
Ваша оценкаРецензии
Аноним24 февраля 2011 г.Читать далее"Раз незачем жить - незачем и помирать"
Европейский житейский мрачняк. Экзистенциальные ямы, распад семьи, пустота.
Не книга, а галерея отчужденных, недолюбленных, неблагополучных людей.
Адресуется тем, кто планирует зачитываться рассказами про одиноких, склочных и гордых (одновременно) дедов, доживающих свой век. Потом догоняться рассказами про одиноких мужчин и женщин, которые на фоне своих родителей, братьев, сестер, мужей сестер, жен братьев и пр. родственников (кто-то из них всегда фигурирует в этих рассказах) представляют еще более обособленное существование.Очень тоскливая и лиричная кинолента. Но дедки хороши!
Возможно, это и послужило толчком: мерный стук капель, тишина - одним словом, случилось то, что иногда случается: обнажилась пустота жизни, да так откровенно, будто сама ее бессмысленная суть заполнила меня под завязку и выплеснулась наружу уныло-постным видом из окна.
UPD Поняла, что не давало покоя во время чтения. Она такая вязкая, эта книга. Можешь начать с любой страницы, прочитать абзац или главу, вперед или назад - всегда будет время, чтобы остановиться, подумать, эмоционально отдышаться или потупить - и снова погрузиться. Такое же чувство у меня вызвал прозрачный "Дом дневной, дом ночной" Ольги Токарчук - единственная книга, которую я закончила и сразу же начала читать заново - чистый катарсический экстракт.
Но плавать в этом закате Европы не рискну. Поэтому - усилием воли закрываю книгу и привет!16182
Аноним16 декабря 2013 г.По правде сказать, книга не понравилась. Совсем.
Вроде написано хорошо... Но!
Все слишком безысходно. Слишком одиноко. Старость, ненужность, ощущение бессмысленности жизни. Показаны в разных формах, на примере разных людей и историй, но суть та же. Не затягивает и не заинтересовывает, во много потому, что в эту тьму не хочется быть затянутым.
Дочитывала исключительно из-за флэшмоба. Хотя безумно хотелось бросить.
И как то не вяжется с моими представлениями о современной Норвегии. Слишком мрачно.
8182
Аноним15 февраля 2013 г.Читать далееПока читала решила перестать верить в бога, прочитала, и решила все-же верить.
Рассказы-супер. Сложно описать свои чувства, кроме как-обухом по голове. Они притягивают, отталкивают, хотя и говоришь себе, что этого не может быть, но всей душой веришь, и знаешь, в жизни еще и не то бывает.
Вначале они вызвали у меня резкое нежелание читать дальше и отторжение, потом я ждала каждый рассказ, как необычную историю, которую рассказал знакомый, по большому секрету. Кажется, что они, герои, плохие, испорченные, не такие как мы. Ну не может же в жизни такого быть. А сердцем чувствую-мы все разные, и такие, и другие, хорошие, плохие, близкие, далекие и непонятные.
Мир полон несуразностей, раздражения, несвобода пустила глубокие корни, надежда на всеобщее равенство не оправдалась, и правит, похоже, сила. Говорят: надо радоваться тому, что имеешь, у других и того нет. А сами принимают таблетки от бессонницы. Или от депрессии. Или от жизни. И когда еще народится новое племя, понимающее суть равенства, племя садовников и селекционеров, которые вырубят деревья-гиганты, застящие весь свет мелкой поросли, и выстригут лишние побеги с древа познания.8152
Аноним30 августа 2011 г.Читать далееОткровенно говоря, я в шоке.
Давно я не читала такого смелого, открытого и обнажающего. Я бы даже сказала смело обнажающего, всю грязь, мерзость, но такую искренне настоящую жизнь. Вкладывая свои слова в уста, обиженного жизнью, но так рьяно за неё цепляющегося, маразматичного старика, мне он открыл что-то неизведанно-новое.
А эти едкие представления, он позвал его и они пошли, на протяжении всего рассказа может и не проскользнуть имен, и выглядит это то ли пошло для раздумий, то ли создает возможность, в коей то мере, самому стать автором и представить себе ИХ. Но в любом случае, вас это заставит думать, а за это дорогого стоит.
Да, я читала скандальные произведения, но это, возмутило во мне бурю эмоций, как положительных, так и вопиюще-негодоющих, но ни одна, ни одна страница не оставила меня равнодушной.
Сильная книга, сильного Хьелля Аскильдсена, если бы вы меня спросили, стоит ли читать?, я бы не задумываясь ответила - ДА!8106
Аноним6 февраля 2019 г.Все хорошо, пока не начнешь читать
Читать далееПослесловие от переводчика
Наперекор всем традициям обзор нужно начинать с послесловия от переводчика, к которому скопилось целая стопка вопросов. К счастью, он почти сразу раскрывает все карты и неумело оправдывается, прикрываясь мнимой гениальностью автора (мне так показалось).
Господин переводчик сообщает, что в юности автор писал рассказы, но злой отец сжег рукописи, что в книгу собраны рассказы преимущественно 60-х годов и лишь два рассказа относятся к 1983 году. Исходя из этого, запоздало понимаешь, что пара рассказов, которые более-менее годные, как раз относятся к позднему творчеству, а вот остальное увидело свет по недосмотру отца автора. Их следовало бы сжечь так же как и первую партию "проб пера".
Переводчик также сообщает о некоем особом слоге и стиле автора. Теперь, по крайней мере, я знаю как обозвать красиво способ впихивания в одно предложение диалог аж трех людей (где из знаков препинания присутствуют только запятые). Мне лень искать это предложение, но выглядело примерно так:
Зачем тебе это надо, сказала Мария, не знаю, ответил он, что тут происходит, зашёл в комнату отец, шаркая тапочками.
Стиль "невыделенный диалог в тексте" сильно напомнил Джойса, который, в свое время, так же доставил множество неудобств. Спасает лишь то, что у Аскильдсена рассказы имеют микроскопические размеры, да и количество героев ограничено, иначе понять кто о чем говорит было бы "миссией невыполнимой".Рассказы
Основываясь на пояснениях переводчика, рассказы и "роман" (это даже не роман, а какая-то зарисовка) можно поделить на две группы:- "Последние заметки Томаса Ф., сделанные им для человечества" и "Карл Ланге" (рассказы, написанные в 1983 году).
- Все остальное, то бишь 18 рассказов и так называемый роман "Окружение".
Все рассказы, кроме тех двух, что написаны позднее, подчиняются определённым правилам автора, без каких-либо вариаций, отчего создаётся ощущение, что рассказ один, только меняются декорации и имена героев. И если к рассказу пятому возникает недоумение, мол, я это читал ранее, то к рассказу пятнадцатому хочется уже вырваться из клишеобразного однообразия.
Итак, на основе своих наблюдений представлю вам несколько авторских клише. Заметьте, рассказы между собой отличаются лишь комбинацией этих клише:
~ Жена - видавшая виды женщина, готовая переспать с другом семьи/братом мужа/незнакомцем. Если измена удается, остается крайне довольной своим поступком. Устала от мужа, но не разводится.
~ Муж -эгоист. Всегда насилует жену послее её измены. Любит издеваться над домашними.
~ Дочь не любит отца, не понимает мать. Живёт по принципу "я для них никто, никто меня не понимает".
~ Брат/сестра - человек далекий, чужой, непонятный герою, лезет в жизнь и навязывает свое понимание мира.
~ Отец - дряхлый старик, который как мышь сидит в своей комнате, чтобы не навлечь гнев детей на себя. Боится того, что его выгонят на улицу. Если отец имеет свою жилплощадь, то скрывается там.
~ Если есть возможность подглядеть, то герои подглядывают. Если есть возможность переспать с кем-то, то эта возможность не упускается. Если есть повод к эрекции, то это несомненно произойдёт.
Казалось бы, с таким набором можно было и разнообразить рассказный ряд, но автор в этом деле не постарался. Он даже возмутительные события описывает вскользь, не акцентируя внимания, мимоходом, отрывочно...Два неформата
Негоже критиковать, когда есть те немногие, что достойны внимания. Начнем со старика, который делает записи о своей жизни. Этот рассказ идёт самым первым, наполнен бесконечным одиночеством и безысходностью. У старика больные ноги, он начинает терять сознание, и он живёт до тех пор пока не умрёт. Банально. Других целей нет, да и какие цели могут быть у старика?
Рассказ состоит из нескольких записей, но возникает ощущение, будто пишет не автор, а действительно старик.
Второй рассказ, находящийся где-то посередине книги, про Карла Ланге. Его обвиняют в изнасиловании совершеннолетней. Он мучается этим обвинением, не находит себе места, делает один нелогичный поступок за другим, наводя на себя ещё больше подозрений. В свою очередь следователь с удовольствием копается в прошлом героя, обнаруживая нелицеприятные моменты из жизни.
В обоих рассказах не имеется вышеперечисленных клише, что здорово их выделяет на фоне серой массы.Итог
По традиции книга, попавшаяся в руки мимоходом, оказалась просто... мукулатурой. Прочёл - забыл. Про старика, пожалуй, запоминается, да и написано неплохо. Но и палка один раз в жизни стреляет.
В качестве "передышки" книга пойдёт, но не более того.7281
Аноним25 мая 2010 г.Печальная книга о жизни в Норвегии. Надо заметить, что со времен Ибсена ситуация в этой стране, видимо, значительно ухудшилась. По сравнению с Аскильдсеном Достоевский - оптимист и вообще детский писатель. Рассказы очень хорошие, роман хороший, но такой безысходной тоски и печали я не встречала в литературе уже очень давно.
784
Аноним24 ноября 2021 г.Читать далееНеоднозначные впечатления. Первое произведение сборника, "Последние заметки Томаса Ф., сделанные им для человечества" - великолепно, я просто в диком восторге от этого мерзкого старикашки))) Никогда не собирала и не выписывала цитаты, а тут прямо руки чесались, уж больно хороши его едкие замечания))) Мелкий пример - "Нас разделял поток машин, и ни он, ни я не отваживались перейти улицу, глупо лишаться жизни от радости, когда столько времени не умирал от ее отсутствия. " - просто для понимания, о чем я.
А вот остальное уже совсем в другом стиле - этакое методичное препарирование обыденности, разглядывание скучного и случайного в микроскоп. Оно качественно написано, просто уже не очень мое, я и так знаю, что мир не идеален, что одна кровь не означает теплых отношений, да и печать в паспорте тоже. И чем дальше, тем мутнее и мрачнее.
В итоге получился перекос в сторону серой, ничем не приправленной стороны - а на контрасте с первыми весьма язвительными "Заметками" это сыграло скорее в минус. Жаль, что "Заметки" оказались такими короткими)5161
Аноним26 февраля 2013 г.Читать далееРассказы наполнены глубокой печалью и безысходностью. Ты как будто подглядываешь в замочную скважину только не за людьми, а за ихними чувствами и переживаниями, за ихними мыслями. Но эти мысли уж слишком тоскливы для меня.
Все хорошо, всем плохо.
Может книга попала не под нужное настроение, но мне было тяжело ее дочитывать. Я просто знала, что ничья история хорошо не закончится.
Для меня это книга про старость, смерть и отношения. Вернее об отсутствие отношений, про замкнутость людей в себе.Про то, как люди прячутся в своих коморках (или роскошных домах) и сидят там, страдают и ждут смерти.
С каждым человеком, которого я встречаю, я делаюсь все более и более одиноким
Но нельзя отрицать, что книга правдива, до боли правдива. Она про тех людей, которые живут с тобой по соседству, ходят с тобой по одним улицам или даже сидят с тобой на одних скамейках.
Все равно жизнь кончается, а там не играет никакой роли, что ты был одинок, безобразен и несчастлив.
Книга прочитана в рамках мероприятия «Трижды три темы» по совету FallingUpwards5135
Аноним25 ноября 2014 г.Читать далееО, боги! Уныние и тлен - это все, что вызывает эта книга. Так как я не сильна сильна в написании чего-либо, и рецензий в частности, попробую разложить все по пунктам.
Минусы:- Депрессивно и мрачно.
- Не несет никакой моральной подоплеки, просто зарисовки из жизни людей, не причин, не первоисточников, не выводов.
- Нет никакого колорита, кроме имен, действие этих рассказов могло произойти везде, где есть лес.
- Старость и одиночество, бедность, семейные проблемы - это основная тема всех рассказов ( у автора видимо проблемы).
- На удивление легко читается, только из-за этого я не бросила эту книгу
3167
Аноним26 ноября 2020 г.Читать далееСборник называется «Всё хорошо, пока хорошо», но внутри как раз ничего не хорошо, все очень плохо. Много обрывочных коротких зарисовок, которые создают неповторимую атмосферу безысходности и тщетности бытия. Ни ясной завязки, ни внятного конца, что хотел сказать автор — непонятно. Возможно, Хьелль как раз хотел показать, создать атмосферу, передать настроение, это у него получилось, но такой мрачной бытовухи и без него хватает вокруг. Герои Аскильдсена — одинокие, нервные, ненавидящие родственников или в целом людей (если родственников не завезли) и невероятно уставшие от жизни. Если кто-то умирает, то всем это безразлично, если супружеская пара выпивает в компании, муж потом обязательно изнасилует жену за мнимое непослушание, если в повествовании появляется молодая женщина, она обязательно с кем-нибудь переспит в чистом поле. Не знаю, авторский ли это стиль, но сборник рассказов родился явно без участия грамматики, всё скомкано в сплошную простыню текста. Такой прием срабатывает только тогда, когда надо показать поток мыслей одного человека. А здесь в одной куче могли оказаться диалоги и действия разных персонажей в разных местах, и понять, кто на ком стоял, практически невозможно. Да и не очень хочется. К завершающему сборник «роману» я уже так устала продираться через все эти потоки слов с запятыми, что мне было почти всё равно, кто из героев сказал ту или иную фразу, тем более, что на сюжете это никак не отражалось, все просто страдали. Ну и добило меня послесловие от переводчицы, в котором выяснилось, что Аскильдсен — ироничный философ, язва с абсолютным словесным слухом и вообще эталон стиля во всей Скандинавии. Что-то мне грустно за Скандинавию стало после таких заявлений.
2317