь тюремного жаргона, военных аббревиатур и откровенной ненормативной лексики делает чтение трудным, особенно для тех, кто не привык к такому слогу.Я люблю постапокалипсис, но здесь текст местами режет слух, и это не всегда оправдано сюжетом. Да, герои - простые люди в экстремальных условиях, но иногда кажется, что автор перегибает палку, пытаясь сделать повествование "грубее" просто ради эффекта.
Вывод: стоит ли читать?
Несмотря на тяжелый стиль, книга цепляет. Она не пытается быть удобной или политкорректной - это грязный, жестокий, но честный взгляд на то, как быстро рушится цивилизация. Если вы готовы мириться с обилием жаргона и хотите мощной, мрачной антиутопии - она того стоит. Но если предпочитаете более "чистый" язык, возможно, стоит поискать другие варианты.Моя оценка: 7/10 - жестко, атмосферно, но слог мог бы быть лучше.
12869
Atomic_Primus7 октября 2024 г.Здесь об аудиоверсии книги
Читать далееКнигу "Мародёр" Беркема аль Атоми можно по праву считать уже классикой русского постапокалисиса. Озвучка "Мародёра", сделанная Михаилом Акинченко, известным всем как Один, тоже своего рода классика, - классика аудиокниг. Есть и ещё одна озвучка, более поздняя, в исполнении Андрея Кравеца. Но Один, по моему мнению, озвучил лучше.
Историю эту все, кому надо, уже давно знают, читали и/или слушали. На книгу понаписали множество отзывов. Но ни одного отзыва на аудикнигу в исполнении этого конкретного чтеца нет. Непорядок! Будем исправлять.
История, если коротко, такая: власть в России захватили компрадоры, запустили в страну НАТОвцев, всё развалили и продали, отключили горячую воду и наступил Большой Пушистый Зверь - о же БП. Главный герой - хитрожопый татарин Ахметзянов - не растерялся и начал сначала успешно выживать в этом апокалИпсисе, а потом, во второй книге, которая называется "Каратель", и истреблять оккупантов-пиндосов как тараканов... Такая вот история.
Кто ещё не слушал озвучку "Мародёра" в исполнении Одина, всем рекомендую слушать!
122K