Книги в мире 2talkgirls
JullsGr
- 6 350 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
«Автопортрет», 1883 г.
Анри Перрюшо - исследователь и талантливый писатель в своих работах знакомит нас с творчеством и жизнью французских художников. Эта книга посвящена художнику-постимпрессионисту Анри Тулуз-Лотреку. Жизнь отпрыска графского рода, имевшего родню в королевских семьях Франции, Англии и Арагона, была радостна и безмятежна вплоть до 14 лет. Хотя его родители развелись когда ему было три, он не был обделен вниманием и любовью. В семье его ласково называли "Маленьким Сокровищем". Тяга к искусству передавалась у Тулуз-Лотреков из поколения в поколение. И Анри рисовал с детства, живо интересовался тем, что происходит вокруг него, любил лошадей и мечтал, о том времени когда вырастит и отправится на охоту вместе со своим отцом. К сожалению этому не суждено было сбыться. В возрасте 14 лет он ломает шейку бедра одной ноги, через год другой. С этих пор рост его конечностей остановился. И до конца жизни он так и останется непропорциональном карликом с ростом в 152 см. Современные медики склоняются к тому, что это произошло из-за близкородственной связи его родителей, они были кузенами. И в этот тяжелый момент отец отворачивается от сына. Анри перестает его интересовать, так как своим уродством не оправдал его надежд и ожиданий.
Возможно по этому Анри возненавидел пейзажи, как ненавидел природу, которая его предала. Если его работы, где он передает движение, обладают убедительной силой, если в его портретах есть сила и достоверность, то его пейзажи совершенно безлики. Даже когда он пишет на пленэре, ему совершенно безразличен сельский пейзаж, он лишь фоном обозначает зелень, выделяя на первый план единственное, что его интересует: лицо или фигуру. Он стремится раскрыть психологическую сущность модели, показать её без прикрас. В человеке или животном его привлекают уникальные черты, он ищет в них уродство, никогда не приукрашивая модель.
Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора. Не дожидаясь, пока над ним начнут смеяться в незнакомой компании, сам первый иронизировал над своим недугом. Он вырос в богатом окружении своих родственников и будучи не замкнутым человеком, легко сходится с людьми, являясь прекрасным собеседником. Друзья его просто обожали. Но в любви ему не везет, и он вынужден пользоваться услугами натурщиц и проституток. Утоляя страсть он так и не познал любви. В итоге он выплескивает ее на полотна и топит в алкоголе. Являясь очень плодовитым художником, он выставлял свои картины в Салоне независимых и проводил персональные выставки в Париже и в Лондоне. Менее 20 лет длилась творческая жизнь Анри Тулуз-Лотрека. За этот период он создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунка, несколько керамик и витражей.Но критики к нему и его творчеству настроены в основном недоброжелательно. Признание к нему пришло лишь через несколько лет после смерти. Смерти в возрасте 37 лет от алкоголя и сифилиса.
Портрет Винсента Ван Гога. 1887

Биограф и искусствовед Анри Перрюшо известен в жанре документальной биографии.
Ему принадлежат серия книг о гениальных художниках эпохи имрессионизма и постимпресионизма таких как Эдуара Мане, Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Поля Гогена и Тулуз-Лотрека в том числе.
Каждый из этих выдающихся художников обладал своей неповторимой индивидуальностью как человек и неповторимой харизмой творца.
Если говорить о Тулуз-Лотреке , автор акцентирует свое намерение в предисловии к роману, не столько
проанализировать его творчество или ту видимую часть его жизни, что протекала на фоне феерической атмосферы Монмартра, а раскрыть нам истиное лицо художника.
Думая, как озаглавить рецензию, все-таки название- это суть той информации которая срезонировала с нами, я колебалась между : потакая своим слабостям чрезмерно используя их как щит от душевных мук или творчество -как исцеляющее лекарство для истерзанной души?
Вот, примерно на таких весах балансировала жизнь Тулуз-Лотрека,но победило первое...
Тулуз - Лотрек прожил короткую и драматическую жизнь , она была наполнена и радостью счастливого детства, пока не усугубилась болезнь, его в семье его называли "маленьким сокровищем" , и горестью
разочарований, связанных с его физическим дефектом.
Родился он в богатой семье французских аристократов. Отец отличался эксцентричными выходками, необузданным характером "средневекового человека", потакающего своим прихотям , а мать , с которой у него была неразрвная связь до конца жизни - кротостью нрава ,чувствительностью и нежностью.
Анри Перрюшо,хочу заметить, не делает каких-то своих логических выводов и умозаключений,касающихся жизни художника,он лишь очень документально и красочно описывает факты биографии,предоставляя уже нам читателям возможность самим вытраивать цепочки догадок и открытий,предоставляя материал для для правдивого и точного образа его героя.
Тулуз Лотрек обладал редким дружелюбием , умел расположить к себе, был душой компании, познакомившись с ним , забывали о его уродстве, шепелявя, он смеялся над самим собой.
Так он гримасничал над самим собой...
Он гурман и чревоугодник нашел отраду в алкоголе... Далее последовали Париж , Монмартр , кабаре
"Мулен Руж", увлечение прачками , клоунессами , проститутки...
Во всей этой кутерьме и театрализованных костюмированных вечеринках он был признанным весельчаком,
таким образом, находил отдушину своего горя,пытался забытся ... Кстати, ему как любителю спиртных
напитков, принадлежит слава в придумывании различных коктейлей...
Вот почему его тянуло в такие злачные места ,здесь он чувствовал себя "своим", где людские души раскрывались во всей наготе, открывая свои инстинкты и пороки..., этим он походил на своего эксцентричного отца - "яблоко от яблони недалеко падает".
Но из-за физического дефекта он реализовывал единственную доступную ему роль наблюдателя.
Его глаза художника выхватывали колоритные,сочные натуры, он много работал ,только творчество спасало его.
Глубину его души раскрывает фраза: " я пишу людей, чтобы лучше узнать их..."
Вероятно за этим выссказыванием скрывается уязвимый , неуверенный характер художника и как
гиперкомпенсация - неумная экспрессия и противоречивость в поступках.
Судьба неудержимо влекла нашего героя по воле рока, воля Тулуз-Лотрека была вконец ослаблена
алкоголем ,критический возраст 36 лет ему не дано было пережить ,так же как 37 летний возраст А.С. Пушкину. Но у него другая история.
В книге достаточно много иллюстраций картин Тулуз - Лотрека, вам не прийдется гуглить в поисках упомянутой картины в тексте.
Биография художника,написана с привлечением огромного количества дневников , писем , воспоминаний современников ,причастных к судьбе Тулуз-Лотрека.
Круг общения художника был очень обширный: творческая дружба с художниками, скульпторами, артистами, дворянской элитой и людьми ,находящимися " на дне " - все это было так перемешано в его кипучей жизни. Эту богемную тусовку смог очень интеллигентно , без банального "перетряхивания грязного белья" отобразить Анри Перрюшо.
Чтение не было скучным ,напоминало чем- то просмотр фильма , насколько живо и
досконально рисовалась писателем жизнь Тулуз- Лотрека!
Всем интересующимся миром искусства однозначно рекомендую!

To lose Le Track
Мама, поцелуй меня в макушку,
Поплачь в подушку, накрой на стол.
Такой простой я вытянул билет…
Есть боль и радость.
Покоя нет.
Что я знала о Лотреке до этого чтения? Н-ну... кажется, он имел отношение к импрессионистам... вроде рисовал цирк... и еще у него был какой-то физический недостаток.
Будучи в любимом букинисте на Курской, я как-то рефлекторно ухватилась за красиво стилизованный томик. Сначала думала сразу подарить ее другу, но в метро все-таки не удержалась и сунула туда нос. Надо ли говорить, что было дальше? Давно меня не утаскивало в текст с такой яростной силой. Книга написана великолепно, с кропотливо собранными цитатами и воспоминаниями, но основная заслуга этого погружения, конечно, - личность Лотрека и его чудовищная и прекрасная жизнь.
Богемный Париж конца девятнадцатого века! Самое замечательное, что тогда уже была фотография, тогда уже можно было сохранить более-менее правдоподобную информацию. По этим фотографиям видно, какой он был - карлик с хрупкими костями, скрывающий свое несчастье за сумасбродством и шутками, с бешеным обаянием и бешеным темпераментом, певец борделей и кабаре.
Искусство было для него всем. На картинах можно было показать, какая же эта стерва-жизнь бесконечно красивая, уродливая, жадная, многоликая, носящая в себе зеленые оттенки смерти, как ее много, как она не умещается в голове и руках! (В этом смысле любой человек перед нею ущербный калека, потому что у него очень ограниченное восприятие. Может, поэтому от картин Лотрека оторваться невозможно - он как никто понимал.) Жизнь - это характер, самость, "чтойность". Жизнь - это распутные женщины, нет им числа; с тонкими чертами лица и волосами, через которые просвечивает солнце.
Я не знаю как, но Перрюшо через свою книгу пропустил Лотрека так, что все это чувствуешь - радость и боль, одновременно. Дикое количество мельчайших деталей и маленьких диалогов воскрешают во плоти Монмартр, "Мулен Руж" и "Мирлитон", в котором Брюан пел свои песенки, зычно понося пришедшую его послушать аристократию.
"Ты, лапушка моя моя, пристраивай свои жиры здесь, рядом с дамой. А ты, сарделька, втискивайся между этими двумя дураками, которые гогочут, сами не зная чего".
Сюзанна Валадон, натурщица, художница и обманщица:
И ковыляющий мимо всего этого безжалостный Лотрек-наблюдатель со своим погребальным остроумием.
- Еще рюмочку?
"Знаете, что я обнаружил на улице Лепик? Можно обалдеть! На стенке писсуара какой-то бедняга написал: "Жена оскорбляет меня, цорапает (через "о"), изминяет мне (через "и"), - а дальше уже гладко, без ошибок: - и чем больше она меня мучает, тем больше я люблю ее." Здорово, а? Разве это не замечательно?"
"В симфонии запахов человеческого тела кисловатый запах пупка занимает то же место, что треугольник в оркестре. Уж я-то в этом разбираюсь!"

Неужели надо быть сумасшедшим, чтобы достичь таких вершин? Неужели за все головокружительные взлеты надо обязательно расплачиваться страданиями, тоской и безумием? Ведь за сколькими великими произведениями стоит больная психика их создателя, невроз, патология!

Вы ничего не знаете и никогда не узнаете, вы знаете и узнаете только то, что вам захотят показать!














Другие издания


