Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в двадцати шести томах. Том 19: Париж

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Аноним31 марта 2021 г.

    Заключительная часть антикатолический и антихристианской трилогии Эмиля Золя. Потерявший веру священник Пьер Фроман возвращается в Париж, чтобы окончательно порвать с церковью и стать светским рабочим. На этом пути ему помогает брат Гильом, выдающийся ученый и фанатик-террорист, с которым Пьер давно не общался из-за разницы во взглядах. На фоне возрождающегося братского союза бесчинствует и развращается парижская буржуазия: Золя описывает ее в лучших традициях своих ранних романов, заимствуя героев из "Эжена Ругона", "Добычи", "Нана". Продажные журналисты и проституированные актрисы, циничные политики и мошенники-финансисты. Все они озабочены только жаждой удовольствий, в то время как трудовой народ умирает в нищете и страданиях. Разложение богачей - лучшая часть романа, в ней действует Золя-художник, умевший по-настоящему ярко описывать людей плохих, аморальных, посредственных, подлых.

    В остальном "Париж" - чрезмерно тенденциозный и политизированный роман даже по меркам Эмиля Золя. Что не станица, то манифест против "рабского христианства" и "разлагающихся буржуа". Ученый Гильом и его семья показаны невероятно елейными святошами от науки. Если у них и возникает ссора в семье, то только из-за философских споров о справедливости. Затянутые излияния братьев Фроманов читать невыносимо скучно, эти персонажи идеальны, они - люди сциентистской утопии Золя, где наука заняла место религии, и все поклоняются велосипедным моторам.

    Помимо приближения социализма, у романа есть еще одна волне конкретная функция: Золя хотел отговорить современных ему социалистов-соратников от радикального насилия. Всячески задабривая (они хотели взорвать Париж из-за любви к человечеству!), Золя все же уводит радикалов в сторону от кровавой борьбы, чему и посвящены последние сцены этого слабого романа.

    3
    508