
Модель для сборки
Ashka
- 1 254 книги

Ваша оценка
Ваша оценка
Вечерний отзыв, плавно переходящий в ночной.
В оригинале Direction of the Road (Направление дороги)
Вышел в свет в 1973 году.
Рассказ философско-физический. Гениальный.
О чем рассказ?
Каждый день проезжая по дороге, где стоит старый дуб, люди и не подозревали, сколько всего полезного он делает для них.
Пролог.
Слушал в модели для сборки, так как найденные пару текстов онлайн, содержали не полную версию книги.
Рассказ на 17 минут. Или как говаривал Шерлок Холмс, не много перефразирую Великого Сыщика - рассказ на одну трубку.
Подробнее
А вы, когда нибудь задумывались над теорией относительности. Я вот по своей философско-фантазерской натуре, задумывался.
Лежа на диване, думал, почему кружка с кофе стоящая на столе не переместиться ко мне в руку, изменит свое положение относительно меня.
Но увы. Приходилось вставать и брать её самому. Но может было все не так. А вот как в рассказе Урсулы Ле Гуин.
Мне, как любителю творчество В.С. Высоцкого сразу вспомнились две его песни.
Тут будет про теорию относительности.
и
Рассказ в стиле предмета, вещи, и или чего то еще, но не человека.
Они как раз, отлично описывают все, то что происходит в рассказе.
А там есть вяз, который каждый день двигается по своей дороге,
Проходят годы, а он то увеличивается, то уменьшается перед повозками, машинами людей. Ему приходится двигаться все быстрее и быстрее.
Мне этот рассказ очень сильно понравился, просто он как раз в таком стиле, как мне нравиться самому писать свои небольшие рассказы, как я это называю другая точка зрения.
Всё, что говорит в рассказе Вяз(дуб) вполне может быть правдой. И это не мы движемся сами, а скажем предметы, растения и тп.
Это как с мультипликацией, вы наверное рисовали так в тетради. Потом берете быстро пролистываете, и рисунки начинают двигаться.
Сейчас, это называется ФлипБук. Продаются специальные тетради.
0:00Так, вот для нас изображение начинает, двигаться. Но, если бы брать каждый листок отдельно, и убрать скорость и время. То там изображение не двигается.
Или для картинок в тетради двигались бы мы, а они стояли.
Одно время, когда еще была популярна эта технология, говорю про flash анимацию.
Занимался, изготовлением различных рекламных баннеров или небольшой анимации.
Так вот скажем, надо было сделать так, что бы машина ехала.
Если не большой отрезок ей надо проехать, то задний фон статичный, а задаешь направление машине. А если надо движение. То двигается как раз фон, а машина стоит. И создается такой эффект движения.
Вот так и это дерево из рассказа, оно двигалось, и изменялось, а люди стояли.
Или еще мне вспоминается, сериал "Флэш" , там по моему в 4 сезоне, была серия, где террористы взрывают ядерную бомбу, а Барри Ален(Флэш), входит в форму сверхскорости, известную как Flashtime, он просто двигается так быстро, что весь остальной мир застывает. И он пытается, часами всех спасти. И не выходит. Вот дерево, вполне себе такой Флэш.
Как вот этот рисованный кот.
Нам кажется он не двигается, а коту кажется он двигается, а мы стоит.
Надеюсь не утомил, но мне кажется это важно для понимания, рассказа.
Что, еще мне понравилось. Что деревья же многие живут дольше людей. Например этот Вяз(дуб \ разные переводы) .
Он рассказывает, о том как родился, как начал свою гонку. Как менялся мир, пропали повозки, появились машины, и они становились быстрее и быстрее, как появился асфальт, и вся природа изменилась вокруг.
Он слушал, разговоры людей. Целая история пробегала у него перед глазами.
Но пожалуй финал, получился еще более крутой, его не сразу понимаешь. Возможно, у вас было или будет если прочитаете, по другому. Но, я прослушал в аудио. А потом пошел искать финальную часть в тексте. Что бы переварить.
Что такое вечность. Никогда вот так не думал, как в этом рассказе показано. Вечность и смерть.
Но есть о чем задуматься.
Кому интересно, был вот такой советский научно популярный фильм, там рассказывают про теорию относительности, общими словами. Но хотя бы будет немного понятно.
0:00Спасибо, что прочитали.

Знаете, очень забавно бывает иногда порыться в книгах большой бабушкиной коллекции старых пыльных изданий, особенно если в этих изданиях запрятаны артефакты в виде забавных советских аннотаций. Хочется представить какого-нибудь серьезного литератора-редактора или даже переводчика и посмотреть ему в глаза с вопросом, что его сподвигло на рассказ о дереве у дороги написать вот этот перл:
Вот я-то уже рассказ прочитала, я-то знаю, что там (хвала небесам) все абсолютно не так, но ожидания того, кто возьмется за эту зарисовку с целью подогреть свой праведный гнев в сторону ужасно страшного капиталистического запада, будут совершенно не оправданы.
Сам рассказ занимает читателя минут на 15 максимум, однако преподносит пару интересных идей на подумать. Повествование ведется от лица дерева, растущего у дороги. Оно наблюдает за прохожими и проезжими, склоняет к ним свои ветви и тихо смотрит вслед. Однако с течением времени легкий ветерок от пробегающих по дороге лошадей начинает все больше ускоряться быстрыми потоками машин, и вот, в один момент дерево стоит уже не у лесной тропы, а на обочине многополосной магистрали.
Самая первая мысль этой истории лежит буквально на поверхности (нет, она, конечно, не в ужасности капитализма) и раскрывает идею о неотступности ускоренного развития технологий человечества, несущих вред природе, обитатели которой не в силах этому противостоять и могут лишь молча наблюдать за неизбежным. Вообще, эта тематика очень характерна для многих авторов ХХ века. Нет, вы не подумайте, я понимаю, что она актуальна и сейчас, но тогда во времена стремительных изменений, люди воспринимали это намного болезненнее, поэтому и обсуждения были острее (ну примерно, как страхи насчет ИИ в наше время). Как яркий и самый известный пример – великий Толкин, считавший самолеты ужаснейшим изобретением человечества и изображавший их в образе назгулов. У Урсулы Ле Гуин в ее рассказе точно так же прослеживается явный пессимизм по поводу все большего отхода человека от природы и постепенной утраты им своей человечности.
Другая интересная мысль здесь очень своеобразна и зависит скорее от вашего собственного желания интерпретировать поглубже. Мне вот показалось очень необычным изображение сознания главного героя – дерева. Оно тут не просто стоит и смотрит, а как бы движется вместе с теми, кто проходит мимо, чувствует их ритм и перенимает его себе. То есть, писательница как бы создает новую физику мира через призму восприятия того, кто максимально отличается от нас. Из этого можно было бы написать большой фантастический роман, вплести в него теории относительности явлений в зависимости от наблюдателя, подумать, как могли бы увидеть строение вселенной существа, близкие к растениям, а не животным. Однако оставим это талантливым писателям будущего и просто восхитимся фантазией автора.

Честно скажу - вначале мне не понравилось. Но.. минут через десять я была очарована талантом Урсулы владением метафизическим способом изъяснения мысли, ассоциативной игрой и сумасшедшим воображением. Концовка растрогала идеей и трагичностью.

А моей дороге отдыхать не приходилось, она работала целый день под почти не прекращающимся потоком машин. Она работала, и я тоже работал. Мне уже больше не надо было так трястись и подпрыгивать, но приходилось бежать все быстрее и быстрее; с чудовищной скоростью расти, зависать и стягиваться в ничто за мгновение - все в спешке, не имея времени порадоваться движению, без отдыха, снова, снова и снова.

У нас, вязов, есть девиз: "Ломаюсь, но не гнусь", и я всегда старался придерживаться его.


















Другие издания

