Рецензия на книгу
Мародер
Беркем аль Атоми
Morra6 декабря 2014 г.Не каждая постапокалиптика пробирает так, что ты начинаешь смотреть другими глазами на свой город. Смотреть, анализировать, оценивать свои шансы (прямо скажем, невысокие). Картинка жизни после краха привычного мира с его магазинами, горячей водой и электричеством, выхода из зоны комфорта, "возвращения в пещеры" получилась настолько реалистичной, что у меня аж до сих пор мурашки по позвоночнику при одной мысли о Тридцатке и её обитателях. Насколько всё-таки слаба цивилизация, насколько это верхний, наносной слой, легко счищаемый в кризисных ситуациях, когда верх берут инстинкты и когда цель одна - выжить, потому что если не ты, то тебя.
Моей первой постапокалиптикой стал "Мальвиль" Мерля - там не было особого ужаса, там жизнь "после" выстраивалась просто и гладко, а редкие кризисы разрешались довольно успешно. И по сравнению с жестоким миром "Мародёра", где идёт ежедневная, ежеминутная борьба за выживание, жизнь во французском замке по всем параметрам напоминает пасторальную сказку о счастливом избавлении. Мир "Мародёра" - это сообразить, что всё летит к чертям и начать собирать запасы. Не сойти с ума в первую зиму. Сделать из легко уязвимого дома укреплённую крепость. Найти надёжных людей. И постоянно держать палец на спусковом крючке, а мозг - в режиме бесперебойного анализа ситуации, чтобы всегда быть на шаг впереди. Особенно, если ты одиночка, не желающий ни к кому прибиваться. Эгоизм, сообразительность, умение действовать, навыки владения оружием - вот основа выживания главного героя, да и большинства обитателей дивного нового мира.
Деградация общества, вымирание и появление новых форм организации ("Дома", сидящие в укреплённых зданиях и контролирующие определённый "бизнес"; патроны вместо денег), детали выживания самого Ахмета убедительны и реалистичны. В картинку даже вписывается лёгкий элемент фантастики - раскрытие у героя неких способностей, которые в общем можно свести к обострённой интуиции.
P.S.: улыбнул эпизод с покупкой по бешеной цене книги - когда жизнь устаканилась, людей снова потянуло к искусству.
P.P.S.: ни один рецензент не пропустил тему мата и тюремного жаргона, поэтому я тоже не буду выбиваться из компании и скажу так: мата в книге не то что много, на нём просто все разговаривают, а главный герой ещё и думает. И, знаете, я, более чем интеллигентное создание, не вижу в этом никакой проблемы. Диссонанс скорее возник бы, если бы в такой ситуации люди пользовались языком Пушкина и Тургенева. Хотя с другой стороны, откуда у главного героя, вполне приличного в жизни "до" человека, такой запас экзотических тюремных выражений - это, конечно, непонятно.
795K