
Экранизации
AleksSar
- 7 500 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Один из лучших рассказов советской фантастики её "золотой поры" - 60-70 годов прошлого века. Удивляюсь сам себе, что я до сих пор как-то умудрялся обходить стороной такого замечательного автора как Север Гансовский. По стилю он больше других напомнил мне Стругацких, вообще-то они шли параллельно, может быть, братья опередили старшего товарища года на 3-4 по выходу на большие тиражи. Поводом вспомнить об этом замечательном писателе послужил тот факт, что сегодня исполняется ровно 30 лет с того дня, как он ушел из жизни, и очень не хочется, чтобы таких великолепных мастеров забывали.
На этот рассказ я наткнулся в "Антологии советской фантастики" из БСФ (Библиотеки современной фантастики), издававшейся в середине 60-х. И пока, из всего в томе прочитанного, рассказ Гансовского показался самым сильным.
Тогда это казалось фантастикой очень далекого будущего, сегодня уже - нет. Речь идет о генетических экспериментах, о попытке привить зверям высокий интеллект. В качестве объектов испытания выбраны медведи, в результате появились странные существа в зверином обличье, способные к абстрактному мышлению и особым талантом к усвоению математики и физики, но при этом не наделенные никакими моральными и этическими нормами.
В том мире, где это случилось, их зовут отарками, очень напоминает орков и по созвучию, и по некоторым своим проявлениям. Жрут они не только людей, но и с радостью набрасываются на своих ослабевших или раненых собратьев, и это при том, что они по всем параметрам логического и абстрактного мышления превосходят обычных людей. Вот такая проблема вырисовывается - наличие существ, наделенных сознанием и высоким интеллектом, способных осмыслить и осознать любую идею, сколь бы сложной она не была, и при этом не способными справляться с собственной звериной природой.
Но кроме проблемы самих отарков, еще показательнее проблема людей - как им - людям - быть с этими зверолюдьми? Дать им возможность развиваться - они ведь, размножаясь и производя новых субъектов, совершенствуются даже внешне, некоторые теряют шерстяной покров, - или уничтожить как неудавшийся проект. А люди-звери понимают, что их судьба не решена, и это делает их еще опаснее, потому что теперь они начинают рассматривать обычных людей не только в качестве потенциальной пищи, но и как источник угрозы их существованию - бунт становится практически неизбежен.
В рассказе есть и приключенческая линия, всё вышеизложенное становится ясно в процессе приключений, переживаемых главными героями, но я не буду её касаться, дабы сохранить интригу для тех, кто захочет познакомиться с этим замечательным рассказом, если до сих пор еще не знаком. Философская же проблема, поднятая автором, станет в будущем главной во многих произведениях и отечественной, и зарубежной фантастики.
Что касается сравнения "Дня гнева" с "Островом доктора Моро", безусловно, общий знаменатель у этих произведений очень явный, можно даже говорить о частичном заимствовании идеи у английского классика, но все же Гансовский рассматривает проблему под иным углом. Человеко-звери Уэллса пытались стать людьми, и в интеллектуальном отношении были очень мало развиты, отарки Гансовского интеллектуально намного превосходят людей, и быть на них похожими не стремятся. Это уже конфликт цивилизаций: материнской и созданной, "отягощенной" моралью и свободной от неё.
В завершение хочу вспомнить, что именно по этому рассказу был снят первый советский официальный "ужастик", который носил то же название. Но, надо признать, что фильм получился намного слабее рассказа, и даже игра замечательных актёров - Юозаса Будрайтиса и Алексея Петренко - его не спасла. Так что, лучше - читайте!

Об этом рассказе (написан в 1964 г.), считающимся чуть не самым лучшим и заметным произведением в творчестве автора, я узнал случайно в аналитической статье, где братья Стругацкие о нем восторженно отзывались. Была там и информация о вышедшем по мотивам рассказа одноименном фильме (в 1985 г.), который называют чуть ли не первым советским (!) фильмом ужасов. Пройти мимо таких фактов я не смог.
Рассказ (или иногда называют его мини-повестью) рассказывает о некой затерянной в лесах-горах зоне, где проводились опыты над... медведями. Цель экспериментов - развить у животных интеллектуальные способности. В результате появились существа, совместившие в себе как агрессивность медведей, так и феноменальные умственные качества, кои даже не всем людям доступны. Отарки - так их назвали - выбились из-под контроля, сбежали из лаборатории и начали жить по собственному разумению, терроризируя и периодически убивая местных фермеров и жителей.
По сюжету журналист приезжает в зону для изучения ситуации. Его сопровождает местный лесник. В их разговорах вся главная философская и социальная сущность истории, которую можно свести к простой истине: нельзя проводить неподконтрольные, безбашенные и жестокие, по сути бессмысленные опыты над животными. Тем более стараться превратить их (довести до уровня) в людей. Какие бы благородные с виду не были идеи. Животный и человеческий миры не стоит скрещивать, они должны существовать по своим законам и в своих рамках.
Отарки проявляют не только звериную жестокость, но и хитрость и изворотливость людей, держа в страхе всю территорию. Власти, как бы не пытались поначалу решить проблему, предпочли ее просто замолчать и бросить на самотек. Принесли бы какие-либо изменения в создавшееся положение выводы, которые должен был привезти из своей командировки журналист, вопрос открытый. Ибо ему не суждено вернуться... Отарки устроят ему и леснику (который уже давно достал их) день гнева.
Живенький рассказ, с определенной интригой. Для середины 60-х в Советском Союзе очень смелая тема и очень... мрачная. Мне показалось, что из нее можно было сделать куда более насыщенное, увлекательное и крупное произведение. Секретная лаборатория, где проводятся эксперименты над животными, ее разрушение и побег подопытных, образование некой территории, живущей под страхом гнева новых существ, - да с такими исходными данными нынешние писатели выдали бы книгу в несколько томов!))
Конечно, дело не в количестве, а в качестве, но мне не хватило этой небольшой истории. Не понравился (как, кстати, и Северу Гансовскому) и фильм по рассказу. Разве что картинка в виде жутковатых гор впечатляет (как оказалось, натурные съёмки проходили в Севастополе на 35-й бронебашенной батарее). Неудачная попытка авторского кино, где все в темных цветах и полутонах, герои больше значительно молчат, чем говорят, исковерканный и дерганный сюжет, резкая, совсем не по книге концовка. Не говоря уже о том, что никаких спецэффектов, а отарков так ни разу и не показали. И совсем не страшно для первого советского ужастика. Хотя, конечно, мы на сегодня избалованы огромным количеством в том числе и похожих страшилок, а для того времени... может и жутковато было.
Отмечу также, что, читая рассказ, у меня появилась стойкая ассоциация с "Островом доктора Моро" Герберта Уэллса, который вышел в свет в конце XIX века. Вот уж не помню, был ли там человек-медведь...
Написано под музыку группы Leprous с альбома "Malina" (2017 г.)

В результате опытов профессора Фидлера, где-то на задворках земли, выведена новая раса разумных существ. Медведи, способные разговаривать и обладающие человеческим разумом, но сохранившие звериную агрессию. Отаки. Так назвали их то ли ученые, то ли местные жители. Вместе с тем новый вид лишен таких понятий, как доброта, мораль, нравственность. В какой-то момент что-то пошло не так и подопытные твари вырвались за стены секретной лаборатории, сожрав кой-кого из охраны. Поселившись в близлежащих лесах, истребили всех животных в полях и чащах. Устроили террор местному населению, предварительно изъяв у тех огнестрельное оружие. (по всей видимости, чтобы те их не отстреливали, так как сами они, в силу медвежьих лап не способны использовать его). По заданию редакции разобраться со всем прибывает столичный репортер мистер Бетли. На месте его сопровождает лесник Меллир, который в отличие от фермеров, живущих в тех краях, единственный, кто открыто противостоит Отакам. Добравшись до некогда секретной лаборатории где все началось, Бетли и Меллер попадают в ловушку, устроенную эволюционирующими медведями, которые становятся всё более и более похожими на людей. Лесник гибнет, а репортер, запертый в лаборатории, где еще недавно выводили новый вид разумных существ, придается размышлениям на тему, что же такое Человек? Что определяет данное понятие? Разум или Доброта?!

















