
Ваша оценкаРецензии
sireniti7 марта 2019 г.Читать далееПьеса совсем маленькая, но наполнена глубоким смыслом. Она сразу окутывает каким-то жутким холодом, даже изморозью. Кажется, что я уже знаю, кто эта Непрошенная сразу же после первых строчек. Как знает и слепой старик. Ведь «стоит болезни войти в дом, и кажется, будто в семье поселился чужой,» вернее чужая.
Семья, собравшая в комнате, в тревожном ожидании чего-то. Там, наверху, после тяжёлых родов, отдыхает их мать, сестра, дочь, жена. И вроде бы это первая спокойная ночь после того, как родился новый член семьи, тревога не оставляет их. Новорожденный мальчик тих, как мышь, он даже ещё не плакал, хотя прошло уже несколько недель. А в этот вечер даже соловьи в саду умолкли, рыбы в пруду ушли под воду, лебеди испуганы, и собаки не оглашают лаем округу, как обычно. Все словно ждут чего-то, или кого-то. И это ожидание страшит и мучает.
Особенно остро это чувствует слепой. Это неудивительно. Ведь все мы знаем, что чувства слепых обострены до предела. И он не молчит. И своим беспокойсвом ещё больше возбуждает семью. Теперь им всем любые звуки и движения кажутся подозрительными. Но особенно тишина. Тишина, в которой можно расслышать, как пролетит ангел.
Вот только вместо ангела приходит она…Ошеломляющее чувство страха перед неизбежным. Чувство неизбежности перед страшным. Жизнь и Смерть в извечном поединке. Победит сильнейший? Скорее тот, кому это больше нужно.
562,2K
varvarra27 мая 2022 г.Не всегда можно верить зрячим
Читать далееНеобычная пьеса, построенная на предчувствиях. Приход смерти, обозначенной звуками в виде натачиваемой косы, открывающихся дверей, шагов, уже нагонял страх. Но к этому присоединились птицы, рыбы, даже лампа... Метерлинк старательно нагнетает обстановку, чтобы и читатель проникнулся, почувствовал потусторонний холод. Сложно представить, каким образом мистический дух пьесы передадут на сцене артисты, но у меня не возникло желания присутствовать на постановке.
Тоньше других присутствие смерти слышит Дед, то ли потому, что он отец умирающей женщины, то ли из-за слепоты. У слепых острее развиты другие чувства. Но ему говорят: "верьте тем, кто видит". А как верить зрячим, если смерть ощущается рядом, и глаза не требуются, чтобы почувствовать могильный холод?
Хорошо, что пьеса небольшая - читать о пришедшей за кем-то смерти жутко.51741
nad120419 января 2015 г.Читать далееМорок. Странный морок охватил меня при чтении этой пьесы.
Очень маленькая (всего один акт), какая-то даже примитивная, но мрачная атмосфера наполнена какой-то стылой жутью. Все персонажи из-за своей статичности даже не выглядят живыми людьми. Где же эмоции, чувства, движение? А вот незваная гостья Смерть как раз кажется очень даже живой и осязаемой, хотя она даже и не появляется на сцене. Зато все её передвижения передаются звуками (скрип двери, звон косы, плач ребёнка).
Как здорово было бы посмотреть эту пьесу в театре, с хорошими актёрами, которые сумели бы передать завораживающую нагнетающую атмосферу, от которой кровь стынет в жилах. А ведь это очень непросто, учитывая абсолютно простой язык, односложные предложения и практически отсутствие действия.381,8K
nevajnokto28 ноября 2014 г.Читать далееОчередная небольшая, но пропитанная глубинной и ненавязчивой философией, пьеса Метерлинка, которую я прочитала с большим удовольствием. Самая главная особенность авторского стиля - это умение показать незримое сквозь тончайшее кружево, сотканное из символических знаков-намеков. Произведения Метерлинка - это почти всегда мистические этюды, красиво оформленные в слова.
В этой пьесе прорисован момент, когда человек сталкивается лицом к лицу со Смертью.
В семье слепого старика происходит трагедия. Человек расстается с жизнью. Сложный, непостижимый процесс, когда временное признает превосходство вечного. Последний ход, объявленный шах и неизбежный мат - дано ли человеку проникнуть в те измерения, где происходит последняя битва между жизнью и смертью? Метерлинк считает, что дано. И показывает это на примере слепого старика. В доме никто кроме него не может почувствовать приближение смерти, никто не слышит ее шагов. Но она на подходе. Старик ждет непрошеную... Звуки, движение воздуха, погасшее пламя - это все гонцы смерти, предупреждающие ее скорый визит. Но люди не видят и не слышат, сидят себе спокойно за столом, не ожидая ничего плохого. Но слепой знает. Он чувствует приближение Смерти.
Жизнь и Смерть - два таинства: одна плавно перетекающая в другую, Начало и Конец , в которых заключен весь смысл Бытия. Наверно, нужно закрыть глаза на весь мир, отречься от него, от его соблазнов, чтобы суметь постичь великую Тайну. Нужно ослепнуть. Это возможно, но посильно ли?
Приходящий в ночной тишине,
говорят, что Ты невидим,
но это неправда.
Я знаю сотни людей,
и каждый видел Тебя
хотя бы один раз.
Несколько бедных и глупых
не успели Твой лик разглядеть,
изменчивый многообразно.
Ты не хочешь мешать нашей
жизни. Ты не хочешь нас испугать
и проходишь в тишине и молчанье.
Глаза Твои могут сверкать,
голос Твой может греметь.
И рука может быть тяжела
даже для черного камня.
Но Ты не сверкаешь.
Ты не гремишь
и не дашь сокрушенья. Знаешь,
что разрушенье ничтожней покоя.
Ты знаешь, что тишина
громче грома. Ты знаешь,
в тишине приходящий и уводящий.
Н. Рерих291,3K
majj-s26 июля 2014 г.Читать далееВыросши в Казахстане, помню попытки привить любовь к языку страны людям, варившемся в многонациональном котле. Топорные и неуклюжие, как почти все, что делала пропагандистская машина лет неявного развала. Но в основе своей имевшие благое намерение. Прилавки книжных магазинов при тотальном отсутствии приключенческой литературы на русском, поражали воображение названиями роскошно изданных на казахском "Королевы Марго" и "Трех мушкетеров". Слышала, что язык переводов нехорош до безобразия (переводческая синекура для деток нужных людей), но собственного мнения составить не могла.
А по ТВ, плотно сидевшему на голодном пайке соцреализма и производственных драм населению, показывали каждые выходные замечательное кино, вроде "Всадника без головы" по-казахски. Раз даже решилась смотреть "Человека Амфибию" в этой интерпретации. Примчалась из школы. чуть опоздав к началу, швырнула портфель, не разуваясь, по ковру к телевизору, есть! Красавец Коренев в запредельной морской ипостаси, подводный мир, музыка. Вот он выныривает, "Ихтияндр, Ихтияндр, не болды" - раздается в кадре. И смутно прозреваю, что аудиал я в большей степени, чем визуал.
Метерлинком нас закармливали на обоих языках. И снятый в 76-м советско-американский фильм стоил того, чтобы посмотреть. Лиз Тейлор. Ава Гарднер, Джейн Фонда с американской стороны. Вицин, Терехова, Надежда Павлова, Олег Попов - с нашей. Красивый музыкакльный, костюмы и декорации, сценическое движение, свет - все хорошо. Символический язык Метерлинка так же, примерно, понятен зрителю, как тот, на каком пыталась смотреть беляевскую экранизацию.
Поправьте, если ошибаюсь, кассовые сборы менее девятисот тысяч при затратах на производство в двенадцать миллионов - это ведь провал? Оглушительный, надо полагать. Зато советским детям раз в неделю его потом показывали. Добившись эффекта рагу из синей птицы в умах и сердцах. Разрозненные фрагменты, на которые то и дело натыкались в праздничные дни по тВ, до той степени навязли в зубах, что и много позже, читая эстетскую литературу о театре двадцатых, вздрагивала невольно при упоминании Метерлинка (этот то здесь зачем?)
У жизни много способов отфильтровать аудиторию чего-то, не предназначенного для массового потребления. Основатель статического театра, мистик и нобелевский лауреат попал под жернова одного из. Как есть свои способы донести что-то предназначенное, до того, кому знать нужно. Девочка с Фейсбука, редкое сочетание физического совершенства и интеллекта, спросила недавно, как отношусь к ранним его пьесам.
Как можно относиться к тому, чего не знаешь. Зато теперь - знаю. Две прочла: "Непрошенная" и "Там, внутри". В обеих небольшая группа близких с точки зрения социума и разобщенных внутренне (все как в жизни) людей сталкивается со смертью. Со Смертью, так правильнее. В "Непрошенной" неперсониыфицирована но дает о себе знать умолкнувшими птицами в саду, скрипами и шорохами, тяжелым дыханием, где никто, вроде, не стоит. Дверью, которая вдруг перестает плотно закрываться, внезапно померкшим светом лампы.
"Там, внутри" - это ведь Незнакомец, правда? В первой - взгляд изнутри: мы сидим и ждем, коллективным бодрствованием в этот поздний час, надеясь отвратить страшное от близкого всем нам человека. Каждый знает в глубине души - безнадежно. Но попытаться, хотя бы, можем. Не находя общего языка, недовольные друг другом, в смутном убеждении - бесполезно. А когда обрушивается все же - это удар, смягченный общим бдением в безнадежной попытке противостоять.
Вторая - снаружи. Мир уже знает - произошло страшное, что взорвет изнутри безмятежный покой счастливой семьи. Сейчас, вот только соберемся с силами и тогда уж принесем родным весть о смерти дочери и сестры. Сейчас-сейчас, немножко еще, нужные слова подобрать, мизансцену должным образом выстроить и тогда им не будет Так больно услышать об этом. Имена внучек Старика, взяввшего на себя роль вестника в пьесе, Марта и Мария. Знаете, кого так звали? Сестер Лазаря, которого Иисус воскресил.
Такое вот преломление библейского сюжета. Там, считавшийся мертвым, выходит наружу и Мир получает величайшее из своих чудес. Здесь, считавшуюся живой, вносят внутрь и маленький мир семьи осыпается мириадами осколков. А жизнь продолжается. И знаете, не могу сказать, что как-то по особому вштырило меня этим. Реальность не заискрилась цветами спектра и ощущением великой истины, открывшейся после долгих мучительных поисков, не накрыло.
Но вот в последнее время чувствовала себя странно выжатой и никак не могла найти точку внутреннего равновесия. То золотое сечение, которое делает человека неуязвимым для мелких пакостей и отводит от него большое зло. Пьесы Метерлинка, странным образом, сумели помочь вернуться к этой статике. Статический театр, чему удивляться.
27917
Irutka0528 января 2021 г.Изумительная пьеса. Я не ожидала, что во время чтения будут пробегать мурашки по телу. Атмосфера в пьесе вначале тревожная, а ближе к финалу прям накрывает и давит на читателя. Это удивительное ощущение!
Очень понравилась пьеса. Метерлинк создал что-то потрясающее и неподдающиеся никакому объяснению. Ищите небольшую историю с нотками мистики Вам точно сюда :)
111,2K
Galushka8312 августа 2014 г.Читать далееУх, какая маленькая, но жуткая книга!!! Аж мороз по коже берёт. Да и я ещё время подходящее для чтения как раз выбрала - ночь на дежурстве.
"Непрошеная" - маленькая пьеса, действие которой происходит в одной комнате, где собралась семья. Сначала показалось, что люди собрались вместе, чтобы приятно провести вечер, насладиться общением с родными людьми. Но это только показалось... Сразу начинаешь ощущать напряжение. Они что-то ждут. Или кого-то. Или даже не ждут, они страшатся возможной гостьи. Пытаются отогнать мысли о ней. Ведь эту гостью никто не ждёт, она всюду нежеланна. Непрошеная.
Эта гостья - Смерть. Она непрошеная, но она придёт и без приглашения, когда пробьёт час. И люди, собравшиеся в одной комнате, чувствуют, что вот-вот что-то должно случится. Особенно остро чувствует это слепой старик. То ли от того, что от слепоты у него обострены все чувства, то ли от того, что Старость всё-таки ближе к смерти и больше уязвима перед ней. Он не только чувствует Смерть где-то на подсознании, он ощущает её как живое существо, которое находится рядом. Старик пытается отогнать мысли о том, что это не просто новый человек, который тихо вошёл и пытается скрыть от него своё присутствие.
На фоне нервных метаний старого слепца остальные члены семьи сначала ведут себя несколько беспечно. Но и им передаётся то состояние, когда ждёшь чего-то плохого и сам не знаешь чего. Хотя эти люди знают, КТО может прийти. Но не знают, к кому. Ведь в доме двое тех, к кому может прийти непрошеная гостья и отдавать кому-то предпочтение абсолютно не хочется.
Очень мастерски передана атмосфера, царящая в доме. Так и тянуло постоянно оглянуться через плечо. А когда у меня в отделении закричал ребёнок, а я в тот момент как раз дочитывала пьесу и там тоже кричал ребёнок, то волосы от страха дыбом встали. Больше на работе такое читать не буду)))
11641
Glenda8 августа 2014 г.Читать далееНе могу сказать, что люблю пьесы. Не хватает мне в них эмоций, переживаний, обстановки, взглядов – всего невысказанного. А тут еще и пьеса одноактная. И действия в ней нет никакого. И язык скуповатый. И рассуждений как таковых нет. И повторов реплик у персонажей хватает на такой небольшой объем; вроде момента, когда дед спрашивает: Кто-то пришел? – и все по очереди ему отвечают, что никого нет. Да и главные по сути герои – смерть и умирающая не появляются вовсе.
А все равно эта полная символов миниатюрная история вызывает суеверный страх. Перед смертью, от которой не скрыться и которая неизбежно придет и за тобой тоже. Перед одиночеством и неготовностью к этой встрече. Можно быть окруженным родственниками, друзьями, священниками и кем угодно еще, но умирание – это встреча один на один: человека и смерти, и никто не в силах разделить эту участь, смягчить ее, окружение – всего лишь окружение, декорация. Никто из них не может при всем желании понять и прочувствовать происходящее. И логично, что Метерлинк показывает нам смерть глазами членов семьи: для них это лишь символы, от которых они пытаются отмахнуться и не принимать всерьез. А настоящая драма разворачивается за закрытыми дверями, куда нет входа и это справедливо, потому что живому, живущему человеку показать смерть такой, какая она есть, вряд ли возможно.
6461
natashanatashan29 января 2015 г.Если вы хотите получить удовольствие от этой маленькой пьесы, не стоит читать ее в метро или пока варится картошка. Дневная суета не дала по-настоящему проникнуться темой. После прочтения осталось ощущение острой жалости к старику. Он, очевидно, следующий.
Читать тем, кто хочет загрузиться на ночь мыслями о вечном.5532