
Ваша оценкаРецензии
OlesyaSG30 декабря 2024 г.Читать далееШекспировские страсти в одной чувашской деревушке.
Давно заметила, и не только в книгах так, но и в жизни, чем меньше деревушка, тем "веселее" жизнь. И веселость здесь в нехорошем смысле.
Жить лучше - нормальное желание. А за счет кого-то? А если для этого нужно разрушить чужую жизнь? А если не чужую, а жизнь родной дочери? Продать дочь за калым - нормальная традиция у тюркских народов. И здесь автор покажет, что не всегда "стерпится и слюбится" срабатывает.
А если добавить к желанию разбогатеть зависть и жадность? Получится гремучая смесь. А если будут рядом те, кто будет подталкивать к "неправедной" жизни? Долго ли удержится обыкновенный мужик? Не удержат ни жена, ни брат...
Книга написана будто вне времени. Только по нескольким предложениям можно понять, что действие происходит в предреволюционные годы. А так : все эти события могли произойти и в 15 веке, и в 20.
Больше всего запомнился обряд женить бы с Водой, чтобы спасти деревню от засухи. Цена такой женитьбы - смерть и не одна...117459
orlangurus3 ноября 2022 г."Счастье не цыпленок, его не высидишь."
Читать далееЖивёт в чувашской деревне Шеркей. С голоду семья не помирает, но сказать, что живут богато, тоже не получится. Со старшим братом отношения натянутые с самых похорон отца: ходили слухи, что папаша деньги припрятал, да немалые, но их не оказалось, и оба брата друг другу не доверяют, подозревают друг друга - не складывается у них душевное общение. Собственно говоря, с таким человеком, как Шеркей, и не хотелось бы общаться.
Дикий он. Ничто его не трогает, не радует. Только богатство. И во сне, и наяву о нем лишь и думает. Зависть его ест поедом…Жажда богатства заставляет его совершать такие поступки, что только охнешь. Больную жену не лечит, думает, что она от работы отлынивает; дочь просто продаёт в жёны сыну местного богатея, а сынок-то этот, между прочим, насильник, от суда деньгами откупленный; бедного кота просто убивает - чтобы не объедал. Так что заранее предупреждаю: если сцены мучения животных доводят вас до депрессии - не читайте.
Шеркей противен даже в своём горе, когда умирает жена, кончает самоубийством дочь и сгорает дом...
Не помогла, не помогла мне Шербиге. Не сумела отвести несчастье, не постаралась как следует. Ворожила, ворожила, а все без толку.Особенно выразительна в этом отношении концовка книги, которую без спойлеров можно пересказать примерно так: горбатого могила исправит.
Любовная линия между дочерью Шеркея и батраком - не нова ни с какой стороны: девушка - действие, парень - ожидание.
Бывает так: выпадет на долю красивого цветка расти в тени, и чахнет он, невзрачный, неприметный. Но вдруг озарит его солнце — и сразу выпрямится цветок, широко раскроет свои лепестки, расцветет ярко-ярко, изумляя всех своей необыкновенной красотой. Вот таким цветком был и Тухтар. А солнцем для него была любовь Сэлиме.Поскольку персонажи книги не вызывают особенной симпатии, то и течение действия меня не захватило. Но я помнила, зачем я читаю эту книгу, и особенное внимание обратила на то, о чём раньше не знала - на чувашские обычаи.
Перед Синзе каждый, будь то младенец или старик, должен семь раз искупаться в реке или озере. Считается, что это предохраняет от всех недугов и болезней.Ещё есть довольно подробное описание праздника Агадуй, проведение которого напоминает Курбан-байрам. А вот обычай при засухе женить молодого человека на Деве Воде - вообще какое-то средневековье.
Хочу ещё отметить, что несмотря на время действия романа - незадолго до революции - автору удалось избежать большого количества лозунгов и агитационного текста. И те фразы, которые можно бы счесть чисто советскими, скорее всё-таки чисто крестьянские.
Не изменяй нашему бедняцкому хлебу. Пусть он черный. В нем сила. Он надежный, на нем вся земля держится.75527
Leksi_l23 ноября 2022 г.Черный хлеб. Мигулай Ильбек
Читать далееЦитата:
Трава слегка пахла медом и парным молоком. Возиться с ней было очень приятно. Работа подвигалась быстро.
Домой возвращались по узенькой межевой стежке. Шли медленно, молчали.
Сэлиме задумчиво покусывала травинку. Сколько парней в деревне, но ни к одному не лежит душа. Только к Тухтару. Почему так? Особенный он какой-то, не похожий на всех. Другие парни только «гы-гы» да «гы-гы», руки в боки, грудь колесом, нос к небесам — вот, мол, мы какие, любуйся. Выбирай, не зевай, не упускай своего счастья. Откажешься — жалеть будешь. Мы себе цену знаем. А ей смотреть на таких противноВпечатление:
Дочитала книгу и решила обсудить ее с бабушкой. Так как я из Поволжья и Чувашия находится рядом, сразу стало понятна о чем речь. Да, люди везде специфичны, регион тоже не исключение. Еще книга помогла закрыть игру :)
Читая книгу сразу обратила внимание на то, что книга написана про одно время, но ощущение, что ничего не изменилось. Если только калым, но есть и в этом сомнения :)
Правда было интересно наблюдать за любовной линией Тухтара и Салимэ и думала до конца, все будет красиво, как в сказке, а оказалось больше про реальность. Тяжело как-то и грустно :( Когда же люди поймут, что деньги- это важно, но они не выше человека, ну никак. А еще как же одна судьба связана с другими и как легко можно убить других, через разрушение себя.
А еще в очередной раз убеждаюсь, как люди подведены магии, особенно в Чувашии, Башкирии, Удмуртиии.
О чем книга: Небольшое соседское поселении в Чувашии дореволюционного времени. Все друг друга знаю, но не все горят желанием выстраивать честные отношения. Автор показывает буквально два года жизни поселения, жизни знакомых персонажей и как они преодолевают трудности свои.
Читать/ не читать: читать в общем потоке
66496
Vikalavna12 февраля 2023 г.Счастье за деньги не купишь.
Читать далееВ одной маленькой избе собрались два брата - стоят у постели отца умирающего. Ждут, что скажет он, где богатство, о котором он постоянно говорил. Но так старик ослаб, что и разговаривать не может, и умер, так и не узнали братья, было ли богатство вообще.
Сейчас живут братья не дружно: первый Шеркей с женой и тремя детьми, всё мечтает обогатиться и берет в долг у одного богатого дельца, а второй брат Элендей отговаривает его от сомнительных дел. Но не слушает его Шеркей - деньги важнее брата..Грустная история о человеке, который богатства хотел, хотя жил в принципе неплохо: жена послушная, хозяйственная, дети, подрастающие и помогающие. Но всё большего хотел жадный человек и в итоге...
Жаль, что от такого эгоиста пострадали другие люди. А ему, по сути, ничего и не сделалось...49426
ChydoSandra14 марта 2023 г.Читать далееНет повести печальнее на свете или Шекспиру и не снились страсти, произошедшие в одном чувашском селе.
Шеркей - брат, дядя, отец, муж, пьяница, скряга и самодур. Во всю пользует племянника-сироту. Продаёт свою дочь за хороший калым. Тухтар - безропотный племянник-сирота, влюблён в Сэлиме. Сэлиме - дочь Шеркея. Это если вкратце. Тема несчастной любви и то, как жадность обезображивает человека, тесно переплетены в повествовании. Есть ещё в книге немного специфичных, не совсем обычных элементов, которые придают роману самобытность и колорит, - например, колдунья в селе и первобытные обряды. Не часто такое встретишь в историях. Это правда показалось диковатым, но не фантастичным и вполне реальным.
Книга не очень понравилась, почитать можно, но советовать её я бы не стала. Трагедия несчастной любви много где обыгрывается. Описанное в Черном хлебе напомнило одну из сюжетных линий в недавно прочитанном Владимир Корнилов - Семигорье , но там трагедия меня затронула, я сопереживала влюбленным, а здесь почему-то нет.
27577
HighlandMary4 января 2022 г.Читать далееПо первым главам я ожидала классической истории про несчастных влюбленных (он батрак, а она - дочь его хозяина, все против них, но они лучше умрут, но не расстанутся) в чувашских декорациях и с соцреалистическим оттенком. Но все оказалось гораздо интересней.
Прежде всего, история на самом деле не про несчастных влюбленных, хотя это тоже важная сюжетная линия, а, как и обещает аннотация, про "крестьянина Шеркея, человека, стремящегося разбогатеть во что бы то ни стало". Он не совсем бедняк, даже имеет батрака (правда, Шеркей ему не платит, батрак работает на него за право пользоваться сельскохозяйственным инвентарем Шеркея на своем участке), но до главного богача деревни Кандьюка ему ой как далеко. Шеркей искренне считает, что чтобы разбогатеть, надо просто много работать, и даже рассказы, что Кандьюк, например, разбогател на конокрадстве, его не разубеждают. Но хоть Шеркей работает даже по праздникам и экономит, на чем только можно, успеха это не приносит - то град посевы побьет, то еще чего случится. Так что постепенно, незаметно для самого себя, он начинает искать другие пути к богатству, что запускает большую часть сюжетно важных событий. В результате всего произошедшего за книгу, он сильно меняется и пересматривает приоритеты. Кстати, Шеркей не стал внезапно альтруистом-революционером, как я опять-же ожидала по первым главам. Это было бы слишком радикальное и неправдоподобное изменение для него, так что хоть его и пытается пропагандировать бежавший с каторги социал-демократ, из этого ничего не выходит.
Кроме Шеркея, персонажами первого плана являются его дочь и батрак. (Да, те самые несчастные влюбленные). Их сюжетная ветка более предсказуемая, но все же представляет из себя нечто большее, чем просто историю про трагическую любовь, ставшую жертвой чужих интриг и амбиций.
Нельзя сказать, чтобы книга была совсем свободна от чернобелизма, но по крайней мере все основные персонажи- живые люди, со своими достоинствами и недостатками, а также способностью меняться.
Отдельно нужно отметить национальный колорит. Вроде бы автор не читает этнографических лекций, но при этом умело вплетает в повествование все необходимые разъяснения, так что из книги можно узнать много интересного про жизнь дореволюционной чувашской деревни.
Честно говоря, обидно и даже как-то удивительно, что у книжки так мало читателей. Да, это не шедевр. Но это добротный исторический роман сильно выше среднего уровня, с живыми проработанными персонажами, хорошим русским языком и сюжетом, не угадывающимся на три главы вперед.
После этого Манюр бабай бросил пить и его приняли в родной дом. Да только поздно одумался. Сгорели у него все внутренности, в золу обратились. И пришлось ему по-быстрому убраться с белого света. Гроб сам себе смастерил. За двадцать дней до кончины. Видать, сердце подсказало. Уютный такой получился, удобный гробок. Понятное дело, для самого себя всегда человек постарается. Так уж устроен он.
Ну, обмыли его, как водится, нарядили честь по чести. Чтобы поудобней было на том свете прогуливаться, посошок в гроб положили. Кисет поплотнее табачком набили — и тоже туда сунули. И трубку, конечно, с медной головкой. Подумали-подумали, да и бутылкой с водкой наделили покойника. Пусть потешится старик. В общем снарядили в дорогу как следует. Лоб сторублевой Катькиной бумажкой прикрыли. Новенькой, без одной морщинки, без пятнышка. Царица была такая — Катька. Бойкая шибко, вроде нашей Шербиге.
Да, браток, по-настоящему, по-чувашски его схоронили. Сказать по правде, теперь не всякого енерала в самом Петербурге с таким почетом и удобствами на тот свет отправляют. Гроб поставили в могиле на четыре дубовых столба, а сверху потолок настелили, тоже из дубовых досок.
А на другой день возьми деревенский пастух да и забреди на кладбище. Глядь, — а могила Манюра раскрыта. И дощечки-то дубовые не разбросаны как попало, а в порядочке сложены. Заглянул вниз — и обмер: сидит Манюр в гробу, голову свесил, будто похмелье его одолевает. Пастух со всех ног в деревню. Прямо к Каньдюку: так-то, мол, и так-то. С перепугу словами давится, всем телом дергается. Каньдюк — к соседям. Всполошились все — и на погост. Пришли, видят, что не соврал пастух: сидит Манюр. У всех, конечно, волосы торчком. Каньдюк-то тогда молодцом был, в самом соку и силе. Три раза со страху вокруг кладбища пробежал. В тот самый час и поседела его кудрявая бородка.
А у Манюра бабая в одной руке пустая бутылка, а в другой — ковшик. Тоже не забыли положить. Значит, насладился Манюр всласть царской водицей и заскучал, не захотел в темноте сидеть. Вот и разломал потолок, чтобы светом белым полюбоваться. А ста рублей Катькиных как не бывало. Подчистую пропил. Ни грошика не нашли. И как это он только умудрился? Просто головы не приложишь. Ведь по-настоящему помер. Но что случилось, то случилось, против этого не попрешь.
Спустились мы, отобрали у Манюра пустую бутылку, ковшика тоже лишили. Начали ласково уговаривать, чтобы не куролесил больше. Не к лицу, мол, покойнику этакие дела. При жизни выпил вдоволь, пора и честь знать. Ну, и постращали маленько, чтобы лучше уразуметь. Когда начали укладывать Манюра на место, он даже несколько раз головой кивнул — пообещал, значит, остепениться. Каньдюк опять положил ему на лоб бумажку, только уже полусотенную. Так мы и схоронили Манюр бабая второй раз.
И что ты думаешь, братец мой? Обманул он нас. Глянули на следующее утро, а Манюр бабай опять в своем гробу посиживает. Почернел весь. В этот раз изо всех селений народ сбежался. Тьма-тьмущая. Виданное ли дело, чтобы покойник такие штуки выкидывал! А в руках у него уже не бутылка была, нет. Игральные карты, вот что. Такие, как сейчас наш Сянат саморучно делает. Веером их держит Манюр, ловко так — не всякий живой сумеет… Деньги? Какие, брат, деньги! Все проиграл. Во как!
Каньдюк, скажу тебе, человек мнительный, старинного закала, обычаи строго блюдет. Во всяком колдовстве толк знает. Подумал он, подумал и говорит: «Знаю я, батенька, как тебя успокоить. Чересчур уж ты на том свете разгулялся. Привык кутить да озорничать, но больше не придется. Найду я на тебя управу». И приказывает он нам вынуть покойника из могилы и раздеть его. Чтобы и ниточки-паутинки на Манюре не осталось. Ну, а нам-то что: полезли, выволокли старика вместе с гробом, сделали все остальное, что было велено. А Каньдюк бабай наломал большой ворох прутьев и роздал их нам. Сам же подошел к проказливому покойнику и такую речь держит: «Думали, батюшка, что ты оставишь свои старые повадки, а ты еще и новыми обзавелся, в картишки научился играть. Или мало ты за свою жизнь денег пропил? Хочешь еще промотать?»
Сказал — да как размахнется, да как полоснет покойного родителя хворостиной! И давай, и давай! Нам тоже команду подал. Взялись и мы за это дело. Только знаешь, браток, не интересно как-то стегать мертвеца, не противится он. При жизни отхлестать бы Манюра вот этак, тогда другое дело бы было. Ну, значит, хлещем и хлещем. Да приговариваем для вразумления: «Не пей больше, не пей! И картишками не балуйся!» Все вытерпел горемычный. Не то чтобы заплакать — ни одного словечка не проронил, не застонал даже ни разочка.
Проучили его как следует и снова похоронили. Теперь уже Каньдюк ни копеечки на лоб папаше не положил. А сверху навалили на могилу банных камней. Целую груду. Воза три привезли. Нет, возов пять. Так мне помнится.
И вот с тех пор Манюр бабай уже не ерепенился больше. Порядочным покойником стал.23807
Mao_Ri9 декабря 2024 г.Читать далееНа фоне некоторых других советских произведений про деревенскую жизнь в глубинке России, роман Мигулая Ильбека мне скорее даже понравился. Самое яркое для меня отличие - тут нет яркой советской пропаганды и бросающегося в глаза морального наставления. Получился вполне интересный сюжет, хоть и наполненный излишне драматичными порой сценами.
Впрочем, мораль сей басни все-таки очевидна - редко когда человек, чьей главной целью в жизни оказывается стремление разбогатеть, является приятным и добропорядочным. Наглядный пример - Шеркей, мужик из чувашского села. Скупердяй, скряга и мелкая душа. И вот вроде своих домочадцев он как-никак да любит, но крахоборил настолько, что хлеб прятал в сундук, чтобы не дай Бог никто больше положенного не съел. Мясо его семья уже давно не ела. Новыми вещами пользоваться не разрешал, покуда старые еще не совсем в труху превратились. Дочь родную продал за калым, совершенно не думая о ее чувствах и желаниях. Да и когда отец его умер, он в первую очередь не горе горевал, а огород перекопал в поисках заначки.
А еще кота убил, чтобы тот, дармоед, их не объедал.
Казалось бы, в конце жизнь его проучила, по носу надавала и Шеркей хоть чуточку исправился, но... Как это нередко бывает в жизни, добро не восторжествовало, а пострадали-то самые невинные.
21239
BirksIdolaters14 февраля 2023 г.Хорошее произведение для книжного путешествия по России. Здесь есть все, что нужно: описание природы, уклада жизни, быта, нравов и обычаев в дореволюционной Чувашии.
7242
alinnbell27 октября 2025 г.Читаем Россию. Регион 82: Чувашская Республика
Неплохая повесть с весьма яркими персонажами.
О жадности и самодурстве, о том, как во имя выгоды можно испортить жизнь и себе, и окружающим, о трагичной любви и чувашском колорите.464