
Старинные замки и особняки
melancholia
- 200 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Это пыточное порно, как оно есть :) Зачем нам знать в подробностях о страданиях сироток в сороковых годах, когда всё, что нужно для сюжета, так то, что они умерли? Для пыточного порно))) Вы получите красочное описание избиений, сексуального удовлетворения от порки и всех радостных девиаций от страданий детей))) Ах да, матушка семейства линии в наше время мучается от потери ребёнка. Которого потеряла потому, что ей было на него плевать и она заснула. Теперь она ломает психику двум оставшимся дочерям)) А ещё тут очень жуткий призрак и очень злые подростки. В общем, весь набор)))
Это литсплотейшн! И мне это нравится! Не, не сама книга, книга ужасна, а то как всё это вываливается на читателя очень крупными кусками. ПРоблема Херберта не в том, что он пытается написать хороший роман, но не может, а в том, что он знает, что пишет говно и гордится эим фактом)) Врать не буду, я не перечитывала, я перелистнула. И посмотрела наконец сериал.
Давайте посмотрим, почему в других книгах литсплотейшн меня кд-ит и дико злит, а тут только смешит. Нет, книга оставляет у меня неприятное ощущение, у неё несколько больная атмосфера, постоянно кажется, что произойдёт что-то чересчур плохое, причём по глупости персонажей и произволу автора. Кстати, сами персонажи ОЧЕНЬ сильно доводят. Одна идиотка не думает о безопасности оставшихся в живых дочерей, другой идиот истерит, мол, обе мои дочери, жена, забравшиеся в дом подростки, даже я сам - только под властью галюцинаций. В принципе, это тоже признак психического заболевания - когда человек отвергает факты и остаётся в плену своих иллюзий. Но вернёмся к бедным-нищасным, почему же здесь литсплотейшн повёрнут иной стороной.
Обычно в литсплотейшене используется желание показать бееедняяяжечек. То есть глазёнки (да-да, меня сейчас понесёт во все отвратительные суффиксы) большие и наполненные слезами, ручка сиротки трясётся, нижняя губа трясётся, авторка уже сама трясётся за компьютером от избытка чувств, и кровавые одноногие собаченьки в глазах. Но Херберт был специалистом, гм, сексуального профиля)) Его "Однажды", хоть и неплохая книга, но так переюзывающая секс, что впадаешь в глубокий фейспалм. И его попытки вызвать жалость оборачиваются опять сексом, то есть фокус внимания больше на мучителях и их удовольствиях от этих мучений. Забавно. Это превращает удовольствие от книги в нечто крайне постыдное. Или очень смешное)))
Другой момент я уже упоминала (и пока пишу свою рецу, наслаждаясь, почитывая чужие, где также обратили на это внимание. Да, в этой книге адовое количество штампов. Херберт специализировался на том, что писал то, что люди хотят прочитать. Но желание у него довести эти штампы до логического соответствия появлялось не всегда. Потому семья, потерявшая год назад сына, едет в гребеня, в громадный особняк, потому что нет лучшей терапии, чем следить за громадной байдой с шумным бройлером. Соответственно, пропавшего ребёнка полиция не ищет там, где бы он мог оказаться сам. И, как верно заметили другие рецензенты, после нахождения тела мальчика, обстоятельства того, как он попал по месту гибели, никого не колебёт.
Развитие. И это хорошо. У нас есть экстрасенс (кто кричит, что это штамп, хочу напомнить, что эта книга написано ДО "Астрала" и фильм крал уже из этой книги) и исследователь призраков. К минусам - отец семейства в перманентной истерике. Про мать, которой пох, что её дочери под постоянной (и временами проявляющейся) угрозой, уже тоже упоминала. Зато оба экстрасенса связаны эмоционально с домом, одна - хочет победить, другой... Ну, у меня там значок "спойлер" указан. Да, у нас тут есть заодно убийца из плоти и крови. Вторая часть намного лучше первой. Только я давайте ещё раз вам напомню, что мы обсуждаем "пыточное порно", а не нормальную книгу, где стоило бы напирать на реализм.
Образность. Многие отметили плохой язык. Не могу ничего сказать по этому поводу, я просто пролистывала. Но когда Херберт был моим учителем, наравне с Кингом. Не в качестве построения сюжета, а именно образностью. Образов у Херберта много, они яркие и впечатываются в сознание. Надеюсь перечитать "Волшебный дом". Тогда роман запомнился мне тем, что производил впечатление пластинки, картинки на пластинке.
А теперь поговорим о том, чего книге не хватает. Расследования. Очевидно, что дети мертвы, очевидно, что их убил воспитатель. Расследования нет. Сын семейства тоже мёртв, раследования не предполагается. То есть все попытки поискать его, обречены на провал. Вся вторая часть, когда Эва остаётся в доме, не получает достойного завершения. Если бы духи помогли расследовать похищение, это имело бы смысл.
Не хватает правил и это то, что я запишу для свого будущего идеального готического романа. Должны быть некие правила, по которым призрак нападает и по которым его можно изгнать. Это тоже часть расследования. Читатель вчитывается в эпизоды появления призрака, пытаясь выяснить эти правила.
Не хватает катарсиса. В экранизации Стефан спасся в ту самую ночь. Мол, старания Нэнси не оказались напрасными, хоть одного ребёнка, но она спасла. В книге же катарсиса нет. Злодея побеждает призрак Нэнси. Почему сейчас, почему таким способом? Нельзя ли было победить пораньше, пока тот ещё не сбрасывал детей в колодец? И эта внезапность, необоснованность финала - тоже лишают катарсиса.
Расписывать много - не охота. За меня многое сказали. Хотела ещё перечитать "Женщину в чёрном" (потому что меня тошнит от Сьюзен Хилл и её дамских романов со страдашками), но вот тоже нашла очень хорошие разборы, где ту отхлёстывают по щекам (быть может, разок всё-таки и сама присоединюсь к экзекуции). К "Крикли-Холлу" существует также немало шикарных рец от других читателей. И насчёт перевода в том числе (перевести Мориса как Маврикия сдаёт на редкость эксцентрический надмозг переводчиков).
Меня радует, что роман разнесли. Он в самом деле плох. Но при этом у меня до этой рецы стояла ему оценка четвёрка и я даже подумывала так и оставить. Он дурной. Он дешёвый. Он радует именно тем, что ты заранее знаешь все повороты сюжета. В отличии от того же "Волшебного дома", от "Крикли-Холла" возникает неприятное чувство при прочтении (я это тоже уже говорила). И при этом что-то в нём есть. Нет, не что-то оригинальное. Некая лёгкость от накиданных как попало узнаваемых элементов. Предсказуемость диснеевского телевизионного фильма ("Фокус-Покус" на редкость более креативное кино, но вот атмосферой "Крикли-Холл" мне его очень напомнил).
Мне не нравится эта книга. И всё же я вполне возможно когда-нибудь ещё раз перечитаю. Лучше в ином переводе. Просто, чтобы держать в голове все эти образы, все эти клише. Пусть косноязычно передавал, но Херберт чувствовал, что люди хотят прочитать. Пусть это ужасно кособокое, но всё же выражение общего подсознательного.

Очень люблю книги, в которых старые дома и какая-нибудь страшная тайна. Казалось бы, здесь все это есть, но при чтении бросало от "когда же это закончится" до "отвратительно". Обычно интересна сама история, сопереживание героям, возникающие эмоции. Не случилось...
Гэйб и Эва Калег с двумя детьми решили сменить обстановку после тяжелой драмы. И выбор пал, конечно же, на самый уродливый дом Крикли-холл в каньоне, именуемом Расщелина Дьявола и с темной тайной времен Второй мировой, а уж мрачные жители поселка Холлоу-Бэй и истории о привидениях в этом доме вообще не добавляют энтузиазма. С самого начала, особенно после упоминания американских корней Гэйба возникла ассоциация с Кентервильским привидением. Приезжает такая современная семейка с телефонами, а вот и не вышло, пользуйтесь проводным, да и то, если повезет. А уж когда всякая мистика началась с призраками, особенно в каком виде появляющаяся, все, хотелось бросить книгу.
История времен 1943 года безусловно драматична. Эвакуированные из Лондона сироты с сопровождающими воспитателями должны были дождаться окончания войны в Крикли-холле. И гуманитарную помощь им присылали, и учительницу молодую и перспективную, но случилось страшное и непоправимое, что в который раз показывает, насколько дети беззащитны в руках фанатиков, психопатов, да и вообще полный набор различных извращений.
Автор решил использовать в своем романе все известные "пугалки" и штампы, а также изуверские издевательства и сексуальные отклонения. Но как же это получилось не страшно, а местами просто противно. В таких романах часто спасает ситуацию атмосфера, но и здесь не вышло. Очень средненько, даже хочется пожалеть о потраченном времени.

Странные у меня отношения с ужастиками: киношные ужасы не люблю, потому что в основном они вызывают тошнотные позывы и омерзение, книжных не боюсь, потому что он очень редко вызывают хоть что-то, кроме снотворного эффекта. И это при том, что я жуткая трусиха по жизни: перечислять, чего боюсь - рецензия выйдет длиннее данной книги, где на 688 страницах тонким слоем размазан предполагаемый ужас пополам с мистикой. Что самое главное: здесь несомненно присутствует то, что я ужасно не люблю в любом хорроре - беспредельная тупость героев, когда лезут фиг знает куда с совершенно необъяснимыми мотивами...
Начинается книга с оторванной от основного сюжета картинки:
И долго-долго непонятно, что за дети, что за он... А из понятного (ну по сюжету понятного, не так чтобы можно было, скажем, это в реальной жизни понять и принять): инженер из Лондона, этнический американец, что подчёркивается миллион раз - может, по мысли автора это и объясняет навеянную Голливудом туповатость? - привозит жену и двух дочерей (12 и 5 лет) в некий дом в Девоншире, чтобы - внимания! - жена могла отвлечься от дома в Лондоне, где всё-всё напоминает о пропавшем год назад среднем ребёнке, тогда пятилетнем Кэме. И выбирает вот такое местоположение:
Дом мрачный, страшноватый, ужасно сырой, а что особо внушает уважение твёрдости решения инженера Гэйба - их добродушнейшая собака наотрез отказывается туда заходить. И что? А мы тут будем жить! (эту фразу следует произносить с радостным выражением дебила, получившего петушка на палочке) Не сказать, что в близлежащей деревне совсем негде пристроиться, да и вокруг ещё много населённых пунктов, но - тут жить будем, чё непонятно?
Это чувствуют и все члены семьи, включая самую маленькую девочку Келли, и старый садовник рассказывает душераздирающие подробности трагедии, когда во время потопа в 1943 году в доме погибли 12 детей (потом, конечно, выяснится, что наводнение тут ни при чём), и в деревне все косо на них поглядывают, узнав, где они остановились... И мелкие неприятности, вроде появляющихся и исчезающих луж, стука в шкафах, мгновенно заледеневшей воды в ванне - это всё такие мелочи, на которые и внимания не обратишь, ведь правда?
Присутствуют экстрасенсы, психоисследователи и другие мутные личности, подверженные головным болям и садомазохистским наклонностям. Впору было влепить книге двойку, да до середины книги я так и собиралась. Но потом действие вдруг выкатилось на скоростные рельсы, я перестала от книги засыпать и решила её пожалеть))).

Направь млаленца по правильному пути, и в старости он не свернет в сторону.












Другие издания


