Рецензия на книгу
Собрание сочинений в двадцати шести томах. Том 19: Париж
Эмиль Золя
Аноним2 января 2019 г.Завершающий роман трилогии Эмиля Золя «Три города» возвращает главного героя, молодого аббата Пьера Фромана, в столицу Франции, где ему предстоит продолжить и завершить духовные метания, которые долгое время не дают в полной мере соответствовать чёрной сутане. События романа разворачиваются спустя три года после возвращения Пьера из Рима, и если в первом романе цикла («Лурд») критической оценке подвергалась фанатичность религиозных чувств, во втором («Рим») прослеживалась насквозь прогнившая и отошедшая от подлинно христианской система ценностей духовенства, начиная с Папы Римского, то в третьем романе («Париж») большая доля внимания уделена обличению пороков в светском обществе и политическим баталиям. Для самого Пьера Фромана наступает миг, когда он должен принять окончательное решение, либо побороть себя и остаться в лоне церкви, либо признать, что его веры для исполнения пастырского долга недостаточно. Одновременно происходит встреча и воссоединения Пьера со старшим братом Гийомом, который по примеру отца посвятил себя науке, чем прогневил мать, что привело к окончательному разрыву и расставанию родных.
Кроме того, Пьер соприкасается с двумя мирами – беспросветной нищетой и блистающим миром высшего общества, однако человеческие пороки и нравственная грязь находятся в обеих этих диаметрально противоположных сферах. Так, «сливки общества», т.е. титулованные аристократы, богатые граждане и политики, не гнушаются пускаться в нечестные авантюры, откровенно мошеннические действия, коррупцию, не говоря об изменах с дамами полусвета, при этом и жёны не отстают от мужей, и даже мать с дочерью делят одного ухажёра. Параллельно в полуголодной или совсем голодной жизни прозябают обитатели трущоб. При этом Пьер лучше знакомится с семьёй Гийома, узнаёт его революционно настроенных друзей и открывает анархические взгляды старшего брата. Вместе с тем, Гийом не просто общается с представителями радикальных политических взглядов, но и, будучи талантливым химиком, создаёт взрывное устройство. Среди знакомых Гийома оказывается и рабочий Сальва, который всё-таки взрывает бомбу в особняке банкира Дювильяра.
В личной жизни Пьера тоже происходят важные события, а именно знакомство с невестой брата, Мари, которая не испытывает ни любви, ни влюблённости к Гийому, а скорее уважение. Несмотря на то, что Пьер старается подавить в себе чувства, вызванные Мари, Гийом замечает тонкие нити, которые начинают связывать младшего брата и Мари, тоже не оставшейся равнодушной к Пьеру. Пережив в себе огромные, во многом опустошающие перемены, Пьер в конце концов признаёт свою неготовность в священнической сутане противостоять порокам мира. Он оставляет сан и женится на Мари. Последние строки романа довольно оптимистично выглядят: на фоне ярких огней Парижа герои надеются на более просвещённое будущее для нового поколения. Но читатель уже знает то, что было неведомо Эмилю Золя, а именно, столкновение нового поколения с 1914-ым годом…
Трилогия «Три города» понравилась, поскольку в ней есть то, что меня всегда привлекает: сложные человеческие взаимоотношения, море психологических нюансов, социальные проблемы, рассмотрение политических реалий конца XIX века, противопоставление религии и науки, срез практически всех слоёв общества, и, конечно, тяжёлая внутренняя работа и метания отдельно взятого человека. Трилогия должна, безусловно, понравиться любителям пера Эмиля Золя, классического французского реализма и, в целом, сложных, глубоких историй.
1707