
Нет места для любви
Ctixia
- 349 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Spanky - ласкательное обращение, намекающее на мастурбационные привычки собеседника.
www.urbandictionaries.com
Могла ли я пройти мимо такого заглавия? Только успела посетовать над "Очерками по истории дьявола" - эх, не пишут нынче трагических и нравоучительных историй о грешниках и грешницах, стакнувшихся с Врагом Рода Человеческого ради удовлетворения кощунственных желаний, - как получила их две: сначала "Дневную Красавицу", а засим...
Эх, измельчал народ с фаустовских времён! Душу продать, и то не умеем толком.
С первых же абзацев проявилась здравая позиция автора и снискала моё одобрение. В чём же заключается это не свойственное современности здравомыслие?
Во-первых, Фаулер снайперски выбрал своего Фауста. Если вы думаете, что Спанки пришёл к изнывающему от боли пациенту хосписа, старцу, стосковавшемуся по юности, или учёному, мечтающему любой ценой познать тайны мироздания, вы глубоко ошибаетесь. Современный душепродавец молод, омерзительно здоров, отнюдь не голодает, имеет крышу над головой, работает и зарабатывает... перечисляю и чувствую, что с удовольствием очутилась бы его месте. Но ужас! Его родители не Рокфеллеры, сестра не королева красоты, друзья не персонажи голливудских фильмов, ослепительная карьера не светит. И бабы нет! Бабы нет! а хотелось бы их тыщщу!
Итак, что мы имеем в качестве потенциального донора бессмертной сущности? Да неплохо устроенного, счастливенького даже мещанина, который считает себя обречённым на посредственное, жалкое существование, тогда как мог бы...
...никогда не довольствуются полученными дарами: они отравлены злобой на скаредного Благодетеля, который наделил их всего лишь красотой, здоровьем, богатством, знатностью и умом; он утаивает от них миллион других даров, например полнейшее блаженство в каждое мгновение каждого дня... (Торнтон Уайлдер)
И когда мещанину является роскошный плейбой с модной картинки, похожий на самого мещанина, только ловко отретушированный - чем он соблазняет? Какая фраза становится последней каплей, угадайте?
Ну что ж, давай, отвергай возможность, но знай, что если ты потом передумаешь, будет поздно!
О лозунги нашего поколения, о рекламные слоганы! Бери от жизни всё. Ты этого достойна. Вкус победы. Не упусти свой шанс. Поддайся соблазну. Имидж - ничто, жажда - всё. А если задуматься, страшное ведь дело, когда пресловутый имидж, твой образ в глазах других, отступит перед всесильной Жаждой. Как хорошо, что я не люблю газировку...
Итак, Мартин Росс осваивает просторы возможностей с неотлучным демоном, который не отстаёт от своего протеже и в спальне. Не буду перечислять их похождения, Лесаж в "Хромом бесе" давно всё рассказал. Единственное, что хочу отметить: это редкая адаптивность Мартинова мышления. Он (как и любой на его месте?) сдаётся понемногу, зато беспрекословно. Ещё минуту назад страшился улицу на жёлтый свет перебежать, а вот уж и мечтает обзавестись рогами - это же так элегантно и эстетно! Льюисовский Баламут аплодировал бы Спанки: Учись, Гнусик! Вот как надо поглощать!
Мыслители позднего Средневековья спорили, способен ли дьявол управлять реальностью, или создаёт лишь призраки, мороки им затемнённого сознания. В середине "Спанки" Фаулер перешёл со второй точки зрения на первую и тем угробил сюжет на корню. В ход пошла вся затасканная бутафория низкобюджетных ужастиков: даже обезьяноподобный монстр, и тот выскочил из-за унитаза и вцепился в... неважно. Вцепился. Путь вселенского Зла усеян задушенными котятами, виниловыми корсажами, плётками из секс-шопа. "Из-за тысячи верст прискакал, сколько прогонов и порционов извел - и Чижика съел..." Вообще, во Зле как таковом удивляет отсутствие фантазии. Чтобы сделать нечто доброе, нужно и мозг приложить, и знание меры, и предусмотрительность, и чутьё. А нагадить кому ума недоставало?
Словом, Спанки много и скучно гадит, из всех способов осквернения выбирая наиболее банальный. Под конец распоясавшись, он берёт в заложники целую столицу и начинает горлы резыты - увы, много и скучно. Но не удастся сыграть на естественном сострадании, пока в опасности не окажется Единственная Настоящая Любовь Мартина, до этого серенько мелькавшая на заднем плане, но Единств. и Настоящ., сто пудов. И тут уж современный Фауст превращается в ковбоя Мальборо... Бэ-э.
Даже финал, своеобразный, не лишённый меткости, "Спанки" для меня не спас. Вопрос был поднят насущный, но... не вписывающийся в развлекательные рамки. И именно когда он за эти рамки полез, Фаулер (рекламщик Фаулер!) спустил его на тормозах. Что ж, ещё одно доказательство, что нашу цивилизацию на данном этапе развития уже не надо соблазнять и искушать. Готовы на всё, хоть с кашей ешь нас, но дай ощутить себя не посредственностью, не бездарью, и чтоб ничего не делать. О темпора, о цорес.

Ожидания, возникшие из-за аннотации, не были оправданы.
Неожиданного я тоже ничего не получила.
Эта книга совершенно не понравится тем людям, которые балдеют от динамики и вечных скачек повествования. "Спанки" - это очень мирная, спокойная и глубоководная речка. Я не порвала рот от зевания в процессе чтения чисто из-за того, что по большей части слушала её в аудио, так как дела делать скучно без книги, а моя основная, увы, не имеет озвучки. Зато благодаря именно "Спанки" я не впала в нечитун и, буду правдива, порой я специально выделяла время, шобы узнать ну что же там будет дальше.
Сам привкус от языка, повествования и сюжета напомнил мне почему-то Хайнлайна с его "Дверь в лето".
Изначально я симпатизировала Мартину. Вполне себе типичный спокойный и рассудительный мужской персонаж, который не играет особо великой роли в этом мире и не имеет постоянного счастья в женских руках. Тут в голову ещё "Я - посланник" Зусака прилез. Я, смотрю, многим нравится создавать подобных товарищей главных героев.
В первое время мне было интересно и просто забавно читать. Это как если бы "Спанки" был единственной случайной книгой на даче/в поезде/самолёте/автобусе. Ты просто читаешь и всё. Благо, язык приятный. Обычный такой, знаете. Мартин знакомится со своим даэмоном. Тот меняет его жизнь, используя читерство налево и направо. Я пыталась воспылать своими типичными "влюбись в кого попало" в отношении антигероя, но шото как-то не срослось. Как будто хотела заставить себя в стенку влюбиться.
Далее вообще такая катавасия началась... Мне больше всего понравился момент с волко-шимпанзе. Я бы наверное мгновенно с ума сошла, если бы такая тварь носилась бы за мной по квартире, истошно вопя, а мне надо было бы доказать себе, что это всего лишь галлюцинации, которые ничего мне не сделают. Ай, она мне кусок руки отгрызла, П*ЗД как больно, СПОКОЙНО, ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ... ******!
В общем металась я от одного к другому. То тут есть мистика, то её тут и нема. Кто такой Спанки? Тот или не тот? Шо захотел, то и подумал по такому поводу. Я не любитель такого. Концовка логичная и завершённая, но я ожидала какого-то взрыва что ли. Наверное не моё просто, ну или не под то настроение подлезла. Мне не хорошо и не плохо от этой книги. Любителям вполне могу посоветовать. Однако воспоминания о том п*це и наркомании под конец книги заставляет что-то сворачиваться в комок внутри живота. Бе.

"Спанки" провалялся бы еще не знаю сколько времени в моем вишлисте, если бы не "Дайте две!". Кристофера Фаулера я люблю и уважаю, но та часть его творчества, что посвящена крови, кишкам и доброте, идет у меня не то чтобы плохо, но исключительно порционно. "Спанки" как раз такая история с известной моралью на тему того, что за все надо платить и что есть на свете мужики, которые внезапно могут выжить в том еще аду (хотя выжить им как-то не полагалось).
Перед нами история Мефистофеля и Фауста, если нарядить ее в современные условия быта и перекроить человеческие мечты и стремления с тех пор на сегодя. Базовый блок, безусловно, тот же, а вот бантики чуть поменялись. Главный герой, парень по имени Мартин, настоящее ни рыба, ни мясо с великими мечтами и нытьем о том, что жизнь не удалась, все как полагается. И "Фауста" Мартин явно не читал, потому что на первых порах его заботит то, что такого быть не может, а не то, что слишком все просто и безвозмездно. Пришел какой-то хитрый дяденька, предложил капитальный ремонт жизни за просто так, мол, предназначение у меня такое, помогать. Мартин и купился, потому что хотел крутую работу, порядок в семье, секса с крутыми девочками и вообще всё уметь. И вот когда контракт уже исполнен, а Мартин становится везде огурец и молодец, приходит пора платить по счетам. И вот тут начинается самое потрясающее, мерзкое и ужасное - выживание, высчитывая часы, потому что счетчик тикает, и надо всего лишь продержаться до нужной точки.
С одной стороны жесть, с другой - и тут мне видимо аукается работа с Порталом поставщиков - нехорошо после предоставления услуг вставать в позу и говорить, мол, платить не буду, фигли. Но тут, что называется, в итоге невольно встаешь на сторону пострадавшего-поверившего, потому что человек за человека должен переживать и все такое (хотя куда больше я переживала, что Спанки мучает как бы то ни было связанных с Мартином людей). Фаулеру ужасы удаются, тут спору нет, будь то пауки, которые покрывают героя с головой, изнасилование или же простое убийство. Картинка в голове возникает четко и сразу с полным эффектом присутствия, так что даже фантазию включать не надо. По части убиения и расправы над людьми "Спанки" вообще вышел в отличники еще в самом начале чтения, потому что слишком уж легко все менялось в жизни Мартина и как-то совсем удачно устранялись мешавшие ему люди... Но не буду более о сюжете, скажу лишь, что самоуверенность и слепота до добра не доводят.
Как итог - финал оставляет пару моментов на подумать, и это есть хорошо. Например, насколько важную роль все-таки играет преображение Мартина, которое он получил тупо благодаря работе Спанки. Смог бы он все преодолеть, не поработай заранее с ним его будущий ужас и наказание? Каин его знает, люди часто меняются в кризисной ситуации, но... Всегда есть "но" и "а если бы", слава им навеки. Хороший ровный роман про ужасы мира сего и договорные отношения по преображению личности в истинно дьявольском антураже ужастиков и морей крови, разрушений и мести.

Вышел человек
С миллионом фунтов в кармане
И купил себе:
Невинность,
Доброе имя.
Правду.
Орден Британской империи,
Поэтическое бессмертие.
Жену своего лучшего друга,
Проблески потусторонней жизни
На спиритическом сеансе.
Мужскую стать.
Толстые сигары.
Китайскую вазу
И вообще все-все,
Что можно купить за деньги, -
Боль в животе.
Стук молотков в голове.
Боязнь пораниться.
Страх перед смертью,
Страх перед разорением.
Боязнь сойти с ума,
И
Страх перед смертью.
Джек Бичинг

«Нас вообще всю жизнь преследуют те или иные страхи. Внезапный акт жестокости, незримо витающая в воздухе инфекция и потаенные страхи разъедают наши души и обволакивают нас извне, и никакой семейный очаг не способен уберечь нас от подобной паранойи. Все перемешалось в нашей жизни, сбилось в одну кучу. Изможденные темнокожие тела, дети с облепленными мухами глазами, время от времени появляющиеся на экранах телевизоров, сменяются рекламой средства для похудения, сопровождаемой демонстрацией стройной загорелой обнаженной женской фигуры на песчаном морском берегу. Либо ты принимаешь все это близко к сердцу, либо попросту пожимаешь плечами и продолжаешь жить своей собственной жизнью. В молодости ты рисуешь в своем воображении картинки безмятежной старости — уход за розами, игра с внуками, а в зрелом возрасте ложишься в постель, спрятав под подушку нож…»

Множество людей убеждены, что их жизнь складывается наипрекраснейшим образом, но только до той поры, пока кто-то не ткнет их носом в горькую реальность.












Другие издания


