
Ваша оценкаЖанры
Книга из цикла
Ученики Ворона
Рейтинг LiveLib
- 558%
- 432%
- 38%
- 21%
- 10%
Ваша оценкаРецензии
Аноним18 сентября 2025 г.Война – это искусство. Для них, находящихся далеко от крови, смрада и смерти – да, искусство. Игры разума, стратегия и тактика. Но им не надо умирать, эту честь они предоставляют другим
Читать далееНаверное, это моя первая серия рецензий на целый книжный цикл. Да, были у меня и 1–2 книги, и даже 4, но вот так — на 7 книг и законченный цикл — это впервые. Мне тяжеловато обычно писать отзывы о таких сериях, потому что, как правило, ничего кардинального не происходит: мир остаётся тот же, герой тот же, да, он прогрессирует, с ним что‑то случается, но рассказывать об этом... зачем? Лучше прочитайте сами.
А вот в таких циклах, как этот, всё иначе: мир тот же, но многое меняется — персонажи погибают, меняются их характеры, цели и прочее. Тут писать чуть легче.
Особенно в тех историях, где так и подмывает поделиться каким‑нибудь событием, которое задело. В этой серии таких моментов хоть отбавляй.
Пазл сошёлся: 7 из 7. Даже жаль. Не то, что сошёлся, а что уже придётся попрощаться с серией. И я даже не знаю, когда у меня снова будет настроение к ней вернуться.
Эту книгу, как и прошлые две, читает Сергей Горбунов. Автор чуть разошёлся: с прежних 12 часов длительность выросла до 13 ч. 37 мин.
В этом отзыве решил много не говорить, уже в своей истории, читать тут. Если кто не читал. Всё, что накопилось выплеснул там, или почти всё.
Скорее тут собрать все в одно хотелось. И какой-то итог подвести. Для себя больше.
Итак, вспомним, с чего всё начиналось.
Тут бы ещё какую‑нибудь музыку — не знаю, какую именно, но, чтобы всколыхнула душу, навеяла ностальгию. И кадры мелькают: вот молодой и неопытный вор Крис Жучок наблюдает, как бандиты в жестокой манере убивают настоящего барона Эраста фон Рута. А вот уже и сам Крис едет в замок Ворона в его образе... и прочее, и прочее. Как я говорил в первом отзыве, получился бы отличный сериал. Конечно, нужны хорошие актёры и немалый бюджет, чтобы не вышла театральная сценка.
Так я и решил, что о своих приключениях в прошлых книгах должен рассказать сам Эраст фон Рут.
Что бы тут не забивать текст, вынес в отдельную историю к книге. Кому интересно почитайте там.
Да, седьмая книга, с одной стороны, очень интересная, кровавая, жёсткая, трагичная. Думаю, Шекспир бы написал по ней свою пьесу — и люди бы смотрели и плакали.
На деле, мне кажется, эту книгу можно было бы вынести отдельно: не брать всё, что пережил главный герой и его друзья, а просто показать, как какие‑то герои решают отомстить — и что из этого вышло.
Я до последнего верил, что всё будет не так. Каждый раз, слушая, говорил себе: «Сейчас автор сделает ход, и всё будет хорошо».
Уже писал в истории к этой книге, что если учитывать всю серию, логики в сюжете здесь немного, а местами и вовсе нет. Автор решил: «Да гори оно всё огнём». Но если брать логику именно этой книги, то в принципе всё верно. Да, неприятно и обидно, но — верно.
Не буду повторять подробно, что говорил в истории. Но ощущение, что всех персонажей словно подменили. Все сюжетные арки изменились.
Больше всего мне было обидно, что так и не узнали про Агриппу. Ведь во второй книге, в борделе, магесса Виталия сказала, что Мастер Гай его обманет и не даст того, что он хочет.
Я всегда думал: может, Эраст и правда его сын? Ведь он не знал своего отца, мать его продала. А может, у Агриппы была семья, и был сын — похожий или нет на Эраста, — но семья погибла, а Мастер Гай пообещал их вернуть. И всю свою любовь и заботу Агриппа передал Эрасту. Было бы интересно узнать, кто он на самом деле. Как уже говорил, это мой любимый персонаж второго плана: единственный, кто гнул свою линию и не изменился.
С одной стороны, всем сёстрам досталось по серьгам — понесли кару. Но, по‑моему, не все. Да, автор вскользь упомянул, что распались королевства. Но понесли ли наказание родственники Рози? По моему мнению, они одни из главных, если не злодеев, то уж точно «бук». С другой стороны, всех же не перебьёшь, так что, наверное, всё вышло логично.
Наверное, я ждал не суровой, жёсткой реальности, а больше сказки. В стиле женского фэнтези: где главная героиня охмуряет принца, главного мага (он же ректор академии), ещё одного короля демонов, лорда драконов... а в финале убегает в закат с красавчиком‑эльфом, потому что у него длинные волосы.
Хотелось чего‑то, если не такого, то хотя бы «и жили они долго и счастливо».
Но, с другой стороны, такая книга и такой финал точно запомнятся.
Фил. В прошлом отзыве я писал, как его убил маг, пришедший за Вороном. Он объяснил: мол, по нему тебя могут отследить, бла‑бла. Ладно, что было — то было. Но сегодня, вспоминая его, я подумал: а ведь Фил очень похож на малыша Грута из «Стражей Галактики». Конечно, отличий много, но что‑то общее есть. Фила жаль. Вот Ворона — не очень: его смерть читалась, а беднягу‑кустика жалко.
Книга интересная. Автор даже включил «фэнтези‑режим»: если раньше гномы и эльфы были только на словах, то тут мы их встретили вживую. Эльфы у Васильева получились жутко высокомерными, с ярко выраженным эльфийским расизмом. Если люди в принципе готовы жить с эльфами бок о бок на равных (при нормальном поведении последних), то эльфы считали людей рабами и слугами. Отрезали уши и носили их как бусины.
В плане магии, фэнтезийных штук, сражений и драматизма книга отличная. А что не отлично — уже говорил.
Я понимаю, почему авторы убивают героев: иногда это нужно сюжету, а на войне могут погибнуть и близкие. Это создаёт поворот или урок для героя.
Например, в «Гарри Поттере» убили Седрика, чтобы показать: мир изменился, стал опасным. Это первая смерть, которую видел Гарри. Роулинг говорит нам: «Сказке конец, это реальный мир».
Потом погибает Сириус — первый взрослый, ставший для Гарри настоящим родителем. И вот его нет. Роулинг как бы говорит: «Теперь ты один, теперь ты взрослый, Гарри. Не будет такого взрослого, как Сириус, который придёт и спасёт». Война ещё ближе.
Далее — смерть Дамблдора. И всё: теперь есть только он и Волан‑де‑Морт. А смерти других на войне показывают, что это не прогулка, и гибнут не только враги, но и близкие.
Наверное, автор тоже пытался донести это — в других книгах хотя бы Ворон что‑то пояснял.
Может, он хотел показать, чем всё это заканчивается по его мнению.
И как я говорил в истории: чей‑то конец — это чьё‑то начало. Родители Гарри погибли, он выжил и начал свою историю. Почему и тут не может быть так же?
Подводя итог всего цикла: бесспорно, это один из лучших в своём жанре. Каждая книга, если не лучше, то на уровне. Постоянно хочется следить за персонажами, переживать за них. Это не просто «прочитал за обедом и забыл» — остаётся послевкусие и след в душе. Яркие эмоции и переживания. За персонажей переживаешь, как за своих друзей.
Спасибо Андрею Васильеву — за Эраста фон Рута, Гарольда, Фалька, Рози, Аманду, Ворона, Агриппу и других.
Всем спасибо, кто прочитал. До встречи в новом отзыве.
151808
Аноним2 августа 2020 г.Game over
Читать далееЭта часть долгоиграющего цикла об учениках мага-социофоба оказалась неожиданной для меня сразу по двум причинам. Во-первых, внезапно оказалось, что это последняя, финальная часть истории (чего я совсем не предполагала, по размаху событий рассчитывая еще как минимум на пару частей). А во-вторых, завершилась история абсолютно не так, как ожидалось. Совсем не так. То, что началось как симпатичная фэнтези-академка, пусть и практически лишённая романтики, закончилось полномасштабной бойней и абсолютно жутким финалом. Из сорока пяти юношей и девушек, явившихся однажды к Вороньему замку, чтобы стать магами, уцелели трое. И нет, вы ни за что не догадаетесь, кто именно. Вопреки ожиданиям, все самые яркие персонажи до торжества справедливости не дотянут. Закончится их феерическое везение…
Несколько огорчило и то, что некоторые из сюжетных линий, появившихся в этой части романа, автор так и не довёл до ума. Например, жирный намёк на то, что рассказчику и по совместительству главному герою, поддельному барону Эрасту фон Руту не повезло (или напротив, тут смотря с какой стороны посмотреть) стать объектом внимания местных божеств, так и ничем не был подтверждён. А ведь такой поворот мог бы весьма обогатить и расширить сюжет. Однако, по всей видимости, автору уже поднадоела эта долгоиграющая история и он решил быстренько её свернуть. Очень жаль.
Чудом уцелевших учеников Ворона ждёт новая встреча, о которой они договаривались в финале шестой части. Потрёпанные, но всё ещё горящие жаждой мести, они пускаются в своё последнее приключение, попутно раскрыв друг другу все карты. Так, Эраст всё же признается боевым товарищам, кто он такой на самом деле (что будет воспринято ими отнюдь не так остро, как он всегда считал), Монброн преподнесёт ему крайне неожиданный сюрприз (реакция на который будет куда более бурной, нежели на факт раскрытия инкогнито фон Рута), и теперь путь героев лежит во владения эльфов. Только на стороне этих человеконенавистников и примкнувшей к ним одной из немногих уцелевших магесс этого мира, которая носит имя Белой Ведьмы, они рассчитывают найти поддержку своего намерения отомстить всем своим врагам.
Надо сказать, идея окажется удачной, и под крыло к Белой Ведьме им попасть удастся (и она действительно окажется одной из тех двух дам, которые, как мне казалось, могут являться этой загадочной персоной). Вот только ни поддержки, ни приязни, на которую, казалось бы, герои могли рассчитывать, они не получат. Теперь они просто пешки в руках эльфийских военачальников, которым очень нравится наблюдать, как люди уничтожают людей, и не более того. А впереди – только война, только кровь и только потери…
Война будет масштабной и очень стремительной. Унося одного за другим поднаторевших в сражениях как обычных, так и магических, учеников покойного мага, она всё же даст им возможность осуществить давно запланированную месть. Вот только цена окажется чрезмерно высокой. И завершится печальная история первого и последнего выпуска магической школы Ворона на очень и очень печальной ноте. И только эпилог даст крохотную искру надежды на то, что этот мир всё же сможет образумиться. Хотя бы со временем. Но всё же было очень грустно. Совсем не на такой финал я рассчитывала…
P.S. А обложка этого томика, хоть и весьма симпатичная, отнюдь не так информативна, как самиздатовская. Вот она, и именно её теперь я каждый раз буду вспоминать, если речь зайдёт об этом цикле. Пронзительная получилась картинка. Поймёте сами, почему, если доберётесь-таки до финала...
711,7K
Аноним18 августа 2020 г.Читать далееФэнтези. Завершение цикла про Учеников Ворона. Эх. ((
Сюжет: итак, в финале предыдущей книжки персонажи после сокрушительного разгрома договорились разделиться и разойтись в разные стороны, чтобы сбить погоню со следа. Но договорились встретиться через год и продолжить свою безнадежную войну. Да их уже даже и не сама война интересует, в смысле, победа, а желание отомстить виновным за смерть своего учителя. Эта книга начинается с условленной встречи, после чего, как и было задумано, все отправляются на войну. Ну, произошли некоторые весьма неожиданные события, но все отложено до лучших времен. Сейчас путь учеников ворона лежит в эльфийские леса, к Белой Ведьме, которая с примкнувшими к ней уцелевшими магами, противниками архимага Гая Петрониуса Туллия и Ордена Истины, ведет успешные боевые действия. Ребятам предстоит пережить много трудностей и опасностей, война уже давно превратилась в бессмысленную и беспощадную кровавую бойню, где непонятно, кто и в какой момент на чьей стороне, кто к чему стремится. Но у них, по крайней мере, есть ясная цель и есть твердое намерение - держаться друг друга...
Ну вот, после полугода метаний и страданий я наконец дождалась выхода книги и смогла это все прочитать. Не ожидала, что прочитаю так быстро - думала, буду долго копаться. С учетом ситуации... (( Я проспойлерилась до каких-то просто немыслимых масштабов. Так-то мне обычно хватает немногого - заглянуть в конец книги, узнать, останутся ли в живых любимые герои... или там, кто с кем будет в паре... )) Ну, с этим автор обломал сразу. Узнав о жутком финале, я полезла на потолок (совместно с другими фанатами)... Я перечитала все комменты. Я узнала все повороты сюжета. Казалось бы, после такого саму книжку можно уже и не читать. Ну, разве что приобрести для порядка, чтобы цикл был завершен, а там, когда-нибудь... Но, на удивление, я просто взялась и стала читать, с большим интересом. Мда. Начало только было довольно трудное, а там пошло, пошло... ))
И что я тут могу сказать: я таки имею к автору претензии. И даже не по поводу людоедского финала (за полгода я с этим уже как-то свыклась). Но книжка, по сравнению с другими в цикле, выглядит - лично по моим впечатлениям - довольно сырой и скомканной. Начало вот представляется неоправданно растянутым, зато потом все несется галопом, излагается бегло, часто просто изложением-пересказом. План-схема. Потом автор подробно описал, так сказать, эпохальную битву с магистром Гаем - оно и понятно. Но далее, финал опять адски скомкан, хотя там происходят чрезвычайно острые моменты!
Не знаю, что там думал автор, но лично у меня зародились подозрения, что он намеренно стал все сворачивать, а изначально планировался больший объем. Ну вот, хотя бы - начало, эпизод с обвалом в горах и гномами. Изложено все подробно. Ну, то есть, как оно раньше и шло все в цикле. Но дальше все поскакало - и я сколько ни думаю, не в силах сообразить - а зачем вообще этот эпизод понадобился. Он что-то дает? какие-то выходы на новые сюжетные ходы и линии? какие-то необходимые черточки к характерам персонажей? Нет. Если, к примеру, рассуждать о том, что здесь показано возрастание уровня жестокости и ГГ, и прочих - ну так в дальнейшем это будет показано еще не раз. Это абсолютно проходной эпизод, не несущий ничего полезного для сюжета, зато занимающий кучу места. Которое вполне можно было бы употребить на что-то более интересное! О чем потом автор высказался в двух словах!
Нет, я не спорю, и раньше случались такие эпизоды - просто приключения. Но раньше и цикл двигался в одном темпе, спокойно и неспешно, на все хватало места. Ну, вот я и думаю - не является ли это показателем, что автор взялся писать эту книжку, намереваясь писать так же обстоятельно, а потом вдруг решил резко заканчивать. Ну, я не знаю, может, ему стало слишком тяжело расписывать всю эту кровь, грязь и жестокость. И беспросветный финал. Может, захотелось все это побыстрее завершить, раз уж так.
Как-то вызвало у меня большие сомнения внезапное явление богов и их прямое вмешательство. Ну, не знаю... Раньше в цикле ничего такого не было, то есть, про богов, конечно, упоминали, но напрямую они не являлись. А тут вдруг. Как по мне - слишком натянуто. Грубо и резко. В прямом смысле слова - deux ex machina, так, кажется, римляне выражались. Портит впечатление. Лучше бы боги проявляли свою волю не так прямолинейно.
Не очень поняла момент с Эрастом и его магической печатью. Ну, вот что каким-то образом на него не оказалось наложено запрета э... на размножение. )) Автор тут выдал такое обоснование, что это все из-за того, что Эраст назвался не своим именем. Потом еще было обоснование, что это шутка богов. Или даже подарок богов. Хм. Испытываю сомнения. Назвался другим именем - ну и что? Печать ведь накладывалась на его сущность... Вычитав этот спойлер, я как-то поняла так, что все произошло из-за наложенного мастером Гаем подчиняющего заклятия крови на Эраста, когда он его еще готовил в шпионы. Я поняла так, что при прохождении испытания магическая печать, вместо того, чтобы запечатать эти самые репродуктивные функции, сняла наложенное заклятие крови, а на запечатывание уже не хватило. А тут вдруг в тексте говорится, что якобы и заклятия не было! Что это был такой обман со стороны мастера Гая. Но как же так - если четко было показано, что мастер Гай именно наложил заклятие и даже продемонстрировал его действие Эрасту. Тут не ошибешься. Заклятие было. Не говоря уж о том, что мастер Гай не такой человек, чтобы что-то пускать на самотек и полагаться на такое ненадежное средство, как обман/иллюзия. Да и впоследствии, когда Эраст сталкивается с Виталией, она ему тоже вполне четко объясняет, что все заклятия привязки снимаются наложением магической печати ученика. Получается, что автор сначала все время писал, что заклятие было, а тут вдруг оказалось, что его не было. Странно, непонятно.
Ну, в общем-то, с претензиями все... В целом цикл вышел замечательным и интересным. Я так привыкла ко всем персонажам, прямо они мне стали как родные... )) Живые, яркие личности, за которых переживаешь, надеешься, что все у них будет хорошо. Эх... Ужасно всех жалко. И Ворон, с его трагической судьбой... И ребята, которые за это время развивались, взрослели... стали настоящей семьей...
Агриппа... Особенная для меня печаль. Я так расстроилась, когда вычитала в комментах, что и Агриппа тоже погиб. Я-то рассчитывала, что хоть он останется в живых - и примет участие в воспитании малышки Люсиль. Все-таки внучка, как-никак. А человек поди уже и не рассчитывал! )) Вот, кстати говоря, так и осталось не объяснено, является ли на самом деле Эраст сыном Агриппы, или это просто такое проявление симпатии. (Зато автор нашел время и место для расписывания эпизода с гномами!) И я заметила, что в предыдущих книгах Эраст четко называл его отцом, а в этой вдруг стал говорить про "приемного отца"! (( Лично мне все-таки больше нравится версия, что отец. Почему нет? Агриппа вполне мог бывать в том портовом городе, где родился Эраст, и иметь какие-то отношения с его матерью. Мог и сам не знать, что у него родился сын - все-таки мастер Гай не часто спускал его с поводка гулять без присмотра - а потом вдруг узнать его в подобранном беспризорнике по каким-то признакам и приметам. И, в конце концов, не по доброте же душевной Агриппа столько всего сделал для Эраста, столько раз его вытаскивал из безнадежного положения, заступался... Но я понимаю, что для выживания Агриппы не было шансов. Ужасно... (((
Вся эта кровавая вакханалия, которая творилась в последних книгах, и особенно в этой - мне в общем-то в какой-то момент стала напоминать "Ночь в тоскливом октябре" Желязны. Ну, тот момент, как они все готовились для финальной игры и потом все вышли для участия в решающем действии. Вот как раз эта выраженная мысль об Игре, что каждый участник захватывается Игрой, и уже никто не может понять, кто на чьей стороне, кто с кем в союзе, бывший союзник становится противником и наоборот... Главное - цель, которая имеется у каждого участника, и к которой он должен стремиться. Здесь ведь то же самое - персонажей бросает то туда, то сюда, они объединяются с одними, потом их перебрасывает к другим, потом опять с теми против этих и т.д. И все это ради цели прикончить мастера Гая. Битва была эпичная. Вот мне и подумалось, что это им было такое негласное поручение со стороны богов, миссия - ликвидировать мастера Гая. Поскольку он стал представлять опасность для мира уже прямо на уровне богов. Я ведь правильно поняла, что мастер Гай фактически вполне имеет возможность стать бессмертным? а с учетом накопленной магической силы он может достичь и уровня богов. Поэтому боги хотят, чтобы он был уничтожен. Ради этой цели они даже готовы на многое закрыть глаза - на нарушение древних заповедей касательно запретной магии, на чудовищную жестокость и прочее. (но они все равно по всем канонам не должны вмешиваться напрямую, это лишает происходящее смысла! должна же быть свободная воля участников и их решимость!) Ворон не справился. Остались его ученики, и они все равно в глубине души что-то ощущают, если единодушно берутся за эту миссию. Я читала в комментах, что многие обвиняют их в глупости, зачем они сунулись во все это - но как раз в этом и дело, что у них по сути нет выбора! Они должны это исполнить, или уж, как минимум, умереть в процессе. Им это в конце концов удается. Следовательно, у мира появляется шанс. И у ребят тоже появляется шанс. Они, так сказать, получили отпущение грехов.
К слову сказать, пока происходила эпическая битва, мне вдруг пришло в голову - а сколько же тут зеркального...)) То есть, еще раньше такое замечалось - вот в предыдущей книге, в начале Эраст убивает захваченного в бою мага. Он его тогда придумал сунуть головой в костер, тот так и помер. А впоследствии Эраст сам в бою получает в лицо огненный шар, и у него все лицо сгорает. Это выглядит как будто плата за совершенное. Тут тоже, можно сказать - сначала показывается, как Эраст убивает, по приказу Белой Ведьмы, мага - сжигает его живьем. В финале его самого сжигают на костре. Опять плата за содеянное. Зеркалка. А при описании битвы вообще появилось ощущение, что они все зеркальное отражение, в смысле - ученики Ворона в каком-то смысле являются отражением его собственной ученической группы. Про нее мало говорится, мало кто остался. Но вот когда Гарольда убили, и он там мгновенно и легко умер, чуть ли не с улыбкой - это же так походит на смерть Ворона... И тут подумалось - а ведь можно сказать, что Гарольд сам является отражением Ворона, со своей открытостью, горячностью, честью и благородством... Эраст же определенно является отражением мастера Гая. Конечно, это светлое отражение, но все-таки... То, каким бы мог стать мастер Гай, если бы не пошел по пути темной магии. И про Эраста же автор несколько раз упоминает, что его уже завораживает смерть "подопытных"... Все-таки есть в Эрасте какая-то темная сторона, ну или же это действие темной магии, которой он безудержно занимается, пусть и не по своей воле. Так что, увы, все-таки для Эраста лучше вот это - закрыть все и начать сначала, с чистого листа. Пока еще не поздно... А девушки, Рози и Аманда - являются отражениями Эвангелин и Виталии.
Что касается финала. Вот как только я получила книжку, я первым делом заглянула в эпилог! (а то про него в комментах возмутительно мало писали). И мне буквально сразу все стало ясно! )) После чего я уже с относительной легкостью и бодростью взялась читать книжку. Все элементарно! Вполне можно считать, что прямо таки сказано открытым текстом. Ребята - ученики Ворона - получили от богов такой шанс на новую жизнь - они снова родятся в одно и то же время, в одном и том же месте, и проживут жизнь уже в относительно спокойном мире, без войн и потусторонних ужасов. Вот, в эпилоге Карл Фальк говорит, что ему, бывает, снится Ворон, их старый замок, "а ребята не снятся". Ну, так потому и не снятся, что их уже нет там, в посмертии, они уже родились заново и живут в мире. Далее, возьмем Рози. Сначала в тексте идет эпизод, где Рози четко говорит, что она не собирается умирать и запрещает об этом рассуждать и другим (ну, Эрасту в первую очередь, конечно). А в финале Рози сама прибегает, когда Эраста ведут на костер, убивает при всех Форсеза, и ее тут же скручивают и тоже отправляют на костер. А она этому только радуется. Выглядит дико - но что, если представить, что Рози получила какой-то знак о грядущем возрождении? Тогда понятно это ее стремление во что бы то ни стало умереть вместе с Эрастом - чтобы потом вместе возродиться и не разлучаться. Если бы речь шла просто о посмертии, то такой поступок Рози не имел бы смысла - даже если бы она умерла в глубокой старости, то они бы с Эрастом соединились в посмертии, он бы оттуда никуда не делся... Но если бы Эраст с остальными учениками Ворона возродились и прожили бы новую жизнь, а Рози бы для них была уже в другом поколении - их бы тогда слишком сильно разнесло, да.
Я даже могу представить, что эти ученики Ворона в своей новой жизни придут к Фальку обучаться магии, вместе с Люсиль. И именно для этого Фальку и выдали посох мага и скипетр учителя. Нет, представляете - можно сейчас воображать, как там у них будет проходить обучение, и как будут складываться отношения! Для большего интереса я даже могу вообразить, что у них в новой жизни поменяют пол! А что? Пусть сейчас Эраст родится девушкой, а Рози - парнем! Шутка богов. ))) (подумав) а Монброн пусть так и остается парнем, чтобы было еще интереснее... ))) Фанфикеры не сдаются!! )))
56793
Цитаты
Аноним18 сентября 2025 г.Магия – это прекрасно, но там, внизу, мне может понадобиться и обычная сталь
28124
Аноним18 сентября 2025 г.Когда ты боишься, то чувства напряжены, ты видишь даже то, чего на самом деле нет, и это работает на тебя, это дает лишний шанс на то, что ты выберешься из переделки целым. Лучше что-то, чем ничего, верно? И вообще – если не дать страху стать господином, то он будет тебе лучшим другом
281,3K
Аноним11 апреля 2021 г.«Простые планы и простые вещи — самое надежное из того, что есть на свете. В них нечему ломаться».
28270
Подборки с этой книгой
Фэнтези книги, прочитанные вне клуба в 2021 году
EvA13K
- 549 книг
Моя книжная каша
Meki
- 16 163 книги
Структурирование и самоанализ читаемого и прочитанного в разделе "ФЭНТЭЗИ" и "Фантастики"
serp996
- 474 книги
Цикл ученики ворона
narutoskee
- 7 книг
Итоги прошедшего "Мой книжный Вызов -2021" Альцгеймеру в подарок, статистика "рулит" — 83 книг, а ведь планировал всего 65!!! План перевыполнен спасибо проекту "LiveLib", сам бы я не выполнил, ибо ленив без меры!!!
serp996
- 84 книги
Другие издания





































