
Цинизм, Прагматизм, Скептицизм, Реализм, Эгоизм, Нигилизм.
Essenin
- 90 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Появление сборника "Одеты камнем" Ольги Форш в буккросинге я поначалу воспринял весьма насторожённо. Помнится когда-то прочёл её "Радищева", который не произвёл на меня никакого впечатления. Да и аннотация издательства к данному сборнику не впечатляла. Правда полиграфия книги была на самом высоком уровне. Такую чёткую печать, да с удобным шрифтом, да ещё и на финской бумаге нынче и "не сыщешь". Перелистывать такие страницы - одно удовольствие. Невольно мой взгляд зацепился за абзац, в котором упоминалось о попытках исследователей пролить свет на тайну "русской Железной Маски" загадочного узника Алексеевского равелина Петропавловской крепости Михаила Степановича Бейдемана (1839-1887), истории которого и посвящена данная книга. Книга в высшей степени необычная. Это исповедь некоего восьмидесяти трехлетнего Сергея Русанинова, дворянина и убеждённого монархиста. Исповедь, которая читается как увлекательный приключенческий роман. Но главное в книге не это. "Одеты камнем" - это история человека, предавшего своего друга, совершившего подлость "во благо Отечества". Но подлости как таковой нет оправдания, ни в прошлом, ни в настоящем. Даже если она совершается под благовидным предлогом. Это аксиома. В своём романе "Одеты камнем" Ольга Форш в лице своего главного героя выносит безжалостный приговор всем "благодетелям-подлецам" всех времён и народов. Ибо подлость, предательство, грех Иуды нельзя оправдать, - считает автор...

Редкий случай, хотя бы для меня. Книга умная, глубокая, отлично разбирается на цитаты, а в целом не понравилась. Воды много. Всей этой дворянской бытовухи 19 века много. И воспринимается тяжело. Видимо, не всем хорошо дано мастерство Толстого, у которого по сто отвлечений на десять страниц, а все же читается легко.
Хотя что-то в этой книге все-таки есть. И не столько тема предательства, сколько тема мучений и угрызений, которые преследуют главного героя на протяжении всей его жизни, после того, как по его милости революционера Бейдемана сгноили в тюрьме без суда и следствия.
Удивительный это характер, все-таки. Его мучит факт предательства, и он ищет оправдания себе в том, что он ничего изменить не может. Но все же его грызет совесть, хотя он поступил согласно своему долгу - долгу ревнителя самодержавия. Но вот прошло много лет, самодержавие свергнуто, и оказывается, что предательство было напрасным, что человек сходил с ума в тюрьме почем зря. Но Бейдеман все-таки умер, а виновник его трагедии жив глубоким стариком, мучимый и тоже сходящий с ума.
Страшная жизнь. Страшно совершить преступление, и после этого жить очень долго.

С Ольгой Форш я познакомилась случайно по совету прохожего книголюба. В чудесном парке Островского поставили маленький шкафчик для буккроссинга. Роясь в его недрах и выискивая интересные книги, я заметила его и после короткого разговора, он посоветовал мне познакомиться с творчеством Форш, о которой я раньше даже и не слышала. Как оказалось, она Вляется автором многочисленных романов, посвященных революционному движению в России. "Одеты камнем" рассказывает о судьбе Михаила Бейдмана, русском революционере, который провел в заточении в Алексеевском равелине более 20 лет, а закончил жизнь, прожив еще 6 лет в Казани в психиатрической клинике. Видимо, долгое пребывание в равелине сделало его безумным и смерть скорее была как избавление.
Повествование в книге ведется от лица Сережи, поверхностно знакомого с Бейдманом, но все-таки принявшего участие в постигшей его участи. Моя низкая оценка роману скорее всего связана как раз с этим персонажем. Он меня откровенно раздражал- это не военный человек, не сильная личность, а какой-то тюфяк, который мог лишь наблюдать за происходящим из кустов. Он вел себя порой как последний трус. Плюс сбивающееся повествование-только герой рассказывал по сути дела, о Михаиле, как тут же появлялись рассуждения на другие темы, совершенно ни к селу ни к городу. Такое разочарование-стремишься узнать скорее, что было дальше, а тут тебе щелчок по носу, сиди и читай что там этот Сережа вспомнил. И как-то не смогла его глазами я увидеть всю историю целиком. Запомнилась лишь мать Бейдмана, как сильная женщина. А вот Вера, сыгравшая тут тоже большую роль, как-то прошла мимо меня. Вообще язык романа давольно тяжелый. Как скрипучая телега-сложно начать читать и потом еще сложнее влиться в течение романа. И это очень обидно-книга хороша, на интересную тему. Но после прочтения в памяти мало что остается. Слишком много воды и ненужных отступлений.
Навряд ли я продолжу знакомство с Форш. Я люблю читать исторические романы, но этот автор-явно не мой.

Русский человек, как известно, настолько же добродушен, насколько жесток.

Как много можно узнать от человека умирающего, если этому человеку есть что сказать












Другие издания


