Рецензия на книгу
Направление дороги
Урсула Ле Гуин
Puddingus3 июня 2025 г.У нас, вязов, есть девиз: "Ломаюсь, но не гнусь"
Знаете, очень забавно бывает иногда порыться в книгах большой бабушкиной коллекции старых пыльных изданий, особенно если в этих изданиях запрятаны артефакты в виде забавных советских аннотаций. Хочется представить какого-нибудь серьезного литератора-редактора или даже переводчика и посмотреть ему в глаза с вопросом, что его сподвигло на рассказ о дереве у дороги написать вот этот перл:
В предлагаемой новелле писательница в аллегорической форме ставит вопрос об отношении бесчеловечной западной цивилизации к природе.Вот я-то уже рассказ прочитала, я-то знаю, что там (хвала небесам) все абсолютно не так, но ожидания того, кто возьмется за эту зарисовку с целью подогреть свой праведный гнев в сторону ужасно страшного капиталистического запада, будут совершенно не оправданы.
Сам рассказ занимает читателя минут на 15 максимум, однако преподносит пару интересных идей на подумать. Повествование ведется от лица дерева, растущего у дороги. Оно наблюдает за прохожими и проезжими, склоняет к ним свои ветви и тихо смотрит вслед. Однако с течением времени легкий ветерок от пробегающих по дороге лошадей начинает все больше ускоряться быстрыми потоками машин, и вот, в один момент дерево стоит уже не у лесной тропы, а на обочине многополосной магистрали.
Самая первая мысль этой истории лежит буквально на поверхности (нет, она, конечно, не в ужасности капитализма) и раскрывает идею о неотступности ускоренного развития технологий человечества, несущих вред природе, обитатели которой не в силах этому противостоять и могут лишь молча наблюдать за неизбежным. Вообще, эта тематика очень характерна для многих авторов ХХ века. Нет, вы не подумайте, я понимаю, что она актуальна и сейчас, но тогда во времена стремительных изменений, люди воспринимали это намного болезненнее, поэтому и обсуждения были острее (ну примерно, как страхи насчет ИИ в наше время). Как яркий и самый известный пример – великий Толкин, считавший самолеты ужаснейшим изобретением человечества и изображавший их в образе назгулов. У Урсулы Ле Гуин в ее рассказе точно так же прослеживается явный пессимизм по поводу все большего отхода человека от природы и постепенной утраты им своей человечности.
Очень немногие водители давали себе труд посмотреть на меня да же мельком. Казалось, они вообще ничего не видели. Просто таращили глаза на дорогу перед собой. Похоже, они верили в то, что куда-то направляются, к чему-то стремятся.Другая интересная мысль здесь очень своеобразна и зависит скорее от вашего собственного желания интерпретировать поглубже. Мне вот показалось очень необычным изображение сознания главного героя – дерева. Оно тут не просто стоит и смотрит, а как бы движется вместе с теми, кто проходит мимо, чувствует их ритм и перенимает его себе. То есть, писательница как бы создает новую физику мира через призму восприятия того, кто максимально отличается от нас. Из этого можно было бы написать большой фантастический роман, вплести в него теории относительности явлений в зависимости от наблюдателя, подумать, как могли бы увидеть строение вселенной существа, близкие к растениям, а не животным. Однако оставим это талантливым писателям будущего и просто восхитимся фантазией автора.
57151