Рецензия на книгу
Солнце и пламя
Андрей Васильев
Аноним18 сентября 2025 г.Война – это искусство. Для них, находящихся далеко от крови, смрада и смерти – да, искусство. Игры разума, стратегия и тактика. Но им не надо умирать, эту честь они предоставляют другим
Наверное, это моя первая серия рецензий на целый книжный цикл. Да, были у меня и 1–2 книги, и даже 4, но вот так — на 7 книг и законченный цикл — это впервые. Мне тяжеловато обычно писать отзывы о таких сериях, потому что, как правило, ничего кардинального не происходит: мир остаётся тот же, герой тот же, да, он прогрессирует, с ним что‑то случается, но рассказывать об этом... зачем? Лучше прочитайте сами.
А вот в таких циклах, как этот, всё иначе: мир тот же, но многое меняется — персонажи погибают, меняются их характеры, цели и прочее. Тут писать чуть легче.
Особенно в тех историях, где так и подмывает поделиться каким‑нибудь событием, которое задело. В этой серии таких моментов хоть отбавляй.
Пазл сошёлся: 7 из 7. Даже жаль. Не то, что сошёлся, а что уже придётся попрощаться с серией. И я даже не знаю, когда у меня снова будет настроение к ней вернуться.
Эту книгу, как и прошлые две, читает Сергей Горбунов. Автор чуть разошёлся: с прежних 12 часов длительность выросла до 13 ч. 37 мин.
В этом отзыве решил много не говорить, уже в своей истории, читать тут. Если кто не читал. Всё, что накопилось выплеснул там, или почти всё.
Скорее тут собрать все в одно хотелось. И какой-то итог подвести. Для себя больше.
Итак, вспомним, с чего всё начиналось.
Тут бы ещё какую‑нибудь музыку — не знаю, какую именно, но, чтобы всколыхнула душу, навеяла ностальгию. И кадры мелькают: вот молодой и неопытный вор Крис Жучок наблюдает, как бандиты в жестокой манере убивают настоящего барона Эраста фон Рута. А вот уже и сам Крис едет в замок Ворона в его образе... и прочее, и прочее. Как я говорил в первом отзыве, получился бы отличный сериал. Конечно, нужны хорошие актёры и немалый бюджет, чтобы не вышла театральная сценка.
Так я и решил, что о своих приключениях в прошлых книгах должен рассказать сам Эраст фон Рут.
Что бы тут не забивать текст, вынес в отдельную историю к книге. Кому интересно почитайте там.
Да, седьмая книга, с одной стороны, очень интересная, кровавая, жёсткая, трагичная. Думаю, Шекспир бы написал по ней свою пьесу — и люди бы смотрели и плакали.
На деле, мне кажется, эту книгу можно было бы вынести отдельно: не брать всё, что пережил главный герой и его друзья, а просто показать, как какие‑то герои решают отомстить — и что из этого вышло.
Я до последнего верил, что всё будет не так. Каждый раз, слушая, говорил себе: «Сейчас автор сделает ход, и всё будет хорошо».
Уже писал в истории к этой книге, что если учитывать всю серию, логики в сюжете здесь немного, а местами и вовсе нет. Автор решил: «Да гори оно всё огнём». Но если брать логику именно этой книги, то в принципе всё верно. Да, неприятно и обидно, но — верно.
Не буду повторять подробно, что говорил в истории. Но ощущение, что всех персонажей словно подменили. Все сюжетные арки изменились.
Больше всего мне было обидно, что так и не узнали про Агриппу. Ведь во второй книге, в борделе, магесса Виталия сказала, что Мастер Гай его обманет и не даст того, что он хочет.
Я всегда думал: может, Эраст и правда его сын? Ведь он не знал своего отца, мать его продала. А может, у Агриппы была семья, и был сын — похожий или нет на Эраста, — но семья погибла, а Мастер Гай пообещал их вернуть. И всю свою любовь и заботу Агриппа передал Эрасту. Было бы интересно узнать, кто он на самом деле. Как уже говорил, это мой любимый персонаж второго плана: единственный, кто гнул свою линию и не изменился.
С одной стороны, всем сёстрам досталось по серьгам — понесли кару. Но, по‑моему, не все. Да, автор вскользь упомянул, что распались королевства. Но понесли ли наказание родственники Рози? По моему мнению, они одни из главных, если не злодеев, то уж точно «бук». С другой стороны, всех же не перебьёшь, так что, наверное, всё вышло логично.
Наверное, я ждал не суровой, жёсткой реальности, а больше сказки. В стиле женского фэнтези: где главная героиня охмуряет принца, главного мага (он же ректор академии), ещё одного короля демонов, лорда драконов... а в финале убегает в закат с красавчиком‑эльфом, потому что у него длинные волосы.
Хотелось чего‑то, если не такого, то хотя бы «и жили они долго и счастливо».
Но, с другой стороны, такая книга и такой финал точно запомнятся.
Фил. В прошлом отзыве я писал, как его убил маг, пришедший за Вороном. Он объяснил: мол, по нему тебя могут отследить, бла‑бла. Ладно, что было — то было. Но сегодня, вспоминая его, я подумал: а ведь Фил очень похож на малыша Грута из «Стражей Галактики». Конечно, отличий много, но что‑то общее есть. Фила жаль. Вот Ворона — не очень: его смерть читалась, а беднягу‑кустика жалко.
Книга интересная. Автор даже включил «фэнтези‑режим»: если раньше гномы и эльфы были только на словах, то тут мы их встретили вживую. Эльфы у Васильева получились жутко высокомерными, с ярко выраженным эльфийским расизмом. Если люди в принципе готовы жить с эльфами бок о бок на равных (при нормальном поведении последних), то эльфы считали людей рабами и слугами. Отрезали уши и носили их как бусины.
В плане магии, фэнтезийных штук, сражений и драматизма книга отличная. А что не отлично — уже говорил.
Я понимаю, почему авторы убивают героев: иногда это нужно сюжету, а на войне могут погибнуть и близкие. Это создаёт поворот или урок для героя.
Например, в «Гарри Поттере» убили Седрика, чтобы показать: мир изменился, стал опасным. Это первая смерть, которую видел Гарри. Роулинг говорит нам: «Сказке конец, это реальный мир».
Потом погибает Сириус — первый взрослый, ставший для Гарри настоящим родителем. И вот его нет. Роулинг как бы говорит: «Теперь ты один, теперь ты взрослый, Гарри. Не будет такого взрослого, как Сириус, который придёт и спасёт». Война ещё ближе.
Далее — смерть Дамблдора. И всё: теперь есть только он и Волан‑де‑Морт. А смерти других на войне показывают, что это не прогулка, и гибнут не только враги, но и близкие.
Наверное, автор тоже пытался донести это — в других книгах хотя бы Ворон что‑то пояснял.
Может, он хотел показать, чем всё это заканчивается по его мнению.
И как я говорил в истории: чей‑то конец — это чьё‑то начало. Родители Гарри погибли, он выжил и начал свою историю. Почему и тут не может быть так же?
Подводя итог всего цикла: бесспорно, это один из лучших в своём жанре. Каждая книга, если не лучше, то на уровне. Постоянно хочется следить за персонажами, переживать за них. Это не просто «прочитал за обедом и забыл» — остаётся послевкусие и след в душе. Яркие эмоции и переживания. За персонажей переживаешь, как за своих друзей.
Спасибо Андрею Васильеву — за Эраста фон Рута, Гарольда, Фалька, Рози, Аманду, Ворона, Агриппу и других.
Всем спасибо, кто прочитал. До встречи в новом отзыве.
151808