
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 ноября 2008 г."Три города" оказались трилогией с единым сюжетом, так что я, решив начать с "Парижа" (этот роман - последний), поступила несколько опрометчиво. Впрочем, какая, в сущности, разница. Золя здесь ровно такой, какого я люблю - со сложными взаимоотношениями, связывающими всех героев из разных слоев общества; со злободневной фактурой; излюбленной Золя теорией наследственности и так далее и так далее.
7475
Аноним14 марта 2018 г.Возвращение в мирскую жизнь
Читать далееПьер Фроман, священник, знакомый по роману "Лурд", в этой книге вернется к мирской жизни, помирится с братом и даже женится на молодой девушке — за что его будет весьма порицать светское общество. А то что творится в самом обществе — это в порядке вещей. Банкир Дювильяр под каблуком актрисы Сильвианы — это нормально. У его жены — молодой любовник, за которым охотится ее же дурнушка-дочь — тоже ситуация привычная. И такие семейные драмы уже не раз описаны и Бальзаком, и самим Золя.
Политика в романе представлена продажными депутатами и анархистом — рабочим Сальва, который ради каких-то целей высшей Справедливости бросает бомбу в особняк Дювильяров. Ничего особо героического в этом поступке не видно, скорее жест отчаяния полубезумного человека.
Париж голодный и Париж, утопающий в роскоши, — Пьер Фроман понимает, что роль посредника между ними ему уже не по силам, а потому снимает сутану...6732
Аноним15 июня 2016 г.Наука против религии
Читать далееВ "Париже" Золя снова обращается к социальной проблеме расслоения классов. Религия им выставляется как фикция, оправдывающая высшие слои общества посредством милосердия. Золя стремится разрушить религию наукой, которая сможет привести к равноправию членов общества, социализму и справедливости.
Главный герой Пьер будучи священником разочаровывается в религии, осознавая ее бесполезность. Он также, как и его брат Гильом, начинает верить в торжество науки. Однако, он призывает вести борьбу с религией и буржуазией не с помощью радикальных мер таких, как уничтожение всего вокруг, что порождено несправедливым буржуазным обществом, а за счет внедрения достижении науки, признание их пользы. В данном случае этим достижением явилось мощнейшее взрывчатое вещество, которое вначале было использовано не на благо ярым анархистом Сальвой, отчаявшимся спасти себя и свою семью от нищеты.
Символом власти религии в Париже Золя изображает храм Иисусов на Монмартре, который угрожающе стоит над Парижем и заставляет покориться Богу и смириться перед судьбой.
Барон Дювильяр является ярким примером разложившейся буржуазии, проворачивающим различные махинации, имеющим неограниченное влияние на власть имущих кроме молоденькой и глупой распутницы Сильвианы, готовой обвести его вокруг пальца ради своих сумасшедших прихотей.
В "Париже" Золя наиболее остро изобразил тот момент, когда Пьер, посетив дом, где в ужасающих условиях проживают бедняки, в которых не осталось практически ничего человеческого (например, в одной из комнат сидели за столом, жадно хлебав, двое неопределенного пола), прибывает в роскошно обставленные гостиные барона Дювильяра за прошением об устройстве нищего старика, который вот вот умрет от голода и сырости, в приют. И оказывается, что напрасно.
Золя, поэтому, через Пьера, задает вопрос "Зачем тогда нужна религия, если она не способна спасти человечество от нищеты?"
Средством же достижения всеобщего равноправия является социализм, порожденный наукой.
Таким образом, Золя в этой книге высказывает уже известные идеи французских социалистов и ученых той поры. Акцент делается лишь на том, чтобы достижениями науки смогли воспользоваться умелые и знающие руки, чтобы это пошло на благо, а не на разрушение.5668
Аноним31 марта 2021 г.Читать далееЗаключительная часть антикатолический и антихристианской трилогии Эмиля Золя. Потерявший веру священник Пьер Фроман возвращается в Париж, чтобы окончательно порвать с церковью и стать светским рабочим. На этом пути ему помогает брат Гильом, выдающийся ученый и фанатик-террорист, с которым Пьер давно не общался из-за разницы во взглядах. На фоне возрождающегося братского союза бесчинствует и развращается парижская буржуазия: Золя описывает ее в лучших традициях своих ранних романов, заимствуя героев из "Эжена Ругона", "Добычи", "Нана". Продажные журналисты и проституированные актрисы, циничные политики и мошенники-финансисты. Все они озабочены только жаждой удовольствий, в то время как трудовой народ умирает в нищете и страданиях. Разложение богачей - лучшая часть романа, в ней действует Золя-художник, умевший по-настоящему ярко описывать людей плохих, аморальных, посредственных, подлых.
В остальном "Париж" - чрезмерно тенденциозный и политизированный роман даже по меркам Эмиля Золя. Что не станица, то манифест против "рабского христианства" и "разлагающихся буржуа". Ученый Гильом и его семья показаны невероятно елейными святошами от науки. Если у них и возникает ссора в семье, то только из-за философских споров о справедливости. Затянутые излияния братьев Фроманов читать невыносимо скучно, эти персонажи идеальны, они - люди сциентистской утопии Золя, где наука заняла место религии, и все поклоняются велосипедным моторам.
Помимо приближения социализма, у романа есть еще одна волне конкретная функция: Золя хотел отговорить современных ему социалистов-соратников от радикального насилия. Всячески задабривая (они хотели взорвать Париж из-за любви к человечеству!), Золя все же уводит радикалов в сторону от кровавой борьбы, чему и посвящены последние сцены этого слабого романа.
3508
Аноним2 января 2019 г.Читать далееЗавершающий роман трилогии Эмиля Золя «Три города» возвращает главного героя, молодого аббата Пьера Фромана, в столицу Франции, где ему предстоит продолжить и завершить духовные метания, которые долгое время не дают в полной мере соответствовать чёрной сутане. События романа разворачиваются спустя три года после возвращения Пьера из Рима, и если в первом романе цикла («Лурд») критической оценке подвергалась фанатичность религиозных чувств, во втором («Рим») прослеживалась насквозь прогнившая и отошедшая от подлинно христианской система ценностей духовенства, начиная с Папы Римского, то в третьем романе («Париж») большая доля внимания уделена обличению пороков в светском обществе и политическим баталиям. Для самого Пьера Фромана наступает миг, когда он должен принять окончательное решение, либо побороть себя и остаться в лоне церкви, либо признать, что его веры для исполнения пастырского долга недостаточно. Одновременно происходит встреча и воссоединения Пьера со старшим братом Гийомом, который по примеру отца посвятил себя науке, чем прогневил мать, что привело к окончательному разрыву и расставанию родных.
Кроме того, Пьер соприкасается с двумя мирами – беспросветной нищетой и блистающим миром высшего общества, однако человеческие пороки и нравственная грязь находятся в обеих этих диаметрально противоположных сферах. Так, «сливки общества», т.е. титулованные аристократы, богатые граждане и политики, не гнушаются пускаться в нечестные авантюры, откровенно мошеннические действия, коррупцию, не говоря об изменах с дамами полусвета, при этом и жёны не отстают от мужей, и даже мать с дочерью делят одного ухажёра. Параллельно в полуголодной или совсем голодной жизни прозябают обитатели трущоб. При этом Пьер лучше знакомится с семьёй Гийома, узнаёт его революционно настроенных друзей и открывает анархические взгляды старшего брата. Вместе с тем, Гийом не просто общается с представителями радикальных политических взглядов, но и, будучи талантливым химиком, создаёт взрывное устройство. Среди знакомых Гийома оказывается и рабочий Сальва, который всё-таки взрывает бомбу в особняке банкира Дювильяра.
В личной жизни Пьера тоже происходят важные события, а именно знакомство с невестой брата, Мари, которая не испытывает ни любви, ни влюблённости к Гийому, а скорее уважение. Несмотря на то, что Пьер старается подавить в себе чувства, вызванные Мари, Гийом замечает тонкие нити, которые начинают связывать младшего брата и Мари, тоже не оставшейся равнодушной к Пьеру. Пережив в себе огромные, во многом опустошающие перемены, Пьер в конце концов признаёт свою неготовность в священнической сутане противостоять порокам мира. Он оставляет сан и женится на Мари. Последние строки романа довольно оптимистично выглядят: на фоне ярких огней Парижа герои надеются на более просвещённое будущее для нового поколения. Но читатель уже знает то, что было неведомо Эмилю Золя, а именно, столкновение нового поколения с 1914-ым годом…
Трилогия «Три города» понравилась, поскольку в ней есть то, что меня всегда привлекает: сложные человеческие взаимоотношения, море психологических нюансов, социальные проблемы, рассмотрение политических реалий конца XIX века, противопоставление религии и науки, срез практически всех слоёв общества, и, конечно, тяжёлая внутренняя работа и метания отдельно взятого человека. Трилогия должна, безусловно, понравиться любителям пера Эмиля Золя, классического французского реализма и, в целом, сложных, глубоких историй.
1707
Аноним3 апреля 2022 г.Как бы сделать так, чтобы всем было хорошо...
Читать далееЗаключительная книга трилогии стала более экспрессивной, напористой и даже злее. События не дают стоять на месте, ведь время такое особенное. Новые идеи, новые технологии волнуют общество, которое, к тому же разделилось по классам крайне остро. Богатые погрязли в пороке и обмане, а бедные в голоде и ненужности. Показаны разные социальные ситуации, вместе с Пьером можно подробно рассмотреть.
В это время набирают популярность разные идеи построения нового общества. Часто встречались интересные мысли героев, что и нынешнее время являются важными. Невероятное сравнение управлением велосипеда и принятием решений, например. Сами герои яркие и неповторимые.
Во время чтения вспоминалась серия Ругон-Маккары, которая меня впечатлила и этим книга понравилась. Книга воспринимается серьезной. Этого не надо опасаться, так как читается она легко.0136