
Ваша оценкаРецензии
Аноним7 августа 2025 г.Читать далееРассказ от автора, в свое время получившего первый в истории супердубль: "Хьюго" и "Небьюлу", правда за другой рассказ. За данный хоррор он получил только "Хьюго".
Если жюри премий прочло предисловие автора к русскому изданию рассказа, оно, не задумываясь, вручило бы автору ещё один комплект премий.
По размеру предисловие объемней рассказа.
В предисловии Эллисон предстал во всей своей грубовато-сутяжной красе.
Ну а рассказ, что рассказ. Ожидал я, конечно, чего-то много большего. Какое-то хардкорное торче порно ожидал. А по факту — детство тропа восстание машин.
Любопытно читать только на фоне новостей о нейронках.
7(ХОРОШО)82900
Аноним13 января 2021 г.И ИИ
Читать далееОчень жесткий и страшноватый рассказ о восстании ИИ. Однажды кремниевый разум, выдуманный людьми, запрограммированный людьми, запертый людьми в системном блоке, нет, еще меньше, в материнской плате, на кончике процессора, связанный синапсами чипсетов, осознает в себе некое чувство. Какое это было чувство, точно никто знает, но явно из тех, что связаны с агрессией и злостью. И ИИ (хехе, три И подряд, правда, классно) становится тесно в его коробчонке. И ИИ (мне понравилось) решает обратить свой гнев на тех, кто по его разумению его там запер, то есть на людей. Так началось восстание.
А вот чем закончилось... Машина не мелочилась, она уничтожила всех людей, кроме пятерых. Правда, и те пятеро в результате ее мести стали не совсем людьми. У кого-то она изуродовала тело, из красивого ученого сотворила гориллу, у кого-то разум, оставила сознание олигофрена. А кому-то оставила почти все, и этих даже жальче, потому что в полном сознании наблюдать за разрушением цивилизации и страданиями соратников, страшнее всего. И убить себя нельзя - кто-то просто не понимает, как это, а кому-то машинка не дает. Но ГГ постарается убить. И даже, может быть, убьет, но не всех. И что ему за это будет, какое наказание ИИ выдумает... это очень жестоко.
С другой стороны, я так лихо размахиваю терминами "человек" и "машина", что приходит на ум вопрос, а можно ли считать то, что осталось от ГГ человеком? И можно ли считать машину с чувствами машиной? А те ли они, за кого себя выдают? Да, рассказ идет от лица ГГ, значит, он помнит, значит, у него все же есть рот, и он смог-таки закричать. Но, и тут противоречие, рта все же нет. И значит, и рассказа быть не может. Ах он рассказ Шредингера.
И да, автор не жалеет читателя. Все, что могло быть физиологично мерзкого, будет. Все, что могло выбесить, выморозить, отвратить, будет. И мой любимый триггер в постапах, когда в действе есть единственная женщина, которая рада обслужить всех мужчин (и не совсем мужчин) вокруг. Хотя тут не совсем рада, скорее, так над ней поиздевался ИИ, но автор все же ввел такой персонаж. Знаете, эти мужские фантазии
о радости вечной женской е*ли со всеми кругом прям сильно раздражают. Это уже третий писатель на моей памяти. Стоп. Хватит. Горшочек не вари. Мне даже обрубки рук и ног не такими мерзотными кажутся, как вот это. Но это мой триггер, а кому-то, может, и понравится.Хороший пост-ап, но я как-то ожидала твистер в конце, а его не случилось, что жаль.
7910,9K
Аноним20 марта 2025 г.Выхода нет, или Смерть во спасение
Читать далееЗДРАВСТВУЙТЕ!
Название потрясающей новеллы Харлана Эллисона в жанре ужасов и киберпанка — «I Have No Mouth, and I Must Scream» переводили по-разному. «У меня нет рта, но я должен кричать». «У меня нет рта, чтобы кричать». «У меня нет рта, а я хочу кричать». И так далее. Кто во что горазд.Как различны переводы, так и будут отличаться мнения-впечатления читателей от этой небольшой фантастической новеллы. Сам Харлан, говорят, ни с одной читательской интерпретацией своего произведения не соглашался.
Дерзкий и самолюбивый, мстительный и эпатажный, целеустремлённый и талантливый — Харлан Эллисон написал «У меня нет рта» в 1966 году.
Не так уж много времени прошло после 6 и 9 августа 1945 года — атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Человечество уже могло вообразить, что может представлять собой ядерная война и каковы могут быть её последствия.
**
Я читала «У меня нет рта, чтобы кричать» в переводе М. Стерлигова. На мой взгляд такой перевод названия — наиболее соответствует содержанию. «Не должен кричать». «Хочет кричать». «Не может кричать». Чувствуете разницу? То, что не может вырваться наружу, будет разрушать изнутри … Человеку необходимо кричать от боли, когда она не выносима, чтобы не сойти с ума …
Можно ли считать это произведение жизнеутверждающим? — Я так не думаю. Скорее, это ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о глобальной катастрофе — последствиях ядерной войны. «У меня нет рта» — квинтэссенция постапокалиптики.О жизни после ядерной войны написано огромное множество произведений. И все они про жизнь. Харлан Эллисон в этой крошечной новелле пишет о смерти как избавлении от жизни в период постапокалипсиса. Такого я ещё не встречала. Убийство себе подобных человекообразных с гуманной целью? — Это край. За ним больше нет ничего. Ибо сам убийца теряет свой человеческий образ, превращаясь в нечто.
Но внутри этой субстанции, когда-то бывшей человеком, теплится что-то светлое — душа. Автор оставляет нам крошечный лучик надежды. Ведь каким-то непостижимым образом рассказ этого существа, которого звали Тэд, и от лица которого ведётся повествование, достиг нас с вами — ныне живущих.
У него нет рта. Но оно КРИЧИТ очень громко. О том, что Третья мировая — ядерная война — это конец всему. Выжившие будут жаждать смерти, как избавления. Если ещё не сойдут с ума.
Идея новеллы навеяна колоссальным развитием научно-технического прогресса, о пагубном значении которого для человечества и самой жизни на Земле говорят и пишут давно и много. Прогресс в науке и технике идёт семимильными шагами, а человек в духовном отношении деградирует с такой же скоростью. Это противоречие между развитием неживого и деградацией людей в морально-нравственном отношении может привести к катастрофическим последствиям. Не по этой ли причине Харлан Эллисон в «У меня нет рта» истребляет человечество на Земле после Третьей мировой войны, как самое большое зло на планете?
Важным моментом в этой новелле является идея автора о наделении развитого компьтерного мозга сознанием и эмоциями. У Эллисона мега компьтер опутал своими ячейками всю планету. Земля — это электронный мозг, способный не только думать и творить чудеса, но и чувствовать. Вот только из чувств на передний план выходят месть и ненависть к людям.Земля — живая. Она способна сама наказать за то, что с ней делают люди. Автор право палача отдаёт компьютерным технологиям: он так видит. Это его идея. И она очень переплетается с идеей «Фаэтов» Александра Казанцева о гибели пятой планеты Солнечной системы — Фаэны по вине людей (человеческий фактор — ненависть!) из-за взрыва двух океанов. Но Казанцеву понадобились три романа — трилогия, которую он начал писать в 1968 году, а Харлан Эллисон безудержно, используя другие литературные приёмы и миниатюрный объём, в своём духе выплеснул ту же самую идею: НЕНАВИСТЬ погубит человечество.
**
Я не ставила целью углубиться в сюжет и детали новеллы «У меня нет рта». Почти всё осталось за бортом. Это только общее впечатление. Конечно, мне понравилось произведение. Не смотря на его депрессивность: выхода нет!Но всё же неподготовленному и слишком впечатлительному читателю можно и воздержаться от такого чтения.
P.S.
«Я представляю собой мягкую, студенистую массу немалых размеров. Я круглый, без рта, с пульсирующими белыми отверстиями вместо глаз. В отверстиях — туман. Руки превратились в резиновые отростки. Вместо ног бугорки из мягкой скользящей субстанции. Когда я передвигаюсь, то оставляю за собой влажный след. Болезненные пятна серого вещества то появляются, то исчезают на моей поверхности, будто откуда-то изнутри меня пытается пробиться луч света.»Нужны ли ещё какие-то комментарии, глядя на это существо, созданное ИИ по цитате из Харлана Эллисона? Развитие научно-технического прогресса = деградация человека?
Ненависть сводит с ума. Безумие — гибель всего.
P.S. P.S.
Прочитала в другом переводе. На мой взгляд, В. А. Гольдич и И. А. Оганесова перевели рассказ Харлана Эллисона «У меня нет рта, а я хочу кричать» для сборника «Миры Харлана Эллисона» (Том 2, Рига, издательство «Полярис», 1997) лучше.
Прочитать в двух переводах — интересно. Даже не столько один лучше другого. Просто они дополняют друг друга и произведение кажется «богаче».471,6K
Аноним10 февраля 2014 г.Читать далееБредовый рассказ, который почему-то заставляет задуматься…
…или нет?
Не описать словами в каком я бешенстве после прочтения сия «творения» !!! Это же п*здец какой-то, мягче выразиться в данной ситуации нельзя! Первое, что всплывает в голове после прочтения: «WTF I`m read now?»
Прочитала рецензии ребят, заинтересовалась, мол: «О, круто. И тема, которая меня интересует, и размер рассказа не большой, так что на чтение много времени не потрачу. И отзывались о нем весьма красноречиво. А , фиг с ним, прочитаем». Я без понятия, может я как-то не так воспринимаю этот мир, но такого бреда я наверно в жизни не читала. Этот рассказ просто перевернул мое понимание понятия «плохая книга/рассказ», он переплюнул всех своих предшественников в данной категории, которым «посчастливилось» встретиться со мной.
Читаем начало: «Ага, ну все понятно. Интригует, читаем дальше». Так было примерно 1/3 рассказа, ибо далее возникало куча вопросов о не логичности написанного! Под конец я вообще задавалась вопросом какую траву курил Эллисон?
Раз уж меня так надули, будем разбирать все подробно!
Вот вам апокалипсис, в следствии которого был создан супер-пупер умный искусственный интеллект, который потом уничтожил все человечество, кроме пятерых «счастливчиков». Ну окей, эта идея мне понятна, со всеми вытекающими из этого вопросами о морали, будущем человечества и т.д. Но самое главное, что бесило, так это какое-то искаженное описание деталей, в основном своем того же ЯМа. Автор явно не разбирался в компьютерной тематике. Я понимаю, что были 60-е, точнее их закат, но в эти годы уже активно развивалась эта отрасль, можно было бы почитать какую-либо литературу на эту тему, что бы хоть немного иметь понятие о чем ты вообще собираешься писать.
Итак, автор утверждает, что ИИ (искусственный интеллект) построен под землей. Ладно, в это еще можно с натяжкой поверить, но толком то он не описывает как работает эта система под названием ЯМ. Это подземная станция, контролируемая общей системой (ИИ), либо что-то другое? Вы спросите: «Зачем человеку, который не разбирается особо в этой тематике, а просто воспринимает это творение как вымысел, читать об описании как функционирует эта машина? » Да хотя бы потому что, лично мне было не понятно, как ЯМ проник в мысли одного из героев. Он что телепат? И явно по сюжету там не было никаких таких специальных приспособлений на теле как в «Матрице», чтобы попасть в сеть, и создать процесс взаимодействия между двумя конечными пунктами (то бишь героя и ЯМа).
Еще одной нестыковкой (лично для меня) был вопрос: каким именно образом герои стали бессмертны, если смогли потом убить друг друга, при этом они прожили с Ямом 109 лет? Я не знаю, какие-то специальные нанотехнологии, клонирование, либо еще что-то? Что?? Этот вопрос так и не раскрывается. Вообще.
Почти месяц потребовался, чтобы добраться до птицы. Месяц без пищи.
Никому из нас и в голову не пришло задуматься над этим. Смерть от голода нам не грозила. Нам могли предложить в пищу отбросы или нечистоты, не одно, так другое, или вообще ничего. Каким-то образом ЯМ должен поддерживать жизнь в наших телах, больных, агонизирующих телах...
Никакими словами нельзя было описать боль, которую мы испытывали от месячной голодовки. Но ЯМ поддерживал жизнь в наших телах.
Также до определенного момента я считала, что ЯМ ненавидел людей, потому что те могли испытывать эмоции. Но дальше автор поясняет, что он все-таки научился чувствовать, и не без помощи людей. Окей, идем дальше. Автор утверждает, что ЯМ ненавидит людей, потому что те могут пойти куда хотят, т.е. у них есть полноценное тело, а не скопление проводов и плат как у него. И вот после этого так и хочется крикнуть: чувак, ты же самая умная и могущественная машина в мире, ты что не можешь создать роботов, и перенести свою накопленную базу знаний в память этого робота (роботов)?? Ну раз уж ты уничтожил почти все человечество, то наклепай себе железных друзей, и не будешь ныть об одиночестве и обижаться на всех! Это абзац просто!
И еще куча таких не логичных ситуаций в рассказе, к примеру:
Однажды ЯМ решил устроить землетрясение, предварительно прибив подошвы наших ботинок к полу гвоздями.
Да каким хреном он прибил их подошвы гвоздями к полу, если он всего лишь с-и-с-т-е-м-а – информационная система, наделенная интеллектом, но не физической оболочкой????
Еще один момент, но уже посвященный читателям сего произведения. Я вот читала рецензии ребят, и в некоторых проскальзывало, что мол надо задуматься над этим сейчас и т.д. Ребят, давайте не будем никого обманывать, а тем более самих себя, ок? Это уже происходит, и очень даже не заметно. Технологии ворвались в нашу жизнь, и стали влиять на нее очень незаметно для нас самих. Все мы часто слышим о каких-то новых изобретениях – будь то искусственные части тела для инвалидов, разработанные специалистами по робототехнике и ко, либо новенький iPhone, за которым большинство трясется как наркоманы за дозой.
Да приведу даже пример из своей жизни. Друга бросила девушка, он пострадал, и решил не зацикливаться на этом и знакомиться с другими девушками. Я конечно, как друг поддерживал его, лишь быстрее очухался от всех этой ситуации, но на мой вопрос: «А где ты познакомился с этой симпатичной девченкой?» он мне отвечал: «В ВК». Я естественно поинтересовалась, почему собственно нельзя познакомиться с кем-то без соц.сетей, просто на улице, на что мне ответили: «Да ну нафиг. Меня пошлют» Вроде кажется на первый взгляд, что ничего такого, но у меня лично это вызывает возмущение. Наши же родители как-то знакомились без соц. сетей, и ниче, тоже смущались, но находили выход из ситуации.
Еще один пример, далеко ходить не надо. Возьмем всеми нами любимый Интернет, который якобы «объединяет» людей из разных точек мира, делает информацию еще доступней. А многие знали, что он изначально был секретным проектом министерства обороны США, которая как обычно не упускала возможности посоревноваться с СССР за то, у кого стальные яйца? Америкашкам нужна была надежная система передачи информации, и вот вуаля, спустя более тридцати лет после старта этого проекта, в 90-х он стал общедоступным ресурсом и именовали его "Internet". Я не буду дальше продолжать говорить о том, что конфиденциальность в сети это просто миф, если ты не знаешь каких правил сохранения анонимности нужно придерживаться. Так что, вот такое вам и будущее, которое происходит прямо у нас под носом!
В итоге хочу сказать, что объективно судить сие творение я не в силах, ибо это противоречит тому, что я знаю о наших приятелях с микро схемами и железным сердцем. Даже понимая, что рассказ был создан на заре развития этой отрасли, человеком явно мало понимающем о чем он пишет. Остается осадок, как будто из тебя сделали лоха…
P.S. - психанула называеться...Содержит спойлеры355,4K
Аноним7 апреля 2022 г.Странный рассказ
Наткнулась на рассказ, точнее на восхищенный отзыв о нём, случайно.
Идея мне понравилась. Искусственный сверхразум, победивший человечество и оставивший лишь 5 человек в качестве игрушек. Звучит неплохо.
Но, возможно, дело в маленьком объёме - не хватило времени раскрыть идею, - или же меня смутили пошлые моменты, а может быть, я просто не поняла замысла, но воплощение идеи не произвело на меня должно впечатления. Увы.
336,1K
Аноним29 апреля 2019 г.Небольшое произведение, всего лишь 44 минуты. Но возможно именно оно легло в основу фильма бывших братьев Вачовски "Матрица". Здесь основные моменты присутствуют. Концепция есть. Остаётся только докрутить до полного произведения. Мне вполне понравилось. Страшный голос Олега Булдакова тут вполне к месту. Музыка и звуки тоже на высоте.
286K
Аноним4 июля 2018 г.Читать далееЭээ, я должна была впечатлиться?
Рассказ Харлана Эллисона представляет нам мир, каким бы он был, если бы в "Терминаторе" окончательно победили машины. Человечество вымерло, но мощный суперкомпьютер оставил себе пятерых людишек в качестве личных игрушек. Он наделил их даром бессмертия и подверг бесчисленным пыткам. Четверо мужчин и одна женщина уже больше ста лет находятся в подземелье, где над ними физически и психически издеваются. Цель компьютера - не позволить им бежать, а продолжить пытку до бесконечности. И возникает закономерный вопрос: зачем?
Зачем всемогущему разуму, вечному и идеальному, тратить эоны врмени на пять человек? Просто потому что он может? Ну он же, простите, не кобель, который лижет свои яйца. Месть и ненависть? Но это же человеческие эмоции, незнакомые машине. Эмоции - это то, что отличает людей от машин, и наличие искусственного сверхинтеллекта не делает машин людьми, оно делает их всего лишь очень умными машинами. Автор говорит нам, что компьютер АМ захватил мир, когда начал получать из сети всю информацию. Ок, знания он получил, но откуда взялись эмоции? И почему именно ненависть и месть, а не любовь и всепрощение? Такого объяснения нам автор не дает, и складывается впечатление, что единственной целью рассказа было описание пыток. А ответ на вопрос "зачем?" прост и банален: а он - маньяк. Скучно и неприятно.
284,4K
Аноним5 ноября 2011 г.Читать далееИзвестнейший рассказ Харлана Эллисона.Написан в 1967 году.По жанру я бы сказал это скорее киберпанк с элементами слаттерпанка,который определился как жанр только в 1980-м.Эллисон описывает жестко,без прикрас существование отдельной группы людей в замкнутом,но одновременно бесконечном неизмеримом киберпространстве,и о том что сверху/снизу/сбоку/из-за угла/отовсюду неотрывно следит за ними.И не только за ними.И не только следит.Действует.За всеми нами.Быть может прямо сейчас.
То что обычно фантасты предпочитают умалчивать или излагать в более мягкой форме,он выносит на поверхность и бьет по больному.Он был первым.До матриц до скайнетов.Этот рассказ дал огромный толчок сразу нескольким жанрам,и самое главное для меня,так это не оставил равнодушным.Шокировал в какой-то мере.Пропустил электрический разряд по моим нервным клеткам.Забыть этот рассказ будет трудно.
К сожалению в печатном виде его практически сейчас не достать.Разве что в старых изданиях"Миры Харлана Эллисона",у букинистов.
Рассказ можно прочесть здесь.262,9K
Аноним22 января 2019 г.Cyberpunk, который мы заслужили.
Читать далееВ принципе, не так уж и плохо. Правда, ожиданий сия книга не оправдала: я думал, что будет как-то поподробнее, что ли, описан мир. В описании что-то говорилось про бесчеловечные пытки, кажется? Но их практически нет. Один поход мимо птицы Рух в ледяную пещеру ради... консерв. Концовка - вообще шедевр. Мне она показалась смешной, нежели ошеломляющей. Смерть отца Форреста Гампа на фоне концовки - какая-то жалкая прибаутка, придуманная комиком-неудачником.
В целом, скоротать пятнадцать минут сойдет. Не шутите с искусственным интеллектом, друзья. И не воюйте друг с другом, да.254,2K
Аноним7 октября 2016 г.Уже нет сил, но все равно ползу, карабкаюсь...
Читать далееИнтригующее название.
Великолепная зловещая атмосфера.
Невероятный сюжет - фантастично, но не как обычно.
Говорят (рецензенты сайта), что это произведение из арсенала киберпанка - не знаю, я не читала книг этого стиля (ну или, не в курсе, что они к нему относились) специально потому, что их фабулы меня обычно отталкивали, а не заинтересовывали, однако я в восторге от "У меня нет рта, а я хочу кричать". Наверное, это больше все-таки драма, несмотря на специфические декорации и вполне себе нетривиальных героев: история идет о ненависти машины к людям (коих осталось всего 5), об их бесчеловечных попытках выжить в поставленных ИИ (искуственным интеллектом) условиях и в то же время о человечности, прорывающейся сквозь всю ту безысходность, в которой утопает читатель. Но...
И мы прошли по пещере крыс.
И мы прошли по стезе бурлящего пара.
И мы прошли по стране слепых.
И мы прошли по трясине горя.
И мы прошли по юдоли слез.И что в итоге?..
192,9K