Логотип LiveLibbetaК основной версии
Обложка
User AvatarВаша оценка
3,9
(88)

Золото

3
367
  • Аватар пользователя
    Merry-go-round6 ноября 2016 г.

    Это история о ста слитках переплавленного золота, большая часть которого была отобрана национал-социалистами у евреев, а затем украдена у национал-социалистов чистокровным немцем, который хотел выкупить свою дочь, рожденную от чистокровной француженки, в политических целях выданной за еврейку и отправленной в концлагерь. Сотни сломанных судеб ради спасения одного ребенка. Сама задумка произведения выдает в авторе талант трагикомика. В начале чтения я видела только трагедию. Мне очень хотелось использовать в будущей рецензии цитату Кафки: "Нам следует читать книги, которые нас ранят". Описание бесконечных зверств и издевательств над невинными людьми меня ранило. "Если книга, которую мы читаем, не отрезвляет нас, словно удар по голове, то зачем вообще ее читать?" Каждая из бессмысленных смертей действовала на меня как удар по голове. Но - как бы варварски это ни звучало - к тридцатому рассказу ко всему начинаешь привыкать. Сухое, лишенное эмоций повествование автора напоминает репортерский отчет: господин X был убит господином Y в 11.37 утра по следующему адресу следующим зверским способом ради 5 граммов золота, позже переплавленного в слиток под следующим номером. Не забудьте про город Больцано - единственный в Италии, где не умеют готовить настоящие спагетти. Не очень впечатляет, правда? Но, честное слово, если эта отчетность вас обманет и заставит закрыть книгу на 31м рассказе, это будет значительной потерей для вашего читательского и человеческого опыта. Питер Гринуэй - прекрасный, талантливый автор, и он знает, что надо сделать, чтобы сохранять внимание читателей на протяжении сотни однотемных и однотипных рассказов. Он специально усыпляет вашу бдительность и способность сочувствовать, чтобы в нужный момент кольнуть изо всех сил и напомнить, что вы все еще способны сопереживать, а в нацистской Европе существовал еще добрый десяток изощренных издевательств, о жертвах которых надо помнить.

    Но если говорить о жертвах, то главным достоинством и автора, и книги я считаю отсутствие поверхностного мышления и попыток сделать из нацистов главное мировое зло. Как бы ни было грустно это сознавать, но в немалой части рассказов главным злом была человеческая глупость, и именно жертвой собственной глупости пала бОльшая часть героев. Нацисты в этих случаях играли роль только птиц-падальщиков, в поисках золотых останков роющихся в лучшем случае в золе, а в худшем - в кишечниках трупов. Ну и раз начала о трупах, то тут же расскажу о главном недостатке книги - отвратительном натурализме и обилии неэстетичных подробностей. Это было необходимо, чтобы вызвать нужный отклик, но, наверно, если бы автор, жалея читателя, опустил пару деталей и прикрыл пару тел простынями, книга ничего не потеряла бы.

    Из ста одного рассказа сложно что-то выделить, но я все-таки смогла выбрать два, впечатливших меня больше всего. Для меня в сборнике две главные темы - наказание за глупость и возмездие за жестокость. Олицетворением глупости мне показалась история о музыканте, воровавшем у своей невесты ради того, чтобы подготовить почву для безбедной (совместной ли?) жизни в эмиграции, и убитом нацистами по наводке раскрывшей правду невесты, которая провела ночь в заупокойном бдении у окна, глядя на мертвое тело, распростертое на скамейке, где несколько лет проходили их свидания. Олицетворением возмездия для меня стала история о санитаре, в качестве принудительной эвтаназии убивавшего газом физически и умственно неполноценных, жена которого вскоре родила ребенка с синдромом Дауна. Да, эти две жуткие истории - всего лишь крошечная часть сборника. Возможно, прочитав мою рецензию, кто-то не решится взяться за весь сборник. И это будет не самым правильным решением. Такие книги надо читать, даже если они вас ранят.

    Читать далее
    3
    323