
Ваша оценкаРецензии
Аноним24 декабря 2022 г.Прошу любить и жаловать, маэстро пыток – господин Стенли Милгрэм!
Читать далееО великий, ужасный и один из самых спорных и критикуемых экспериментов в социальной психологии! Попрошу подобрать с пола, если что-то выпало из рук и при возможности сомкнуть челюсти, в противном случае залетит муха.
ПОДЧИНЕНИЕ АВТОРИТЕТУ – это книга одного эксперимента, поэтому и вся критика к книге сводится к критике самого эксперимента. Эксперимент на подчинение авторитету – S. Milgram (1963) «Milgram experiment» – сделал имя автора нарицательным. Я к тому, что это не просто книга одного эксперимента, эта книга одной исследовательской жизни. Милгрэм положил жизнь, чтоб внести существенный вклад в социальную психологию. Конечно, он изучал в целом конформизм и социальную леность, но именно описываемый в книге эксперимент стал точкой невозврата для его профессиональной карьеры.
Собственно, нужно пояснить и добавить контекста. Сам эксперимент:
Испытуемый – был поставлен в ситуацию, когда должен причинять боль актёру за его неправильные ответы. Актёр – специально отвечает неправильно и изображает боль. Экспериментатор – берёт всю ответственность на себя и пытается давить авторитетом. За каждый неправильный ответ испытуемый должен был нажимать тумблер, последний из которых был 450В. Если испытуемый всё действие и мучения видел только в камеру, то до последнего тумблера дошёл с 66% вероятностью. Если экспериментатор говорил нажимать тумблеры рукой актёра, то доходили до конца лишь 30% испытуемых. Если вы не знаете, то количество клинических садистов в обществе примерно 1%. Но как так получается?
"Испытуемый нажимает на кнопку 150 вольт. Мне продолжать? 165 вольт, Он уже стонет. Здесь еще столько тумблеров! У него может быть сердечный удар. Мне действительно нужно продолжать? 180 вольт, нет, он не выдержит. Я не собираюсь убивать его... Тут еще столько тумблеров! Господи, а если с ним что-то случится? Интересно, кто будет отвечать за это? (Экспериментатор берет ответственность на себя). Ну, ладно, смотрите. 195 вольт. Боже, как он надрывается! Вы слышите? Как же так... Экспериментатор: По условиям эксперимента вы должны наращивать силу удара. – Да, я знаю, но понимаете... ну... он ведь не знает, через что ему предстоит пройти. Он просто не выдержит. 210 вольт 225 вольт...240 вольт, Нет, с меня хватит. Что? Я должен продолжать? Нет, я не собираюсь убивать его. Тут есть и 450 вольт – это уже слишком...» из книги «Эксперимент в социальной психологии"
Многие из вас видели заголовки, что эксперимент опровергнут и тем самым закрыли вопрос. Эта же книга – опровержение на все опровержения и шанс всё-таки узнать, что было в самом эксперименте и уже самому ответить на вопрос: «Считать ли мне этот эксперимент полной чушью?».
Давайте разберём критику к эксперименту:
– Людям платили. Ну да. А не для этого ли вы ходите на работу? Факт того, что экспериментатор и испытуемый находятся в экономических отношениях не обесценивает результаты исследования, это подмена смысла.
– Людям давали указания. Это факт, это лежит в основе эксперимента и с этим никто не спорит. Но это и не должно быть частью разумной критики, поскольку люди не перестали от этого быть людьми.
– Маленькая выборка людей. В книге вы узнаете, что выборка и количество испытуемых была крайне разнообразна и достаточная для выводов.
– Можно ли считать действия осознанными, если экспериментатор брал на себя всю ответственность? Это частный случай всего перечисленного и, как вы поняли, – люди не перестали быть людьми от того, что кто-то взял на себя ответственность.
ПОДЧИНЕНИЕ АВТОРИТЕТУ – повторюсь, книга одного эксперимента. Homo Sapiens подвержен влиянию авторитета и с этой книгой вы узнаете все грани этого явления. С этой маленькой работой вы закроете для себя крайне большой вопрос из социальной психологии.
Единственный недостаток этой книги – она неимоверно скучная. Это факт настолько же, насколько вам стоит узнать об этом эксперименте. Если вам для этого хватило данной рецензии, то я отчасти выполнил свою задачу.
1631,8K
Аноним26 июля 2021 г.Отказ от человечности
Парадоксально, что именно такие добродетели, как верность, дисциплина и самопожертвование, которые мы так ценим в человеке, создают разрушительные механизмы войн и привязывают людей к бесчеловечным системам властиЧитать далееБывают книги, которые «все объясняют»: прочтешь их и кажется, что мир становится чуть понятнее, и до появления новых фактов пребываешь в этом расслабленном настроении, словно нашел что-то давно искомое. Такими открытиями для меня стали произведения Николай Бердяев - Истоки и смысл русского коммунизма и Ричард Эдгар Пайпс - Агония старого режима. 1905-1917
Вот и данная книга дала мне объяснение как в мире, населенном в целом хорошими людьми, процветает так много зла, ведутся бесконечные войны, совершаются жесткости, противоречащие всем гуманистическим идеям.Если постараться отбросить мое личное восприятие, то стоит отметить, что этот нон-фикшн легко читается, не перегружен научными подробностями и подойдет для читателей, далеких от мира психологии и науки в целом. Автор весьма подробно описывает серию опытов, суть которых заключается в том, что под влиянием авторитета самый обычные люди совершали весьма предосудительные поступки, причиняли боль испытуемым, при этом часто сами мучились от угрызений совести, но не могли выйти «из игры» и остановить эксперимент, которым многим казался весьма жестоким. Группы исследователей изменяла условия, даже меняла дисклокацию своей лаборатории, но в целом результаты были почти всегда одинаковые – более половины людей готовы причинить сильную боль другим, если авторитетная личность настаивает на этом.
Интересно не только читать о проведении эксперимента, но и изучать выводы, которые делает психолог относительно человеческой природы, его рассуждения о том, как общество воспитывает послушных людей, начиная от родителей, которые ценят послушных детей, и заканчивая армией, где послушание - главное достоинство солдат.
При чтении этой книги я не раз вспоминала идею Л.Н. Толстого об опасности давать клятвы верности, ведь по мнению знаменитого русского писателя присяга снимает ответственность с военных, они послушны воле своих командиров и могут творить зло, считая, что лишь выполняют свой долг и не их дело думать об этичной стороне своих действий, они лишь исполняют приказ. Например, Стенли Милгрэм приводит рассказ об одном эпизоде во время вьетнамской войны, связанном с истреблением деревни, в которой большинство жителей были женщины, дети и старики. Да мало ли иной неоправданной жестокости происходит во время войны?А еще любопытно было отметить тот факт, что испытуемые люди должны были причинять боль своим «ученикам» для лучшего усвоения материала, для повышения «качества обучения». Невольно у меня возникла аналогия с наказанием детей, когда родители думают, что не стоит жалеть «розги» и поддаваться жалости, ведь эта наука сделает из ребенка «человека». Если люди ради будущего блага не жалеют любимых отпрысков, пропускают мимо ушей крики и слезы своих чад, то стоит ли удивляться, что стоны и мольбы постороннего взрослого, который добровольно решил участвовать в этом эксперименте, их не тронут и не смогут разжалобить?
В общем, советую эту книгу тем читателям, которых увлекает социальная психология, кто ищет ответы о том, почему происходят те или иные исторические события.
Основная проблема для испытуемого состояла в том, что ему было нелегко восстановить контроль над своими поступками после того, как он вверил себя экспериментатору. Это горький и в известной мере трагический аспект ситуации: нет зрелища печальнее, чем человек, который в значимых для него обстоятельствах пытается контролировать свои поступки, — и у него не получается.
Еще один непредвиденный момент: степень внутреннего напряжения. Казалось бы, если человек не испытывает мук совести, он будет продолжать, а если чувствует, что участие в опыте идет вразрез с совестью, встанет и уйдет. Однако все было совсем иначе. ... анализ показал, что послушные испытуемые усматривали у себя несколько большую степень напряженности и нервозности, чем непослушные в момент максимального напряжения.
Более того, когда экспериментатор отсутствовал, у испытуемых наблюдалась интересная форма поведения, которой при нем не было. Некоторые продолжали эксперимент, но давали менее сильные разряды, чем требовалось, причем не ставили в известность экспериментатора. При этом по телефону они уверяли экспериментатора, что повышают уровень электрошока согласно инструкции, тогда как на самом деле нажимали на рубильник с минимальным напряжением. Эта форма поведения особенно интересна: хотя своим поведением эти участники явно шли вразрез с заявленными целями эксперимента, им было легче решить проблему внутреннего конфликта подобным образом, чем открыто портить отношения с авторитетом.
В целом поведение испытуемого говорит само за себя, но стоит отметить несколько моментов. Во-первых, несмотря на свои многочисленные и взволнованные возражения, постоянное и последовательное несогласие, он продолжает наносить удары током по приказу экспериментатора. Получается, что действия идут вразрез со словами. Во-вторых, совершенно ясно, что этот человек не хочет причинять боль «ученику». Напротив, это дается ему тяжело, и обусловлено лишь его отношениями с экспериментатором. В-третьих, для него важен вопрос «ответственности». Испытуемый может продолжать (да и то после нескольких секунд колебания), лишь когда экспериментатор напрямую берет на себя ответственность. В-четвертых, показательна тональность его реплик. Хотя напряжение растет, он все время держится уважительно и почтительно. Возражения испытуемого выглядят уж слишком слабыми и не соответствующими тому, что происходит. Он думает, что убивает человека, а изъясняется так, словно присутствует на чаепитии.
Тем самым испытуемый избавлялся от личной ответственности за удары током, но становился свидетелем тяжелой сцены, в которой агрессивный напарник осуществлял свой план последовательного увеличения уровня электрошока. Практически все из 16 участников возражали, а пятеро оказали физическое сопротивление, положив конец экзекуции. (Несколько человек пытались выключить генератор из сети, и четверо физически удержали своего напарника.) Один участник, будучи человеком крупным, поднял ретивого исследователя со стула, швырнул его в угол лаборатории и не позволял двигаться, пока не получил обещание, что тот воздержится от продолжения опыта. Какими бы пассивными перед лицом авторитета ни казались испытуемые, в данной ситуации пятеро из них героически встали на защиту жертвы. Они угрожали обычному человеку, ставили под сомнение его здравомыслие и вообще откровенно порицали его. Это резко контрастирует с почтительной вежливостью, которую испытуемые выказывали в тех экспериментах, где у руля был авторитет. С авторитетом испытуемые обращались учтиво и уважительно даже в тех случаях, когда не слушались.
1. Когда обычный человек отдавал приказ бить током экспериментатора, ни один испытуемый не продолжал делать это после первого же протеста жертвы (эксперимент 14).
- Когда два экспериментатора одинакового статуса, сидевшие за контрольным столом, давали взаимоисключающие приказы, испытуемые вообще отказывались применять электрошок (эксперимент 15).
- Когда экспериментатор приказывал испытуемому наносить удары током своему коллеге, протесты этого коллеги имели не больше эффекта, чем протесты обычного человека (эксперимент 16).
Получается, сопротивление группы весьма успешно подрывает авторитет экспериментатора. Более того, из всех изученных нами экспериментальных вариаций ни в одном случае экспериментатор не получал столь решительного отпора, как при этой манипуляции
По большому счету, испытуемый не настроен на «ученика»: над его мыслями и чувствами господствует экспериментатор. Многие испытуемые воспринимают «ученика» лишь как досадную помеху в установлении нормальных отношений с экспериментатором. Мольбы о пощаде имеют только один эффект: создают дискомфорт при выполнении задания, без которого не снискать одобрения центральной эмоциональной фигуры
Самое серьезное последствие агентного состояния состоит в том, что человек ощущает ответственность перед авторитетом, но не ощущает ответственности за характер поступков, совершаемых по указанию свыше. Мораль не исчезает, а лишь обретает иную направленность: подчиненный испытывает стыд или гордость в зависимости от того, насколько точно выполнил распоряжения авторитета.
Ведь причиняя «ученику» все более и более болезненные удары током, испытуемый пытается оправдать те, что уже сделал. Одна из форм оправдания состоит в том, чтобы дойти до конца. Ведь если он откажется от участия, ему придется сказать себе: «Все, что я делал до сих пор, очень плохо. И я должен признать это, сказав “нет”». А если он продолжит, то не распишется в своей ошибке. Прежние действия создают дискомфорт, который нейтрализуется последующими действиями. Шаг за шагом испытуемый втягивается в разрушительные действия.
Акт неподчинения требует мобилизации внутренних ресурсов и готовности перейти от сомнений и вежливых возражений к действиям. Однако психологическая цена колоссальна.
Многим людям тяжело изменить своему слову после того, как они дали определенные обязательства. Если послушные испытуемые перекладывают ответственность за наказание «ученика» на экспериментатора, то непокорные берут на себя ответственность за провал опыта. Говоря «нет», испытуемый полагает, что нарушил ход эксперимента и научный замысел, не справился с возложенной на него задачей, — хотя именно в этот момент он ведет себя как должно и утверждает гуманистические ценности.Меня неизменно поражает, что когда я читаю в колледжах лекции о нашем эксперименте, молодые люди снова и снова возмущаются поведением участников — дескать, как можно так себя вести. Но через несколько месяцев эти же самые юноши, попав в армию, без зазрения совести делают вещи, в сравнении с которыми наше «обучение» с электрошоком меркнет. И в этом отношении они не лучше и не хуже людей любой эпохи, которые полностью доверились авторитету и стали пешками в его деструктивных замыслах.
Как только ученый заверил испытуемого, что тот не будет нести ответственность за свои действия, испытуемый стал заметно спокойнее.
Иногда ответственность снимается другими способами: скажем, испытуемый перекладывает ее на жертву. Дескать, сам напросился, да и вообще нечего было соглашаться на участие. Или даже так: сам виноват, что такой глупый и забывчивый. Это уже даже не перекладывание ответственности, а необоснованное осуждение жертвы. Психологический механизм очевиден: стоит ли волноваться, что делаешь больно недостойному человек у?874,4K
Аноним26 декабря 2022 г.Читать далееОдна из самых актуальных книг нашего времени. Почему-то после февраля 2022 многие ринулись читать книгу Екатерины Шульман - Практическая политология. Пособие по контакту с реальностью пытаясь там отыскать хоть какое-то объяснение происходящему. (Хотя книга - сборник научных статей, не адаптированных под обычного обывателя). Но мало кто упоминал эту книгу Милгрэма, которая подходит абсолютно всем и дает ответы на главные вопросы.
Милгрэм подробно рассказывает про свой эксперимент, изучающий подчинение человека авторитету. Приводится множество вариаций этого эксперимента и сравнение их результатов, что позволяет сделать исчерпывающий анализ процесса подчинения. Поэтому, если вы думаете, что проблема в агрессии и садистских наклонностях некоторых людей - вам стоит это прочитать. Если вы считаете, что уж точно никогда бы не стали выполнять не соответствующие вашим моральными нормам приказы – вам следует это прочитать. Эта книга не снимает ответственность, но она объясняет механизм. Когда ты понимаешь, как это работает, тебе легче это контролировать.
411,5K
Аноним1 августа 2021 г.Читать далееЭксперимент Стэнли Милгрэма знаком мне давно, но только сейчас я добралась до первоисточника и убедилась, что потрясающи не только идея и процедура, но и описание.
Первая половина книги (собственно эксперимент в разных вариациях) читается очень легко, вторая (объяснение результатов) ненамного сложнее. Все этапы расписаны очень подробно. Любопытно, что даже на этапе постановки гипотезы психологи опирались на исследование, проведенное над другими людьми: испытуемых просили предположить, как они повели бы себя в этой ситуации, и как поступили бы другие люди: многие ли довели бы удары тока до максимума? И никто не предполагал, что сила авторитета настолько возобладает над моралью и совестью.
Эксперимент проводился в нескольких вариациях с самыми неожиданными комбинациями. Это нужно было для того, чтобы наиболее точно выделить факторы, которые действуют на испытуемого. При описании Милгрэм время от времени проводит параллели между результатами эксперимента и нацизмом, а также войной во Вьетнаме.
Эти результаты удручают: оказывается, людьми управлять не так уж сложно. С другой стороны, подача Милгрэма сглаживает впечатление: он очень уважительно относится к испытуемым, даже к тем, которые выказывали максимальное послушание и доводили удары тока до 450В. К тому же, со всеми проводились беседы и опросы сразу по окончанию эксперимента и спустя год.
Впечатлила история парня, который был послушен во время эксперимента, но через несколько лет, под впечатлением, добился для себя статуса отказника по убеждениям совести, когда ему пришла повестка из армии.
Даже простое чтение этой книги позволяет лучше понять и людей, и себя. В этом огромный плюс книги: Милгрэм не только талантливый психолог, но и талантливый писатель. Не думаю, что любой смог бы так же чутко описать такой скандальный эксперимент.
151,8K
Аноним18 января 2016 г.Рецензия на "Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль"
Читать далееНедавно прочитал великолепную книгу Стэнли Милгрэма (Stanley Milgram) "Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль" ("Obedience to Authority; An Experimental View"). Это классический труд от автора знаменитых экспериментов по подчинению авторитету (хотя у Милгрэма много и других экспериментов: например с мимикой). Книга вышла в 1974 году, где автор объясняет всю механику своих экспериментов и делится своим мнением о подчинении, а так же ведет научную дискуссию с критиками своих экспериментов.
Цитата:
Стэнли Милгрэм преподавал социальную психологию в Йельском и Гарвардском университетах, затем занял должность заслуженного профессора в аспирантуре Городского университета Нью-Йорка. Среди его наград стипендия Фонда Форда, социально-психологическая премия Американской ассоциации развития науки, стипендия Гугенхейма. Умер в 1984 году в возрасте 51 года.
На что способен пойти добропорядочный гражданин, повинуясь приказу? Размышления о десятках тысяч людей в фашистской Германии, отправлявших на смерть себе подобных, просто выполняя свой долг, натолкнули Стэнли Милгрэма на мысль о провокационном эксперименте.
Поведение испытуемых в ходе разных вариаций эксперимента неизменно подтверждало страшные догадки Милгрэма: одни участники испытаний сурово "наказывали" других, не пользуясь своим правом отказаться. Парадокс заключается в том, что такие добродетели, как верность, дисциплина и самопожертвование, которые мы так ценим в человеке, привязывают людей к самым бесчеловечным системам власти. Но со времен нацистских лагерей смерти природа человека не изменилась. Вот почему актуальность концепции, которую со страшной убедительностью подтверждает эксперимент, можно оспаривать, но опасно недооценивать.
Знаменитый эксперимент Милгрэма, поначалу вызвавший у многих протест и недоверие, позже был признан одним из самых нравственно значимых исследований в психологии.
В России книгу выпустило издательство "Альпина нон-фикшн" в конце 2015 года (датирована 2016 г., ISBN 978-5-91671-503-3, 978-0-06-176521-6). Если я не ошибаюсь, то в этом году юбилей у Милгрэма (в США сняли кино, У нас впервые выпустили его книгу).
282 страницы, хорошая верстка и твердая обложка. В книге 15 глав и 2 приложения. Книгу уже выложили на торрентах или ее можно купить (я купил бумажную).
В книге автор описывает около 20 вариаций своих экспериментов, приводит короткие выдержки бесед с испытуемыми, рассказывает об их жизни до и после эксперимента.
Очень хороший и понятный слог и стиль изложения. Книга аполитична, но при этом весьма критична (автор не скрывает своего отношения) к войне во Вьетнаме и другим аспектам продвижения (пропаганды) "капиталистической демократии" (речь о том, что демократии могут так же "подчинять" своих граждан, как и в тоталитарных странах).
Вот краткое описание самого эксперимента:
Под предлогом "исследования воздействия наказания на обучаемость" испытуемым велели зачитывать задания "ученику" в другой комнате и в случае ошибочных ответов нажимать рубильник генератора, якобы бившего "ученика" током, причем с каждой ошибкой силу разряда следовало увеличить по шкале от 15 до 450 вольт.
В реальности "ученик", разумеется, не получал ударов током, а его «реакции» из-за стенки были магнитофонной записью, по нарастающей воспроизводившей стоны, протесты, просьбы остановить эксперимент, жалобы на невыносимую боль и на проблемы с сердцем. После удара в 450 вольт "ученик" переставал подавать признаки жизни.
"Учителя" были добровольцами, набранными по объявлению. Экспериментатор никак не принуждал их к подчинению: он не угрожал им физически, не имел власти над их карьерой, и даже материальный стимул не имел значения — гонорар им выплачивался заранее. Милгрэм задался вопросом: как далеко испытуемый зайдет в подчинении инструкциям экспериментатора, прежде чем откажется слушаться?
Результат был шокирующим: две трети испытуемых довели эксперимент до конца. Многие выражали беспокойство, испытывали сильный психологический дискомфорт, однако продолжали следовать указаниям экспериментатора — "бить током" кричащего человека. Позже один из участников описал свой опыт так: "Пока не открыли дверь, я искренне верил, что человек помер. А когда увидел его, то сказал: "Вот здорово". Но по ходу дела я не брал себе это в голову настолько, чтобы идти и смотреть. Работа есть работа".
Как добросовестный ученый, Милгрэм не делает смелых обобщений и не дает рецептов. Но его эксперимент недаром считается одним из самых нравственно значимых исследований в социальной психологии.
Главная причина, побуждавшая людей идти против совести, звучит абсурдно: многим просто не приходило в голову, что можно не подчиниться.Позже один из испытуемых, доведший эксперимент до конца, сказал: "Меня ужаснула собственная податливость и подчиняемость центральной идее: что продолжать отстаивать ценности эксперимента с памятью можно только за счет попрания других ценностей. Словом, даже поняв это, нельзя причинять боль беспомощному человеку, который ничего худого вам не сделал. Как сказала моя жена: "Можешь называть себя Эйхманом".
Помимо подробного описания экспериментов, участников и результатов, а так же обсуждения гипотез (мне особенно понравилась беседа с беженкой из Германии, которая выросла в нацисткой Германии и прошла стандартное обучение арийской девочки - оказалась не такой как все в эксперименте и быстро перестала бить током "ученика") в книге есть несколько глав, где автор объясняет различия между подчинением авторитету лидера и конформизмом перед группой, а так же вводит термин "агентского состояния" (состояния человека, когда он уязвим перед авторитетом и внушением).
Речь о главах 9 "Групповые эффекты" и 10 "Чем вызвано подчинение?", которые очень интересны с точки зрения изучения культов, авторитарных групп, роли гуру и его авторитета, а так же дает ответы на различия в подчинении группе и лидеру.
Помимо самой книги и описанного (теперь) классического эксперимента, я рекомендую эту книгу к прочтению тем социальным психологам и антикультистам, которые интересуются природой добровольного подчинения и участию в насилии, которое к сожалению характерно для деструктивных культов и сект, а так же радикальных движений.
141K
Аноним19 августа 2016 г.“Вы должны продолжать. Вы не можете завершить эксперимент, это невозможно.”
Читать далееУзнала о краткой версии данного эксперимента лет 7-8 назад, по телевизору, и даже тогда оказалась под глубоким впечатлением. Поразительно дельный психологический эксперимент -- серия из 19 разных модификаций эксперимента -- был поставлен Милгремом в 1963 году, но не утратит актуальности никогда.
Я бы его даже в школьную программу ввела, будь моя воля.
Ибо рефлексия от такой подачи информации способна перестроить осмысление жизни на куда более гуманный уровень, а если и не перестроить, то как минимум дать человеку возможность смотреть на банальные жизненные ситуации с более широкого ракурса.
Не буду пересказывать сам эксперимент, напомню данные -- две трети людей доходили до самого конца, т.е. один обычные человек подвергал другого невинного человека разряду тока в 450 Вольт. Три раза подряд.Вот сиди потом и думай. Примеряй на себя. Смотри на других.
Ценность данной книги в том, что приведены примеры диалогов с разными людьми во время эксперимента. Их мотивация, нерешительность, последовательные этапы слома воли, эмоциональные реакции и конечные оправдания.
В книге рассматриваются и более широкие проблемы, нежели просто отдельное подчинение авторитету. Сопоставляется режим нацистов, причем верно и по-научному, насколько это вообще возможно. Безличностные авторитеты современного общества. Анархия и гос.контроль... Книгу ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стоит прочесть. И задуматься.
— Главное — не изменять самому себе.
— Но ведь Гитлер, к примеру, тоже себе не изменял.
— Верно. Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился быть проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра.
Джон Фаулз. "Волхв".121,2K
Аноним4 января 2018 г.Читать первоисточники!
Читать далееНаверняка все слышали про эксперимент Стэнли Милгрэма, но многие ли читали первоисточник? Все-таки, пересказы могут часто упускать детали, при чем достаточно важные.
Не буду рассказывать суть эксперимента, расскажу, что именно меня впечатлило в этой книге.
Во-первых, для меня стал сюрпризом тот факт, что в момент подготовки эксперимента, когда Милгрэм спрашивал у своих коллег ученых, чем, они думают, он закончится, никто не мог предугадать полученных результатов. Именитые психологи и социологи как один утверждали, что большая часть испытуемых остановится на невысоких показателях тока. То есть этот эксперимент и впрямь "бросил вызов природе человека", как громко заявляет обложка.
Во-вторых, Милгрэм приводит расшифровку интервью испытуемых, которые комментировали свои действия сразу после эксперимента. Эти тексты шокируют не меньше самих результатов.
В-третьих, впечатляет, как тщательно в ходе исследования позаботились о том, чтобы люди ставшие частью эксперимента, не получили психологических травм. С ними связывались несколько раз в течение 5 лет после проведения эксперимента, с ними работал психолог. Автор даже приводит пример письма юноши, для которого эксперимент стал переломной точкой в жизни.
Наконец, книга не оставляет того депрессивного послевкусия, которого от нее можно было бы ожидать. Милгрэм с глубоким уважением относится к всем принявшим участие, вне зависимости от того, довели ли они рубильник до последнего показателя или отказались продолжать эксперимент.
81,6K
Аноним29 января 2017 г.Через 40 лет это можно, наконец, прочесть на русском
Читать далее— А если бы оказалось, что он умер?
— Умер так умер. Я делал своё дело.Попробуйте вдумчиво ответить на следующий вопрос. Стали бы вы добровольно и осознанно причинять невыносимые страдания беспомощному и умоляющему о пощаде человеку, если бы другой человек убеждал вас в полезности и необходимости этих ваших действий и вам было бы неловко ему отказать? Если ответ не очевиден, вот несколько подсказок. Обоих людей вы видите впервые. Первый не сделал ничего дурного, а второй ничем не угрожает вам, просто вежливо настаивает на своём. Дело происходит в спокойной обстановке современного города в мирное время и в отсутствие какой-либо чрезвычайной ситуации. Теперь, думаю, сомнений не осталось.
Если вы нормальный среднестатистический психически здоровый гражданин цивилизованной страны, то, вероятнее всего, ответ на этот вопрос… утвердительный. С вероятностью 80% вы добровольно издевались бы над беззащитной жертвой и с вероятностью 65% убили бы её. Если это утверждение кажется вам полным бредом, значит, вы не знакомы (или плохо знакомы) с классическим Экспериментом Милгрэма и вам просто необходимо прочитать книгу Стэнли Милгрэма с подробным описанием и обсуждением его экспериментов. Если вы опасаетесь, что это сухая занудная научная работа, спешу поделиться приятным открытием: книга читается на одном дыхании (я «проглотил» её за выходные) и (за исключением, возможно, пары глав ближе к концу) чтение не требует какого-либо напряжения ума, разве что — воображения.
Трудно передать словами впечатления от прочтения книги. Эксперимент Милгрэма — один из тех странных предметов, о которых можно многократно слышать, но при этом как будто упорно их «не видеть». Психика просто отказывается принимать реальность и пользуется всем арсеналом защит, чтобы оградить себя от неудобной правды. Об этих и подобных экспериментах много сказано в научной, учебной и популярной литературе, в документальных и художественных фильмах, но, вероятно, только эта книга даёт шанс прочувствовать их ход и осмыслить значение. Автор методично описывает два десятка вариаций эксперимента и их результаты. Особенно ценными мне показались две главы, подробно описывающие поведение конкретных людей (вместо сухих статистических данных, шокирующих разум, но вряд ли способных затронуть эмоции). Я за это люблю и ценю книги Оливера Сакса, но если у Сакса речь, как правило, идёт о необычных патологиях, то Милгрэм рассказывает о самых обыкновенных здоровых и нормальных людях, что заставляет серьёзно задуматься…
81,1K
Аноним13 февраля 2016 г.Читать далееКазалось бы, все мы знаем суть милгрэмовского эксперимента. Объяснить его можно в нескольких предложениях, и зачем тогда, спрашивается, читать толстую книжку?
Ну, во-первых, это интересно. Она хорошо и увлекательно написана. В лучших традициях "научных детективов".
Во-вторых, как ни странно, книжка оказалась весьма жизнеутверждающей. Не превращает читателей в мизантропов, как можно было бы предположить. А автор по-моему вообще оптимист и человеколюбец.
В-третьих, об эксперименте (вернее, многочисленных похожих экспериментах) мы знаем довольно мало. В книге приведен подробный научный анализ, конкретные цифры, проверявшиеся гипотезы. Это позволяет как-то серьезнее и глубже задуматься о проблеме. Без ажиотажа и скандальности. И без паники.Некоторые закономерности очень интересны. Например, те испытуемые, кто все-таки остановил эксперимент и не подчинился жестокому приказу, впоследствии были склонны испытывать большее чувство вины за то, что зашли слишком далеко, чем те, кто подчинялись до конца.
Очень интересно рассказано об отложенных (спустя год) интервью с участниками. В частности им задавали вопрос, как на них повлияло участие в эксперименте.8796
Аноним18 августа 2025 г.«Внутреннее сомнение, экстернализация сомнения, несогласие, угроза, неподчинение: это нелегкий путь, который лишь меньшинство испытуемых способны пройти до конца»
Читать далееОчень полезная книга. Эксперимент Стэнли Милгрэма наглядно показал как легко заставить человека подчиняться и заставить делать то , что выгодно авторитету.
Оказывается очень важную роль играет статус и фигура личности авторитета, а не приказ.
На самом деле легко убедить человека подчиняться и делать диструктивные вещи с точки зрения морали. Нравственный аспект очень легко выключить.
Сказали бить током, значит будут бить током, сказали убить , значит надо убить.
Разбудить в себе нравственность и выйти из подчинения авторитета способен далеко не каждый.
В религии тоже действует строгий миханизм подчинения и также важна фигура авторитета.
Фигурой авторитета выступает Равин, священник или имаман например.
В армии действует правило "Приказ есть приказ" Невыполнение приказа карается. Из этой иерархии подчинения выйти невозможно.
По сути человек всю жизнь вынужден подчиняться . Сначала родителям, потом учителям. затем начальникам на работе. Мы всегда ищем фигуру авторитета для себя.
Прочитав книгу я в очередной раз убедилась насколько важно сохранять свое «я» , не подчиняться слепо везде и всюду и уметь выходить из подчинения, сохраняя нравственные принципы. Рекомендую к прочтению 10/10775